Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни школьников 15-17 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни школьников 15-17 лет



Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни школьников 15-17 лет

Выпускная квалификационная работа

 

Исполнитель:

Рогин А. А.

студент гр. ФК –4 с (б) III

Научный руководитель:

Сахарчук Е. И.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………….......……….. 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни школьников 15-17 лет…………………………………………………….......... 6

1.1. Понятие здорового образа жизни, его составляющие……….......... 6

1.2. Влияние средств физической культуры на здоровье школьников 15-17 лет…………………………………………………………….........13

1.3. Физическая культура и оптимизация режима двигательной активности как одни из важнейших компонентов здорового образа жизни…………………………………………………………………......17

Выводы по первой главе главе…………………………………….........23

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению роли физической культуры в формировании здорового образа жизни школьников 15-17 лет………………………………………………………..... 24

2.1. Отношение школьников к здоровью и здоровому образу жизни. Констатирующий эксперимент………………………………................24

2.2. Программа формирования здорового образа жизни школьников 15-17 лет. Формирующий эксперимент………………………………......35

Выводы по второй главе…………………………………………............41

Заключение…………………………………………………………………...... 44

Список использованной литературы……………………………………...... 46

Приложение…………………………………………………………………...... 51

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема здоровья человека в контексте общечеловеческих ценностей приобретает все большее значение. Широкий общественный резонанс получает понимание того, что среди проблем, решение которых не должно зависеть от общественно-политических установок, центральное место занимает проблема здоровья детей, без решения которой у страны нет будущего. Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению [Бальсевич, Лубышева, 2012].

Наиболее значимые исследования, посвященные роли физической культуры в формировании здорового образа жизни школьников и заслуживающие особого внимания, — это труды Н.П. Абаскаловой, О.Ю. Баладанова, И.З. Козловского, О.П. Бахтинова, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышевой и других авторов.

Мы разделяем мнение А. Г. Сухарева, считающего, что индивидуальный образ жизни активно формируется в подростковом возрасте. Это связано с развитием у подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание, самооценка [Сухарев, 2005]. Эти новообразования обусловливают столь важную для подростков возможность самим определять свой образ жизни. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить подростков к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать субъектность в сбережении и укреплении здоровья.

По этой причине проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой – воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников [Абаскалова, 2004], [Бальсевич, Лубышева, 2002].

Тема выпускной квалификационной работы «Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни школьников 15-17 лет».

Объектом исследования является процесс физического воспитания школьников 15–17 лет через дисциплину «Физическая культура».

Предметом исследования является влияние физической культуры на формирование здорового образа жизни школьников 15–17лет.

Целью данной работы является теоретическое обоснование и проверка в опытно-экспериментальной работе влияния занятий физическими упражнениями на формирование привычек здорового образа жизни школьников 15–17лет.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

- выявить теоретические основы формирования здорового образа жизни школьников 15-17 лет;

- адаптировать авторскую программу Э. Н. Вайнера по формированию здорового образа жизни для школьников в возрасте 15–17 лет с учетом их половозрастных и физических данных;

- апробировать эффективность применения программы в повышении уровня физической активности школьника 15–17 лет.

Методы исследования: наблюдение, беседа, анализ литературы, анкетирование, эксперимент, статистический метод, математический анализ.

Практическая значимость работы заключается в том, что анализ и интерпретация данных, полученных экспериментальным путем, позволит рационально выстроить режим дня подростка, включив в него необходимый минимум физической нагрузки; кроме прочего, определение оптимального режима двигательной активности и физической нагрузки, знание индивидуальных и физиолого-возрастных особенностей организма человека позволит избежать перегрузок и дилетантского подхода в определении нормы физической активности, а также минимизировать имеющиеся негативные установки на занятия физической культурой, создать положительную мотивацию и устойчивую потребность к занятиям спортом.

База исследования: 9-11 классы МБОУ СОШ №7 г. Михайловки Волгоградской области.

Выпускная квалификационная работа общим объемом 47 страниц состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложения.

 


ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни школьников 15-17 лет

Влияние средств физической культуры на здоровье

Школьников 15-17 лет

Значительная роль физических упражнений в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения, поддержании высокого уровня работоспособности доказана многочисленными исследованиями А.Н. Агаджанян, Н.М. Амосова, Р.Е. Мотылянской, В.П. Лукьяненко, В.В. Гневушеваи др., которые свидетельствуют, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни [Холодов, Кузнецов, 2013].

Мы разделяем утверждения А.С. Солодкова и Е.М. Есиной о том, что физические упражнения благоприятно воздействует на рецептивные, мимические и интеллектуальные процессы. Ритмические движения тренируют пирамидную и экстраполярную системы. Дети школьного возраста, имеющие большой объем движений в течение дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями функционального состояния центральной нервной системы, экономичной работой сердечно - сосудистой и дыхательной систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям [Солодков, Есина, 2006].

Генетическая потребность в различном уровне движений заложена в каждом ребенке с первых дней жизни и зависит от типологических особенностей нервной системы ребенка. При этом по данным Минздрава России (2013), оптимальное физическое развитие и функциональное состояние достигается при занятиях физическими упражнениями не менее 2 – 2,5 часов в день [Демидова, 2009].

Наряду с этим в современной литературе накоплен огромный материал о негативном воздействии интенсивных физических нагрузок на растущий организм. Исследования показывают, что интенсивные занятия спортом в раннем возрасте приводят к хроническим заболеваниям суставов, лордозам и кифозам, раннему закрытию зон роста [Сухарев, 2013].

С учетом вышесказанного, следует отметить, что занятия физическими упражнениями необходимо дозировать с учетом индивидуальной чувствительности организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов [Майерс, 2012].

Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы. Возникшие в них очаги возбуждения способствуют угасанию тех механизмов, которые являются причиной патологического процесса. Иначе говоря, болезненный очаг, как бы блокируется, и нарушенные функции в результате нормализуются. Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций [Мартынова, 2003].

Достижение и поддержание высокого уровня здоровья средствами физической культуры возможно лишь при условии использования всего многообразия различных видов упражнений и правильном их дозировании. Укрепить здоровье с помощью физических упражнений можно, только зная, что, как и сколько надо делать. Именно этих знаний многим более всего и не хватает. Прежде всего, следует помнить, что использование физических нагрузок не должно рассматриваться как временная компания, определённый курс лечения, а как постоянный жизненный фактор. Существует и другая крайность. Многие считают, что чем больше занимаешься, тем полезнее для здоровья и, что особенно полезны те упражнения, которые сопровождаются большими нагрузками (культуризм, марафонский бег и т.п.). В действительности же не существует линейной зависимости между величиной нагрузки и её положительным влиянием на состояние здоровья.

Вместе с профессором Я.С. Вайнбаум мы считаем, что оптимальный эффект достигается только при определённых величинах нагрузки, диапазон которых в общем-то невелик, и в очень большой степени индивидуален. Снижение нагрузки ниже этого диапазона вызывает не пропорционально резкое снижение оздоровительного эффекта. Повышение нагрузки выше верхней границы оптимальности не приводит к столь же значительному улучшению показателей здоровья, и более того, может оказать отрицательное воздействие на его состояние [Дубровский, 2013].

Следует иметь ввиду, что диапазон оптимальности нагрузок в значительной мере индивидуален. Ответная реакция организма на одни и те же нагрузки у разных людей может быть различны в зависимости от уровня физической подготовленности, возраста, пола и др.

Считается, что 3-5 разовые занятия в неделю (из них 2-3 на природе) с использованием дыхательной гимнастики, ходьбы, бега, ходьбы на лыжах и других упражнений с циклическим характером движений наиболее эффективно влияют на полное восстановление нарушенных функций организма и имеют общеукрепляющее свойства [Соловьев, 2013].

Исследованиями установлено, что для значительных сдвигов в физической подготовленности, более эффективного, устойчивого влияния упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и других жизненно важных для человека качеств двухразовых занятий в неделю совершенно не достаточно. Школьнику должна быть привита любовь самостоятельно дополнительно, систематически работать над своим физическим развитием от одного до двух раз в неделю, а также желание и упорство неукоснительно выполнять ежедневную утреннюю гимнастику, а так же желательно закаливание. Лишь в этом случае происходит значительное улучшение его здоровья и физического состояния, даже если в начальной стадии имелись нарушения жизненных функций и заболевания [Макаров, 2011].

При этом хочется отметить, что высокая оздоровительная эффективность рационального дозирования физических нагрузок особенно проявляется у школьников с недостаточным уровнем развития физических качеств.

Необходимо всегда помнить, что для решения оздоровительных задач в практике школьной физической культуры главным является не повышение уровня подготовленности и без того физически сильных школьников, тем более, что здоровья им это не прибавит, а подтягивание до необходимого уровня ребят с низкими показателями здоровья и развития физических качеств. Это позволит укрепить их здоровье, повысить работоспособность и успеваемость, предупредить заболеваемость. Такое отношение должно рассматриваться в качестве главного критерия постановки физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательной школе.

 

Здорового образа жизни

Здоровый образ жизни как обновленное научное и бытовое понятие охватывает собой объективную потребность современного общества в здоровье, физическом совершенстве человека, в физической культуре личности.

Одним из важнейших социальных факторов формирования образа жизни и здорового образа в частности, выступают физическая культура и массовый спорт, называемые в последние 15—20 лет во многих странах «спортом для всех». Президент ассоциации «Спорт для всех» А.В. Царик подчеркивал, что физическая культура - стержневое, главное условие здорового образа жизни и в значительной степени охватывает собой понятие и явление здорового образа жизни. Он же признавал, что процесс формирования физической культуры тесно связан с такими объективными факторами образа жизни, как экономика и наличие свободного времени, экология и условия труда, жилищно-бытовые и другие условия, а также условия физкультурно-спортивных занятий.

Мы согласны с Б.Н. Рогатиным, президентом Международной конфедерации спортивных организаций, считающем, что человек, систематически занимающийся спортом, в 2—3 раза легче переносит тяготы жизни, на 15—20 % более инициативен в работе, общественной жизни коллектива, оказывает больше помощи своим товарищам, у него выше творческая активность, общительность, он больше уверен в себе, стремится добиться лучших результатов, на том участке, где прилагает усилия, будь то производственная или общественная деятельность, учеба. Он же сформулировал следующий тезис: физическая культура как феномен культуры не может быть сведена к природным явлениям, к физическим качествам человека, свойствам его организма и биологическим системам жизнеобеспечения, телесность человека является базисной характеристикой человека, но его духовность, интеллект неотделимы от человека и его физической культуры [Жулина, 2012].

Все сказанное выше позволяет заключить, что активная роль физической культуры в реализации здорового образа жизни несводима к выполнению систем физических упражнений, но охватывает среду формирования, развития и совершенствования личности, социализации человека.

Физкультура в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. Ведь физкультура в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности ребенка. В последнее время медики, педагоги бьют тревогу: у нынешних школьников активнее, чем у их сверстников в прошлые годы, проявляются нарушения осанки, они больше страдают от плоскостопия и других заболеваний двигательной системы. Одна из причин - недостаточная мышечная нагрузка. Дети ведут малоподвижный образ жизни: сначала сидят на уроках, потом - над домашними заданиями, а вечером - у компьютера, а в школах практически все спортивные кружки работают сегодня бесплатно - труд педагогов дополнительного образования оплачивает департамент. Бывшие учителя физкультуры, массово уходившие в последние годы в охрану, теперь возвращаются обратно: ведение спортивных секций после уроков обеспечивает им существенную прибавку к жалованью. Ведь чтобы детский спорт стал действительно массовым - он должен быть общедоступен [Давыдов, Попова, 2012].

Но физкультура в школе не ограничивается одними лишь уроками физкультуры. Физкультура в школе – это так называемые физкультминутки, которые проводятся в течение других уроков. Они необходимы для снятия физического и умственного напряжения. К сожалению, сегодня физкультминутки в школах проводятся в основном в начальных классах и за очень редким исключением в средних классах. А про старшеклассников в этом смысле совсем забыли. Но учителя совершенно напрасно пренебрегают физкультминутками, ведь потратив пару минут на снятие напряжения, они получили бы большую результативность работы в итоге.

Физкультура в школе обязательно сопровождается медицинскими осмотрами. Цель медосмотров – оценка состояния здоровья, развития и уровня физической подготовки школьников. Данные медицинских осмотров позволяют врачу рекомендовать определенные виды физических упражнений, величину нагрузки, методики их применения.

Физкультура в школе имеет и свои проблемы. Среди них можно назвать проблему физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии психического и физического здоровья. Таких детей часто просто освобождают от занятий, а ведь ослабленные дети еще в больше степени нуждаются в благотворном влиянии физкультуры на организм.

В целом, дети старшего школьного возраста, имеющие большой объем движений в течение дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями функционального состояния центральной нервной системы, экономичной работой сердечно - сосудистой и дыхательной систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям.

Наряду с этими данными в современной литературе накоплен огромный материал о негативном воздействии интенсивных физических нагрузок на растущий организм. Исследования показывают, что интенсивные занятия спортом в раннем возрасте приводят к хроническим заболеваниям суставов, лордозам и кифозам, раннему закрытию зон роста [Демидова, 2009].

Поэтому следует отметить еще раз, что занятия физическими упражнениями необходимо дозировать с учетом индивидуальной чувствительности организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов [Дуркин, Лебедева, 2012].

Достоверно известно, что правильно организованная двигательная активность – важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Это тем более справедливо по отношению к детям и подросткам, для которых процессы роста и развития являются тем морфофункциональным фоном, на котором воздействие адекватной двигательной активности особенно значимо. Кроме того, разумно организованная, динамичная деятельность школьников служит ключевым инструментом организации их досуга, что во многом определяет их устойчивость к наркотическому влиянию и другим социально значимым неблагоприятным влияниям окружающей среды.

Особое место занимает движение человека в исследованиях ученых по физической культуре и спорту П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского, спортивных кардиологов С.П. Летунова, Р.Е. Мотылянского, А.Г. Дембо, а также в трудах видных спортивных специалистов Н.Г. Озолина, В.М. Дьячкова, А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева и др. По их замечанию, природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив очень ценным чувством – чувством «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь.

Действительно, двигательная активность является одной из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма. Значение движений в жизни ребенка особо подчеркивается при ознакомлении с литературой по гипокинезии, последствиям двигательной недостаточности.

Длительное воздействие такого состояния приводит к общей детренированности организма и возникновению ряда заболеваний, поэтому обходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность.

Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая, как мы сказали, может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника [Волков, 2011].

Оптимальный двигательный режим школьника должен складываться из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах (для детей младшего школьного возраста), уроков физической культуры, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья [Полиевский, 2013].

У современных детей и подростков порог стрессоустойчивости крайне низок, они легко возбуждаются, выходят из себя, в некоторых случаях ведут себя неадекватно, занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям [Роджерс, 2012].

Если мы говорим о молодежи, то, как свидетельствуют полученные данные, с возрастом уровень спортивной активности заметно снижается. Видимо, это является следствием недостаточной мотивации учащихся к этому виду деятельности. Учитывая важнейшее значение этого фактора для укрепления здоровья подрастающего поколения, в этом направлении требуются новые педагогические и социолого-психологические разработки, способные поднять уровень интереса к занятиям и тем самым способствовать здоровьесбережению школьников.

Следует отметить, что в Институте возрастной физиологии имеется десятилетний практический опыт повышения мотивации учащихся средних общеобразовательных учреждений к занятиям физкультурой на основе использования современных компьютерных технологий диагностики физических возможностей и нормирования нагрузок с учетом врожденных особенностей телосложения школьников.

Таким образом, решение проблемы оптимального двигательного режима в образовательных учреждениях становится важным гигиеническо-медицинским и одновременно социально-экономическим вопросом, поскольку влиянию гиподинамии особенно подвержены дети школьного возраста. Отсюда, данное положение приобретает особое значение в воспитании детей старшего школьного возраста в связи с увеличением удельного веса умственной нагрузки в общем режиме дня. Поэтому непременным условием рекреации детей после напряженной умственной нагрузки на занятиях является рационально организованная двигательная деятельность [Щеголев, Соломатникова, 2013].

В настоящее время имеются данные, характеризующие возрастные, половые и индивидуальные особенности двигательной активности детей школьного возраста. Многие научные исследователи, такие как
С.Я. Лайзане, Е.А. Тимофеева, В.А. Шишкина, изучавшие двигательную деятельность детей старшего школьного возраста, констатируют, что двигательная активность у мальчиков выше, чем у девочек. Эти различия не установлены у младших школьников.

 

 

Выводы по первой главе

Решение проблемы оптимальной физической активности в урочное время многие педагоги, медицинские работники видят в широком использовании комплекса физических упражнений, способствующих удовлетворению потребности старшеклассников в движении, укреплению их здоровья и повышению работоспособности.

Одним из средств повышения двигательной активности являются физкультминутки в течение урока, но большую значимость приобретают бег, военно-спортивные игры («Орленок», «Зарница»), внешкольные спортивные мероприятия и спортивные игры с использованием мяча, скакалок, теннисных ракеток и прочего спортивного инвентаря.

Таким образом, решение проблемы оптимального двигательного режима в образовательных учреждениях становится важным гигиеническо-медицинским и одновременно социально-экономическим вопросом, поскольку влиянию гиподинамии особенно подвержены дети школьного возраста. Отсюда, данное положение приобретает особое значение в воспитании детей старшего школьного возраста в связи с увеличением удельного веса умственной нагрузки в общем режиме дня. Поэтому непременным условием рекреации детей после напряженной умственной нагрузки на занятиях является рационально организованная двигательная деятельность.

В настоящее время имеются данные, характеризующие возрастные, половые и индивидуальные особенности двигательной активности детей школьного возраста. Многие научные исследователи, такие как
С.Я. Лайзане, Е.А. Тимофеева, В.А. Шишкина, изучавшие двигательную деятельность детей старшего школьного возраста, констатируют, что двигательная активность у мальчиков выше, чем у девочек.

 

 

ГЛАВА ΙΙ. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни школьников 15-17 лет

 

Таблица 2.1.

Таблица 2.2.

Таблица 2.3.

Выводы по второй главе

Анализируя все полученные данные, констатируем, что одной из приоритетных задач образовательного учреждения является охрана и укрепление здоровья детей. Для решения этой задачи в урочное и внеучебное время ученики привлекаются к занятиям различными видами спорта, к участию в спортивных секциях, соревнованиям районного и регионального уровня.

Главной причиной, препятствующей учащимся к формированию здорового образа жизни, является их ежедневная загруженность учебными предметами, личное время у них уходит на выполнение домашних заданий. Поэтому не все могут выделить время на физкультурные занятия и имеют недостаточную информированность о проведении самостоятельных занятий.

Для многих людей, в том числе и для нашей возрастной группы, физическая культура в целом представляет собой базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни (ЗОЖ), который, в свою очередь, – основа хорошего самочувствия и бодрого настроения.

Сегодня мы с сожалением можем констатировать факт того, что прошли времена, когда подростки тянулись в спортивные секции и на спортивные площадки, рассматривая занятия спортом как наиболее предпочтительную форму проведения досуга, но при умелой, корректной, методически верной организации уроков физической культуры, внеклассных массовых спортивных мероприятий, возможно, привлечь большее количество подростков, тем самым увеличивая здоровый генофонд нашей страны.

Имеет смысл пересмотреть содержание самих уроков физической культуры, ибо данный предмет психологически не удовлетворяет школьников, часть которых (35,2% мальчиков и 41,7% девочек) чувствуют себя на них недостаточно уверенно. Не случайно, по-видимому, 50% девочек и 29% мальчиков безразлично относятся к этому школьному предмету, что особенно заметно в старших классах. При этом физическая культура, по мнению учащихся, является единственным предметом в школьном обучении, по которому знания не являются столь важными (лишь одна треть опрошенных школьников положительно оценивает учебник по физической культуре).

Комментируя полученные данные обучающихся 9-х классов, можно отметить положительную динамику в вопросе о том, что большая часть ребят все-таки с желанием и интересом посещает занятия, но некоторые из них работают только лишь на получение хорошей отметки, стараются «на аттестат», мыслей о связи физической культуры и здоровья не возникает. Остальная часть опрошенных (30,4%) составляют те, кто по медицинским показаниям не может заниматься в полную силу, а специальных коррекционных групп для таких детей не организовано в стенах школы. Они чувствуют свои неудачи на обычных уроках, нередки конфликты с учителями физической культуры; в 30,4% вошли и те, кто страдает вредными привычками, по преимуществу это дети из социально неблагополучных семей.

С целью решения задач физического здоровья школьников на уроках физической культуры и на внеклассных мероприятиях нами был проведен формирующий эксперимент по внедрению на уроках физкультуры авторской методики Вайнера, в результате проведения которых установили, что средний уровень оценки здорового образа жизни вырос на 3%, т.е. заинтересованность подростков занятиями физической культурой, регулярном посещении спортзала выросла.

Таким образом, для многих людей, в том числе и для нашей возрастной группы, физическая культура в целом представляет собой базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни. Сегодня при умелой, корректной, методически верной организации уроков физической культуры, внеклассных массовых спортивных мероприятий, возможно, привлечь большее количество подростков, тем самым увеличивая здоровый генофонд нашей страны.

Заключение

Таким образом, подводя итоги проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Здоровый образ жизни – показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. Компоненты здорового образа жизни: достаточная двигательная активность; закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; личная гигиена; отказ от вредных привычек.

Для определения роли физической культуры в формировании здорового образа жизни школьников 15-17 лет были проведены констатирующий и формирующий эксперименты, в ходе которых выяснилось, что:

- результаты нашего исследования подтверждают мнения современных авторов о том, что в современном обществе наблюдается тенденция потери здоровья школьников, о чем упоминают в своих работах С.В. Гущина, О.Ю. Баладанов, И.З. Козловский, О.П. Бахтинов;

- в ходе проведённого тестирования были выявлены следующие факты: физиологические показатели старшеклассников (94,3%) находятся в нормальном состоянии, т.е. физиологические процессы (ЧСС) протекают без отклонений. Лишь 5,7% от 100% испытуемых по медицинским показаниям (хронические заболевания) имеют ограничения в занятиях физкультурой. Двигательные качества (87,6%) остаются на должном уровне. Особое значение нужно уделить образу жизни старшеклассников (73,3%);

- для превалирующего большинства обучающихся 11 класса двигательная активность, посещение уроков физкультуры, спортивных секций является актуальным, они осознают прямую зависимость ЗОЖа от занятий спортом;

- комментируя полученные данные обучающихся 9-х классов, можно отметить положительную динамику в вопросе о том, что большая часть ребят все-таки с желанием и интересом посещает занятия, но некоторые из них работают только лишь на получение хорошей отметки;

- после внедрения на уроках физкультуры авторской методики Вайнера установили, что средний уровень оценки здорового образа жизни вырос на 3%, т.е. заинтересованность подростков занятиями физической культурой, регулярном посещении спортзала выросла.

Применительно к подросткам необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам подросток может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле подросток пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение.

Гигиеническое обучение и воспитание является важным условием сохранения и укрепления здоровья и должно носить комплексный и непрерывный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям, направленным на: улучшение собственного физического и психического здоровья; отказ от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих; критичное отношение к людям, наносящим ущерб своему и здоровью окружающих.

Результаты нашего исследования подтверждают мнения современных авторов о том, что изучение роли физической культуры в формирования здорового образа жизни школьников 15-17 лет важны и актуальны в связи с потерей здоровья учащихся во время обучения в школе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе “школа-вуз” [Текст] / Н. П. Абаскалова. -: автореф. докт. дис., Барнаул, 2013. - 48 с.

2. Агаджанян, Н. А. Адаптация и резервы организма. [Текст] / Н. А. Агаджанян. М.: ФК и С., 2011. – 176 с.

3. Амосов, Н. М. Раздумье о здоровье. [Текст] / Н. М. Амосов. М.: ФК и С, перераб., доп. изд-е, 2011–63 с.

4. Айзман, Р. Ц. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования [Текст] / Р. Ц. Айзман. М.: 2013. – 27 с.

5. Баладанов, О. Ю., Козловский, И. З., Бахтинов, О. П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. [Текст] / О. Ю. Баладанов, И. З. Козловский, О. П. Бахтинов // Проблемы здоровья человека. – Ставрополь: Изд– во СГУ, 2012. – с. 172 - 174.

6. Бальсевич, В. К., Лубышева, Л. И. Физическая культура: молодежь и современность [Текст] / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева //Теория и практика физической культуры, 2012, № 4, – с.2 – 7

7. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье. [Текст] / И. И. Брехман. М.: 2012. -207 с.

8. Быховская, И. М., Лубышева, Л. И., Столяров, В. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) [Текст] / И. М. Быховская, Л. И. Лубышева, В. И. Столяров // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 5. – с. 11– 15.

9. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2013, 269 с.

10. Волков, Н. И. Двигательная активность и рациональное питание школьников. [Текст] / Н. И. Волков// Теория и практика физической культуры. – 2011, № 8. – с. 9 – 12

11. Гущина, С. В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи). [Текст] / С. В. Гущина // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. – с. 177 – 179.

12. Давыдов, В. Ю., Попова, Г. Н. Меры безопасности на уроках физической культуры: (Всё для учителя физической культуры) [Текст] / В. Ю. Давыдов, Г. Н. Попова// учебно-методическое пособие. – Уфа, 2013. – 150 с.

13. Демидова, Е. В. Спорт или школа? [Текст] / Е. В. Демидова //газета «Российская неделя». – 2013. – № 150. – с. 28 – 33

14. Дубровский, В. И. Валеология здорового образа жизни. [Текст] / В. И. Дубровский.– М.: Флинта; Retorika., 2013. – с.1– 35.

15. Дуркин, П. К., Лебедева, М. П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России. [Текст] / П. К. Дуркин, М. П. Лебедева //Теория и практика физической культуры – 2012, № 8. – с. 2 – 5.

16. Жулина, Г. В. К проблеме здоровья и здорового образа жизни человека. [Текст] / Г. В. Жулина // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. – с. 179 – 193.

17. Журнал Здоровье, образ жизни. Медицина, 2009, 214 с.

18. Журнал Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 2001, 184 с.

19. Казначеев, В. П. Основание формирования программы общей и частной валеологии [Текст] / В. П. Казначеев // Валеология. 2008, №4, 75 – 82. с.

20. Казначеев, В. П. Очерки теории и практики экологии человека.

21. Лубышева, Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. [Текст] / Л. И. Лубышева. - М: ГЦОЛИФК, 2012. – 120 с.

22. Лисицын, Ю. П. Здоровье населения и современные теории медицины. [Текст] / Ю. П. Лисицын. - М.: Медицина, 2013.

23. Лисицын, Ю. П. Слово о здоровье. [Текст] / Ю. П. Лисицын.- М.- 2012.- 192 с.

24. Макаров, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. [Текст] / В. В. Макаров.– М.: Академия, 2011. – 320 с.

25. Мартынова, Н. М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека [Текст] / Н. М. Мартынова // Философские науки. 2013, №2.

26. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. [Текст] / К. Роджерс.- М.- 2012.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 926; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.077 с.)