Детские годы Аркадия Петровича Гайдара 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детские годы Аркадия Петровича Гайдара



В 1899 году, окончив семинарию, Петр Голиков приехал учительствовать в город Льгов в начальное училище при сахарном заводе. Вместе с ним жена Наталья Аркадьевна, в девичестве Салькова.

В поселке сахарного завода Голиковы прожили восемь лет. Здесь родился Аркадий, здесь же появились его сестры: в 1905-м Наташа, три года спустя Ольга. В семье это время вспоминалось счастливой порой.

Жили небогато, но в любви и дружбе. Много работали, много читали. Наталья Аркадьевна вела хозяйство, помогала мужу изучать французский, который сама знала с детства. Иногда вечерами Петр Исидорович, вспоминая отцовское ремесло, становился за верстак (его отец был столяром).

«Когда позднее мы с братом старались восстановить в памяти что-нибудь из льговской жизни, – рассказывала впоследствии Наталья Петровна, – Аркадий ясно помнил этот верстак, домик с пчелами, и еще отчетливо помнил небольшие, двигавшиеся под потолком огромного здания вагончики, и как каждый вагончик, дойдя до определенного места, опрокидывался, а внизу в этом месте росла огромная куча жома – выжатой сахарной свеклы».

В 1908 году супруги Голиковы с детьми уехали без особых сборов на Волгу, сначала в Вариху – поселок при нефтеперегонном заводе, затем в Нижний Новгород. Здесь родилась младшая дочка – Катя. Сводить концы с концами семье становилось трудно.

В апреле 1912 года Голиковы обосновались в Арзамасе, потому что Наталья Александровна к этому времени получила диплом фельдшера-акушерки и место в местной больнице, а Петр Исидорович попросил на службе перевод. Аркадию было тогда восемь лет. Дом, друзья, улица, сады с вишнями-скороспелками, пруды, где шли «морские сражения», опоясавшая городок речка Теша – все это навсегда вошло в его сердце и вылилось в его книгах.

Учеником арзамасского реального училища Аркадий стал 1 сентября 1914 года. Уже месяц далеко от Арзамаса грохотала Первая мировая война. Уже отправился туда с маршевой ротой его отец рядовой Петр Исидорович Голиков.

Наталья Аркадьевна осталась с четырьмя ребятишками. Работы в больнице прибавилось: в Арзамас стали прибывать раненые. На десятилетнего Аркадия легла дополнительная ответственность за порядок в доме, за сестренок. Интересно, что потом в письмах к отцу он всегда называл их не иначе, чем «детишки».

Тосковал об отце, пытался бежать к нему на фронт. Через четыре дня первоклассник Голиков был найден возле Нижнего Новгорода и водворен домой. Когда в классе товарищи начали расспрашивать о побеге – хотя и поймали, но ведь на фронт бежал, не куда-нибудь! – Аркадий отмалчивался. Уже вырабатывался характер: добр, открыт, но самолюбив, и если уже решил что-то, не перегнешь.

После Февральской революции прапорщик П.И. Голиков становится командиром полка. Затем – комиссаром штаба дивизии. Всю гражданскую войну Петр Исидорович провел на ее фронтах.

Взгляды отца, традиции семьи, безусловно, оказали немалое влияние на формирование мировоззрения Аркадия.

Кроме того, он был не по возрасту начитан. В 1917 году на вопрос анкеты «Твое любимое занятие» ответил коротко и исчерпывающе: «книга». В списке любимых писателей на первом месте его кумир – Гоголь. И еще – Пушкин, Толстой, Гончаров, Писарев, Достоевский, Шекспир, Марк Твен...

Он рвется в большой бурлящий мир. Он внутренне готов к этому. И время идет к нему на встречу.

(По Т. Гайдару)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста, аргументируйте свои выводы.

2. Составьте план текста. Напишите по плану краткое изложение.

3. Сделайте морфемный и морфологический анализ следующих слов: учительствовать, верстак, двигавшиеся, нефтеперегонном заводе..

4. Объясните правописание всех орфограмм в четвертом абзаце текста.

5. Сделайте синтаксический разбор предложения «Интересно, что потом…»

 

Текст № 76

Константин Дмитриевич Воробьев

Константин Дмитриевич Воробьев родился 24 сентября 1919 года в селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области. Детство его пришлось на годы коллективизации, когда рушился старый уклад жизни, ломались человеческие судьбы. Мальчику из бедной крестьянской семьи нелегко было встать на ноги не только по причинам материальным, но и потому, что каждый день надо было выбирать, как жить, какой мерой мерить дела и поступки людей.

После окончания семилетки уехал в Москву. Работал грузчиком, автокарщиком, учился в вечерней школе. Во время службы в армии был литсотрудником многотиражной газеты военной академии имени Фрунзе, в 1939 году напечатал свои первые рассказы «Черный кисель» и «У колодезного журавля», в 1940 – рассказ «Часы».

В начале войны был направлен курсантом в Кремлевское военное училище, которое окончил по ускоренной программе. В звании лейтенанта участвовал в боях под Москвой. Контуженный, он попал в плен. Константин Воробьев пережил ужас фашистских концлагерей, 24 сентября 1942 года бежал из плена. С той поры он стал отмечать день своего второго рождения 24 сентября. После побега продолжал сражаться с фашистами на литовской земле, был командиром партизанской группы до самого освобождения Литвы.

Закончилась война, однако вернуться на Родину писатель не смог: бывшего узника немецких концлагерей здесь ждала страшная участь – клеймо предателя и уже советский концлагерь.

Литва стала родиной его детей, здесь вышли в свет первые книги писателя «Подснежник» (1954 год) и «Седой тополь» (1956 год). В это время в архиве одного из московских журналов лежала повесть-откровение, повесть-крик «Это мы, Господи!..». Она увидит свет лишь через два десятилетия – в октябре 1986 года на страницах журнала «Наш современник».

Широкая известность пришла к писателю с повестями «Крик» и «Убиты под Москвой». А.Т. Твардовский, подписывая к печати повесть, назовет ее «новым словом о войне», «честным» словом. А тогдашняя критика ополчится на автора, обвиняя его в том, что у него чересчур много смертей, увечий, что рассказывает он о войне излишне натуралистически, с патриотической позиции сбиваясь на пацифистскую.

Путь произведений К. Воробьева к читателю был труден. Вдова писателя Вера Васильевна Воробьева много сделавшая для того, что бы книги нашего земляка стали известны на его родине, писала: «Каждая публикация требовала от него почти нечеловеческих усилий, воли, мужества...».

Умер Константин Дмитриевич Воробьев 2 марта 1975 года в Литве, а в 1995 году он был перезахоронен в Курске, на Офицерском кладбище. Рядом покоится прах женщины, которую писатель любил и которая после его смерти сделала все для того, чтобы он обрел вечный покой в родной земле.

(По Г. Ачкасовой)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста.

2. Составьте план, отражающий основные вехи жизни писателя.

3. Сделайте морфемный анализ следующих слов: подписывая, ополчится, перезахоронен, писатель, вечный.

4. Сделайте морфологический разбор следующих слов: тогдашняя, известны, которую, на.

5. На основании текста составьте словарный диктант на правописание кратких и полных прилагательных.

6. Сделайте синтаксический разбор предложения «А тогдашняя критика ополчится на автора...».

7. Объясните значение слова пацифистский.

 

Текст № 77

Щедрая душа Евгения Носова

Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Горького, премии имени Шолохова, международной премии «Москва – Пене», премии «Отечество», премии «Умное сердце» имени А. Платонова, премии А. Солженицына; участник Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда, почетный гражданин города Курска, действительный член Академии Российской Словесности, кавалер многих орденов и медалей – эти звания и награды по достоинству отмечают жизнь и творчество замечательного русского писателя Евгения Ивановича Носова.

В одном из ранних своих рассказов – «Тридцать зерен» – Носов писал о синичке, которая прилетела зимой к его окну: «Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил ее кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зерна. Первое зернышко оказалось в саду, зернышко под номером тридцать – в моей комнате.

Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно. На конец она схватила первую коноплинку и унесла ее на ветку. Расклевав твердую скорлупку, она вытащила ядро.

Все обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подобрала зернышко номер два…»

Так двигалась она по линейке, пока не оказалась в комнате. И писатель передает свой воображаемый разговор с этой птахой.

Она удивляется многочисленным книгам в его кабинете: «Что такое книги? – Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многом другому. И еще научили насыпать тебе конопляных зернышек...» И в конце рассказа он говорит ей: «Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает ее, положил бы на своем окне по тридцать конопляных зерен...»

Все творчество Е.И. Носова и есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой. А в основе его творчества – его большая жизнь, о которой он сам пишет в автобиографии очень сдержанно, кратко, но так же высокохудожественно, как написаны все его произведения.

(По Е. Спасской)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста.

2. В чем главная мысль Е. Спасской? Как Вы думаете, почему она остановилась на рассказе «Тридцать зерен»?

3. Сделайте морфемный анализ следующих слов: расставил, конопляные, сдержанно, высокохудожественно.

4. Сделайте морфологический разбор следующих слов: большая, я, кто, такую, которая, написаны.

5. Выпишите в два столбика прилагательные, относящиеся к различным разрядам.

6. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения, постройте схему.

7. Назовите виды придаточных предложений, встречающихся в тексте.

 

Текст № 78

***

Тут впору сказать, что в наших местах камышом называют вовсе не то, что в некоторых ученых книжках. По-нашему, камыш – это трубчатое растение, перехваченное особыми узелками, какие бывают у хлебной сломы или бамбука. Этим-то камышом у нас кроют крыши, забирают стенки деревенских надворных построек, смазывая их глиной, топят лежанки и печи, а ребятишки мастерят из него певучие дудочки и свистульки. А еще стрелы для самодельных луков, утяжеляя конец камышинки лодочной смолой. Мальчишки постарше в смоляной наконечник заделывали гвоздь. С такой стрелой шли на какой-нибудь выгон, очерчивали круг и начинали соревноваться в меткости. Стрелу запускали строго вверх, чтобы она потом впилась в землю там, откуда ее выстреливали. Важно было уследить, когда стрела высоко в небе иссякнет в полете, остановится и повернет обратно. И когда она устремится вниз, вооруженная острым гвоздем, только тогда стрелок может покинуть круг. Потерять из виду стрелу было опасно, потому что в таком случае не знаешь, куда лучше бежать.

Со временем я вырос, научился читать книжки, и вот тут-то и обнаружилась путаница. Бывало, загляну в ботанический справочник: тростник! Приеду в свою деревню: камыш, говорят. А что тогда, недоумеваю, тростник? Не знаем, говорят, у нас такого нету, не водится. Ну как же не водится: а который на Букановом болоте? Долгий такой, пустой внутри, с кисточкой на конце? Это что? Дак то, смеются, и есть камыш! Что же тут непонятного?

Что-то путают мои земляки, думал я в растерянности, должно, не в ногу с наукой шагают. От прежней, поди, неграмотности. Тычинок и пестиков ведь не изучали…

Спустя много лет оказался я в сырдарьинских плавнях. Вот где заросли! Дудки в палец толщиной, едет всадник, так султаны выше его головы полощутся. Спрашиваю у местных жителей, казахов, что это за растение?

–Камыш, слюшай, камыш эта.

– А может, тростник?

– Нэт, камыш эта.

– А тростник какой?

– Это я не знаю, какой, эта нэт у нас такой.

Вот оказывается, в чем дело: одно и то же растение имеет два разноязычных названия, как, например, карп и сазан, рынок и базар. Тростник – это славянское название, а камыш – тюркское. Мы, куряне, бывшие соседи степных кочевников, тоже не говорим «рынок», а всякое торжище называем по-восточному – «базар». Оказывает, не мои земляки, в древности порубежники Дикой степи, ошибались, а напутали книжники: для пущей учености принялись тростник и камыш считать разными растениями. А давайте заглянем в Даля, не раз он выручал в подобных запутанных делах. Читаем: «Камыш, тростник; болотное, дудочное коленчатое растение. Ошибочно путают с рогозом, ситником и пр.». Видите: растение-то одно и то же, но его «ошибочно путают…» Уж само собой, не народ путает, не мои толмачи из деревни Толмачево (кстати, толма – по-тюркски переводчик, посредник в языке), а те, кто занимается наукой в стороне от Буканова болота.

(По Е. Носову).

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста.

2. Составьте план текста и перескажите его.

3. Сформулируйте основную идею Е. Носова. Что помогает выразить полемичную позицию писателя?

4. Выпишите из текста десять наречий, объясните их правописание.

5. Сделайте морфемный анализ следующих слов: постарше, путаница, оказывается.

6. Сделайте морфологический разбор указанных слов: перехваченное, чтобы она, загляну.

7. Объясните правописание следующих слов: камыш, тростник, справочник, растение, забирают.

8. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения текста.

 

Текст № 79

***

Калина и впрямь оказалась хороша. Пока мы возвращались к санкам, я всю дорогу сощипывал со своего пучка и глотал морозно хрустящие ягоды прямо с плоскими костяными лепешечками внутри.

Возле вязанки уже успел кто-то побывать: кругом наслежено куриными крестиками и строчками пятипалых продолговатых печаток.

– А-а, гости пожаловали! – обрадовано сказал дедушка. – Это вот сорока накрестила: искала, не обронили ли чего. Она все подберет: и съестное, и несъестное. Обронил пуговицу – сгодится и пуговица, отнесет в старое свое гнездо. Забыл ножичек – также дай сюда! Такая она. А это вот – лиска… Так, мимоходом. Не лиска, а сам Лис Патрикеевич: вот тут и лапку поднял, нажелтил под наши санки… Ну веселый народ!

Дедушка снял с себя опояску и, привязав к вязанке, подергал ее, пробуя на крепость.

– Так… Сейчас, стало быть, и отчалим.

– А как же санки? – не понял я.

– А санки мы вот так… – Дедушка перевернул их вверх полозьями и положил сверху вязанки. – Вот так вот.

Оказалось, он собрался тащить камыш прямо по льду, волоком. Возок и правда легко и послушно поволокся за дедушкой.

– Ты давай, иди вперед, посоветовал он. – А то на камышовые хвосты наступишь да и упадешь. А лучше полезай на воз, а то небось от ног отстал.

На широких, открытых местах дедушка бегом разгонял свой возок, сам же, отбросив опояску, отстранялся с дороги, и тогда камышовый ворох скользил сам собой без всяко упряжки, в таких случаях я тоже разбегался, догонял копнушку сзади, падал на ее пологий пушистый хвост и некоторое время, раскинув руки и ноги, сладко затихнув, катился вместе.

У выхода из болота остановились передохнуть. Над нами взметнулись черные ольхи, усыпанные обильно уродившимися черными шишками. Отсюда, с ольховых верхов, доносился не то перезвон, не то пересвист, а больше походило на тонкий и мягкий звук, какой издает бахрома из стеклянных трубочек.

– Щеголя! – упредил мой вопрос дедушка. – Шишки теребят.

И верно, внизу, под деревьями, и далее вокруг на белой пороше темнели мелкие ольховые крылатки. Иногда легким дуновением их подхватывало и относило прочь, и тогда, взмелькивая на солнце прозрачной пелеринкой, окружавшей темное семечко, крылатки походили на летнюю танцующую в воздухе мошкару.

Птицы не выдержали нашей близости, шумно снялись и, не перерывая стеклянного гомонка, в характерном для щеглов качельном вверх-вниз, вверх-вниз полете и в черно-желто-красном мелькании скрылись за тальниковым гребнем.

Щеглов уже давно не стало, а дедушка все глядел и глядел в ту сторону, забывшись.

– Одно слово – птицы! – наконец сказал он с грустным восхищением.

– Куда захотели, туда и полетели. Ни тебе вода, ни огонь – все нипочем. То-то воля! Да-а… А я и сам… Иной раз завеюсь, запропастюсь куда ни то… Аж душа возликует! Займется радостью и согласием со всей этой тишиной и благодатью. И ты как в младенчестве, как заново народился. Все тебе чуется внове. И как земля пахнет, и кора, и снег. И забываешь про все на свете и про себя самого: и что у тебя болит, и что ломит, и про еду не помнишь, про утробу свою… Одни глаза да уши… Да мир в душе.

(По Е. Носову)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста. Обоснуйте свой ответ

2. Озаглавьте текст. Составьте план текста и перескажите его.

3. В чем главная мысль текста?

4. Как называются следующие слова: опояска, бежки, щеголья, запропастюсь, небось? Какую роль они выполняют в тексте?

5. Произведите морфемный анализ указанных слов: открытых, деревьями, темными.

6. Сделайте морфологический разбор следующих слов: прочь, отстранялся, уродившимися.

7. Объясните знаки препинания при прямой речи и диалоге в тексте.

8. Произведите синтаксический разбор предложения «Иногда легким дуновением…».

 

Текст № 80

***

Всем известно, какой ущерб наносит человечеству обыкновенная ржавчина. Ежегодно она обращает в прах одну треть всех полученных металлов и сплавов. Трудно представить себе, что было бы с человеческой цивилизацией, если бы люди неустанно не боролись, не искали способов против коррозии металлов. Пожалуй, вряд ли мы смогли бы вырваться за параметры бронзового века.

Еще большую опасность представляет коррозия человеческой личности. Ущерб от нее не поддается статистике. Не поддается потому, что ржавчина эта многолика и не всегда зрима и опознаваема. Если я попытаюсь перечислить разновидности этой скверны, то, убежден, не исчерпаю всего бесконечного ее ряда. Это и безнравственность поступков и помыслов, цинизм и жестокость, лживость и лицемерие, эгоизм и высокомерие, равнодушие и вероломство, нечистоплотность рук и совести, тунеядство и хамство, неуважение женщины, стариков, законов общественного бытия и т.д. и т.п. Ржавчина души не всегда познаваема еще и потому, что она часто прибегает к мимикрии и камуфляжу, рядится в добропорядочные одежды, нередко закрывается дипломами, высокими постами и званиями. И в этом своем высокопоставленном качестве она может наносить особенно разрушительный общественный урон. К сожалению, некоторым коррозийным явлениям подвержена и сама культура. Будучи продуктом жизнедеятельности общества, накоплением его духовных усилий, культура, как всякий живой организм, и сама подвержена болезням, спадам и угасанию, как только ослабевает человеческое радение о ней. Небрежение традициями, народными обычаями, отречение от национального фольклора, народных празднеств, угасание ремесел, традиционных трудовых навыков, когда не умеют испечь хлеб, сложить печь, подоить корову, напеть собственному дитю колыбельную или рассказать народную сказу, – все это и многое другое – симптомы оскудения нашей культуры, ее нездоровья, а также косвенные признаки нашего с вами иждивенческого, потребительского отношения к самой культуре. Готовый хлеб, готовые (иногда с чужого голоса) песни, всегда готовый к услугам экран телевизора и многое другое, изготовленное на массовом конвейере, – все это и есть приметы потребительства в сфере культуры, ее сомнительных ценностей.

В условиях массового потребительства основная материковая, на чем на стоять и прочно опираться, национальная культура, не пополняясь общими, нашими с вами, духовными вложениями, не подпитываясь в должной мере, начинает оскудевать, ронять свои целебные свойства, постепенно утрачивает свой иммунитет против агрессивных вторжений антикультур, идеологически вредных и враждебных влияний. То, что наша молодежь бездумно, а порой с какой-то обреченной готовностью бросается в объятия зарубежных грохоритмов или стадно ломится за импортными кинонаркотиками, как раз и свидетельствует о разрядке наших национальных духовных аккумуляторов.

вот почему мы обращаемся к поэзии Фета. Это не прихоть отдельных интеллигентов, не капризы эстетствующих любителей «изящной» словесности. Нет, это веление времени. Особенно теперь, в условиях перестройки, в том числе, а может быть, в первую очередь перестройки духовной, когда человек ставится во главе всех наших планов и надежд на лучшее будущее. Веление времени в том, что мы должны расчистить от всего наносного, от мусора предвзятостей, от песка забвения все источники и родники, питающие русло народной культуры. Таковым благодатным ключом, по-прежнему светло и жизнеутверждающе бьющим из глубины минувших десятилетий, является воробьевский родник отечественной поэзии.

Так давайте же все вместе, сообща и дальше расчищать этот священный для нас источник, добиваясь того, чтобы ему ничто не мешало воссоединиться с другими подобными ручьями и ручейками в одну большую и полноводную реку нашей отечественной культуры – матери национального самосознания.

(По Е. Носову)

Задания к тексту

1. К какому типу речи вы отнесете это текст? Почему?

2. Приведите примеры стилевых отличий данного текста.

3. В чем главная мысль автора, размышляющего о «ржавчине души и культуры»?

4. Как называются слова «грохоритм», «кинонаркотики»?

5. Произведите морфемный анализ следующих слов: высокомерие, эгоизм, способов, воссоединиться.

6. Произведите морфологический разбор указанных слов: высокопоставленном, против, человечеству, может.

7. Выпишите из текста пять причастий, объясните правописание суффиксов.

8. Сделайте синтаксический разбор предложения «В условиях массового потребительства…». Составьте схему.

 

Текст № 81

Памяти мастера

Пятнадцатого января этого года исполнилось бы 78 лет нашему замечательному земляку Евгению Ивановичу Носову, прекрасному Мастеру русского слова, тонкому лирику и одновременно глубоко социальному писателю. Он лауреат Государственной и многих других премий, в том числе премии Александра Солженицына, Герой Социалистического Труда, действительный член Академии Российской Словесности, кавалер многих орденов и медалей, почетный гражданин нашего города, за который он воевал, защищая и всю русскую землю.

Вот теперь наш город осиротел без Мастера... и не только город, но и вся Россия, вся наша настоящая русская литература...

Но мы будем помнить Мастера и передадим эту добрую и светлую Память о нем будущим поколениям. Через его светлые и добрые книги, через новое пятитомное собрание его сочинений, через те публикации, которые уже поместили и еще поместят многие центральные и курские газеты. Через литературные чтения памяти Мастера, через фильмы и передачи о нем, через лекции и экскурсии, где будет правдивый, подробный рассказ о его жизни и творчестве, такой же, какой и была сама его жизнь – трудная, мудрая, честная и мужественная.

(По Е.Спасской)

Миниатюры Евгения Носова

Дорога к книге.

Писать книгу – все равно, что отправляться в дальнюю дорогу. Будут и непроходимо вязкие места, сокрытые туманом неясности и сомнений. Придется буксовать в непролазных фразах, блудить в сюжетной чащобе. Встанут на пути и крутые, неподатливые взгорья, на которые поначалу нерасчетливо, по-мальчишески захочется взбежать единым духом. Вскоре выбьешься из сил и остановишься с отчаянной мыслью все бросить. Но встречаются и такие отрадные места, похожие на степные просторы, когда шагать привольно и радостно, и заранее видно, куда идти. И все же самые счастливые минуты те, когда из последних сил взойдешь-таки на гору и поставишь последнюю точку, как знамя победы...

Вышивание крестом.

Иное описание похоже на вышивание крестом. Вместо иглы – мысль, вместо льняного холста белый лист бумаги. Слово тот же вышивальный крестик. Оно окрашено в определенный цвет, и прежде, чем положить на бумагу, его надо так же, как и шелковую нить, определить на цветность – не слишком ли бледно или, наоборот, ярко, опробовать душевно, не вопреки ли смыслу и желанию, не кричит ли нелепо? Слово к слову, крестик к крестику – и возникает многоцветный рисунок, а то и произведение подлинного искусства, если его творила рука мастера. Иногда закрадывается ошибка. И хорошо, если она замечена вовремя. Тогда легче подпороть неточность, и взамен вставить единственно верное слово-стежок. Трудно работать таким кропотливым способом, но по-другому не могу, не умею.

Наверное, поэтому долго писал обыкновенной школьной ручкой с восемьдесят шестым пером, похожим на вышивальную иглу, и не обзавелся самописными орудиями строчкогонства.

(По Е. Спасской)

Задания к тексту

1. Перед вами три текста. Первый посвящен памяти Е.И. Носова и принадлежит Е. Спасской, а два других – писателю. Определите тип речи и стиль каждого из текстов. Покажите их своеобразие.

2. Какой основной художественный прием использовал Е.И. Носов в своих миниатюрах?

3. Сделайте морфемный анализ следующих слов: одновременно, непроходимо, закрадывается, стежок.

4. Сделайте морфологический разбор следующих слов: настоящая, рисунок, бледно, поначалу.

5. Как называется предложение «Вскоре выбьешься из сил и остановишься с отчаянной мыслью все бросить»? Дайте ему характеристику.

6. Выпишите из миниатюр Е.И. Носова прилагательные и наречия. Какую роль они выполняют в тексте?

7. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения в миниатюре «Дорога к книге».

 

Текст № 82



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.062 с.)