Дворцово-парковый ансамбль Марьино 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дворцово-парковый ансамбль Марьино



Наша Родина богата сокровищами архитектуры, созданными величайшими зодчими и небезызвестными народными мастерами. Такие памятники являются красноречивыми свидетелями давно минувших веков. Одним из объектов такого наследия служат архитектурно-исторические памятники старинного села Ивановского и дворцово-паркового ансамбля Марьина, находящиеся между древними городами Рыльск и Льгов, в красивейшем месте на юго-западе Курской области.

Село Ивановское и усадьба Марьино тесно связаны друг с другом и соединены аллеей вековых деревьев длинною 1700 м. Дворцово-парковый ансамбль Марьино был построен во втором десятилетии XIX века и занял видное место среди великолепнейших дворцовых дворянских усадеб во владениях князей Барятинских.

Первые сведения о строительстве дворцово-паркового ансамбля Марьино восходят к началу XIX в., когда князь Иван Иванович Барятинский задумал построить великолепный дворец и разбить огромный парк с цветами, который ни в чем бы не уступал широко известным усадьбам Москвы и Санкт-Петербурга, имениям русских аристократов Шереметьевых, Голицыных, Болконских. Так, его замысел был воплощен в жизнь за девять лет, начиная с 1811 года, когда в основном закончилось сооружение марьинского дворца.

Достоверные документы и материалы позволяют назвать имена главных создателей дворцово-паркового ансамбля Марьино. Это архитекторы Горнов и Шабрихин, крепостной, каменных дел мастер Наседкин, но остались неизвестны имена многих крепостных мастеров: позолотников, механиков и штукатуров.

Имение назвали Марьино по имени жены Барятинского. Дворцово-парковый ансамбль создан трудом сотен народных умельцев. Выполняя княжескую волю, они своими руками сделали и уложили стены дворца, каждый кирпич, посадили в парке каждое дерево, вынули миллионы лопат грунта для устройства пруда. В итоге был построен дворец общей площадью до 20000 квадратных метров. На шестидесяти пяти гектарах пахотной земли разбит парк, вырыт искусственный водоем площадью восемнадцать гектаров, украшенный мостами, островками с беседками и даже имевший свой довольно большой флот.

Спустя пятьдесят лет после завершения строительства дворец был перестроен по проекту петербургского архитектора Ипполита Анатольевича Маникетти. Таким он и предстает перед нами.

Марьинский дворец пользовался большой известностью в России, и действительно, трудно представить себе среди частных владений что-нибудь более роскошное и грандиозное. «Я не помню числа комнат во дворце», – писал главноуправляющий Цицарский. – Но помню, что они исчисляются сотнями». В этом райском покое было сосредоточено громадное богатство, соединенное с утонченным вкусом, начиная с оригинальных произведений знаменитых мастеров живописи и скульптуры.

В усадьбе существовал даже театр. Барятинские содержали большой оркестр и труппы крепостных актеров.

Марьинский дворец не раз ремонтировался и перестраивался, поэтому особенно ценны сохранившиеся описания его интерьера. Опись, составленная в 1848 году, подробно рассказывает о дворце, отделке интерьера. В парадных помещениях дворца стены отделаны французскими обоями, а ровные потолки – искусственным мрамором. В зале на стенах изображены маски героев «Илиады» Гомера. В остальных же шести комнатах стены окрашены зеленым кроном, потолки расписаны масляными цветными красками, изображены некоторые предметы из мифологии, естественной истории. «Двери створчатые из красного дерева, резные стекла, рамы из дуба с белорскими стеклами. Подоконники из мрамора, каменные печи из белого изразца под мрамор. Из гостиной выход на балкон, с него две лестницы из дикого камня на террасу, затем сад», – так описывал дворец Сергей Иванович Барятинский.

Ныне в Марьинском дворце располагается санаторий «Марьино», известный на всю страну. Он имеет хорошую лечебно-диагностическую базу. Здесь работает высококвалифицированный персонал. Можно принять гидропроцедуры, массаж, посетить сауну. Хорошо оборудованы кабинеты физиотерапии, кислородотерапии, иглорефлексии, стоматологический кабинет.

(По фильму «Марьино»)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль. Аргументируйте свое заключение.

2. Выделите в тексте ключевые слова, разделите его на части и составьте план.

3. Изложите коротко содержание текста.

4. Разберите по составу следующие слова: художественный, красноречивыми, позолотников, расписаны.

5. Сделайте морфологический разбор следующих слов: создан, начиная, живописи, дворянских.

6. Произведите синтаксический разбор предложений второго абзаца.

7. Выпишите 10 слов с проверяемыми гласными в корне, наиболее трудных для написания, запишите к ним проверочные слова.

 

Текст № 42

Мир усадьбы «Марьино»

Марьинский дворец был «прекрасен и самого отменного вкуса», – утверждал И.С. Барятинский, при жизни которого его владения в Курской губернии находились в образцовом состоянии и приносили большой доход, «чему в немалой степени способствовали привлекаемые из Англии специалисты по разным отраслям сельского хозяйства и мануфактурного производства».

В этот период в усадьбе существовали сахаро-ромовый завод (один из первых в Курской губернии), суконная фабрика, кирпичный и известковый заводы, деревообрабатывающее производство, велись большие работы по осушению болот и насаждению лесов, много внимания уделялось развитию скотоводства и разведению рыбы. В оранжереях выращивали редкие породы деревьев и цветов. В усадьбе существовал театр. Барятинские содержали большой оркестр и труппу крепостных актеров.

Несколько поколений князей Барятинских собирали редкие художественные и исторические ценности, которые составили впоследствии разнообразные коллекции дворца в Марьине. Основу этого огромного собрания заложил князь Иван Иванович Барятинский.

Коллекция русской живописи включала работы Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Ф. Алексеева, П. Соколова, А. Орловского, И. Теребенева, В. Тропинина и многих других. Эти произведения вошли в собрание лучших музеев страны.

В Марьине находилось и огромное количество скульптур, украшавших не только интерьеры дворца, но и парк. Особенно следует выделить работу итальянского мастера К. Финелли «Рождение Венеры», выполненную в Риме. Она была установлена в центре ротонды на Круглом острове марьинского пруда. Сейчас эта скульптура находится в Курском краеведческом музее. Многие произведения хранятся в Рыльском краеведческом музее.

Композиционная ось ансамбля проходит через широкую въездную аллею, ведущую из села Ивановское в Марьино, пересекает парадный двор, главный усадебный дом, большой пруд и обширный парк западнее Эрмитажного пруда. Центр всей композиции ансамбля – трехэтажное здание дворца с боковыми одноэтажными флигелями, образующими по обеим сторонам парадного дворца, несколько суживающегося к въездным воротам, два хозяйственных двора, соединенных с ними проездными арками.

Марьино сохраняется как ценнейший памятник архитектуры, представляющий собой произведение искусства, не уступающее Павловскому парку. Дворцово-парковый ансамбль Марьино – пример бережного отношения нашего народа к культурным ценностям прошлого.

(По Г.Черновой)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста. Докажите свое мнение.

2. Составьте план текста.

3. Сделайте морфологический разбор указанных слов: втором, оранжереях, велись.

4. Произведите разбор 2-3-х словосочетаний, в состав которых входят прилагательные или причастия.

5. Выпишите из текста 2-3 предложения с обособленными членами. Объясните знаки препинания.

6. Произведите морфемный анализ следующих слов: выполненную, осушению, содержали.

7. Составьте схему одного из сложноподчиненных предложений.

8. Подчеркните грамматические основы предложений в последнем абзаце.

Текст № 43

***

Моква расположена недалеко от города Курска, всего в пяти километрах от западной его окраины. Это место хорошо известно курянам как природная зона отдыха, включающая в себя ряд санаториев, домов отдыха, пионерских лагерей.

Это удивительный природный ландшафт: хвойный и лиственный лес, река Сейм с песчаными пляжами, пруды и, конечно, дворцово-парковый комплекс ХIХ века – усадьба Нелидовых.

У Моквы Нелидовьих была своя предыстория, о которой рассказывают документальные источники.

Название деревни происходит от одноименной речки – правого притока реки Сейм, которая со временем обмелела и стала именоваться ручьем. Интересно, что в документальных источниках и литературе прошлых веков встречается написание села через «А» – Маква и через «О» – Моква.

А в течение нашего века все же укоренилось название последнее. Слово это – угро-финского происхождения, и значение его объяснить теперь сложно.

Известно, что «ва» на угро-финском означает «вода», «река», а «мак» или «мок», возможно, характеристика реки или местности, где она протекает.

Вот короткое упоминание о речке Мокве в описании курских окрестностей 1785 года: «...вершина ее... в селе Касинове, которая выходит из Колодезя, впадает в той же округе в реку Сем (Сейм), в течении простирается на 16 верст…»

Первые упоминания о Мокве встречаются в документах ХVII века. В 1617 году: «...дворяне и дети боярские Курчане с ратными людьми составили отряд и пошли на промысел над Литовскими людьми, появившимися в Курском уезде и даже в окрестностях города Курска, где настигли их на реке Мокве, впадающей в Сейм с правой стороны...»

Начало строительства усадьбы в Мокве связано с Аркадием Ивановичем Нелидовым (1773 – 1834), братом фаворитки Павла I – Екатерины Ивановны Нелидовой (1758 – 1839), который благодаря такому положению сестры за короткое время сделал блестящую карьеру от камер-пажа до генерал-адъютанта.

В 1797 – 1798 годах ему были пожалованы земли в Воронежской, Орловской, Смоленской, Тамбовской губерниях и «...Курской губернии Рыльской округи сёла Гламаздино и Старшее...»

С удалением Е.И. Нелидовой от двора Аркадий Иванович был отставлен от службы. По воцарении Александра I Нелидову было возвращено звание генерал-адъютанта с производством в генерал-лейтенанты.

После опалы А.И. Нелидов занимал многие высокие посты в Санкт-Петербурге и других городах, а в 1811 году Александр I назначает его губернатором Курской губернии. Эта должность остается за ним до 1818 года. От брака с графиней Софьей Федоровной Буксгевден он имел шесть сыновей и семь дочерей. Умер А.И. Нелидов 3 сентября 1834 года в Ревеле, похоронен в Санкт-Петербурге.

В указах Павла I среди дарованных А.И. Нелидову деревень Кур- ской губернии не говорится о Мокве. Не известны документы и о времени строительства усадьбы, но можно предположить по архитектуре дворца, что усадьба создавалась на рубеже ХVIII-ХIХ веков. Возможно, Моква была куплена Аркадием Ивановичем во времена опалы, как одно из красивых и близких от города мест.

На основе существующей дубравы был разбит так называемый английский парк (приближенный к естественной природе). Запруды на реке Мокве образовали систему трех прудов. Дворец, сливаясь с окружающим ландшафтом, создавал неповторимый и загадочный мир русского «рыцарского замка».

(По Е. Холодовой)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста. Аргументируйте свое мнение.

2. Составьте план текста и озаглавьте его.

3. Расскажите о происхождении слова «Моква».

4. Разделите на морфемы следующие слова: включающий, укоренилось, название.

5. Произведите морфологический разбор следующих слов: удивительный, древность, в течение, протекает.

6. Объясните орфографию и пунктуацию текста.

7. Выпишите сложное предложение, разберите его и составьте схему.

 

Текст №44

***

После смерти А.И. Нелидова в 1834 году усадьба Моква переходит к его сыну Аркадию Аркадьевичу Нелидову, отставному штаб-ротмистру. В 1849 – 1852 годах А.А. Нелидов известен как Курский губернский предводитель дворянства. С Аркадием Аркадьевичем связан самый плодотворный период развития усадьбы в Мокве.

Южнее дворца в 1848 году была построена кирпичная двухэтажная церковь Спасская, со склепом-усыпальницей в нижнем этаже. В отличие от дворца, небольшой семейный храм был выстроен с элементами русского стиля.

Церковь представляла собой центрический храм без колокольни. Недалеко от церкви был сформирован хозяйственный двор с многочисленными постройками: скотным двором, конюшней, каретным сараем, ригой, ледниками, кузницей и другими постройками.

В северной части усадьбы было разбито достаточно большое оранжерейное хозяйство: две теплицы, оранжерея, дом садовника, сторожка.

Были продолжены работы по благоустройству парка: сооружены парковые павильоны, мостики через овраги, фонтаны, беседки, гроты, скамьи.

Известно, что А.А. Нелидов много времени уделял усадебному хозяйству, за что в 1860 году был отмечен статистическим комитетом «…за примерное хозяйство в Мокве...»

Вот как современник 1860-го года описывает Мокву: «... Но самая привлекательная из окрестностей Курска, это Моква – имение камергера А.А. Нелидова, в пяти верстах от города. Местность эта окружена лесом, а издали дом владельца напоминает собой итальянские виллы. В наружном и внутреннем его устройстве заметен изящный вкус, выражающийся не в строгой и однообразной, а в более свободной архитектуре».

Во второй половине ХIХ века Моква состояла из двух частей: одна находилась на берегу верхнего пруда, к северу от дворца, и была заселена государственными крестьянами – село Моква, вторая часть, заселенная крепостными А.А. Нелидова, располагалась к югу от церкви вниз по течению ручья, здесь было десять крестьянских домов. После отмены крепостного права Нелидов перенес это селение на новый участок, расположенный вблизи реки Сейм примерно в двух километрах от прежнего места. Новое селение получило название Кукуевка, а позднее – деревня Моква (сегодня – 2-я Моква).

В Курске у Нелидовых был собственный дом, располагался он на улице Московской, теперь это улица Ленина. Это было кирпичное здание с симметричным главным фасадом в строгих классических формах.

«В 1846 году в доме устроена церковь во имя праведной Елисаветы, которая была приписана к рядом расположенной Благовещенской церкви...» (сейчас музыкальное училище по ул. Ленина). Известно, что «...Нелидов для нужд Благовещенского причта отписал на Макве тридцать десятин земли...»

Трагична судьба А.А. Нелидова. В 1850-х годах его жена Елизавета Петровна и шестеро детей умерли от туберкулеза и были похоронены в Мокве в склепе-усыпальнице (цокольный этаж церкви Спасской). По рассказам старожилов, Аркадий Аркадьевич, не в силах далее оставаться на родине, где все напоминало о постигшем горе, уехал за границу, где и скончался, завещая похоронить себя в семейном склепе в Мокве. Это и было исполнено.

(По Е. Холодовой)

Задания к тексту

1. К какому стилю речи можно отнести данный текст?

2. Определите тип речи (повествование, рассуждение или описание).

3. Озаглавьте текст.

4. Произведите морфемный анализ следующих слов: известен, представляла, бросающийся, завещая.

5. Сделайте морфологический разбор следующих слов: усадьбы, вторая, расположенной, уехал.

6. Выпишите из текста слова с трудными орфограммами. Объясните правила их написания.

7. Подчеркните главные члены в простых предложениях.

 

Текст № 45

Воробьевка

В десяти километрах восточнее коренной пустыни находится деревня Воробьевка, известная как имение русского лирика Афанасия Афанасьевича Фета, в котором поэт провел лучшие годы своего творчества.

История владения Воробьевкой такова. Существует версия, что название села происходит от первопоселенцев этих мест, служилых людей Воробьевых, живших еще в XVI веке. Позднее земли эти принадлежали князю Кантемиру, от наследников которого в конце XVIII века Воробьевка перешла к помещику М.С. Кодрину. Затем деревня была приобретена Ртищевым.

В начале XIX века Воробьевка принадлежала коллежскому асессору Петру Михайловичу Ртищеву, после смерти которого у его наследников в 1877 году имение было приобретено А.А. Фетом и записано на имя его жены Марии Петровны Шеншиной-Фет.

К приобретенному имению Фет предъявлял следующие требования: «Имение должно быть в черноземной полосе, с лесом, рекою, каменной усадьбой и возможной близости от железной дороги». Воробьевка отвечала всем этим требованиям. Фет продал свое доходное имение Степановку в Орловской губернии и приобрел Воробьевку.

Имение лежало по обе стороны реки Тускарь. На правом берегу, где Тускарь имеет сильный изгиб на север, расположись усадебные постройки с парком. Северной границей парка служила дорога в село Уколово, восточной – дорога в деревню Сухоребрик. Господский двор примыкал к этой дороге каменным флигелем. К востоку от дороги располагались деревянные постройки. Парк простирался к югу и западу от господского дома.

К юго-востоку от усадьбы лежало сельцо Воробьевка.

Господский дом представлял собой одноэтажное здание с антресолями, часть которых была занята мезонином, а часть чердаком без окон. Жилых комнат было очень мало. На парковом, южном, фасаде дома располагался балкон. Фет свидетельствовал о наличии в доме высоких парадных комнат «с прекрасными обоями», двойных рам в окнах, железной крыши, «превосходных полов в парадных комнатах, каминных зеркал, выходящих в парадные комнаты».

Когда поэт приобрел усадьбу, он начал приспосабливать ее для жилья в соответствии со своими вкусами. Фет очень ценил своего управляющего Александра Ивановича Иоста, роль которого в устройстве усадьбы не менее значительна, чем самого А.А. Фета.

В основном господский дом сохранил анфиладный принцип расположения парадных комнат, унаследованный из XVIII века.

На первом этаже главного дома времени Фета располагались парадные комнаты – гостиная, столовая; жилые – кабинет поэта, спальня, комната жены поэта; а также сени и коридор, деливший здание на две половины – парадную и жилую. В гостиной, против входа на террасу, помещался большой камин с зеркалом и бюстом бывшего владельца усадьбы Ртищева. Фет шутливо почитал его как «гения места» и покровителя.

И.С. Тургенев в 1878 году писал Фету: «Я слышал, что Ваша Воробьевка – прекрасное имение: один дубовый парк – восемнадцать десятин – чего стоит».

Фет любил свой парк, свои тополя, липовые аллеи – весь этот тихий красивый уголок, куда не долетал «ни резкий крик глупцов, ни подлый их разгул». Здесь он полностью погружался в поэзию.

В воробьевском парке было несколько прудов, один из которых сохранился. Старожилы называют этот пруд рыбной сажалкой. В мае в парке отцветала сирень и зацветала жимолость, акации, каштаны и розы. Была в парке аллея старых вязов. В парке был посажен каштан, привезенный Фетом из имения Тургенева Спасское-Лутовиново.

В воробьевском имении Фет, сдав хозяйство на руки управляющего, весь отдавался литературным трудам.

В Воробьевке постоянно кто-нибудь гостил. Это друзья и родственники поэта и его жены. Посещал имение философ В.С. Соловьев. В 1879 году здесь провел один день Л.Н. Толстой. В Воробьевке жил летом литературный критик и первый биограф А. Фета Н.Н. Страхов. Поэт Я. Полонский оставил около десяти написанных маслом видов усадьбы. Неизгладимое впечатление произвела усадьба и на П.И. Чайковского.

А. Фет жил в имении постоянно, выезжая лишь с 1881 года на несколько зимних месяцев в Москву.

(По Е. Холодовой)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста.

2. Составьте план текста.

3. Разъясните значения употребляемых в тексте слов асессор, антресоль, мезонин.

4. Произведите морфемный анализ следующих слов: располагались, унаследованный, посещал.

5. Произведите морфологический анализ указанных слов: террасу, первом, красивый, посажен.

6. Составьте схемы сложных предложений, объясните знаки препинания.

7. Выпишите слова с трудными орфограммами. Составьте словарный диктант.

Текст № 46

***

У А.А. Фета был свой глубоко продуманный взгляд на значение русской усадьбы в жизни, культуре и даже своеобразная теория ее возрождения. Крепостником Фет никогда не был, а свой идеал жизни владельца усадьбы осуществил в Воробьевке, старинном Екатерининском имении Ртищева, купленном им в 1877 году. Именно здесь и создавались сборники «Вечерних огней».

Старинность усадьбы была для Фета желательной. Он почитал бывшего хозяина П.М. Ртищева как «гения места» и покровителя. В стихотворном послании в его честь поэт отдал дань хозяйственным талантам вельможи:

Ты жил и пышно, и умно,

Как подобало истым барам,

Упрочил ригой ты гумно,

Восполнил дом и сад амбаром…

Твоих волос не знала пудра,

Ты каждый складывал кирпич

И каждый гвоздь вбивал премудро.

Автор просил высокого покровителя не сетовать на нового хозяина, входящего к нему с «болтливой лирой», так как, вопреки расхожему мнению о «слепоте поэтов к ежедневным терниям», Фет – лирик не менее рачителен, чем Ртищев: «Ты видишь, как я чищу сам твои замки, твои карнизы!»

Каменный дом стоял на обрывистом берегу реки Тускарь, сад постепенно переходил в дремучий парк с вековыми деревьями и густой тенью. Около дома благоухали розы, в оранжерее выращивались кипарисы, филондедроны, олеандры, лимоны, кактусы. Вода всюду оживляла пейзаж, в парке был железистый ключ, воспетый в «Вечерних огнях», и фонтан внизу у реки, бивший тонкой струей, описанный Фетом и зарисованный Полонским. В парке всегда стоял птичий гомон, не было никаких сложных садовых построек, красоту создавала естественная и как бы облагороженная человеком природа. Каждое дерево, каждый куст были индивидуальностью, произведением искусства, как и в Спасском-Лутовинове у Тургенева, но здесь растительность была богаче, цветы изысканнее. Сам хозяин ухаживал за своими любимыми розами, следил за ковром газона, за ростом дикого винограда, обвивавшего балкон. Сад и парк были для него «идеальным миром», и он пытался аранжировать его в соответствии со своим эстетическим вкусом, который отчетливо проявляется в «Вечерних огнях». Поэта радуют «тонкие краски», гибкие формы, нюансы, полутона перемены освещения. Все значительно, нет мелочей, на всем лежит отпечаток таинственной жизни космоса, отблески вечности. Даже плющ «соприсущ» шопенгауэровской воле к жизни, камень может плакать, травы – рыдать, листья – сиять от счастья или «красноречиво» трепетать. Просвещенный хозяин судьбы любит наблюдать за окружающим, как герой его небольшого рассказа: «Вне моды» Афанасий Иванович: «Но природой нельзя любоваться по заказу и во всякое время. Нужно, чтобы фотографический снаряд был надлежащим образом подготовлен для восприятия живого образа. В минуты подобного расположения он любовно смотрел на елки, как они, развешивая кругом молодые побеги, точно на показ выставляли стройные руки в светло-зеленых перчатках».

Свою Воробьевку поэт называл «зеленым раем» по «климату, положению, растительности, тени и удобствам». Солнце и звезды, мирно проступающие здесь над темными верхушками столетних дубов, – видимые края той вечности, той непорочной ризы божества, которую видит Гете».

В модернизированном комфортабельном доме, в изысканно аранжированном саду и нарочито-дремучем парке интеллектуальная жизнь была сложной и напряженной. «Спасибо тебе, – пишет Фет Полонскому, прогостившему у него целое лето, – что поэзией, музыкой, живописью и скульптурой покурил в нашем захолустье». А в письме к Л. Толстому цитирует Гете: «Кто хочет понять поэта, должен отправиться в его родную страну». Зиму Фет проводит, правда, в Москве на Плющихе, но живет воспоминаниями лета. Родная же его страна – Воробьевка, где напряженно работает его поэтическая и философская мысль и где природа не просто эстетическая среда, не декорация, украшающая жизнь, а своего рода творческая лаборатория, где делаются важнейшие наблюдения над смыслом бытия, чему не мешает, к счастью, пошлость и суета уездной жизни. Со всегдашней удивительной энергией, став Шеншиным, разбогатев, оправившись от житейских драм, Фет стремится превратить свое повседневное существование в своего рода произведение искусства, как это советовал Гораций, которого он как раз переводит. Мысль, чувство, воображение, обогащенные философией, ведут его к новым поэтическим открытиям, и в семьдесят лет он испытывает высочайший творческий подъем, напоминая Гете в пору создания Мариенбадской элегии.

(По Н.В. Вулих)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста.

2. Озаглавьте текст, составьте цитатный план и перескажите текст.

3. Почему А. Фет называл свою усадьбу «зеленым раем»?

4. Объясните правописание прилагательных и причастий украшающая, аранжированный, модернизированный, комфортабельный, нарочито-дремучая, непорочная.

5. Сделайте морфемный разбор указанных слов: украсил, освещения, растительность, изысканно.

6. Сделайте морфологический разбор следующих слов: ухаживал, прогостившему, страну, творческая.

7. Объясните пунктуацию в предложении «Со всегдашней удивительной энергией…»

 

Текст № 47

Белый колодезь

Усадьба «Белый Колодезь» связана с именем выдающегося русского художника исторической живописи Вячеслава Григорьевича Шварца. В Курской областной картинной галерее хранятся сорок этюдов, подготовленных работ к картинам, которые он выполнял на родине.

За свою недолгую жизнь художник создал ряд произведений, принесших ему прижизненную славу. Его жизнь и творчество оказались неразрывно связанными с родным краем.

В последние годы жизни В.Г. Шварц попеременно жил в Петербурге, в Курске или в Белом Колодезе. В этот период он был избран в Курское земское собрание и предводителем дворянства Щигровского уезда.

Последнюю свою работу «Вешний царский поезд на богомолье» художник закончил в Белом Колодезе. Пейзаж картины отразил виды родной курской деревни. Все люди сняты с натуры – жителей Щигровского уезда. Избы он ездил рисовать в подмосковные деревни, потому что тип изб в Курской губернии был совершенно другой.

В.Г. Шварц умер в Курске в 1869 году и похоронен в селе Белый Колодезь. Над могилой художника была возведена церковь-мавзолей Шварцев.

Село Верховый Белый Колодезь расположено у самых истоков одноименной реки, откуда и происходит его название. Парк и большие сады образуют густой зеленый массив, среди которого расположены многочисленные усадебные постройки, датируемые третьей четвертью XIX века. Главный дом не сохранился, но уцелели вокзал, мавзолей, хозяйственные и служебные постройки, для архитектуры которых характерны традиции позднего классицизма с некоторыми элементами необарокко.

Современное использование усадебных строений – жилое и хозяйственное. Усадьба приобрела вид поселка, главная аллея превратилась в улицу.

Наиболее парадной и подчеркнутой воспринимается планировка около вокзала. Идея въезда в усадьбу по железной дороге так и не осуществилась, и вокзал использовался для других целей (ныне в нем размещается мельница).

Две идущие с запада дороги обходят вокзал с севера и юга, сливаясь перед его главным восточным фасадом, образуя основную улицу – перспективу усадьбы. В ее начале расположен скотный двор, далее находится обширное пространство с поставленной в глубине конюшней. Отсюда раньше был подъезд к главному дому. Рядом по обе стороны дороги – жилые корпуса. На краю усадьбы дорога проходи по плотине между прудов, около которых – винный завод. В глубине парка, среди густой зелени, находится церковь-мавзолей Шварцев.

Небольшой мавзолей, выполненный в «кирпичном» стиле, имеет форму куба, к которому примыкают полукруглая ажида с востока и более поздний притвор с запада.

В здании – два этажа. В верхнем, который служил усадебным храмом, располагался иконостас работы художника А.Д. Литовченко. В нижнем был устроен фамильный склеп, куда ведет лестница с северной стороны. К сожалению, сегодня мавзолей Шварцев представляет печальное зрелище заросших руин, которые заставляют вспомнить строки Майкова:

«… Все пусто. Времени губительный устав

Во всем величии здесь блещет: все мертвеет!»

(По Е. Холодовой)

Задания к тексту

1. Определите тип и стиль речи. Аргументируйте свое мнение.

2. Составьте план текста.

3. Произведите морфемный анализ следующих слов: название, попеременно, связана, сливаясь.

4. Произведите морфологический разбор следующих слов: дороги, обширное, выполненный, располагался.

5. Объясните значение указанных слов: ажида, притвор, иконостас.

6. Составьте словарный диктант по тексту на разные правила орфографии.

7. Найдите в тексте сложные предложения. Объясните знаки препинания, постройте схемы предложений.

 

Текст № 48

Льгов

«Поедемте-ка в Льгов, – сказал мне однажды уже известный читателям Ермолай, – мы там уток настреляем вдоволь».

Хотя для настоящего охотника дикая утка не представляет ничего особенно пленительного, но за неимением пока другой дичи (дело было в начале сентября: вальдшнепы еще не прилетали, а бегать по полям за куропатками мне надоело) я послушался моего охотника и отправился в Льгов.

Льгов – большое степное село с весьма древней каменной одноглавой церковью и двумя мельницами на болотистой речке Росоте. Эта речка верст за пять от Льгова превращается в широкий пруд, по краям и кое-где посередине заросший густым тростником, по-орловскому – майером. На этом-то пруде, в заводях или затишьях между тростниками, выводилось и держалось бесчисленное множество уток всех возможных пород: кряковых, полукряковых, шилохвостых, чирков, нырков и прочих. Небольшие стаи то и дело перелетывали и носились над водою, а от выстрела поднимались такие тучи, что охотник невольно хватался одной рукой за шапку и протяжно говорил: фу-у! Мы пошли было с Ермолаем вдоль пруда, но, во-первых, у самого берега утка, птица осторожная, не держится; во-вторых, если даже какой-нибудь отсталый и неопытный чирок и подвергался нашим выстрелам и лишался жизни, то достать его из сплошного майера наши собаки не были в состоянии: несмотря на самое благородное самоотвержение, они не могли ни плавать, ни ступать по дну и только даром резали свои драгоценные ноги об острые края папоротников.

– Нет, – промолвил, наконец, Ермолай, – дело неладно: надо достать лодку… Поедемте назад в Льгов.

Через четверть часа мы уже сидели в дощанике Сучка (собак мы оставили в избе под надзором кучера Иегудила). Нам не очень было ловко, но охотники народ неразборчивый. У тупого, заднего конца стоял Сучок и «пихался»; мы с Владимиром сидели на перекладине лодки; Ермолай поместился спереди, у самого носа. Несмотря на паклю, вода скоро появилась у нас под ногами. К счастью, погода была тихая, и пруд словно заснул.

Мы плыли довольно медленно. Старик с трудом выдергивал из вязкой тины свой длинный шест, весь перепутанный зелеными нитями подводных трав; сплошные круглые листья болотных лилий тоже мешали ходу нашей лодки. Наконец мы добрались до тростников, и пошла потеха. Утки шумно поднимались, «срывались» с пруда, испуганные нашим неожиданным появлением в их владениях, выстрелы дружно раздавались вслед за ними, и весело было видеть, как эти кургузые птицы кувыркались на воздухе, тяжко шлепались об воду. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали: легко подраненные ныряли; иные, убитые наповал, падали в такой густой майер, что даже рысьи глазки Ермолая не могли открыть их; но все-таки к обеду лодка наша через край наполнилась дичью.

(По И.С. Тургеневу)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста.

2. Текст составлен на материале рассказа И.С. Тургенева «Льгов». Как бы Вы могли по-другому озаглавить прочитанное?

3. Определите тему текста, составьте тезисы. Перескажите близко к тексту описание Льгова и его окрестностей.

4. Сделайте морфемный разбор следующих слов: перелетывали, медленно, бесчисленное.

5. Сделайте морфологический разбор следующих слов: другой, древней, мельницами, говорил, протяжно.

6. Объясните знаки препинания в последнем предложении текста. Сделайте его синтаксический разбор.

7. Почему слово «пихался» И.С. Тургенев написал в кавычках?

8. Объясните значение указанных слов: верста, майер, дощаник, кургузые.

9. Выпишите причастия и объясните правописание суффиксов в этих словах.

 

Текст № 49

Хомутовка

Старинное село Хомутовка, ныне райцентр, преобразовалось в современный поселок городского типа в шестидесятых годах двадцатого века. Генеральным планом был сохранен великолепный дворцово-парковый комплекс – корни села, его начало, праматерь.

Усадебный дом-дворец, называемый в поселке «Белым домом», после революции был всегда средоточием Хомутовской власти, административным центром, благодаря чему, наверное, и сохранился. Немногие сохранившиеся хозяйственные постройки усадьбы приобрели новое назначение, а парк с прудами стал городским парком культуры и отдыха. Среди унылой типовой застройки – кусочек старинной усадьбы – то место, где есть чем порадовать глаз, куда пойти отдохнуть, набраться жизненной энергии.

История Хомутовки уходит в глубины XVIII столетия, когда село звалось Соколовкой. В 1757 году здесь была деревянная церковь, воздвигнутая в честь христианских мучеников Флора и Лавра.

О переименовании села и его владельцах хомутовцы до сих пор рассказывают легенды. В историях этих много интересного. Старожилы рассказывают, что ехал когда-то гвардии прапорщик Бирон (внук фаворита императрицы Анны Иоанновны) со стороны Рыльска в село Соколовку, да сбился с дороги. Поехал в одну сторону – речка, в другую – снова речка. В Соколовку он, конечно, попал, но то ли в отместку за свои блуждания, то ли, разобравшись, что село, как хомутом, опоясано двумя соединяющимися ручьями, переименовал Соколовку в Хомутовку.

Много воды утекло с тех пор в хомутовских ручьях. После Бирона хозяйкой Хомутовки была помещица Брискорн, основавшая в селе Прилепы суконную фабрику. Затем ее сменила генеральша Левшина-Шауфус. Дворяне Левшины владели землями в Тульской, Смоленской и других губерниях. Курские Левшины упоминаются в писцовых книгах XVII века.

Теперь обратимся к архитектуре сохранившейся усадьбы. Это, пожалуй, один из старейших на территории Курской области дворцово-парковый комплекс XVIII столетия. Можно сказать – второй по старшинству после палат Мазепы (1704 год) под Рыльском, а по своим ландшафтным характеристикам не уступает паркам усадеб «Марьино» – Барятинских (Рыльский район) и «Моква» – Нелидовых (Курский район).

Планировочный размах и композиция парка, архитектура дворца в Хомутовке представляет собой миниатюрную копию загородных дворцово-парковых столичных комплексов царствующих особ и их фаворитов. Судя по чистоте форм дворца и грамотному решению общей композиции комплекса, «каменных дел мастера» и садовники Хомутовки были не простыми самоучками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.105 с.)