Теория конкурентных преимуществ М. Портера как методологическая основа оценки конкурентоспособности национальных экономик. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория конкурентных преимуществ М. Портера как методологическая основа оценки конкурентоспособности национальных экономик.



Разрабатывая конкурентную стратегию, компании стремятся найти и воплотить способ выгодно и долго конкурировать (оставаться конкурентоспособными) в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует, только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная компания, может принести успех (М.Портер, 1993). Конкурентная стратегия (competitive strategy) – продуманный выбор ряда видов деятельности, которые обеспечивают уникальную природу создаваемой ценности (М.Портер, 2000). Исходные моменты, определяющие выбор конкурентной стратегии: 1) структура отрасли, в которой действует компания (состояние конкурентной среды) 2)позиция, которую занимает компания в отрасли

Структурный анализ отрасли.

угроза появления новых конкурентов (легкость проникновения в отрасль, высота барьеров (экономия на масштабах производства, дифференциация продукта, потребность в капитале, более высокие издержки, доступ к каналам распределения политика правительства, затрудняющих или препятствующих появлению новых компаний в данной отрасли), реакция существующих конкурентов)

рыночная сила поставщиков (Поставщики - мощный фактор воздействия: поставляемый товар составляет существенную часть издержек отраслевой продукции, критически важен для отраслевого производственного процесса, в значительной степени влияет на качество отраслевого продукта, они представляют собой всего нескольких компаний, являются более сплоченными по сравнению с отраслью, которой они продают товары, они являются крупными поставщиками, обладающими хорошей репутацией, спрос на продукцию которых растет, компаниям потребляющей отрасли дешевле покупать компоненты у них, чем производить их самостоятельно; Слабая рыночная власть поставщиков: поставка стандартного товара, которым свободно торгуют многочисленные поставщики, на рынке достаточно хороших товаров-заместителей, обслуживаемая отрасль является для поставщиков основным покупателем)

рыночная сила покупателей (Значительное влияние покупателей: значительные размеры покупателя, большие объемы приобретаемой им продукции, «жесткость» поведения на переговорах с продавцами, приобретаемые товары стандартны или не дифференцированы (покупатели без существенных издержек могут найти альтернативного поставщика), продукция, предоставляемая отраслью-поставщиком, не влияет на качество товаров и услуг покупателей)

угроза появления товаров или услуг-заместителей (устанавливается потолок цен, которые могут взимать за свою продукцию компании данной отрасли (без того, чтобы не побудить покупателей перейти на товары-заменители), потребители сравнивают показатели цены и качества продукции компании и товаров-заменителей)

соперничество уже имеющихся конкурентов (в данной отрасли) между собой (Факторы усиления остроты конкуренции в отрасли: увеличение числа конкурентов при уравнивании их размеров и мощностей, медленный рост спроса на продукцию, у конкурентов возникает соблазн использовать снижение цен или другое оружие конкуренции для увеличения объема сбыта своей продукции, покупатели не несут значительных издержек на замену одного товара другим, один или несколько конкурентов не удовлетворены занимаемым на рынке положением и предпринимают меры для исправления ситуации за счет соперников, выйти из бизнеса дороже, чем остаться в нем и конкурировать).


 

20. Рейтинговые оценки конкурентоспособности стран и регионов по версии Всемирного экономического форума, Института развития менеджмента (Лозанна), Всемирного Банка, других организаций.

Среди наиболее распространенных методических подходов к оценке уровня конкурентоспособности страны выступают методики Всемирного банка, Всемирного экономического форума.

1. Всемирный экономический форум, 1986 г. оценивает по 8 группам агрегированных факторов (381 показатель):

§ внутренний экономический потенциал;

§ внешнеэкономические связи;

§ государственное регулирование;

§ кредитно-финансовая система;

§ инфраструктура;

§ система управления;

§ научно-технический потенциал;

§ трудовые ресурсы.

Показатели для оценки стадии развития конкурентоспособности страны:

§ характеризующие уровень развития экономики и темпы ее роста;

§ характеризующие трудовые ресурсы (доля активного населения, уровень производительности труда, заработной платы, личного дохода);

§ расходов на НИОКР, % от ВВП (темпы роста расходов, расходы на образование, количество патентов);

§ характеризующие экспорт (доля страны в мировом экспорте, темпы роста экспорта; доля трудоемких и сырьевых отраслей, капиталоемких отраслей, отраслей высоких технологий; доля услуг в ВВП);

§ инвестиций (доля внутренних инвестиций, % к ВВП: инвестиций за границу, % к ВВП: иностранных инвестиций, % к общему объему инвестиций; доля налогов в ВВП).

2. Всемирный банк оценивает конкурентоспособность страны по 9 критериям (сумма может составить максимально 100 баллов):

§ политический риск (возврат денег);

§ экономические перспективы;

§ внешняя задолженность;

§ долг в связи с дефолтом или реструктуризацией долга;

§ доступ к банковским ресурсам;

§ доступ к рынкам капитала;

§ предоставление форфейтинговых услуг.

Конкурентоспособность страны рассчитывается по формуле:

100 баллов = 25 + 25 + 10 +10 + 10 + 5 + 5 + 5 (табл. 1).

3. Рейтинг IMD (Международного института менеджмента и развития (г. Лозанна).

Центр по изучению конкурентоспособности возник в Лозаннском институте развития менеджмента 1987 году. Его создателем и многолетним руководителем является Стефан Гарелли — профессор IMD и Лозаннского университета, член наблюдательных советов ряда банков и советник крупных компаний, член нескольких академий и научных институтов по всему миру. На базе IMD-International (International Institute for Management Development, Лозанна, Швейцария), в рамках проекта «Мировой конкурентноспособности» («World Competitiveness Project») ведется подробнейший ежегодный мониторинг основных макропоказателей социально-экономического развития 52 стран мира и восьми отдельных регионов некоторых из этих стран. По итогам мониторинга проводится разноаспектный сравнительный анализ стран и регионов, строятся различные рейтинги, выявляются определенные тенденции. Результаты этого анализа публикуются (см.: WCY 1997—2012) и обсуждаются специалистами, в том числе на так называемом «Всемирном экономическом форуме».

Главным «продуктом» центра является Ежегодник по мировой конкурентоспособности — The World Competitiveness Yearbook (WCY), который на сегодняшний день считается самым полным и самым компетентным ежегодным отчетом о конкурентоспособности стран и регионов. Ежегодный отчет публикуется регулярно с 1989 года.

Методология исследований для ежегодного отчета строится на анализе и ранжировании способности государств: во-первых, создавать, а во-вторых, поддерживать среду, в которой предприятия могут эффективно конкурировать. Поскольку создание национального богатства происходит преимущественно на уровне компаний и предприятий (частных и государственных), то данная область исследований называется «конкурентоспособность предприятий». Но предприятия, как известно, существуют в национальной бизнес-среде, которая либо усиливает, либо тормозит их способность к конкуренции как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Эта область исследований называется «конкурентоспособность стран».В настоящее время оценивается более 320 показателей, т.ч.:

• Economic Performance (обобщающие экономические показатели) — ВНП, ВВП на душу населения, объем экспорта, импорта, иностранных инвестиций, уровень занятости, уровни цен (всего 79 показателей);

• Business Efficiency (эффективность бизнеса) — производительность, рынок труда, финансы, практика менеджмента (всего 71 критерия);

• Government Efficiency (эффективность деятельности государственной власти) — в области государственных финансов, финансовой политики, законодательства в сфере бизнеса (всего 72 показателя);

• Infrastructure (развитие инфраструктуры) — базовой, научной, технологической, научной, здравоохранения, охраны окружающей среды, образования (всего 101 показатель).

В 2012 г. Россия занимала 48 место из 59

4. Фатхутдинов Р.А. конкурентоспособность страны оценивает по формуле:

§ bi — значимость фактора i конкурентоспособности (i = 1,0);

§ кi — конкурентоспособность фактора (Kj = Пi / Пнi);

§ Пi — абсолютное значение;

§ Пнi — нормативное значение фактора).

Показатели для оценки конкурентоспособности страны (1,0):

§ расходы из госбюджета на НИОКР (в % от ВВП);

§ расходы из госбюджета на развитие человека (образование, здравоохранение, социальная сфера), в % от ВВП;

§ стабильность политической системы в стране, баллы;

§ ВВП на душу населения, тыс. долл.;

§ средняя продолжительность жизни;

§ эффективность использования ресурсов; экспорт в % от ВВП;

§ место страны в мире по запасам природных ресурсов на душу населения.

§ уровень инфляции, %;

§ место страны по удельному весу в составе 250 самых крупных конкурентоспособных фирм мира.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.011 с.)