Развитие теории конкуренции и конкурентоспособности в трудах Смита, Милля, Маршалла, Курно, Вайолет, Шумпетера,Долан, Линдсей, Хайне. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие теории конкуренции и конкурентоспособности в трудах Смита, Милля, Маршалла, Курно, Вайолет, Шумпетера,Долан, Линдсей, Хайне.



Первые наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкуренции появились в середине XVIII в. в классическом направлении экономической мысли.

Конкуренция трактовалась в концепциях того времени как сила, ограничивающая стихийную борьбу хозяйствующих индивидов и способствующая активизации экономической жизни общества. Ранние представители классической политической экономии и, прежде всего, Уильям Петти, Пьер Л. де Буагильбер с функционированием и развитием конкурентных отношений связывали реализацию принципа социальной справедливости, обосновывая в этой связи понимание капиталистического строя как вечного и естественного.

Теория же классической конкуренции была обобщена Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» [1], где он впервые доказал, что конкуренция приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Она должна уравновешивать частные интересы и экономический эффект, и в этом смысле А.Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка — автоматическим равновесным механизмом. На примере ценовой конкуренции он доказал ряд существенных положений, ставших в последствии постулатами доктрины «максимального удовлетворения потребностей».

Джон Стюарт Миль, продолжая традиции классической школы экономической мысли полагал, что: «Принимая во внимание то, что конкуренция является единственным регулировщиком цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования» [8].
Неоклассическая школа, расцвет которой приходиться на конец XIX — первую треть XX века, еще более точно и полно представила влияние совершенной конкуренции на ценовую систему, конкретизировав экономический анализ, связывала конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести.
Так значительными можно признать концепции Альфред Маршалла. Им были подвергнуты критике «условности» модели чистой конкуренции. Разработка теории анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке позволили создать основы теории новой модели конкуренции — монополистической. Развивая основные положения классиков, А. Маршалл более последовательно и полно обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности.

Маршалл полагал, что спрос и предложение равнозначны в оп­ределении цены. При анализе цены он рассматривал представи­тельную фирму, т.е. фирму со средними отраслевыми характеристи­ками. По мнению Маршалла, существует совершенная конкурен­ция, т.е. конкуренция, "не испорченная" ни вмешательством госу­дарства, ни монополией. Он утверждал, что в этих условиях с рос­том цены предложение товаров растет, а платежеспособный спрос падает. Это положение он проиллюстрировал графически, изобра­зив так называемый "маршаллианский крест" (рис. 5). На верти­кальной оси Q показано количество товара в натуральных едини­цах, Р — цена, Р0 равновесная цена. Этот график — пример типичного устойчивого равновесия для товара, подчиняющегося закону убывающей отдачи. При постоянной отдаче цена предложения одинакова для всех количеств товара. "Когда спрос и предложе­ние пребывают в равновесии, — пишет Маршалл, — количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равно­весным количеством, а цену, по которой он продается, — равновес­ной ценой" 15.

Рис. 5. "Маршаллианский крест"

Одним из представителей математической школы, исследовавшим данную проблему, является А. Курно. Им были заложены основы теории чистой монополии и теории дуополии. Кроме того, А. Курно также сформулировал идею о том, что совершенная конкуренция есть предельный случай из целого спектра рыночных структур, определенных в терминах количества продавцов.
Конкуренция в своем развитии идет от простейшего случайного конкурентного отношения продавца и покупателя через развернутое соперничество ограниченного круга субъектов рынка к свободной конкуренции. Именно здесь, по нашему мнению, кроется основное противоречие формирования понятия конкуренции как экономической категории. Соперничество продавца и покупателя регулируется частными, внутренними мотивами их деятельности и взаимным принуждением их сталкивающихся интересов. Каждый борется за полную реализацию своего частного интереса, за установление своей монополии и устранение негативного воздействия конкурента. Поэтому, конкуренция способствует адаптации деятельности экономических субъектов к постоянно меняющимся условиям конкурентной среды, а также потребительских предпочтений, в целях достижения желаемых результатов.

Определенный вклад в обоснование и развитие новых концепций «монополистической» и «несовершенной» конкуренции внесли Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Й. Шумпетер и другие представители классической экономической теории.

Значительный вклад в совершенствование теории конкуренции внесла английский экономист Дж. Робинсон, последовательно обосновывающая теорию несовершенной конкуренции. По мнению Дж. Робинсон: «Всякий отдельный производитель обладает монополией на свою продукцию — это в достаточной мере очевидно, и если большое их число выступает с продажами на совершенном рынке, то возникает положение, которое мы привыкли описывать как совершенную конкуренцию»

Следует отметить, что работы «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Дж. Робинсона и «Теория монополистической конкуренции» Э. Чемберлина подытожили дискуссии о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. Эти работы были обусловлены необходимостью переосмыслить действие рыночного механизма с учетом роли таких факторов, как ограниченное количество продавцов, дифференциация продукта, издержки сбыта, с учетом значения взаимодействия продавцов на рынке неценовых форм конкуренции.

Говоря о совершенной конкуренции, Й. Шумпетер отмечал: «... это не тот вид конкуренции, который может быть отнесен за счет существующих товаров, но этот вид конкуренции может быть особенно актуальным, если речь пойдет о новом товаре, новой технологии, новых ресурсах или новом типе организации». В своих трудах Й. Шумпетер особое внимание уделяет инновационной деятельности в условиях развития конкуренции. Автор оправдывает любую степень монополизации рыночной системы, если она служит ускорению научно-технического прогресса.


Австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек рассматривает конкуренцию не только как соперничество за более прибыльное приложение капитала, но и как процедуру открытия таких факторов, которые без обращения к ней оставались бы никому неизвестными или, по меньшей мере, неиспользуемыми.


Э. Д. Долан и Д.Е. Линдсей в работе «Рынок: Микроэкономическая модель» об олигополии и олигополической взаимосвязи говорил так: «Главная трудность в анализе олигополии состоит в определении того, с какими ограничениями сталкиваются фирмы на рынке, где существует несколько конкурирующих компаний». Организации при условиях олигополии, так же как и при совершенной конкуренции и на монополизированных рынках, сталкиваются с ограничениями затратной кривой и условий спроса. Но, кроме того, они сталкиваются еще с одним ограничением: действиями конкурирующих фирм. Изменение прибыли, которое организация может получить за счет изменения цен, объемов выпуска или качественных характеристик товара, зависит не только от реакции потребителей, но и от того, как на это отреагируют другие организации, которые также являются участницами данного рынка. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Но олигополистическая взаимосвязь может привести не только к ожесточенному противоборству, но и к соглашению. Последнее имеет место тогда, когда организации-олигополисты представляют возможности совместного увеличения своих доходов путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка.

П. Хейне о том, что конкуренция является следствием редкости. «Редкость — это отношение между наличием и желательностью, или между спросом и предложением. Редкие блага приходится тем или иным образом распределять. Распределение предопределяет использование критериев отбора, определяющих, кому сколько достанется. Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам».
Вообще ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость.

Таблица 1 Теории конкуренции

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 999; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.008 с.)