Формирование мотивации к учению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование мотивации к учению



В результате изменений в системе образования происходит смещение образовательных аспектов с усвоения основ наук на развитие личности обучающихся. Изменяются учебные программы, функции педагогов, средства обучения, подходы и методы к организации образовательной деятельности. Основными задачами, например школьного образования, становятся – учить не столько фактам, теории, сколько общим методам мышления, повышать развивающий эффект обучения, способствовать развитию познавательной деятельности школьников [34]. Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для школьников видов познавательной деятельности. Первый из этих этапов – мотивационный. Рассмотрим осуществление данного этапа на примере системы общего образования.

Известно, что если ученик не знает, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, не хочет учиться, то научить его невозможно. Следовательно, прежде чем организовать учебную деятельность школьников, учитель должен позаботиться о мотивах их деятельности.

Мотивация – это установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность с психологической точки зрения [34].

Мотивируя ребенка к учению, педагогу важно особое внимание обращать на такие психологические факторы, как способность воспринимать учебную информацию, слушать, осмысливать, запоминать и т.д.

Учение, как утверждает Н.Ф. Талызина, может иметь для ученика разный психологический смысл: может отвечать познавательным потребностям или служить средством достижения других целей. Ученик должен осознавать, для чего ему необходимы предлагаемые к усвоению знания. Поэтому в обучении надо идти от мотивов – к целевым задачам, а от целевых задач – к их содержанию.

Что следует понимать под мотивами?

Сутью мотива при этом может быть некая потребность, интерес, цель, намерение или побуждение. Но чаще выявить что-то одно невозможно, поскольку и сами мотивы представляют собой комплексы, и в педагогическом процессе мы почти никогда не имеем дело с одним действующим мотивом [40].

Мотивы – это внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию.

Например, мотивами может служить желание учиться, желание находить интересующую учебную информацию, а также стремление школьников учиться, стремление выполнять качественно и своевременно различные учебные задачи.

Для того чтобы сформировать у каждого ученика личные учебно-познавательные мотивы, учитель ставит перед классом учебную задачу. При этом перед школьниками ставится вопрос не «что», а «для чего» необходимо изучать тот или иной материал.

Например, изучать действие экологических факторов, происходящее в окружающем нас мире необходимо для того, чтобы понять происходящие изменения, влияющие и определяющие жизнь людей, выявив основные причины и последствия; продумать стратегию «выживания» или гармоничного существования на планете.

Личные мотивы учащихся часто строятся на основе положений, связанных с исследовательским характером самой науки, с ее практическими потребностями и применением полученных знаний и умений на практике.

Как правило, в традиционном обучении мотивация формируется извне на основе убеждений в необходимости учиться. Поэтому мотивы в этом случае занимают внешнюю позицию по отношению к учению. Однако для реализации целей современной школы необходимо формировать внутренние, личностные учебно-познавательные мотивы, направленные непосредственно на содержание учебного материала и на содержание учебной деятельности.

Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, выраженными через познавательный интерес, который определяется как особая избирательная направленность личности на процесс познания. К критериям познавательного интереса относят: особенность поведения учащихся, активное включение в учебную деятельность, сильную сосредоточенность на этой деятельности, появление вопросов у школьников, которые они задают учителю. Интерес, возникший у обучающегося, формирует мотивы учения. Познавательный интерес всегда сопровождается положительными эмоциями, доставляющими радость.

Итак, в начале любой познавательной деятельности необходима мотивация действий и поступков, которая направлена на:

· обеспечение понимания ценности приобретаемых знаний, умений, опыта творческой деятельности;

· сознательное отношение к их усвоению;

· эмоциональный подъем;

· формирование познавательных интересов [40].

Мотивировать познавательную деятельность возможно различными способами. Как правило, такие мотивационные установки задаются в начале урока. Прежде чем действовать, школьники должны быть внутренне подготовлены к восприятию знаний, к учебной деятельности как физически, так и психологически. С этой целью обращается внимание на подготовленность рабочего места ученика, на наличие используемых средств обучения, продуманности педагогических методов и приемов.

Мотивационная установка может быть дана в выразительном, эмоциональном вступительном слове учителя, который раскрыва­ет практическую роль нового материала, устанавливает связь новой темы с предшествующей, дает план действий на весь урок, на все время проведения экскурсии или какой-либо иной формы организации обучения. Возможно уже на начальной фазе урока поставить проблему и обозначить возможные пути ее решения, вовлекая школьников уже в первоначальное обсуждение темы.

Для мотивации используются и познавательные задачи, исследование которых стимулирует мыслительную, творческую деятельность школьников на протяжении всего урока.

Особое внимание учителю необходимо обращать на разъяснение школьникам практического значения полученных знаний, их роли в повседневной жизни каждого человека, и возможно, в различных видах деятельности всего населения.

Важно, чтобы уже в начале урока школьники сосредоточили свое внимание на практической составляющей, что способствует появлению вопросов, которые они задают учителю. Именно на основе интереса можно развить мотивы учения, которые тесно связаны с реализацией принципа положительного эмоционального фона обучения.

Практически все предметы обладают большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам, феноменам природы, научным открытиям. Возможно использовать аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к новому, радость удовлетворения любознательности, пробуждает эмоциональную сферу личности школьника и, как итог, возбуждает любовь к знаниям. Именно эта любовь к знаниям лежит в основе мотивационной сферы учения.

Особенно привлекательным материалом в содержании любой науки являются ее исторические факты. Учителю необходимо как можно чаще и больше приводить примеры, используя принцип историзма – важный фактор формирования мотивов в учебном процессе.

Поскольку в основе мотивационной сферы учащихся лежит смысл учения, его значимость для школьника, а эмоции, отношения, интерес – это его производные, то немалую роль в познавательной деятельности играют целевые установки, которые даются в начале изучения разделов и тем или отдельных уроков. Эти установки не что иное, как задачи учителя, адаптированные для школьников, сформулированные в более краткой и доступной для учащихся форме. Задачи урока могут быть представлены в форме таблицы, плана, перечня основных знаний и умений на классной доске, экране, плакате, где цели обозначены как результат учебной деятельности на уроке. Цели урока, представленные учащимся, служат основой для поэтапного закрепления изучаемого материала, повторения в конце урока.

На определенном этапе работы с печатным или электронным учебником, если учитель специально обучает школьников работе с ним, эти целевые установки учащиеся могут формулировать самостоятельно на основе опережающих заданий учителя. В этом случае необходимо давать специальные задания к работе с новым материалом учебника и его методическим аппаратом.

Большую роль в мотивации учения играет организация учебной деятельности школьников с различными источниками предметной информации. Известно, что в преподовании предметов естественно-научного цикла применяется большое количество разнообразных средств обучения, в которых отражены свойства объектов и явлений. Наличие материальной базы обучения положительно влияет на формирование мотивов учебной деятельности. В хорошо оборудованном кабинете школьники могут удовлетворить имеющиеся у них потребности в постоянной деятельности с различными демонстрационными объектами, приборами, инструментами, коллекциями, гербариями, фотоматериалами. Особое внимание следует уделить использованию на занятиях цифровых электронных образовательных ресурсов, которые обладают существенными преимуществами, активизирующими учебную деятельность школьников, усиливающими их познавательные мотивы. К. Д. Ушинский справедливо отмечал, что безделье на уроке больше утомляет учащихся, чем активная деятельность. Поэтому даже небольшое включение интерактивных ЭОР позволит расставить акценты на изучении отдельных тем и вопросов, расширить знания обучающихся, отработать практические навыки и многое другое. Разработанные ЭОР способствуют развитию отдельных психических функций (мышления, воображения), удовлетворяют потребности в практической деятельности, в новых впечатлениях, в полнокровной эмоциональной жизни на уроке. Современные ресурсы рассчитаны на формирование мотивов учения, проявляющихся в построении и написании текста, использовании методического аппарата, комплексности ресурсов, которые направлены на развитие познавательного интереса, на положительное отношение к изучению различных предметных областей. Текст учебника должен быть максимально понятным, структурированным, логически связанным и основанным на современным научных данных и положениях. В начале разделов и многих тем приведены целевые установки, которые раскрывают их назначение. Во многих ЭОР мотивация достигается обращением к личности школьников: «Это вы уже знаете, а это вам предстоит узнать...», «Докажите...», «Дайте обоснование...», «Защитите свою точку зрения», «Как вы думаете, что произойдет, если...» – и т.д.

Методы обучения – эта взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся. Они также влияют на мотивы учения. Сочетание методов, применение наиболее активных из них, рассчитанных на организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников (частично-поисковый, исследовательский), побуждают школьников к активной учебной деятельности. Важное средство мотивации учебной деятельности – личность учителя, его методическое мастерство, человеческие качества, увлеченность своим предметом, доброе отношение и понимание интересов своих учеников. Поведение учителя на уроке, его речь, настроение, действия (вошел в класс и сразу начал рисовать на доске, читает стихи, принес свежую газету и обращает внимание на важное событие, дает сразу команду открыть учебник и т. д.) оказывают сильное влияние на учащихся. Ответственное отношение учителя к своему труду, любовь к предмету, нетрадиционные занятия, умение вовлечь школьников в активный учебный труд и многие другие качества его личности активно влияют на мотивы изучения предмета.

В процессе обучения мотивацией могут быть и формы организации: уроки, необычные по форме и организации, применение групповой работы, экскурсии в природу и на производство, уроки на местности, в библиотеке, в компьютерном классе. Мотивацией может служить даже необычное название урока, как бы его девиз, который позволяет создать особый психологический климат и выйти за рамки отдельных тем программы.

На успех учебной деятельности большое влияние оказывают и коллективные виды деятельности. Работа в группе помогает втянуть в активную деятельность весь состав группы, между членами которой возникает соревнование, возрастает эмоциональная привлекательность учебной работы. При такой организации в работу включаются даже самые слабые учащиеся. Многие черты групповой работы способствуют мотивации: деятельность всех членов группы должна быть согласована, при этом учитываются особенности совместной мыслительной деятельности, общение в группе развивает критичность мышления, умение слушать, понимать друг друга, излагать свои позиции, защищать их. В коллективной работе происходит распределение ролей: одни учащиеся выдвигают идеи, т. е. предлагают варианты решения учебной задачи, другие конкретизируют решение, подбирают примеры, передают всем членам группы смысл предлагаемых решений, третьи выступают в роли критиков. При работе в коллективе каждый ученик может почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, так как может выбрать для себя посильное задание, что способствует мотивации учения.

Определенную роль в мотивации играет оценка учебной деятельности школьников. Существует множество нестандартных, интересных для учащихся способов контроля за результатами обучения: разнообразные по форме и содержанию работы с использованием рабочих тетрадей, тестирование и работа с виртуальными тренажерами. Применяются и способы самооценки достигнутых результатов обучения.

Еще одно направление создания мотивации – увеличение информативной емкости урока географии. В начале изучения темы учитель дает общую картину, абрис всей темы, план ее изучения, показывает структуру темы, этапы изучения, связь отдельных час­тей между собой, раскрывает практическую значимость, роль новых знаний в целостной картине мира.

Еще одним средством формирования положительных мотивов учебной деятельности служит принцип проблемного обучения. В большинстве случаев правильно поставленная перед учащимися проблема вызывает практически у каждого из них желание найти решение, хотя бы сделать такую попытку. При этом мотив может и не быть внутренним, но возникающая у школьника познавательная потребность – самый эффективный мотив, побуждающий его к учению.

Проблемное обучение – обязательный признак современного урока, это способ развития творческого мышления учащихся. По утверждению психологов интеллектуальное развитие осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуаль­ных трудностей. Эти затруднения заключаются в том, что ученик не может выполнить задание известными ему способами и должен отыскать новый способ решения учебной задачи. Проблемные задания, формулируемые учителем, проблемные ситуации на уроке вызывают, как правило, большой интерес и служат мотивацией познавательной деятельности школьников.

Таким образом, мотивация учебной деятельности обеспечивает понимание ценности знаний, ведет к сознательному отношению к их усвоению, вызывает эмоциональный подъем, облегчает формирование познавательных интересов и в целом всей учебной деятельности школьников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 2126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.014 с.)