Дидактические свойства технологий организации учебного процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические свойства технологий организации учебного процесса.



 

Именно дидактические свойства позволяют ИКТ выполнять дидактические функции, направленные на реализацию учебно-воспитательного процесса и характерных для него атрибутов (возможности объяснения, разъяснения, обсуждения, проведения контрольных срезов, тестов, творческих работ и т.д.), осуществление общения преподавателя с обучающимися, создание благоприятных условий для эффективной учебно-познавательной деятельности.

Рассмотрим дидактические функции современных информационно-коммуникационных технологий и их роль в решении педагогических задач.

Под дидактическими функциями понимается внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач [25, 29]. Дидактические функции информационно-коммуникационных технологий во многом определены их интерактивностью, обусловленной гипертекстовыми и мультимедиа технологиями, что дает основание говорить о переходе на качественно иной уровень передачи информации.

Многоуровневая форма представления материала удобна обучающимся при организации их самостоятельной работы с учебным материалом и позволяет им либо подробно изучить тему, опускаясь на самые низкие дополнительные уровни, либо ознакомиться с материалом только верхнего информационного уровня.

Именно с появлением мультимедиа технологий стала реальностью передача компьютерной программе, а соответственно и компьютеру, части функций, выполняемых преподавателем в ходе учебного процесса. Так, компьютер из вспомогательного устройства, преобразовался в основной дидактический инструмент, позволяющий обеспечивать работу с интерактивной информацией.

На основе ЭОР эффективно может быть организован любой тип урока, любое занятие, а также самостоятельная работа обучающихся. Использование мультимедиа технологий обеспечивает в первую очередь наглядность изучаемого материала за счет предоставления информации в виде трехмерной графики, фотографий, схем, звукового сопровождения, видеофрагментов, анимации. Наглядный материал отражает специфику предмета, позволяет наиболее полно осветить, прокомментировать рассматриваемые проблемы, ситуации, объекты, процессы и явления. Иллюстрации необходимы для объяснения как простого, так и сложного для понимания и усвоения материала. Их используют и для оживления всего курса лекций, создания положительного эмоционального фона у обучающихся. Наглядность - важный фактор, способствующий успешности и эффективности обучения. Именно с появлением мультимедиа стала реальностью демонстрировать на уроке процессы и явления, которые невозможно увидеть невооруженным взглядом.

Мультимедиа технологии позволяют разнообразить работу обучающихся с учебной информацией, обеспечивая как изучение теоретического материала, так и его закрепление и проверку.

Компьютерные конструкторы и тренажеры активно могут быть использованы при проведении занятий на закрепление изученного материала - практических и лабораторных работ. Компьютерные тренажеры позволяют получить умения и отработать навыки практического применения знаний в ситуациях, моделирующих реальные. Моделью называют условный образ какого-либо объекта или системы объектов. Если натурные предметы дают представление о внешнем облике изучаемого объекта, то модели воспроизводят лишь отдельные, наиболее существенные стороны явления или процесса. Однако подобное отражение должно быть адекватно изучаемому явлению.

Следует отметить, что компьютерные модели не являются универсальными. Каждая из них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений. Основанные на математических моделях (которые содержат в себе управляющие параметры), компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для выяснения влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Эта особенность позволяет использовать их в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами.

Весьма важно, что моделирование на компьютере позволяет наблюдать динамику объекта (или процесса) в том темпе, который удобен для восприятия обучающимися, хотя подлинное время течения процесса может составлять доли секунды или десятки лет.

Используемые компьютерные технологии позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их конструирование из отдельных элементов, что особенно приветствуется детьми.

Особое место среди компьютерных тренажеров занимает электронный лабораторный практикум, направленный на углубление полученных теоретических знаний, знакомство с методиками экспериментов, экспериментальным оборудованием и приобретение практических умений и навыков. Организовать работу с такой экспериментальной установкой гораздо проще, чем с реальной - подобрать оптимальные параметры для проведения эксперимента и приобрести первоначальный опыт и навыки работы [36].

Компьютерная лабораторная работа имеет дополнительные возможности по сравнению с обычной:

· большую наглядность;

· возможность изучать скрытый механизм;

· более широкий диапазон изменения параметров объектов исследования и условий проведения экспериментов;

· возможность использования для ознакомления и тренировок;

· возможность реализации мысленных и даже принципиально невозможных экспериментов.

Для организации форм контроля применяются тестирующие системы. Представленные в разнообразных вариантах компьютерные тестирующие системы обеспечивают, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучающегося, а с другой – принимают на себя рутинную часть текущего или итогового контроля.

Тестирующая система может быть встроена в электронный учебник, но может и существовать как самостоятельный элемент. Являясь модулем электронного учебника, тестирующая система позволяет определить пробелы в знаниях и помогает их устранить. Это облегчается благодаря интеграции тестовых заданий с учебным материалом и гипертекстовой основе учебника. Хорошо структурированный материал помогает найти пропущенную (или не усвоенную) информацию и вернуться к повторному тестированию.

Компьютерные тестирующие системы могут представлять собой отдельные программы, не допускающие модификации, и универсальные программные оболочки, наполнение которых возлагается на преподавателя. В последнем случае в них включаются системы подготовки тестов, облегчающие процесс их создания и модификацию (в простейшем случае это может быть текстовый редактор). Эффективность использования тестирующих систем существенно выше, если они позволяют накапливать и анализировать результаты тестирования.

Огромные возможности для поиска необходимой учебной информации и сопровождения учебного процесса предоставляет сеть Интернет и телекоммуникационные технологии. Уже накопленный опыт использования этих технологий позволяет говорить о следующих дидактических функциях:

 

· организация различного рода совместных исследовательских работ школьников, студентов, преподавателей, научных работников из различных научных и учебных центров одного или разных регионов или даже разных стран. Использование метода проектов позволяет организовать исследовательскую творческую либо чисто прикладную практическую самостоятельную деятельность партнеров, используя при этом многообразие методов и форм самостоятельной познавательной и практической, творческой деятельности;

 

· организация дистанционного обучения по образовательным программам для разных категорий обучающихся;

 

· оперативный обмен информацией, идеями, планами по интересующим участников совместных проектов вопросам, темам для расширения их кругозора и повышения культурного уровня;

 

· формирование у обучающихся и педагогов коммуникативных навыков, культуры общения, что предполагает с их стороны умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относиться к мнению партнеров, умение вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение другого;

 

· формирование навыков исследовательской деятельности, моделируя работу по проведению эксперимента в научной лаборатории, творческой мастерской и т.д.;

 

· создание подлинно языковой среды (в условиях совместных международных телекоммуникационных проектов, телеконференций), способствующей формированию естественной потребности в общении на иностранном языке и отсюда - потребности в изучении иностранных языков;

 

· способствование культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана;

 

· формирование умений добывать информацию из разнообразных источников (информационных банков данных, электронных каталогов и библиотек), обрабатывать ее с помощью самых современных компьютерных технологий, хранить и передавать на сколь угодно дальние расстояния, в разные точки страны [18, 20, 25].

Благодаря телекоммуникациям педагоги получают возможность индивидуализировать процесс обучения каждого обучающегося, предоставляя самостоятельность в поиске и выборе информационных ресурсов, в работе над интересующими их проектами. Возможность сотрудничества и кооперации усиливает мотивацию для их познавательной деятельности в группах и индивидуально. Совместная работа стимулирует обучающихся на ознакомление с разными точками зрения на изучаемую проблему, на поиск дополнительной информации, на оценку получаемых собственных результатов. ИКТ предоставляют возможности обращаться за консультациями к ведущим специалистам, научным сотрудникам в интересуемой области знаний, педагогам других образовательных учреждений. Обсуждение промежуточных результатов в аудитории, дискуссии, мозговые атаки, доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов или стран, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений, комментарии опытных экспертов, ученых. ИКТ позволяют обучающимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это уже элементы глобального мышления и понимание общности человеческого существования и эволюции развития.

Сегодня прочно свою нишу в сфере образования занимают спутниковые технологии. Их использование позволяет обеспечить доступ в сеть Интернет, передачу данных, видеоконференцсвязь, телефонную связь, теле- и радиовещание. Для образования это ускорит и доступ к образовательным ресурсам, и высокое качество передачи этих ресурсов, и возможность скоростного синхронного общения участников учебного процесса.

Глобальная интеграция ИКТ в образовании – это новый подход к получению знаний, специальности, профессии, еще не достаточно изученный, но, несомненно, несущий в себе огромный педагогический потенциал.

Информационно-коммуникационные технологии по своим потенциальным возможностям, дидактическим функциям являются исключительно полезными особенно для сельской школы, где возможности широкого общения с миром весьма ограничены.

Совместные исследовательские проекты школьников, учителей сельской малокомплектной школы российской глубинки и столичной городской школы, школ национальных республик Российской Федерации и стран СНГ, школ “дальнего зарубежья” открывают не просто “окно в мир”, но и позволяют сдружить учащихся на основе сотрудничества, решения совместными усилиями разнообразных практически ценных проблем, ближе познакомиться с культурой, традициями других народов, да и просто кругом интересов жителей других краев и областей [24]. При дефиците высококвалифицированных педагогических кадров, особенно в удаленных регионах, телекоммуникации могут сыграть также несомненную роль, если учесть, что они позволяют учителю иметь постоянную консультационную помощь методических и научных центров.

В заключение следует сказать, что информационно-коммуникационные технологии при профессиональном их использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию обучающихся, который:

· базируется на широком общении, на свободном обмене мнениями, идеями, информацией участников совместного проекта, на вполне естественном желании познать новое, расширить свой кругозор;

· имеет в своей основе реальные исследовательские методы (научная или творческая лаборатории), позволяющие познавать законы природы, основы техники, технологии, социальные явления в их динамике, в процессе решения жизненно важных проблем, особенности разнообразных видов творчества в процессе совместной деятельности группы участников;

· основан на широком взаимодействии с культурой других народов, опытом других людей;

· естественным образом стимулирует развитие гуманитарного образования, акцентирует внимание на нравственных аспектах жизни и деятельности человека, на состоянии и сохранении окружающей его среды;

· способствует приобретению как обучающимися, так и педагогами разнообразных сопутствующих навыков, которые могут оказаться весьма полезными в профессиональной деятельности, в том числе и навыков пользования компьютерной техникой и технологиями.

Успех использования ИКТ в учебном процессе во многом зависит от ряда факторов:

· от надежности и возможностей используемой техники, программных средств;

· от подлинного интереса участников совместного проекта, исследования к избранной теме;

· от возможности и умения пользоваться удаленными информационными базами данных;

· от умения работы за компьютером;

· от общего руководства и координации со стороны педагога;

· от практического внедрения полученных результатов;

· от мотивации обучающихся к использованию ИКТ.

Однако, характеризуя дидактические функции ИКТ, не следует забывать о том, что сами по себе технологии малоэффективны и успешны для обучения, если за ними не стоит методических разработок по их включению в учебный процесс, если нет четко сформулированных целей, которые должны быть достигнуты при их использовании, разработанной программы обучения и т.д. Любая информационная технология должна органично интегрироваться в общую педагогическую концепцию, в учебно-воспитательный процесс, где наряду с данным подходом к образованию и в сочетании с ним используются разнообразные методы и средства обучения, в том числе и традиционные. Другими словами, речь идет об органичном единстве информационных и педагогических технологий для решения современных задач системы образования.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.025 с.)