Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие творческих способностей обучающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие творческих способностей обучающихся



Недостатком сложившейся образовательной системы многие педагоги считают направление основного внимания на подготовку квалифицированного специалиста для общества. При этом прочие потенциальные возможности личности, в том числе и творческие, практически остаются невостребованными. И как результат, человек с недостаточно развитым творческим мышлением в дальнейшем испытывает трудности в восприятии постоянно усложняющегося мира, в принятии ответственных решений в нестандартных ситуациях. Такой человек оказывается неспособным улавливать связи между понятиями и явлениями, отличающимися от привычных, его деятельность оказывается монотонной и малоэффективной.

Удачно сформулировал основную задачу педагогики Л.С. Выготский - “…жизнь раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому...” [4]. Воспитание творческой личности - задача современной системы образования от дошкольного до высшего. И роль системы высшего образования здесь весьма ответственна, поскольку именно на этом этапе имеется возможность, часто последняя, восполнить те упущения, которые были допущены ранее.

Существует несколько видов творчества - художественное, научное, техническое, педагогическое творчество, коммуникативное и адаптивное творчество. В познавательной сфере творческие способности, или креативность, определяются в контексте общих интеллектуальных способностей и проявляются в ходе решения творческих задач, участия в проектах, конкурсах, олимпиадах, в отношениях с окружающим миром, в поведении человека и выстраивании взаимоотношений и т.д. [4, 17].

Творческим должен быть и сам процесс обучения. Как отмечал В.А. Сухомлинский, втискивая в головы обучающихся готовые истины, учитель не дает ученикам возможности даже приблизится к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества. Из живого, активного, деятельного существа ребенок нередко превращается как бы в запоминающееся устройство. “Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества”. Без этого он, по выражению В.А. Сухомлинского, - засушенный цветок [33].

Только в творческой деятельности обучающийся осознает свою значимость и максимально реализует свои личностные способности. И там, где педагогу удалось этого добиться, можно говорить о формировании отрефлексированной установки на творчество, которая также подразумевает наличие собственной точки зрения, известную смелость и независимость в принятии решений [18].

Рассмотрим, в чем состоит суть креативности в контексте познавательной деятельности. Креативностью называют дивергентное мышление (от лат. divergentia - расхождение, тип мышления, идущий в разных направлениях), которое характеризуется способностью выдвигать множество в равной степени правильных идей при решении некоторой проблемы, нестереотипностью самого мышления [18]. Другими словами, дивергентное мышление – это разностороннее мышление по отношению к рассматриваемой ситуации.

В качестве критериев дивергентного мышления различают:

· быстроту – способность высказывать максимальное количество идей, способов решения той или иной проблемы;

· гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи, предлагать разные способы применения какого-либо объекта изучения;

· оригинальность – способность предлагать нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи;

· точность – способность совершенствовать продукт творчества, добавляя детали, стремиться к его завершенности.

Развитие креативности связывают с развитием и совершенствованием у обучающихся вышеперечисленных качеств.

Если придерживаться данного определения, то можно полагать, что креативность присуща каждому человеку, но ее проявлению препятствуют влияния социальной среды, например, суждения и доводы окружающих, различного рода запреты, социальные устои, традиции, шаблонные варианты поведения. В то же время для развития творческих способностей на начальном этапе совершенно необходимо влияние среды, с ее многовариантностью и образцами креативной деятельности. Например, подражание - очень важный фактор, определяющий динамику развития творческих способностей. Особенности подражания в творческой познавательной деятельности характеризуются последовательным переходом от подражания репродуктивного характера через творческое подражание избранному образцу к самостоятельному творчеству, фундамент которого формируется двумя предшествующими стадиями. Однако этот процесс должен регулироваться педагогом, поскольку сам выбор образца для подражания ответственный шаг и не всегда обучающийся делает его правильно [17, 18].

Обратимся к формам и методам работы, которые способствуют развитию творческих способностей. Очень важным условием проявления креативности является правильный выбор форм организации учебно-воспитательного процесса. Педагоги, ставящие своей целью развитие творческих способностей обучаемых, обязаны уделять особое внимание дивергентному мышлению. Наряду с подбором специальных заданий, позволяющих развивать быстроту, гибкость, оригинальность и точность мышления, педагог может применить ряд проверенных общих подходов к стимулированию и развитию творческой активности [17].

1. Создание и поддержание благоприятной среды для обучения, что проявляется в доброжелательности педагогов, родителей, отказе от оценочных суждений и критики в адрес обучающегося. Социальное подкрепление оказывается важным условием проявления креативности.

2. Обогащение образовательной среды разнообразными новыми объектами.

3. Стимулирование любознательности обучающегося. Предоставление ему возможности высказывать свою точку зрения, обсуждать предлагаемые решения и т.д. Особую роль играет поощрение педагогом оригинальных идей.

4. Важен и личный пример педагога в использовании творческого подхода к решению проблем. Чем больше будет позитивных образцов креативности, тем лучше это отразится на способностях обучающихся.

5. Создание условий для подражания творческому поведению.

Для формирования креативности требуется специальным образом организованная среда, обеспечивающая многостороннее системное воздействие на обучающегося. Недостаточно узкоориентированных “локальных” методик развития креативности, когда способности проявляются в ответ на внешние воздействия и при определенных обстоятельствах, а не в результате личных потребностей человека [17]. Формированию такой среды способствуют ИКТ, которые предоставляют обучающимся возможность использования разнообразных учебных средств, технологий для организации обучения, возможность работы по индивидуальному плану благодаря широкой поддержке самостоятельной работы электронными ресурсами и нерегламентированным, асинхронным общением с педагогами посредством современных телекоммуникаций.

Многовариантность образовательной среды является обязательной ее характеристикой, что достигается в содержательном плане, разнообразии информационных ресурсов, размещенных не только в печатном варианте, но и в сети Интернет, электронных библиотеках, медиатеках, учебных базах данных. Современные электронные издания обеспечивают также многовариантность форм представления информации - текст, графика, звук, видео, анимация. Визуализация информации позволяет развивать правополушарное мышление, а для тех обучаемых, которые заведомо отдают предпочтение образной информации, является просто необходимой.

Многовариантность проявляется и в разнообразии форм учебно-познавательной деятельности обучающихся с использованием ИКТ – освоение теоретического материала на основе ЭОР, проверка полученных знаний, закрепление знаний в умениях и навыках на основе тестирующих систем и компьютерных тренажеров, что способствует более наглядному, целостному представлению изучаемого материала, более глубокому его пониманию, усвоению и повышению познавательного интереса к таким технологиям обучения.

Образцы креативной деятельности и ее результаты доступны благодаря информационной образовательной среде учебного заведения и глобальной сети Интернет. К ним относятся материалы электронных конференций, виртуальных семинаров и форумов, периодические научные электронные издания, персональные web-страницы ведущих ученых и web-сайты научных центров. Широкую популярность приобретают олимпиады, конкурсы, организуемые на основе дистанционных технологий. Виртуальные научно-исследовательские лаборатории знакомят со структурой и динамикой их работы, отраженных в периодических отчетах и описаниях полученных результатов.

Использование ИКТ помогает обеспечить тесное взаимодействие между преподавателем и обучающимся и предоставить все условия, необходимые для проявления дивергентного мышления - избавление обучаемого от ненужных критических суждений, по мере необходимости личностное общение или, наоборот, самая широкая дискуссия в виртуальном семинаре [17, 20, 26]. Cоциальное подкрепление проявлений креативности на основе ИКТ особенно очевидно – все результаты, описывающие реализацию творческого процесса, могут быть представлены и обсуждены с помощью форумов, чатов, видеоконференций, опубликованы в электронном издании, размещены на web-сайте учебного заведения. Сегодня существуют электронные журналы, для которых нет проблем с тиражированием и распространением. Каждый желающий может ознакомиться с их материалами через сеть Интернет.

ИКТ расширяют возможности образовательной среды, как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр. Фактически во всех современных электронных учебниках делается акцент на развитие творческого мышления. С этой целью в них предлагаются задания эвристического, творческого характера, ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ и т.д. Коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность. Обучаемые могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в аудитории или классе, но и виртуально, например на сайтах периодических изданий, учебных центров. В выполнении совместных творческих проектов могут участвовать учащиеся различных учебных заведений.

Новое содержание образовательной среды создает и дополнительные возможности для стимулирования любознательности обучаемого. Одним из таких стимулов является возможность удовлетворить свое любопытство благодаря широчайшим возможностям сети Интернет - предоставляется доступ к электронным библиотекам (научно-техническим, научно-методическим, справочным и т.д.), интерактивным базам данных культурных, научных и информационных центров, энциклопедиям, словарям. Кроме этого существуют и так называемые “списки рассылки”, позволяющие получать по электронной почте подборки материалов по множеству тем. Используя телекоммуникации, обучающийся может обратиться с вопросом по заинтересовавшей его проблеме не только к своему преподавателю, но и к ведущим отечественным и зарубежным специалистам, вынести его на обсуждение перед творческой аудиторией. Само разнообразие информации, предлагающейся в образовательной среде, интегрированной в мировое информационное пространство, помогает педагогу подвести обучаемых к поиску собственного взгляда на суть изучаемой проблемы. Развитию любознательности обучаемых, привитию интереса к поисково-исследовательской деятельности помогает также возможность работы в виртуальных научных лабораториях, проведение компьютерных экспериментов с помощью моделирующих программ.

Создаваемые на сайтах учебных заведений персональные web-страницы педагогов, предоставляют дополнительные возможности и для того, чтобы открыть обучаемым “дверь” в свою творческую мастерскую. На таких страницах можно показать не только учебные материалы, но и свои научные публикации, проспекты проводимых исследований, лучшие работы “учеников, превзошедших учителя”. Опубликовав на своей странице нестандартное или даже провокационное видение той или иной проблемы, можно организовать дискуссию, побуждающую обучающихся к высказыванию собственного мнения. Выход в мировое информационное пространство позволяет увидеть множество образцов креативности: на сайтах, рассказывающих о деятельности научно-исследовательских центров и отдельных научно-исследовательских институтов; в материалах электронных научных журналов и конференций; результатах конкурсов творческих проектов и дистанционных олимпиад; на персональных web-страницах учащихся, студентов, преподавателей, ученых всего мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.011 с.)