Компетентность в бытовой сфере 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компетентность в бытовой сфере



- формирование ценностного отношения к здоровью;

- формирование привычки здорового образа жизни.

В одном и том же возрасте воспитательные задачи варьируются в зависимости от типа учебного заведения: они по-своему специфичны, например, в общеобразова­тельной школе и учреждении дополнительного образования. В общеобразовательной школе формируется общая базовая культура личности.

Решение воспитательных задач оставляет воспитательный процесс, который состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел. Воспитательные дела имеют коллективный, творческий характер и называются коллективными воспитательными делами. Если рассматривать воспитательные дела конструируются поэтапно: 1) целеполагание (анализ ситуации, формирование доминирующей и сопутствующих воспитательных целей); 2) планирование; 3) организация и подготовка; 4) осуществление дела; 5) анализ достигнутых результатов.Воспитательные дела могут проектироваться с использованием современных технологий воспитания. Цель воспитательного дела определяет в свою очередь технологии, которые помогут учителю воспитывать и развивать ребенка в соответствии с его потребностями и потребностями общества. Технологии являются основным инструментом деятельности учителя. Именно учитель определяет, какие технологии помогут ему решить воспитательные задачи. Технологии воспитания — это воспитательная деятельность педагогов, связан­ная с планированием предполагаемого ими результата и способов его достиже­ния, с моделированием этих способов, осуществлением разработанных планов и моделей, управлением деятельностью и поведением людей (детей, родителей и других заинтересованных лиц), реализующих эти планы. Современные образовательные технологии предполагают построение образовательного процесса на деятельностной, проблемной, личностно-смысловой, альтернативной, диалоговой, взаимной, ситуативной основах. Реализация современных технологий предполагает единство обучения и учения, воспитания и самовоспитания обучающихся.

 

 

Цель Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся
Знание Введение 1. Постановка проблемы – формулирование вопроса, учебной проблемы или темы урока. 2. Поиск решения – открытие субъективно нового знания
Воспроизведение 1. Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме 2. Реализация продукта – представление продукта учителю и классу

 

 

19. Процесс обучения в начальной школе. Процессы обучения и воспитания сами по себе непосредственно не развивают человека, а развивают лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Учебная ситуация - особая структурная единица учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл. В УС дети с помощью учителя: обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Проектируя образование, т. е. предопределяя, выбирая одно из возможных направлений психического развития детей, мы стремимся сознательно ориентироваться на культивирование фундаментальной человеческой способности самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми. отсутствие умения учиться, неспособность быть субъектом собственной учебной деятельности вызывает справедливое неудовольствие и беспокойство взрослых ребенок, который к концу начальной школы не обретает этого умения, в средней школе перестает учиться, порождая массу подростковых проблем школьного негативизма и невротизма, а, получив аттестат зрелости, обнаруживает свою глубокую незрелость, неготовность жить в стремительно меняющемся мире. Современное требование учить детей учиться не покажется столь очевидным и естественным, если посмотреть на него не из сегодняшнего дня, а, скажем, из 60-х гг когда никого не смущало, что четвероклассник не умеет учиться. Тогда считалось, что ему еще рано быть самостоятельным в этой области, а достаточно быть послушным и прилежным исполнителем школьных требований. За этим житейским представлением стоял совсем иной нежели сегодня взгляд на так называемую природу детства, на возрастные возможности развития ребенка 7 11 лет. Дело в том, что умение учиться резко выделяется в списке общешкольных умений читать, писать, считать. В самом широком смысле этого слова умение учить себя означает способность преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и навыков, но и в любой сфере деятельности и человеческих отношений, в частности в отношениях с самим собой неумелым или ленивым, невнимательным или безграмотным, но способным меняться, становиться делать себя другим.

Основы современного понимания деятельностного подхода к обучению: – теория учебной деятельности Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова: способ организации учебной деятельности, управление педагогом учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учебных задач разной сложности. - работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна - учение рассматривается как приобретение знаний, умений, навыков (тогда как развитие — приобретение способностей, новых качеств). Основные положения деятельностной теории учения: 1.Конечной целью обучения является формирование способа действий. 2.Способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью. 3.Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью. Деятельностный подход к обучению -способ организации учебного процесса, в котором системообразующим элементом являются различные виды деятельности и субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Положения деятельностного подхода в ГОС второго поколения: Первое, определение целей образования как требования к результатам среднего образования. Результаты обучения и воспитания сформулированы в терминах учебных задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира: предметные, метапредметные и личностные результаты

Предметные - усвоение обучаемыми знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей, в рамках отдельного учебного предмета. Метапредметные – усвоение способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Личностные - система ценностных отношений обучающихся — к себе, другим участникам ОП, самому образовательному процессу и его результатам. Универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей. Они создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. Универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

Второе положение ДП: требования к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и - как следствие - усвоение системы знаний и формирование компетентностей. Давыдов В.В. - содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности: Компоненты уд(учебные мотивы, учебная задача, учебные действия, результат), элементы со (мотивация, постановка уз, уд для решения уз и её контроля и оцнки), этапы обучения. Третье положение: требования к организации обучения: - организацию учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов; - выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании; - организацию таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика. Такая организация обучения обеспечит управление обучением и достижение поставленных образовательных целей.

Проектирование учебного процесса предполагает: определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса, например, формирование навыков устной или письменной речи; отбор учебного материала; определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя. порядка взаимодействия учащихся); прогнозирование возможных действий детей.

Комплекс образовательных технологий: Проблемный диалог - вместо объяснения темы– постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками. Продуктивное чтение: вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации- вычитывание всех видов текстовой информации – глубокое понимание текста. Оценивание учебных успехов: вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок… - обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений.

Технологический аспект деятельностного подхода к обучению – решение учебной задачи в виде системы действий, направленных на получение продукта и определяющих направление учебной деятельности. В ОС «Школа 2100» Е.Л.Мельникова - технология проблемно-диалогического обучения: Цель – получить новое знание (понятие, правило, закономерности) Логика УД - деятельность ученого - постановка проблемы, формулирование проблемы, поиск ее решения, воспроизведение нового знания. Результаты: осознает проблемную ситуацию, затруднения, формулирует проблему на основе анализа ситуаций, решает проблему, выдвигает гипотезу, проверяет гипотезу, проверяет правильность решения, воспроизводит знания в процессе выполнения продуктивных заданий.

Структура проблемного урока:

 

Структура урока в начальной школе: Структура процесса обучения – это его строение, основные элементы и связи между ними. Первый подход – деятельность преподавателя;

– деятельность ученика; – содержание образования. Второй: целевой; – стимулирующе–мотивационный; – содержательный; – операционно–деятельный- совместная работа учителя и ученика; – контрольно–регулировочный – обратная связь; – оценочно–результативный - оценкой результатов обучения. Третий:структура зависит от этапов технологии обучения.

Проектирование технологической карты урока: Проектирование целей, Выбор технологии, Выбор заданий для мотивации, формулирования УЗ, ее решения, закрепления во внешней речи по алгоритму, самостоятельной работы, рефлексии., Проектирование диалога, Логика деятельности учителя и уч-ся, Критерии оценки решения УЗ.

20. Вариативность содержания, методов, форм организации и средств начального образования.

ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ - 1) один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 80-х гг. унификации и единообразия образования; 2) результат реализации принципа и политики развития В.о. - свойство, способность системы образования (от федеральной системы до образовательного учреждения) предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории. В.о., в конечном счёте, нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования. Реализация идей В.о. осуществляется различными путями и способами: через создание более широкого многообразия образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений; плюрализм и гибкость учебных программ, учебников; вариативность и возможность выбора программно-методического обеспечения, образовательных технологий. Многие из этих путей и способов могут реализовываться и в условиях отдельного образовательного учреждения. При этом реальные возможности школы в плане предоставления вариативных образовательных услуг и разнообразия образовательных траекторий являются одним из важнейших показателей качества образования в школе. Образовательные системы, построенные на принципе В.о., требуют адекватного построения организационной структуры школы и специфического подхода со стороны систем внутришкольного управления. В частности, в таких системах необходимы органы, службы и формы работы, которые могли бы взять на себя диагностику различных образовательных потребностей и возможностей школьников, оценку существующих образовательных траекторий и их соответствия имеющимся и перспективным потребностям школьников, выявление потребностей в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, выстраивание различных образовательных траекторий, разработку и осуществление принципов комплектования классов, групп, потоков учащихся (например, педагогические консилиумы, годичные команды учителей). При существенных различиях между имеющимися в школе вариантами образования эти новые варианты требуют отражения в специальной группировке учителей в общей организационной структуре школы и структуре управления. Вариативность - один из основных путей гуманитаризации не только содержания, но и самого процесса обучения. Вариативность проявляется в способах получения образования, типах и видах образовательных учреждений, разновидностях учебных курсов (обязательные, элективные и факультативные), в применяемых учителем методах и организационных формах обучения. Вариативность - основная тенденция проводимых в современной системе образования инновационных изменений. При этом важно обеспечить каждому ученику не только право, но и реальную возможность выбора.

Некоторые особенности систем и комплектов учебников: Система Л.В.Занкова Основная направленность системы – достижение оптимального общего развития младших школьников. В связи с этим для всестороннего развития одинаково важны все учебные предметы. Результат достигается использованием новой, по сравнению с традиционной школой, развивающей методикой – открытие нового знания через проблемную ситуацию (коллизию), использование многообразия методов. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова Основное в концепции данной системы – ученик рассматривается как субъект учения, как учащий себя. В результате чего ученик должен стать заинтересованной в самоизменении личностью, готовой к этому самоизменению. Методика данной системы не допускает объяснительного подхода, она максимально продуктивная, исследовательская по характеру. Образовательная модель “Школа- 2100” Главная особенность данной модели – решение проблемы преемственности ступеней образования от дошкольной до выхода в вуз, и реализация методики развивающего обучения – идея“педагогики здравого смысла”. Образовательная модель “Гармония” (науч.рук. Н.Б.Истомина) Создана объединением авторов во главе с Н.Б.Истоминой, разделяющих общую образовательную цель – развитие личности ребенка. Образовательная модель “Начальная школа ХХ1 века” (науч.рук.. Н.Ф.Виноградова) Учебные издания реализуют концепцию “Начальная школа ХХ1 век”, разработанную под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Она отражающей наиболее передовые педагогические идеи развития личности, деятельностный подход в обучении. Направлена на формирование учебной деятельности у младших школьников. Комплект учебников “Школа России” (под ред. А.А.Плешакова) Авторы почти всех учебных предметов комплекта хорошо известны учителям со времен советской школы. Их переработанные учебники сохраняют лучшие традиции начальной школы (формирование знаний и умений) и дополнены заданиями, развивающего характера. Комплект учебников “Классическая начальная школа” В комплект объединились авторы, зарекомендовавшие себя долгими годами апробации своих учебников и методик, отражающих требования новой школы в сочетании с классическими наработками. Комплект учебников “Перспективная начальная школа” Концептуально новый комплект, создаваемый при поддержке РАН РФ. Попытка разработать учебники нового поколения, позволяющие организовать максимально самостоятельную деятельность учащихся в условиях специально организованной педагогической поддержки, особенно в условиях сельских школ. Поэтому каждый предмет обеспечен учебником и тетрадью для самостоятельных работ. На сегодня изданы учебники и учебные пособия для 1 класса. Комплект учебников “Планета знаний” (под ред. Петровой И.А.) Новый комплект, который пока не обеспечен по всем предметам и классам начальной школы. Это попытка сочетать лучшие наработки традиционной начальной школы и потребности современной школы. Система учебников «Перспектива». (2006, издательство «Просвещение»), новая линия УМК для начальной школы. Этот комплект, входящий в серию «Академический школьный учебник», появился в результате тесного сотрудничества коллектива ученых и педагогов РАН. «Перспектива» стала одним из самых интересных и значимых проектов издательства, предвестником новых, продиктованных временем принципов и стандартов обучения, основанных на всестороннем физическом, психическом, культурном и социальном развитии личности ребенка, сохранении его индивидуальности, воспитании нравственности. Изучение каждого из предметов, помимо получения знаний, умений, навыков, позволяет освоить универсальные учебные действия.

Вариативность методов и организационных форм обучения не сразу была признана необходимой в современном образовании. Еще Я.А. Коменский стремился найти единый метод, отвечающий единым законам человеческой природы, чтобы обучение не потребовало бы ничего иного, кроме "искусного распределения времени, предметов и метода". Тогда "все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью, какую только можно достигнуть в подобном искусном инструменте". С тех пор попытки найти единый совершенный метод не прекращались. Однако параллельно крепли и позиции приверженцев вариативности. Основные причины, восстребующие вариативность, по словам М. В. Кларина, - это многообразие учебных (точнее, учебно-воспитательных) задач, разнообразие элементов содержания образования и видов учебного материала, неоднозначность проявления закономерностей его усвоения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их стиля познавательной деятельности и множества других факторов, вплоть до обстановки в классе, взаимоотношений учащихся друг с другом и с учителем. Идея многовариантности моделей жизни и развития школы, ее учебного процесса получает все большее признание во всем мире. Вместе с тем идея Я. А. Коменского реализуется в современной ее интерпретации в педагогических технологиях как основанном на объективных закономерностях построении педагогического процесса. Появляется так называемая технология педагогических методов, то есть технология самого построения учебного процесса, или технология обучения. Первым примером построения дидактических технологий стало программированное обучение. Его характерными чертами явились уточнение учебных целей и последовательная, поэлементная процедура их достижения. Ориентация всего построения учебного процесса на четкие цели привлекла к программированному обучению внимание педагогов во всем мире. Развитие технологического подхода в образовании привело к пониманию того, что вариативными должны быть не только методы и приемы как компоненты технологии обучения, но и сами технологии, которые должны зависеть от дидактических целей, особенностей учебного материала, учащихся, учителей и условий обучения. Профильное обучение - один из вариантов реализации идеи вариативности в приближении ее к гуманитарным интересам обучаемого.

Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого школьника и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Адекватной, с точки зрения сторонников этой концепции, и наиболее часто применяемой моделью таких ситуаций является учебная игра. М.В. Клариным, Ю.С. Тюнниковым и др. изучены образовательные возможности игры, применяемой в процессе обучения: игры предоставляют педагогу возможности, связанные с воспроизведением результатов обучения (знаний, умений и навыков), их применением, отработкой и тренировкой, учетом индивидуальных различий, вовлечением в игру учащихся с различными уровнями обученности. Вместе с тем игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений. Поэтому применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств школьника.Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника. Группа личностно-ориентированных технологий включает технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и т.д. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся. Технология дифференцированного обучения. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения. Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются: Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; Нагрузка от дополнительных занятий в школе; Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.004 с.)