Методика восстановления и развития голоса у детей 61 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика восстановления и развития голоса у детей 61



2) отвлекающие упражнения (с хлопками, пением);

3) ходьба с постепенным замедлением.

Из всех перечисленных упражнений курса логопедичес­кой лечебной физкультуры на 5—6 дней составляются ком­плексы упражнений. Дозировка, темп проведения упражне­ний меняются в зависимости от возраста ребенка, характера и течения его заболевания.

Восстановительный (основной) этап логопедических занятий

Трудности логопедической работы по восстановлению го­лоса у детей с органическими поражениями гортани обуслов­лены рядом факторов: нарушением анатомической целостно­сти гортани, физической ослабленностью ребенка, снижением активности его высших психологических процессов, задер­жкой речевого развития. Поэтому методика восстановления органических нарушений голоса у детей существенно отли­чается от методов постановки речевого голоса, восстановле­ния голоса при функциональных его нарушениях у взрослых. При органических расстройствах голосообразования особое значение приобретает знание анатомо-физиологических ме­ханизмов речи и голоса в норме и патологии. Используя дан­ные физиологии, фонетики, фонологии, акустики, мы пред­лагаем определенную систему упражнений для вызывания и закрепления голоса у детей. При этом учитывается нараста­ние произносительных трудностей для ребенка, связанных с большей или меньшей степенью напряжения голосовых складок, артикуляционных органов, увеличением импедан­са и подсвязочного давления воздуха. Кроме того, образова­ние гласных и согласных звуков зависит от усиления или ос­лабления обертонов при попадании их в ту или иную область частот (т. е. формантную область), а также от способа, места их образования, участия голоса и шума, объема глоточного и ротового резонаторов. Все эти данные позволяют представить весь процесс восстановления голоса в виде трех постепенно усложняющихся разделов работы: I. Вызывание звука голоса. И. Закрепление полученного голоса.

Ш. Автоматизация процесса голосообразования.



Е.С. Алмазова


I. Вызывание звука голоса — наиболее важный, сложный и длительный раздел восстановительного обучения. Звук голоса целесообразно вызывать на стоне или имитации мы­чания. Полученный звук голоса (ле) сочетается с гласными у, о, а, ив прямых и обратных слогах.

«Мычание» производится больным с закрытым ртом, на выдохе, коротко, медленно, сначала тихо, при спокойном положении языка. Звук должен получиться без напряжения, на низких нотах. Атака звука мягкая, т. е. голосовые склад­ки не должны смыкаться раньше прохождения через голо­совую щель выдыхаемой струи воздуха, а должны смыкать­ся или одновременно с выдыхаемой струей или несколько позже.

Почему мы начинаем с согласного звука и почему наибо­лее легким согласным является звук м?

1. Согласные звуки — артикуляторно сильные, так как
усиливаются путем прорыва затвора струей воздуха, идуще­
го из полостей бронхов и легких, а м — согласный звук.

2. При произнесении звуков объем глоточного резонато­
ра сужен, что увеличивает громкость звука.

3. При произнесении звука м объем глоточного резонато­
ра сужен, поэтому м — звук громкий (резонирует носовая
полость).

4. Звук м — наиболее простой звук с анатомо-физиологи-
ческой точки зрения по участию языка, губ, нёбной занавес­
ки. Незначительный импеданс уменьшает напряжение го­
лосовых складок, создает наиболее щадящий режим их
работы, что особенно важно в условиях деформированной
гортани.

5. При произнесении звука м большую роль играют так­
тильно-вибрационные ощущения (ощущения дрожания
губ, щек, крыльев носа, гортани, альвеолярного отростка
верхней челюсти). Эти ощущения являются сигналом пра­
вильного использования верхних резонаторов (рта, носог­
лотки, носа). Подобный способ регулирования на основе
оценки результатов совершаемых действий в физиологии
получил название «обратной афферентации», «обратной
связи».

Вибрационные раздражения подают сигналы в центральную нервную систему о работе резонаторов. Вибрации раздражают



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.005 с.)