О методике занятий при некоторых расстройствах голоса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О методике занятий при некоторых расстройствах голоса





2. Четкая работа органов артикуляции и дыхания, явля­
ясь своеобразным массажем, помогает правильному функ­
ционированию голосовых связок.

3. Переход к фонации должен быть осторожным, после
достаточной тренировки всего речевого аппарата.

4. Необходима широкая пропаганда вопроса о гигиене го­
лоса у педагогов и лиц других профессий, связанных с по­
стоянным пользованием громкой речью.

5. В целях профилактики специалистам по речи нужно
включаться в работу по охране детского голоса.

Вопросы охраны и культуры голоса еще не имеют широ­кого распространения среди населения. Еще нередки случаи так называемых профессиональных заболеваний у педаго­гов, лекторов, массовиков и людей, профессии которых свя­заны с голосовой работой. Еще недостаточно поставлена ох­рана детского голоса. Хочется по этому поводу вспомнить А.С. Макаренко, который в своих педагогических советах указывал на необходимость педагогам умело пользоваться своим голосом.

Думается, что в целях профилактики вполне своевре­менно поднять при педагогических институтах вопрос о постановке голоса, о технике речи у будущих преподавате­лей, воспитателей, тем более у специалистов по речи — ло­гопедов.

Из опыта логопедической работы / Под ред. Ф. A. Pay, М.М. Сироткина. — М., 1955. — С. 78—103.


М.Е. Хватцев

Недостатки голоса

Наше звукопроизношение тесно связано с голосом, поэтому расстройства голоса нарушают правильную речь. Между тем в семье и в школе на воспитание голоса не обращается необхо­димое внимание. Возбужденная, крикливая речь и такое же пение, чрезмерно длительные разговоры (детская крикли­вая болтливость), поощрение, а часто и требование со сто­роны педагогов от всех без исключения учеников обязатель­но «громких» ответов, подчас непосильных для голосового аппарата, обычная уравниловка и безнадзорность при хоро­вом пении (ко всем предъявляются одинаковые требования, каждый поет, как может — стихийно), наконец, неучет возрастного перелома голоса — все это нередко надрывает нежные голосовые связки.

В результате сказанного голос (и речь) детей становится то хриплым или сиплым, то непомерно тихим, доходя до шепота, то крикливым, срывающимся, то грубым, неприят­ным для слуха окружающих. Наблюдаемые у некоторых детей недостаточные гибкость и музыкальность голоса вы­зывают монотонность и невыразительность речи, с чем учи­телю приходится иногда упорно бороться.

1. Предупреждение и устранение затянувшейся мутации

У детей, главным образом у мальчиков, в период полово­го созревания (от 12 до 17 лет, чаще всего в 14 лет) голос рез­ко изменяется, «ломается» (мутация голоса).

Мутация происходит оттого, что под влиянием попадаю­щих в кровь выделений (гормонов) из половых желез у маль­чиков хрящи гортани начинают быстро развиваться, в том числе и передний угол щитовидного хряща — кадык. Одно­временно голосовые связки резко удлиняются, а следователь­но, дают меньшее количество колебаний (чем длиннее стру-


Недостатки голоса 17

на, тем ниже тон), т. е. голос резко понижается — на октаву и больше. Кроме того, в гортани появляются краснота и слизь, голосовые связки отекают, расслабляются и поэтому неплот­но смыкаются и дают хрипоту.

Подросток (вернее, его мозг) не может сразу приспособить­ся к этой перемене, вследствие чего голос срывается с данного тона, т. е. в речи происходят неожиданные перескоки от само­го низкого тона до самого высокого, до писка, голос становит­ся хриплым, с грубым тембром. При пении ученик перестает попадать в тон. Такой перелом обычно длится 3—б мес. и го­лос мальчика превращается в голос мужчины: появляются нормальные высокие и низкие тона. Дискант и альт перехо­дят в тенор, баритон или бас.

Резкая мутация завершается в полтора месяца. Примерно за 6 месяцев до мутации и спустя 6 месяцев после нее в голосе происходят некоторые изменения, так что на весь этот про­цесс требуется около полутора лет. У некоторых мальчиков, как и у всех девочек, у которых понижается голос максималь­но на два тона, мутация происходит постепенно, незаметно и никаких резких нарушений голоса не наблюдается.

Нередко период нормальной (физиологической) мутации задерживается дольше нормы, а иногда растягивается на всю жизнь, т. е. голос остается или хриплым, или с «петухами» (срывается со своего тона), или по-детски высоким. Такой голос неприятен и быстро утомляет гортань.

Надо внимательно наблюдать за голосом подростков. При первых явлениях мутации школьник освобождается от дея­тельности, требующей напряжения голоса; нужно прекра­тить пение (разрешается только врачом), избегать большой речевой нагрузки, бороться с криком, болтовней.

При затянувшейся мутации следует провести следующие мероприятия.

1. Запретить на несколько дней разговаривать вслух.

2. Заставлять сильно выдыхать при раскрытой гортани
(своего рода массаж голосовых связок) 5—6 дней по 5—10
мин. 2—3 раза в день.

3. Медленно, без напряжения, произносить на низком
тоне звук а, начиная с простого выдоха и постепенно сужи­
вая голосовые связки (тоже массаж и гимнастика). Те же
временные показатели.



М.Е. Хватцев


4. Произносить другие гласные, затем слоги с глубоким
предварительным вдохом.

5. При высоком «детском» голосе полезно производить
звуки, особенно у, постепенно снижая их тон — «сиреной».

6. Наконец, снижение тона достигается легким нажимани­
ем пальцами на кадык или сжиманием его щипком (опыт по­
казывает, как поступать в конкретном случае: нажимать или
сжимать). Успех достигается в среднем в течение месяца.

2. Устранение хриплости, крикливости и чрезмерно тихого голоса

Часто хрипота вызывается простудой. Простуженные голо­совые связки воспаляются, набухают, в гортани накапливает­ся много слизи, раздражающей эти связки, что мешает плот­ному смыканию и нормальной вибрации их. В этот период необходимо прекратить или значительно облегчить голосовую и речевую нагрузку. В противном случае такая временная хри­пота может перейти в хроническую. При затянувшейся хри­поте (или сиплости) голоса необходимо обратиться к врачу-спе­циалисту.

Крикливая, слишком напряженная речь типична для де­тей нервных, легко возбудимых. Крик нужно умерять, разъясняя ненужность (он раздражает учителя и товарищей) и вредность его (мышцы голосовых связок ослабевают, на них образуются бугорки, и голос навсегда становится сип­лым).

Формирование голоса зависит и от речи самого учителя: чрезмерно громкая, подчас напряженно крикливая речь его невольно возбуждает учащихся и вызывает у них такую же подчеркнуто громкую речь. Голос учителя должен быть уме­ренным, спокойным, ровной силы.

Что касается школьников с очень тихо речью, свой­ственной детям запуганным, робким или со слабым здо­ровьем, то здесь учителю необходимо проявить большую осторожность и так, чтобы еще больше не запугать или не сконфузить их. Лучший способ — ставить их в такие ус­ловия, чтобы они отвечали на большом расстоянии (при их ответах учитель отходит от них или отдаляет их на боль-


Недостатки голоса 19

шое расстояние). Расстояние, как условный раздражитель, усиливает голос.

Полезно в порядке соревнования постепенно приучать таких детей без особого напряжения произносить на одном выдохе возможно больше слов.

Для преодоления крикливой или тихой речи очень хоро­ши упражнения по развитию изменений силы голоса...

Хватцев М.Е. Недостатки речи у школьников. — М., 1958. —С. 100—101.


Ф.А. Ивановская


***»■


Профилактика голосовых расстройств

Вопросы охраны и культуры голоса еще не имеют доста­точно широкой постановки, еще нередки случаи так называ­емых «профессиональных заболеваний» у людей, профессия которых связана с пользованием громкой речью (педагоги, логопеды, пионервожатые, массовики). Еще недостаточно по­ставлена охрана детского голоса. <...>

...Голос — это один из компонентов речи. Вместе с дыха­нием и артикуляцией он служит внешнему выражению мыс­ли (слова) и контролируется корой головного мозга.

Функция речи есть выражение мыслей и чувств человека, а ее средствами являются грамматика, синтаксис, фонетика. Правильно построенная фраза бывает неполна без эмоцио­нальной окраски. Она не выражает ни личного отношения к излагаемому материалу, ни взаимных отношений разгова­ривающих. Наряду с синтаксисом смысл фразы определяют логические ударения, паузы. Фонетически это выражается в повышении высоты тона, замедлении или изменении звука голоса. Все это функции голоса. Чем богаче интонации и вы­разительность голоса, тем легче доносить до слушателя суще­ство мысли и оттенки чувств.

Ни один музыкальный инструмент не имеет такой выра­зительности, как человеческий голос.

Педагогу необходимо при своем общении с детьми владеть голосом и уметь сохранить его красоту, гибкость, богатство оттенков. Недаром А.С. Макаренко занимался техникой речи, постановкой голоса. К.С. Станиславский говорил ак­терам (это с полным основанием можно адресовать и педаго­гам): «...Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи».

В понятие «развитие голоса» входит не только трениров­ка собственно голоса, фонации, но и других компонентов речи. Очень важен принцип целостного функционирования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.111.118 (0.012 с.)