Вторая пятница (одиннадцатое заседание) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вторая пятница (одиннадцатое заседание)



Маркс и Энгельс «Манифест коммунистической партии», 1848

Горас Манн «Важность всеобщего, бесплатного, государственного образования», 1854

Чарльз Г. Вэйл «Социалистическое движение», 1903

Маркс и Энгельс более строги в своих рассуждениях по поводу трудовой теории стоимости, нежели филадельфийские механики. Маркс и Энгельс, не колеблясь и не противореча сами себе, сделали из своих предпосылок единственный возможный вывод.

Всякое богатство создается трудом; принадлежащие капиталисту орудия, используемые работниками, сами по себе являются овеществленным трудом; владелец капиталистических средств производства, не работающий сам, не является производителем, не вносит вклад в производство и, следовательно, не должен получать долю произведенного богатства. Любая прибыль, которую он извлекает из использования капитала, — это незаработанная им прибавочная стоимость, а все действия капиталиста — это эксплуатация труда или попросту воровство.

Это, как следует из прочтения нескольких страниц, является лишь кратким изложением аргумента. В нескольких следующих разделах мы находим толкование: так как произведенное трудом богатство должно принадлежать труду, необходимо упразднить частную собственность на капитал и передать права этой собственности обществу, его коллективному органу, которое, как известно, называется государством. Государство становится единственным распределителем произведенного богатства под лозунгом: от каждого по способностям, каждому по потребностям.

Этот аргумент не вполне ясен. Мы вправе спросить, почему капиталистические средства производства называют овеществленным трудом и почему они не могут находиться в частном владении. Знакомство с небольшим эссе Чарльза Вэйла, американского социалиста, позволяет немного разобраться с этим пунктом.

Вэйл утверждает: когда ручные орудия труда изготавливались в частном порядке и использовались тем же человеком, который их изготовил, то они, вполне естественно, должны были находиться в частной собственности, так же как и результаты труда. Но, продолжает Вэйл, современный промышленный капитал создается трудом общества и работает в обществе. Он произведен обществом в том смысле, что наука и техника, позволяющая создавать современные средства производства, являются плодами многовековой работы всего общества. Капитал работает в обществе в том смысле, что для этой работы необходима общественная организация рабочей силы. Следовательно, утверждает Вэйл, произведенный и используемый обществом капитал должен принадлежать обществу (коллективам или государству), а богатство, которое он производит, должно распределяться в обществе государством.

Этот пункт вызывает множество разнообразных возражений. Я приведу здесь лишь самые очевидные. Действительно ли капитал производится обществом? Разве наука и техника, необходимые для создания промышленного капитала, не являются знанием, существующим в общественной сфере? Не являются ли они, согласно Локку, общим достоянием, открытым для присвоения всяким, кто обладает достаточной предприимчивостью и изобретательностью, чтобы использовать их для производства? Если да, то данный аргумент против частной собственности надо признать несостоятельным.

Если капитал приобретен честно, за счет предприимчивости капиталиста, и если капиталист платит наемным работникам требуемую ими заработную плату, то представляется, что производство богатства требует не только труда, будь то живой или овеществленный труд. Оно требует также и наличия другого фактора производства — инструмента привлечения капитала в форме природных ресурсов и промышленных машин. В этом случае частный владелец капитала является производителем, даже если и не работает сам. Как производитель он, следовательно, имеет право на долю произведенного богатства.

Коснувшись этих вопросов и возражений, мы в своем обсуждении возвратились теперь к «Манифесту коммунистической партии», чтобы, выявив в тексте непоследовательность, продолжить дискуссию.

С одной стороны, Маркс утверждает, что именно частная собственность на средства производства является причиной эксплуатации труда и нищеты пролетариата. Так как ясна причина, то известно и средство лечения: отмена частной собственности на капитал. Вот цитата из «Манифеста», иллюстрирующая это положение.

«Отличительной чертой коммунизма не является всеобщее упразднение собственности, но лишь упразднение буржуазной собственности. Однако современная буржуазная частная собственность является конечным и наиболее полным выражением системы производства и присвоения его продуктов, системы, основанной на классовом антагонизме, на эксплуатации многих немногими.

В этом смысле теорию коммунизма можно сформулировать одной фразой: отмена частной собственности».

Но уже через страницу мы наталкиваемся на другое утверждение; его мы всегда зачитываем на семинаре вслух, я его процитирую.

«Вы в ужасе от нашего намерения избавиться от частной собственности. Но в современном обществе девять десятых населения уже лишены ее; дальнейшая концентрация частной собственности в руках немногих обусловлена всего лишь тем, что ее лишены те девять десятых. Следовательно, вы упрекаете нас в том, что мы намерены покончить с той формой собственности, залогом существования которой является отсутствие всякой собственности у подавляющего большинства членов общества.

Короче говоря, вы упрекаете нас в том, что мы хотим покончить с вашей собственностью. Воистину так: именно это мы и намерены сделать».

Вы слышали, что было сказано, и поняли, что под этим подразумевается? Было сказано, что менее одной десятой населения владеет средствами производства. С частной собственностью на средства производства для остальных девяти десятых населения уже покончено, она вся находится во владении немногих капиталистов.

Если мы немного подумаем, то нам станет ясно, что подразумевают авторы «Манифеста»: причина экономической несправедливости или неравенства заключается не в частной собственности на капитал, а в концентрации собственности в руках немногих. Но если дело в этом, а не в существовании частной собственности, то лекарством может быть не упразднение частной собственности, а более равномерное распределение капитала.

Маркс предлагает противоположное средство. Присвоение государством права собственности означает еще большую концентрацию собственности, чем при буржуазном капитализме. Здесь мы не можем не вспомнить Токвиля с его предсказанием последствий концентрации всей экономической и политической власти в руках центрального правительства и его бюрократии — в руках тоталитарного государства, в котором все трудящиеся равны, но никто из них не свободен.

Если считать идеалом бесклассовое общество или по крайней мере общество, избавленное от серьезных классовых конфликтов, общество, члены которого не только равны, но и свободны, то, каким бы удивительным это ни показалось, формулу такого общества вывел не Карл Маркс, а американский педагог Горас Манн. Этот идеал выражен одной строкой в его небольшом эссе, которое мы читали.

«Капитал и труд, помещенные в разные общественные классы, являются антагонистами; но если капитал и труд окажутся в одном общественном классе, то они станут братьями».

Манн предлагает республику, в которой все граждане получают доход отчасти в виде прибыли на капитал, а отчасти в виде заработной платы. Каждый человек является одновременно и гражданином, и капиталистом. Экономика такой республики сохраняет частную собственность и свободное предпринимательство.

Теперь наша дискуссия дошла до пункта, на котором мы можем различить четыре формы капитализма, а потом задаться вопросом о том, какая из этих форм в наибольшей степени совместима с политической демократией и индивидуальной свободой. Вот краткие характеристики и названия этих четырех форм капитализма.

Буржуазный капитализм, или капитализм XIX века, существующий ныне только в таких отсталых странах, как Боливия или Саудовская Аравия, где собственность на капитал сосредоточена в руках очень немногих, в то время как большинство лишено всякой доли в экономическом богатстве.

Государственный капитализм, иначе называемый коммунизмом, при котором государство владеет всеми средствами производства и распределяет произведенное богатство таким образом, что все в той или иной степени имеют долю в общем экономическом благополучии.

Социализированный капитализм, или смешанная экономика в том виде, в каком она существует в Соединенных Штатах, Англии, в Скандинавских странах и в других местах; при ней в экономике существует как частный, так и общественный или государственный сектор. Развитая в той или иной степени частная собственность и свободное предпринимательство регулируются правительственными мерами по справедливому распределению произведенного богатства.

Диффузный, или всеобщий, капитализм, или экономика, созданная по формуле, предложенной Горасом Манном. Этой формы капитализма мы пока не видим нигде. При ней участие в экономическом процветании достигается не за счет правительственных мер распределения, а за счет того, что все граждане имеют свою долю в частном капитале.

Теперь нам предстоит ответить на следующий вопрос: если бы вам было предоставлено право выбора, какую из этих четырех форм вы бы предпочли как наиболее благоприятную для осуществления политической демократии? При какой форме можно установить политическое и экономическое равенство, не жертвуя при этом ни политической, ни индивидуальной свободой?..

Все, что мы узнали за предыдущие дни наших дискуссий, мы должны использовать для того, чтобы сделать выбор. У нас в запасе остается еще один день, и дополнительное чтение, возможно, поможет нам принять решение: у каждого участника оно окажется своим, но каждый должен привести доводы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.009 с.)