Технологические операции ПАЗС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологические операции ПАЗС



  Номер элемента на схеме
                    А Б
Наполнение цистерны: своим насосом посторонним насосом   +   + +               +       + +  
Опорожнение цистерны: своим насосом, минуя фильтр своим насосом через фильтр посторонним насосом самотеком     +     +     +     +   +   +   + + +     +     +   +  
Перекачка, минуя цистерну   +                 + +
Откачка топлива из раздаточ­ных рукавов + +   + +   +     +    

 

топливораздаточные колонки. Водитель-оператор обязан следить за исправностью и нормальной работой колонок, требовать от водителей заправляемой техники выполнения правил безопас­ности, периодически определять погрешность колонок с отметкой в смен­ном отчете.

Передвижные заправочные станции эксплуатируют в соответствии с инструкцией, разработанной на основании следующих документов:

· инструкции по эксплуатации автомобиля, прицепа, полуприцепа;

· инструкции по технике безопасности и пожарной безопасности для водителей-заправщиков;

· правил технической эксплуатации;

· правил технической эксплуатации электроустановок потребителей;

· правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

Станция эксплуатируется в составе автопоезда и отдельно. Запрещает­ся работа при неисправном автомобиле или прицепе, а также использование ПАЗС как транспортного средства для перевозки топлива.

Лицо, ответственное за эксплуатацию, назначается приказом по пред­приятию, за которым закреплена ПАЗС.

 

 

КОНТЕЙНЕРНЫЕ АЗС

1.3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

КАЗС изготавливаются в заводских условиях в соответствии с установ­ленной технической документацией. Станции повышенной заводской готов­ности называются модульными. Внутренняя планировка контейнера управ­ления такой станции показана на рис. 1.5.

 

Типовая контейнерная станция на два поста включает:

· контейнер хранения, оборудованный двумя топливораздаточными колонками;

· контейнер управления, оборудованный бытовым помещением и сануз­лом, имеет систему обогрева воздуха;

· контейнер-магазин.

Конструкция контейнерной автозаправочной станции предусматривает подключение ее к сетям водоснабжения и канализации.

Техническая характеристика:

· максимальная пропускная способность - 250 автомобилей в сутки;

· количество резервуаров - 2 шт.;

· вместимость резервуаров - от 8 до 11,5 м3;

· количество заправочных постов - 2;

· занимаемая площадь (с подъездами) - 390 м2;

· степень огнестойкости контейнера управления - 2;

· степень огнестойкости модуля хранения топлива - 1.

В контейнере управления расположен силовой электрошкаф, контрол­лер управления топливораздаточными колонками, санузел, бытовое помеще­ние, встроенный сейф. Контейнер обогревается масляными радиаторами и оборудован принудительной вентиляцией.

Конструкция контейнера управления позволяет пристыковать к нему складской, бытовой и торговый контейнеры.

 

Рис. 1.5. Внутренняя планировка контейнера управления КАЗС:

1 - шкаф силовой; 2 - стол рабочий; 3 - контроллер управления; 4 - топчан; 5 - санузел;

6 - бытовое помещение

 

Контейнер хранения состоит из двух резервуаров, расположенных в гер­метичной ванне, предохраняющей от случайного пролива топлива в грунт, перекачивающего устройства для заполнения топливом и двух раздаточных колонок. Перекачивающее устройство и ТРК расположены в запирающемся отсеке модуля.

Несколько модулей хранения топлива могут быть соединены в бата­рею для увеличения пропускной способности станции и видов реализуемо­го топлива.

ТРК должны располагаться с учетом обеспечения свободного доступа для их технического обслуживания, управления и обзора информации от- счетного устройства с расстояния до 4 м при освещенности площадки по действующим нормам.

Ведомственные КАЗС могут быть без модуля операторной. В этом слу­чае операторы могут размещаться в помещениях организации, на террито­рии которой располагается станция.

 

 

1.3.2. ТИПОВЫЕ КАЗС

«КАЗС-2М» (Россия)

Станция состоит из:

· контейнера управления с пультами управления ТРК, электрошкафом, местом для отдыха и санузлом;

· контейнера хранения топлива с двумя резервуарами по 8,6 м3, в котором размещены четыре топливораздаточные колонки, перекачивающее устройство и фермы с подвесными раздаточными устройствами.

Управление заправкой дистанционное.

Техническая характеристика станции:

- максимальная пропускная способность - 500 авт./сут.;

- общая вместимость резервуаров - 17,2м3;

- количество заправочных постов - 4;

- отопление контейнера управления - электрическое;

- масса контейнера управления - 6450кг;

- масса контейнера хранения - 6550 кг;

- площадь КАЗС с подъездами - 390 м2.

 

«МАЗС» (Россия)

Состоит из одного, двух или трех модульных автозаправочных блок-пун­ктов с дополнительным блок-резервуаром и операторной контейнерного типа.

Может располагаться на площадках в зависимости от гидрогеологичес­ких условий (скальные грунты, высокий уровень грунтовых вод и др.).

 

Резервуары заполняются насосом автоцистерны. Дыхательное устрой­ство - клапан СМДК-50.

Вместимость резервуаров:

- блок- пункта модульного - 14м3;

- блок-резервуара -15 м3.

Масса:

- блок- пункта модульного - 4190 кг;

- блок-резервуара -2670 кг;

- операторной - 2900 кг.

«Паритет-К» (Россия)

Состоит из двух блоков полной заводской готовности: контейнера хра­нения топлива и приемного колодца. В технологическом отсеке контейнера хранения топлива установлено оборудование для перекачки топлива и ава­рийного опорожнения резервуара.

Могут применяться любые топливораздаточные колонки, разрешенные к эксплуатации на территории России и имеющие сертификат соответствия.

Для перекачки топлива используются центробежные насосы с электро­приводом, для работы во взрывоопасной зоне.

Герметичность двухстенных резервуаров контролируется по рабочему уровню жидкости в межстенном пространстве. Для предотвращения образо­вания пустот в межстенном пространстве при изменении температуры окру­жающей среды установлен расширительный бачок, оборудованный датчи­ком уровня жидкости. Воздушное пространство бачка сообщается с атмос­ферой через огневой предохранитель.

Для доступа к арматуре, на горловине резервуара, контейнер хранения топлива оборудован лестницей и площадкой с продуваемым настилом, обес­печивающим безопасную работу персонала.

Приемный колодец подключается к насосному оборудованию контей­нера хранения топлива при помощи двухстенного трубопровода.

 

«KONEHITSAUS» (Финляндия)

В контейнере находятся от одного до четырех резервуаров в зависимос­ти от количества видов топлива. Суммарная вместимость резервуаров от 10 до 25 м3. Каркас контейнера изготовлен из труб. Стены и крыша изготовлены из стального профильного листа с пластиковым покрытием, что обеспечива­ет защиту от коррозии. Крыша двухскатная или плоская. С торцевой стороны контейнера предусмотрена дверь для прохода при проверке технического состояния резервуаров и замере уровня топлива.

 

Топливные резервуары изготовлены из стального листа и теплоизолированы. Для удобства зачистки они оснащены внутри специальными лестни­цами. К. каждому резервуару подсоединена топливораздаточная колонка с раздаточным рукавом и краном. Колонки устанавливаются на основание кон­тейнера под навесом.

Перевозка контейнера к месту установки осуществляется при помощи трейлера.

Фирма выпускает также станции с резервуарами, вместимостью 50 м3 (две камеры на 20 и 30 м3). Станция укомплектована двумя топливораздаточными колонками типа SU-8500 ST, установленными на одной раме с резерву­аром хранения топлива. Колонки управляются микропроцессором, а топливо отпускается по картам.

В приемном отсеке размещены сливные патрубки с муфтами и сливной насос с фильтром и электродвигатель

 


ГЛАВА 2

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АЗС

ИНФОРМАЦИЯ И ДОКУМЕНТАЦИЯ

При осуществлении контроля и надзора проверяется наличие на АЗС следующей информации:

· организационно-правовая форма и форма собственности организации;

· наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя);

· номер (при наличии) или наименование данной АЗС;

· место нахождения (адрес) и контактный телефон организации;

· перечень реализуемой продукции с указанием розничных цен и оказы­ваемых услуг, включая услуги по заправке автотранспортных средств работниками АЗС. Розничные цены и стоимость оказываемых услуг утверждаются руководителем организации;

· режим или особые условия работы;

· фамилии, имена, отчества работающих операторов или смен операторов;

· ответственные за пожарную безопасность, охрану труда;

· указатели организации движения автотранспорта по территории АЗС;

· информация об особенностях работы с отдельными типами ТРК и МРК;

· информация об обязанностях водителей при заправке автотранспорта и правилах поведения при нахождении на территории АЗС;

· порядок очередности при обслуживании автотранспорта.

Допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зда­ниях, сооружениях, конструкциях АЗС, установка флагштоков с фирменны­ми вымпелами, флагами организации. Нанесенные фирменные знаки, симво­лы и т.д., установленные флагштоки с вымпелами, флагами не должны нару­шать условий безопасности эксплуатации АЗС.

Вся информация должна быть хорошо различима и читаема. Информа­ция выполняется на русском языке. По усмотрению руководства АЗС инфор­мация может быть выполнена дополнительно на языках национального или межгосударственного общения.

При осуществлении контроля и надзора проверяется наличие на АЗС следующей документации:

· документ о регистрации в качестве юридического лица или индивиду­ального предпринимателя;

· лицензия на осуществление данного вида деятельности или заверенная копия;

· паспорт АЗС (приложение 8) с технологической и электрической схема ми, схемами молниезащиты и заземления; Правила технической эксплуатации АЗС РД 153-39.2-080-01; паспорта на резервуары (приложение 9);

· формуляры (паспорта), руководства по эксплуатации на топливо- и маслораздаточные колонки, журналы учета работы ТРК (МРК) (прило­жение 10);

· градуировочные таблицы на резервуары;

· план и порядок действий персонала АЗС при возникновении и ликвида­ции возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций, согласованный с компетентными организациями в установленном порядке; инструкции по:

- охране труда работников АЗС при выполнении всех технологических операций, при выполнении работ по обслуживанию и ремонту техни ческого и технологического оборудования;

- пожарной безопасности;

- по эксплуатации очистных сооружений;

· паспорта технического и технологического оборудования: систем вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения, отопления, электродвигателей, насосов и т.д.;

· инструкции работников АЗС по исполнению функциональных обязан­ностей;

· журнал учета поступивших нефтепродуктов (приложение 12); журнал учета ремонта технического и технологического оборудования (приложение 13);

· сменный отчет (в соответствии с действующей документацией); график поверки на все средства измерения (СИ) и свидетельства или документы, подтверждающие факт выполнения поверки СИ; книга жалоб и предложений;

· утвержденный прейскурант цен на товары и услуги; паспорта (сертификаты) качества на товары;

· документация о выполнении всех видов проверок и испытаний электри­ческого оборудования АЗС;

· приказы руководства организации о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию АЗС, эксплуатацию электрооборудования, метрологичес­кое обеспечение;

· документы о регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах.

По решению владельца АЗС допускается ведение на АЗС дополнительной документации по учету товарно-материальных ценностей и эксплуатации АЗС.

Вся документация ведется на русском языке.

При осуществлении контроля и надзора проверяется наличие на ПАЗС следующей документации:

· лицензии на осуществляемые виды деятельности либо их копии, заверенные в установленном порядке;

· паспорт и протокол поверки цистерн ПАЗС;

 

· свидетельства о регистрации транспортного средства;

· документ, подтверждающий поверку госповерителем топливораздаточ- ного агрегата (формуляр);

· инструкция водителя-оператора;

· инструкции по охране труда и пожарной безопасности для водителей- операторов;

· накладная на получение реализуемого нефтепродукта, оформленная в установленном порядке;

· паспорт качества и сертификаты соответствия на реализуемые нефте­продукты;

· книга жалоб и предложений;

· документы, подтверждающие регистрацию ККМ в налоговых органах.

 

 

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность по содержанию и эксплуатации нефтебаз и автозаправоч­ных станций осуществляется юридическими лицами независимо от их орга­низационно-правовой формы, а также физическими лицами, ведущими пред­принимательскую деятельность без образования юридического лица (инди­видуальными предпринимателями), на основании лицензии.

Лицензирование в Российской Федерации осуществляется на основании:

· Федерального закона от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

· постановления Правительства РФ №135 от 11.02.02 г. «О лицензирова­нии отдельных видов деятельности»

· постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 637 «О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, перера­ботки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки».

Постановлением Правительства №637 среди прочих были утверждены:

· «Положение о лицензировании деятельности по транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки»;

· «Положение о лицензировании деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки»;

· «Положение о лицензировании деятельности по переработке нефти, газа и продуктов их переработки»;

· «Положение о лицензировании деятельности по реализации нефти, газа и продуктов их переработки».

 

 

Деятельность по реализации нефти, газа и продуктов их переработки исключена из видов, подлежащих лицензированию, Федеральным законом от 09.12.2002г. №164-ФЗ «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензии на осуществление деятельности по хранению нефти и про­дуктов ее переработки, а также на эксплуатацию автозаправочных станций, выданные в установленном порядке до принятия постановления №637, дей­ствуют до окончания указанного срока. В связи с принятием данного поста­новления утратили силу:

· Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 394 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. №266 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации автозаправочных станций».

Деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки включа­ет в себя налив, хранение, слив и внутрискладские операции (приемка, закач­ка и отбор).

Лицензирование деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки осуществляется Министерством энергетики Российской Феде­рации (далее именуется - лицензирующий орган).

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении дея­тельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки являются:

· соблюдение требований нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных технических документов, устанавливающих правила хранения нефти, газа и продуктов их переработки;

· подтвержденное документами наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производ­ственных помещений и сооружений, соответствующих техническим нормам и требованиям эксплуатации технологического оборудования и инвентаря;

· наличие у лицензиата работников, имеющих высшее или среднее профессиональное техническое образование либо иное высшее или среднее профессиональное образование, при условии прохождения ими переподготовки с целью осуществления лицензируемой деятельности, а также специалистов, прошедших специальную подготовку в установ­ленном порядке;

· наличие в штате лицензиата лица, имеющего соответствующую квали­фикацию и ответственного за обеспечение безопасности хранения нефти, газа и продуктов их переработки;

· наличие актов о приемке в эксплуатацию объектов по хранению нефти, газа и продуктов их переработки;

 

 

· наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противо­пожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), проти­вопожарного водоснабжения и расчетного запаса специальных огнетушащих средств, необходимых для ликвидации пожара.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензи­рующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

· наименования, организационно-правовой формы, места нахождения - для юридического лица;

· фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

· лицензируемой деятельности;

б) копии учредительных документов и копия свидетельства о государ­ственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) копии документов, подтверждающих соответствующую установлен­ным требованиям квалификацию должностного лица, ответственного за бе­зопасность хранения нефти, газа и продуктов их переработки;

д) копии документов, подтверждающих квалификацию работников со­искателя лицензии;

е) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмот­рение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Если копии документов, предусмотренных подпунктами «б» и «в» на­стоящего пункта, не заверены нотариусом, они представляются с предъявле­нием оригинала.

Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не допускается.

За предоставление недостоверных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней с даты получения заявления со всеми необходимыми документами. Соответствую­щее решение оформляется приказом руководителя лицензирующего органа.

Лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право проводить проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным тре­бованиям и условиям.

Лицензия на осуществление деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки предоставляется на 5 лет.

 

 

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) сведения о лицензиате:

- наименование, организационно-правовая форма, место нахождения (с указанием мест нахождения территориально-обособленных подразде­лений, осуществляемых лицензируемую деятельность) - для юридичес­кого лица;

- фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удо­стоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

- код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационный номер налогоплательщика;

г) адреса сооружений, используемых для осуществления лицензируе­мой деятельности;

д) дата принятия решения о предоставлении лицензии;

е) номер лицензии;

ж) срок действия лицензии;

з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

и) сведения о продлении и переоформлении лицензии;

к) основания и даты приостановления и возобновления лицензии;

л) основания и дата анулирования лицензии.

Следует знать, что информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой и предоставляется юридическим и физическим лицам на платной основе в виде выписок о конкретных лицензиатах. Выписка выдает­ся в течение 3 дней с даты подачи соответствующего заявления с приложени­ем документа, подтверждающего оплату ее получения.

Органам государственной власти и органам местного самоуправления информация из реестра лицензий предоставляется бесплатно.

Должностные лица лицензирующего органа несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение установленного порядка лицензи­рования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется путем проведения лицензирующим органом про­верки на основании распоряжения (приказа) его руководителя, в котором ука­зываются:

а) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного осуществлять проверку;

б) цели, задачи и предмет проверки;

в) даты начала и окончания проверки.

 

Продолжительность проверки не должна превышать 1 месяц.

Плановая проверка проводится лицензирующим органом не чаще 1 раза в 2 года.

Лицензирующие органы осуществляют контроль за рациональным и безопасным использованием организациями и индивидуальными предпри­нимателями нефти и нефтепродуктов, сохранением их качества с целью пре­дотвращения аварий, нарушения экологии, угрозы человеческих жертв и по­вреждений, а также эффективного использования энергетических ресурсов.

Обследования для осуществления указанного контроля производятся с целью:

· проверки соблюдения соискателем соответствующей лицензии требова­ний и условий, установленных для осуществления деятельности, указанной в лицензии, и выдачи заключений для получения лицензий в соответствии с порядком, установленным действующим законодатель­ством;

· проверки выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;

· осуществления энергетического надзора в области добычи, переработ­ки, транспортировки, учета, хранения, реализации и потребления нефти и нефтепродуктов.

При проведении проверок на АЗС деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки и выдаче соответствующих заключений, государ­ственные надзорные и контрольные органы инспекции проверяют соответ­ствие требованиям действующих правил технической эксплуатации.

Основными направлениями проверок является выявление следующих нарушений:

1. Использование моторного топлива, непредназначенного для работы ав­тотракторной техники;

2. Использование горюче-смазочных материалов и других нефтепродуктов в нарушение государственных стандартов, технических условий, а так­же нормативных документов по эксплуатации топливоиспользующей техники и оборудования;

3. Сверхнормативные потери при хранении, транспортировке, приеме и отпуске нефтепродуктов;

4. Перерасход горюче-смазочных материалов сверх установленных норм в технологических процессах, при эксплуатации топливоиспользующей техники и оборудования;

 

5. Потери нефтепродуктов из-за неудовлетворительного технического со­стояния и обслуживания трубопроводного транспорта, автотракторной техники, резервуарных парков и других сооружений;

6. Потери в результате неполного слива нефтепродуктов из железнодорож­ных цистерн, танкеров и других средств транспортировки;

7. Необоснованное использование жидкого резервного топлива вместо ос­новного при эксплуатации топливопотребляющих объектов, техники и оборудования;

8. Потери от неудовлетворительного состояния измерительных средств и приборов, нарушений в ведении учета нефти, нефтяного сырья и нефте­продуктов;

9. Потери из-за нерационального использования отработанных нефтепро­дуктов и нарушений установленного порядка их сбора и сдачи;

10. Потери из-за снижения качества нефти и нефтепродуктов в результате их смешения, загрязнения, обводнения, аварий и т.д.;

11. Потери нефтепродуктов или ухудшение их качества из-за невыполнения условий лицензирования деятельности.

Внеплановая проверка проводится для подтверждения устранения ли­цензиатом выявленных при проведении плановой проверки нарушений ли­цензионных требований и условий.

По результатам проверки составляется акт с указанием конкретных на­рушений и срока их устранения. Акт составляется по установленной лицен­зирующим органом форме в 2-х экземплярах, один из которых вручается ли­цензиату. К акту при необходимости прилагаются копии документов, под­тверждающих наличие выявленных нарушений.

Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. В случае отказа лицензиата от ознакомления с результатами проверки должностное лицо (лица) фиксирует этот факт в акте и заверяет его своей печатью.

Содержание акта доводится до сведения руководителя проверяемой орга­низации, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая руководителем проверки.

Акт проверки передается проверяемой организации, копии акта - государственным надзорным и контрольным органам, проводившим провер­ку, а также при необходимости соответствующему органу исполнительной власти, представителям организаций, участвовавшим в проверке, и в Минэнерго России.

Лицензиат обязан проинформировать (в письменной форме) лицензи­рующий орган об устранении выявленных нарушений.

 

 

Лицензиат обязан проинформировать (в письменной форме) в 15-ти дневный срок лицензирующий орган об изменении места своего нахожде­ния, а также мест нахождения территориально обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемую деятельность.

В случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется на не­скольких территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения каж­дого объекта. Копии лицензий регистрируются в установленном порядке.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свиде­тельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.106 с.)