Классификация и общая характеристика азс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация и общая характеристика азс



 

Автомобильные заправочные станции классифицируют по различным признакам.

По конструктивному исполнению:

· стационарные;

· контейнерные (КАЗС);

· передвижные (ПАЗС).

По функциональному назначению:

· общего пользования;

· ведомственные.

По способу размещения резервуаров:

· с подземным расположением;

· с наземным расположением;

· с расположением на транспортном средстве.

По нормативным параметрам типовых проектов:

· по числу топливозаправочных колонок;

· по числу заправок в часы пик;

· по количеству заправляемых машин в сутки;

· по общей вместимости резервуаров.

Стационарные АЗС могут обеспечить заправку до 1500 машин в сут­ки. По емкости их рассчитывают на 200, 250, 500, 750 и 1000 заправок авто­мобилей в сутки, по числу заправок в часы пик - 57, 100, 135, 170 автомоби­лей в час, возможны и другие мощности (табл. 1.1). Наиболее распростра­ненными типами являются АЗС на 500-750 заправок в сутки.

Таблица 1.1 Нормативные параметры типовых проектов АЗС
Типы АЗС Мощность АЗС, машин/ч Количество резервуа­ров 25 м3, шт. Время заправки трансп. ср-ва, мин. Число топ- ливоразда- точных ко­лонок, шт. Средняя разовая заправка, л Площадь АЗС, га
Первый     2,5     0,4
Второй     2,5     0,35
Третий     1,75     0,2
Четвертый     2,5     0,3

 

АЗС на 250 заправок строят в плотно заселенных районах больших го­родов и в сельской местности; на 1000-1500 заправок в сутки - в пунктах интенсивного движения на магистралях.

По типу расположения на местности автозаправочные станции бывают:

· дорожные;

· городские;

· сельские;

· речные.

Дорожные АЗС располагаются вблизи автомобильных дорог. Они дол­жны обеспечивать заправку автомобилей топливом, сжатым воздухом и во­дой. Мощность дорожных станций зависит от напряженности автотранспор­та на дороге и может достигать 1000-1500 заправок в сутки.

Городские АЗС размещаются в городах вне центральной части (жилой застройки) и рассчитаны на заправки всех типов автомобилей и мототехни­ки. Мощность городских станций 250-1000 заправок в сутки, а станций «тро­туарного типа» - 150-250 заправок в сутки в центральных районах города для личных легковых автомобилей.

Сельские АЗС обеспечивают заправку автотранспортных средств сель­скохозяйственных предприятий и организаций районных центров всеми ви­дами горючесмазочных материалов.

Речные АЗС осуществляют заправку водных маломерных судов - кате­ров, моторных лодок и др.

Стационарные АЗС строят по типовым проектам с серийно выпускаемы­ми технологическими системами для приема, хранения и заправки топливом, согласованные с Государственной Противопожарной Службой МЧС России. Допускаются несерийные технологические системы, документация которых со­гласуется с территориальными подразделениями Противопожарной службы.

 

 

СТАЦИОНАРНЫЕ АЗС

1.1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Представляют собой капитальные сооружения, включающие здания, топливозаправочные колонки, резервуары, технологические трубопроводы, очистные сооружения и различные системы обеспечения технологического процесса. Вариант сооружений АЗС показан на рис. 1.1.

Навесная группа включает заправочные островки, информационные колонные светильники, облицовочный комплект колоннады и навесной час­ти, световой фриз в фирменной расколеровке «Заказчика», объемный свето­вой знак «Заказчика», светильники освещения, переходной купол между зда­нием и навесной группой.

 

 

 


 


Рис. 1.1. Состав сооружений АЗС:

a) 1 - навесная группа; 2 - производственный блок здания; 3 - сервисный блок здания;

б) 1 - навесная группа; 2 - модуль здания полной заводской готовности

 

 

Заправочные островки изготавливают из полированной или шлифованной нержавеющей стали и используют в качестве оснований ТРК, опор колонн, стелл и сервисных постов с целью защиты их от повреждений автотранспортом.

Здание АЗС состоит из одного модуля заводской готовности или произ­водственного и сервисного блоков. Производственный блок включает цент­ральный вход, зону работы оператора, электрощитовую, кладовую, служеб­ный выход, комнату слесаря, комнату администратора, служебный санузел, санузел для посетителей и комнату охраны. Сервисный блок предназначен для обслуживания.

Здание АЗС оборудуется системами кондиционирования воздуха, тепло­вой завесы центрального тамбура, теленаблюдения, отопления, освещения и вен­тиляции, учета электроэнергии и расхода воды, канализации, охранно-пожар­ной сигнализации, громкой связи, блоками защиты ТРК, и др..

Технологический процесс функционирования стационарной АЗС вклю­чает комплекс операций по приему, хранению и выдаче нефтепродуктов. С целью повышения эффективности работы АЗС технологический процесс мо­жет быть обеспечен автоматизированными системами по определению коли­чества топлива, контроля герметичности резервуаров, снижению потерь топ­лива и сохранению его качества.

Количество хранимого на АЗС топлива определяется исходя из средней величины заправки одного автомобиля (50 л), а количество ТРК - из расчета обслуживания 15 автомобилей в час.

Планировка станции может иметь различные решения в зависимости от мощности и количества отпускаемого топлива и предоставляемых клиен­там услуг. Одно из таких решений показано на рис. 1.2.

 

 

Рис. 1.2. План автозаправочной станции

1.1.2. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ

 

Для снижения загазованности жилых и производственных зданий АЗС располагается со стороны преобладающего направления ветров. Не допуска­ется размещение на путепроводах, под ними и на плавсредствах.

Планировка должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива на территории АЗС и за ее пределы. На въезде и выезде с территории необходимо иметь пологие повышенные участки высотой не ме­нее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. Планировка предусматривает:

· удобный подъезд и стоянку автотехники у колонки во время заправки;

· хороший обзор всей территории из помещения оператора;

· отведение зон под зеленые насаждения;

· санитарно-гигиенические условия для работников станции;

· согласование с общей архитектурной композицией микрорайона.

Расположение обозначается дорожным знаком «АЗС». КАЗС должны устанавливаться на бетонированных площадках, бетонных плитах, в исклю­чительных случаях на асфальтированных площадках, обеспечивающих сбор топлива при его утечке.

Минимальные расстояния АЗС до внешних объектов и между ее соору­жениями, принимаются в соответствии с НПБ 111-98*.

Расстояние от края площадки для автоцистерн до наземно-расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологичес­ких шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Для технологи­ческих шахт подземных резервуаров, с негорючим материалом указанное расстояние не нормируется.

Ограждение АЗС должно быть продуваемым. Не допускается озелене­ние территории кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хло­пья, волокнистые вещества или опушенные семена. Вблизи посадок сельско­хозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени, предусматривается наземное покрытие, не распространяющее пламя или вспа­ханная полоса земли шириной не менее 5 м.

 

 

1.1.3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

 

Технологическое оборудование АЗС размещается по четырем основным технологическим линиям.

Линия наполнения - комплекс оборудования, с помощью которого обес­печивается наполнение резервуара топливом из автоцистерны. Участок линии, входящий в состав резервуара, состоит из трубопровода Ду 80 с толщиной стен­ки не менее 4 мм, который с одной стороны оканчивается на расстоянии не более 100 мм от

дна резервуара рассекателем струи топлива, с другой - флан­цем для присоединения трубопровода линии наполнения. Участок, не входя­щий в состав резервуара, состоит из межблочных трубопроводов приемного и насосного колодцев. В приемном колодце размещены: быстросъемная муфта; фильтр-гидрозатвор, выполняющий функцию огнепреградителя; запорная ар­матура; штуцер для подсоединения системы испытания на герметичность; пост управления. В насосном колодце помещен насосный агрегат с электродвигате­лем во взрывобезопасном исполнении по ГОСТ 17494.

Линия выдачи - комплекс оборудования, с помощью которого обеспе­чивается подача топлива из резервуара к ТРК: трубопровод забора топлива Ду 50 с толщиной стенки не менее 3 мм, оснащенный приемным клапаном для забора топлива на расстоянии не менее 150 мм от дна резервуара; огне- преградитель; запорная арматура в технологическом колодце резервуара и перед ТРК; трубопроводы подачи топлива к ТРК. Участок трубопровода от технологического колодца до ТРК прокладывается в лотках, исключающих выход проливов топлива из него в грунт.

Линия деаэрации - комплекс оборудования, с помощью которого обес­печивается пожаровзрывобезопасное сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара. Линия состоит из наземного участка стального тру­бопровода, конец которого оборудован дыхательным клапаном и запорной арматурой перед дыхательным клапаном и участка, проложенным в шахте, соединяющим паровое пространство резервуара с наземным участком. За­порная арматура предназначена для перекрытия этого трубопровода при ис­пытаниях на герметичность системы, а также для безопасной замены и об­служивания дыхательного клапана. Пороги срабатывания дыхательного кла­пана: вакуум 100-150 Па, давление 1400±50 Па. Дыхательный клапан уста­навливают в конце линии, высота установки от поверхности площадки равна 2,5 м. Пропускная способность линии контролируется при помощи мановакуумметра с запорной арматурой.

Линия обесшламливания - комплекс оборудования, с помощью кото­рого обеспечивается удаление из резервуара подтоварной воды с твердыми частицами (шлама). Линия применяется также для полного опорожнения ре­зервуара от остатков нефтепродукта (при уровне нефтепродукта ниже места его забора линией выдачи) и при механизированной промывке резервуара закрытым способом. Линия обесшламливания состоит из:

· стационарной части, представляющей собой трубопровод Ду 40, с одной стороны оканчивающегося коллектором для пластового забора подтоварной воды, проходящего на расстоянии не более 10 мм от дна резервуара, а с другой стороны - штуцером с герметично закрывающей­ся заглушкой и предназначенным для подсоединения шланга насоса откачки шлама или моющего раствора;

· переносной части, состоящей из шланга откачки, ручного насоса, шланга слива и переносной емкости для сбора шлама.

 

 

1.1.4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУБОПРОВОДЫ

 

Требования к технологическим трубопроводам АЗС установлены НПБ 111-98*, герметичность и прочность должна соответствовать СниП 3.05.05, а антикоррозионная защита подземных участков - ГОСТ 6.602. На техноло­гические трубопроводы должна быть составлена Схема трубопроводов с ус­тановленной на ней запорной арматурой.

Технологические трубопроводы запрещается прокладывать в общих траншеях с газопроводами, пожарным водопроводом, теплопроводами, а так­же с кабелями высокого и низкого напряжения.

Фланцевые соединения трубопроводов и оборудования должны быть плотно затянуты на прокладках из бензомас л о стойкого материала.

Сальниковые уплотнения запорных и других устройств должны регу­лярно проверяться с добавлением или заменой сальниковой набивки.

Подземные участки коммуникаций должны иметь антикоррозийное по­крытие. Наземные участки должны быть окрашены.

Технологические трубопроводы с арматурой, топливораздаточные ко­лонки и сливные рукава должны быть надежно соединены в единую систему заземления.

Одно стенные подземные трубопроводы для топлива и его паров следу­ет располагать на глубине не менее 0,4 м в заглубленных лотках, исключаю­щих утечки топлива за их пределы.

При использовании двустенных трубопроводов типа «труба в трубе» с разъемными соединениями, обеспечивающими раздельную герметизацию внут­реннего и внешнего трубопроводов, допускается строительство без лотков.

Технологические трубопроводы, расположенные под землей или в сво­бодном пространстве шахт резервуаров и технологических колодцев, долж­ны удовлетворять следующим требованиям:

соединения фланцев должно осуществляться по принципу «шип-паз»;

надежность соединений должна соответствовать требованиям эксплуа­тационных документов;

соединения должны быть опломбированы и оснащены устройствами, исключающими их саморазъединение;

запорная и регулирующая арматура, установленная на трубопроводах для легковоспламеняющихся и токсичных нефтепродуктов, независимо от температуры и давления среды, должна быть стальной.

Места ввода трубопроводов в резервуары должны находиться выше номинального уровня заполнения их топливом.

На всасывающих трубопроводах топливораздаточных колонок должны устанавливаться обратные клапана для предотвращения перемещения пере­качиваемой жидкости в обратном направлении.

 

Задвижки, краны, вентили и другие запорные устройства должны со­держаться в исправности и обеспечивать возможность надежного и быстрого перекрытия трубопроводов. Неисправности в запорных устройствах должны немедленно устраняться.

На запорно-регулирующей арматуре должна быть нанесена нумерация, соответствующая технологической схеме.

На запорной арматуре (задвижках, кранах), устанавливаемой на трубо­проводах, должны быть указатели крайних положений.

Все технологические трубопроводы должны быть отградуированы со­гласно Методическим указаниям «Вместимость технологических трубопро­водов. Методика выполнения измерений».

В процессе эксплуатации технологических трубопроводов необходимо:

· не допускать повышения давления сверх установленного проектом;

· открывать и закрывать задвижки на трубопроводах с помощью махови­ков или специальных ключей, не применяя каких-либо дополнительных рычагов;

· следить, чтобы в трубопровод не попадала вода, во избежание его размораживания.

Осмотр трубопроводов должен проводиться ежедневно. Особое внима­ние должно уделяться состоянию фланцевых и муфтовых соединений.

Течи топлива из трубопровода и отпотины должны немедленно устра­няться путем:

· постановки аварийных муфт и хомутов;

· сварки;

· подтягиванием болтов или заменой прокладок во фланцевых соединени­ях с предварительным освобождением трубопровода;

· ремонта трубопровода с помощью пластмасс на основе эпоксидных смол.

Не реже одного раза в год паровоздушные трубопроводы необходимо продувать воздухом с целью очистки от отложений, и один раз в пять лет испытывать на герметичность.

Трубопроводы, соединяющие различное оборудование АЗС образуют технологические линии «слива-налива» топлива, деаэрации резервуаров и их зачистки.

ПЕРЕДВИЖНЫЕ АЗС

1.2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Являются мобильной технологической системой, установленной на ав­томобильном шасси, прицепе или полуприцепе, изготовленной как единое заводское изделие. Предназначаются для перевозки и заправки топливом автотранспортных средств в местах сосредоточения автотранспорта, сельско­хозяйственной техники в полевых условиях, на туристических автомаршру­тах, а также на территории стационарных АЗС в период зачистки и ремонта резервуаров.

Технические характеристики ПАЗС приведены в табл. 1.2.

ПАЗС должна располагаться на специально отведенной площадке, со­гласованной с административными органами, быть ровной и обеспечивать возможность свободного подъезда автотранспорта для заправки с соблюде­нием правил пожарной безопасности. Устанавливаются охранная разметка, соответствующие знаки о расположении пожарного водоема, водозаборных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки навесов, плакаты с обя­занностями водителя при заправке автомобиля.

Территория должна быть освещена в соответствии с существующими у нормами, особенно места заправки и слива топлива, а также оборудована телефонной и громкоговорящей связью.

Устанавливаются таблички с указанием фамилии дежурного оператора, времени работы и расположения ближайшей АЗС. На каждой колонке должны быть нанесены ее порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродукта.

ПАЗС ставится на учет в ГИБДД. На ней наносятся трафареты «Пере­движная АЗС», «Огнеопасно» и знак классификации груза по ГОСТ 19433- 88 и «Правилам перевозки опасных грузов в РФ». На внутренней стороне дверки шкафа помещается

 

 

Таблица 1.2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 4186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.063 с.)