Перечень пособий, методических указаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень пособий, методических указаний



1. Гоосен Е.В., Гредин Г.Н. Учебное пособие по курсу «Основы бизнеса» [Электронный ресурс] – на кафедре

2. Гоосен Е.В., Гредин Г.Н. Практикум по курсу «Основы бизнеса» [Электронный ресурс] – на кафедре

3. Гоосен Е.В., Гредин Г.Н. Хрестоматия по курсу «Основы бизнеса» [Электронный ресурс] – на кафедре

4. Сборник планов семинарских занятий по «Введению в бизнес» (спецкурс) для юридического факультета, ДО, ОЗО [Текст]: учебное пособие. / Е.В. Гоосен; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»– Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.

5. Методические рекомендации по написанию бизнес плана Кемерово [Текст]: учебное пособие. / Е.В. Гоосен; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»– Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005

6. Задания для контрольных работ и для организации деловых игр (комплект на кафедре)

7. Тесты к семинарским занятиям (распечатка на кафедре);

8. Тесты для зачета (комплект на кафедре);

9. Вопросы к зачету (комплект на кафедре)

 

Формы текущего и промежуточного контроля

1. Задания для написания сквозной самостоятельной работы
по бизнес-плану.

 

Самостоятельная работа №1 «Бизнес-идея, разработка и обоснование. SWOT анализ»

Ориентировочно можно выделить следующие вопросы, на которые Вам необходимо дать ответ:

· Что вы собираетесь производить и в чем отличительные особенности вашего продукта или услуги (постарайтесь в своем описании уложиться в 25 слов):

· Для кого предназначен продукт (услуга)?

· Его отличительные черты по отношению к продукции конкурентов, почему для потребителя предпочтительнее именно этот продукт?

· Где будет расположено Ваше предприятие?

· Как будет называться ваш бизнес?

· Покажите перспективы Вашего бизнеса.

Проведите небольшой SWOT анализ и заполните таблицу

 

Таблица 1 Слабости и конкурентные преимущества фирмы:

  Сильные стороны компании Слабые стороны компании
Возможности    
Риски    

 

Начните оформлять бизнес план. Сначала подготовьте текст в формате Word, затем перенесите данные в презентацию в Power Point.

Самостоятельная работа №2 «Юридический план: выбор и обоснование организационно-правовой формы бизнеса”

Юридический план включает в себя гражданско-правовую характеристику и обоснование выбора организационно-правовой формы бизнеса. Конкретное наполнение раздела зависит от выбранной формы организации, которую необходимо указать

Для небольших фирм это как правило либо индивидуальное предпринимательство либо общество с ограниченной ответственностью

Обоснование выбора организационно-правовой формы должно содержать перечень наиболее существенных недостатков и достоинств выбранной вами организационно-правовой формы.

Внесите материалы в текстовой бизнес план и презентацию

 

Самостоятельная работа №3: («Организационный план»)

Организационный план проекта включает в себя три основных момента. Он предполагает выбор целей бизнеса и бизнес-плана, разработку организационной структуры фирмы и характеристику управленческой команды фирмы.

Извлечение максимальной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Вместе с тем ее достижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического порядка, которое известно в бизнес-структурах как «заявление бизнеса» или миссия.

Для того, чтобы сформулировать миссию Вашего бизнеса ответьте на следующие вопросы:

· Каковы Ваши основные общие цели?

· Каковы основные цели Вашей предпринимательской деятельности?

· Как в целях Вашей фирмы сочетаются экономические, социальные и Ваши личные устремления? В деятельности фирмы обязательно присутствуют социальные цели и личные цели предпринимателей, которые связаны с целями экономическими (увеличение объема продаж, достижение высоких темпов роста, увеличение доли рынка.

· Каковы Ваши планы на ближайшие 10, 5 лет, один год?

После того как сформулированы общие цели, можно определить за счет каких конкретных целей они могут быть достигнуты. Это могут быть этапы достижения целей, тактические задачи и т.д.

Не забывайте, что характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, а также стадией цикла жизни самого предприятия.

Кроме определения целей бизнеса нужно сформулировать цели создания бизнес-плана. Составление бизнес-планов преследует как внешние, так и внутренние цели. Основная цель – убедить будущих партнеров в успехе Вашего бизнеса. Главная внутренняя цель – стать основой управления предпринимательской деятельности.

Для уточнения целей Вашего учебного бизнес-плана Вам необходимо ответить на следующие вопросы:

· Кто будет читателем Вашего бизнес-проекта? (это может быть банк, администрация, поставщики продукции, потенциальные инвесторы и т.д.)

· Что Вы хотите конкретно получить от того, кому этот бизнес план предназначен?

Кроме миссии вам также необходимо придумать лозунг, который бы в краткой форме отражал содержание миссии Вашей фирмы

Внесите материалы в текстовой бизнес план и презентацию

 

Организационная структура фирмы является ключевым моментом успеха управления в бизнесе. Для целей учебного бизнес-плана Вам необходимо выбрать одну их типовых организационных структур управления: линейная, линейно-штабная, функциональная, программно-целевая, матричная. Выбор должен быть обоснован. Обратите внимание на те целевые характеристики, которые Вы включили в «заявление целей бизнеса». Эта часть раздела включает в себя описание структуры управления фирмы и распределения обязанностей по ее управлению. Здесь необходимо привести схему организационной структуры компании. Схема дополняется перечнем ключевых управленческих должностей в фирме.

В реальном бизнес-проекте называют реальных людей, которые займут эти должности. Вы можете использовать вымышленные фамилии. В разделе необходимо отметить, с кем предстоит организация нового дела и как планируется налаживание с ним работы. При этом отправной точкой должны быть квалифицированные требования, где указывается:

· какие именно специалисты (какого профиля, образования, опыта) и с какой заработной платой необходимы для успешного ведения дел;

· на каких условиях принимаются на работу специалисты (постоянная работа, совместители (внешние эксперты));

· есть ли возможность воспользоваться услугами какой-либо организации по найму такого рода профессионалов;

· в случае, если часть персонала уже нанята, необходимо дать о своих сотрудниках краткие биографические данные, (образование, квалификация, прежний опыт работы и его полезность для предприятия и т.д.)

Данные о потребности в специалистах могут быть занесены в таблицу:

Таблица 2 Потребность в специалистах

Категории Кол-во чел. Средняя з/пл.(руб.) Затраты на з/пл.(руб.) Начисления на з/пл. (руб.)
         

Целесообразно оговорить в этом разделе и вопросы оплаты труда руководящего персонала и его стимулирование.

Главные руководители фирмы.

В этой части раздела описываются права и обязанности каждого члена высшего руководства фирмы. Определяется кто какую работу выполняет, кому подчинен, кто принимает окончательное решение. На каждого руководителя составляется подробное резюме. Оно состоит из следующих частей:

· Имя и фамилия;

· Адрес;

· Телефон;

· Должность на которую рекомендуется кандидат;

· Краткая характеристика (возраст, способности, интересы, квалификация кандидата, мотивы занятия предпринимательской деятельностью, состояние здоровья);

· Трудовой опыт (как правило он дается в обратном порядке, особо отмечается опыт работы в данной сфере предпринимательской деятельности);

· Образование (также указывается в обратном порядке);

· Семейное положение;

· Рекомендации (адреса, телефоны людей, которые могли бы рекомендовать кандидата)

Внесите материалы в текстовой бизнес план и презентацию

Самостоятельная работа №4: («Производственный план»)

Главная задача данного раздела бизнес-плана доказать потенциальным партнерам реальность производства нужного объема товаров и в заданные сроки.

Необходимо ответить на следующие вопросы:

· Каковы предполагаемые объемы продаж продукта. Для того, чтобы сделать прогноз необходимо:

· Определить приблизительную цену продаж каждого продукта;

· Рассчитать объем продаж в натуральном и денежном выражении;

· Эти данные заносятся в таблицы:

 

Таблица 3 Прогноз объема продаж

Вид товара или услуг Количество Цена (руб.) Сумма
         
  Итого      

 

Таблица 4 Потребность в сырье и материалах

Вид товара или услуг Количество Цена (руб.) Сумма
         
  Итого      

 

Таблица 5 Накладные расходы

Виды расходов Количество Цена (руб.) Сумма
         
  Итого      

 

Таблица 6 Затраты на персонал

Категории работников Количество Средняя з/пл Расходы на персонал Обязательные отчисления (26,1%) Итого
  Управленческий персонал            
2. Основной персонал          
3. Вспомогательный персонал          
  Итого          

 

Таблица 6 Потребность в основных фондах

Категории работников Количество Покупная цена (руб.) Итого Срок службы Годовая амортизация Месячныя амортизация
  Здания и помещения            
2. Машины и оборудование            
3. Транспорт            
4. Прочие            
  Итого            

 

Самостоятельная работа №5: («Управление персоналом, Резюме»)

Управление персоналом – сложная проблема, которая является важным моментом в обеспечении конкурентных преимуществ фирмы. Основные моменты управления персонала также находят отражение в бизнес-плане.

К основным вопросам, на которые должен ответить этот раздел бизнес плана, можно отнести:

· Потребность в ключевых работниках (есть ли они, сколько людей и какой квалификации Вам нужно сейчас и в перспективе)

· Где и как Вы их будете искать?

· Необходимо определить примерные расходы на поиск этих сотрудников. Эти расходы вместе с затратами на регистрацию фирмы составят Ваши организационные расходы.

· Какую политику в отношении персонала Вы собираетесь проводить, на каких условиях будут работать Ваши работники, (полная или частичная занятость, система оплаты труда, будете ли Вы заниматься подготовкой кадров и т.д.)

Вся выше перечисленная информация должна быть включена как в текст бизнес-плана, так и в презентацию.

 

Для целей учебного бизнес плана составьте одно резюме на одного из членов управленческой команды Вашей фирмы и поместите его в приложение к Вашему бизнес-плану.

Самостоятельная работа №6: («Маркетинговый план: оценка рынка и конкуренции»).

Этот раздел направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке.

Вначале необходимо дать ответ на следующие вопросы:

· На каких рынках действует или будет действовать фирма? Какие типы рынков используются фирмой?

· Какие основные сегменты этих рынков по каждому виду товара (услуги)?

· Что влияет на спрос на товары (услуги) фирмы в каждом из этих сегментов?

· Каковы перспективы изменения потребностей покупателей в каждом из сегментов рынков? Как предполагается реагировать на эти изменения?

 

Анализ сравнительных характеристик конкурентов может быть представлен в виде следующей таблицы:

 

Таблица 7. Сравнительные характеристики конкурентов

 

Показатели Конкуренты Замечания о ваших особенностях
Качество    
Эксклюзивность обслуживания    
Уровень цен (более низкие цены)    
Ассортимент (широта продуктовой линии)    
Надежность продукта    
Своевременность поставок    
Удобство каналов сбыта    
Доступность продукта    
Гарантии и послепродажное обслуживание    
Помощь в использовании продукта    
Продукт в комплексе    
Вежливое обращение    

 

Вся выше перечисленная информация должна быть включена как в текст бизнес-плана, так и в презентацию. Однако обратите внимание, что в презентации данные из таблиц представляются в упрощенном или сокращенном варианте.

Самостоятельная работа №7: («Товарная и ценовая стратегия фирмы»)

В этом разделе бизнес-плана Вам предстоит ответить на два вопроса: дать характеристику товара или услуги, которые Вы будете производить (оказывать) на своей фирме и определить политику ценообразования.

Первая часть должна подробно показать особенности предлагаемого вами товара или услуги. Ниже приведен примерный перечень вопросов на которые необходимо ответить, чтобы дать полную характеристику продукту:

· Название товара. Какие товары (услуги) предлагаются фирмой? Опишите их.

· Наглядное изображение товара (фотография или рисунок).

· Какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны удовлетворять предлагаемые товары, услуги?

· Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?

· Каковы цены, по которым продаются товары (услуги)? Каковы затраты на их производство? Какую прибыль принесет продажа единицы каждого товара (услуги)?

· Насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям законодательства?

· На каких рынках и каким образом они продаются?

· Почему потребители отдают предпочтение данным товарам (услугам) фирмы? Имеет ли данный товар фирменную марку? Дайте характеристику качества товара, преимущества его дизайна, упаковки. Как организовано послепродажное обслуживание данных товаров, если это технические изделия?

· Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности предлагаемых товаров (услуг) или технологии их производства и представления?

· Что составляет их основное преимущество? В чем их недостатки?

Отвечая на вопросы, посвященные ценообразованию на Вашей фирме обратите внимание на следующие вопросы:

· Какова методика определения цен на товары (как вы будете назначать цену на вашу продукцию, какие факторы должны быть приняты во внимание при установке цены, чувствителен ли ваш товар к колебаниям цены и т.д.)?

 

При анализе используемых на фирме способов ценообразования целесообразно исходить из следующих положений. Возможная цена товара может определяться, исходя из:

· себестоимости продукции;

· цены конкурентов на аналогичный товар или товары-заменители;

· уникальных достоинств товара;

· цены, определяемой спросом на товар.

На основе себестоимости обычно оценивается минимально возможная цена товара (услуги), которая соответствует наименьшим издержкам.

На основе анализа цен конкурентов определяется средний уровень цен

Максимально возможная цена устанавливается для товаров, отличающихся высоким качеством или уникальными достоинствами.

Следует также рассмотреть политику скидок и изменения цен, а также влияние ценовой стратегии в целом на валовую прибыль.

Если разработан детальный прейскурант и он может помочь рецензенту разобраться в сути, следует привести его в сокращенном виде. Можно поместить его полностью в приложении.

Вся выше перечисленная информация должна быть включена как в текст бизнес-плана, так и в презентацию.

Самостоятельная работа №8: («Рекламный план»), презентация рекламного объявления

Для разработки рекламного плана компании необходимо ответить на следующие вопросы:

· какие формы продвижения вашего товара Вы собираетесь использовать, чем обусловлен их выбор;

· величина средств, необходимых для реализации рекламы.

 

Не забудьте, что проведение рекламной компании требует затрат. Итогом этого раздела бизнес-плана должна стать примерная оценка Ваших расходов на рекламу.

Эти расходы могут быть представлены в виде таблицы.

Таблица 8 Расходы на рекламу:

Виды расходов Сумма (руб.)
  Первоначальные расходы  
  Ежемесячные расходы  
  Итого  

Вся выше перечисленная информация должна быть включена как в текст бизнес-плана, так и в презентацию.

Кроме плана маркетинга Вам предстоит подготовить сценарий рекламного объявления.

Сценарий включает в себя следующие элементы:

· Определение СМИ, рекламной аудитории и целей рекламы

· Определение типа рекламы

· Характеристика выбранного призыва с объяснением причин его возможной эффективности

· Подробное изложение креатива (собственно сценария рекламы).

· Подробное описание информационного блока

 

Сценарий должен быть приложен в качестве приложения к бизнес-плану и по нему должно быть выполнено рекламное объевление.

Самостоятельная работа №9: «Финансовый план. Оценка, прибыльности, финансовой устойчивости и привлекательности фирмы»

Раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении. Управление финансовой деятельностью связано с управлением коммерческой и производственной деятельностью фирмы. Финансовая деятельность отражается в документах финансовой отчетности.

В учебном бизнес-плане в этом разделе необходимо заполнить две таблицы Организационный баланс и Прогноз прибылей и убытков.

При их заполнении используйте данные, полученные при описании предыдущих разделов

Таблица 9 Прогноз прибылей и убытков

Показатели (за месяц) Сумма (руб.)  
Общая выручка от реализации продукции  
Общие затраты на производство продукции  
Валовая прибыль  
Расходы по коммерческой деятельности  
Торговая прибыль  
Выплата процентов по кредитам  
Налогооблагаемая прибыль  
Налоги (в учебных целях возьмите – 10%)  
Чистая прибыль  

Таблица 10 Организационный баланс фирмы.

Наименование статьи Сумма (руб.)
АКТИВЫ  
I. Внеоборотные активы  
Нематериальные активы (организационные расходы, патенты, лицензии, товарные знаки и т.д.)  
Основные средства (земельные участки, здание сооружения, машины и оборудование)  
Итого внеоборотных активов  
II Оборотные активы.  
Запасы (сырье, материалы, готовая продукция)  
Денежные средства (касса, расчетные счета. Валютные счета и т.д.)  
Итого оборотных активов  
Баланс активов  
   
ПАССИВЫ  
I. Капитал и резервы  
Уставной или складочный капитал  
Добавочный капитал и резервы  
Итого капитала и резервов  
II Долгосрочные обязательства  
Долгосрочные кредиты банков  
Долгосрочные займы  
Итого долгосрочных пассивов  
III. Краткосрочные обязательства  
Краткосрочные кредиты банков  
Краткосрочные займы  
Итого краткосрочных пассивов  
Баланс пассивов  

 

Вся выше перечисленная информация должна быть включена как в текст бизнес-плана, так и в презентацию. Не забудьте, что в презентации табличная информация должна быть представлена в упрощенном виде.

2. Примерные вопросы к зачету по дисциплине «Основы бизнеса»

1. Бизнес: признаки, цели и функции. Виды предпринимательства. Внешняя среда предпринимательства и ее основные элементы.

2. Модель современного процедурного бизнеса. Роль моделирования в управлении современным бизнесом..

3. Страновая модель бизнеса и ее виды. Роль государства в становлении российской модели процедурного предпринимательства.

4. Размерная структура современной рыночной экономики. Виды бизнеса и критерии его выделения.

5. Малый бизнес, критерии выделения.Конкурентные преимущества и слабости малого бизнеса, типичные причины неудач.

6. Основные стратегии развития малого бизнеса: традиционный и инновационный бизнес. Локальные потребности.

7. Система государственной поддержки малого бизнеса и ее особенности в России.

8. Особенности положения предпринимателя в хозяйственном обороте. Статус предпринимателя.

9. Организационно-правовая форма бизнеса и ее функции.

10.Страновая система организационно-правовых форм бизнеса и ее виды. Проблемы и тенденции становления российской системы организационно-правовых форм бизнеса.

11.АО как универсальная организационно-правовая форма организации бизнеса.

12.Корпорация как модель организации фирмы.

13.Страновая модель корпорации и ее виды. Противоречия и проблемы формирования российской модели корпорации.

14.Образование фирмы как предпринимательский выбор. Бизнес операция.

15.Бизнес план: виды, цели создания. Требования к структуре и содержанию бизнес плана.

16.Порядок создания и регистрации нового российских предприятий.

17.Менеджмент: признаки, виды и место в современном бизнесе.

18.Содержание и функции управленческой деятельности.

19.Менеджер и его место в современном бизнесе: квалификационные требования и управленческие роли.

20.Организационная структура фирмы и ее в современном бизнесе. Типы организационных структур.

21.Механизмы координации организаций: власть, авторитет и господство. Роль Неформальных структур в координации фирм.

22.Страновые модели менеджмента: виды, признаки и факторы формирования. Проблемы становления российской модели научного менеджмента.

23.Производственная система ее основные элементы Эффективность производства и способы его измерения.

24.Управление производством: содержание, виды, цели и методы.

25.Страновые модели управления производством. Особенности и перспективы развития российской модели управления производством.

26.Управление персоналом: содержание и направления. Кадровая политика фирмы.

27.Руководство, мотивация и стимулирование труда.

28.Содержание страновой модели управления персоналом. Роль социальных институтов и права в управлении персоналом.

29.Содержание и цели маркетинговой деятельности фирмы. Факторы становления и элементы современной концепции маркетинга.

30.Рынок как объект маркетинговой деятельности. Управление спросом как цель маркетинговой деятельности.

31.Содержание и виды маркетинговой стратегии фирмы.

32.Товар и его виды. Жизненный цикл товара и его конкурентоспособность.

33.Цена и ценовая стратегия фирмы. Роль цены в обеспечении конкурентоспособности товара;

34.Позицирование товара: содержание и методы.

35.Продвижение товаров: цели, формы и принципы выбора методов.

36.Реклама как важнейший инструмент продвижения товаров.

37.Современные нерекламные методы продвижения товаров.

38.Содержание и функции финансового (бухгалтерского) учета.

39. Балансовый отчет. Активы. Структура активов. Обязательства. Структура обязательств. Собственный капитал.

40.Отчет о прибыли и убытках.. Валовый объем продаж. Производственные и эксплутационные издержки. Валовая и чистая прибыль.

41.Отчет о движении денежных средств, его роль и методика составления;

42.Основные методы и показатели финансового анализа. Горизонтальный и вертикальный анализ.

43.Модели прогнозирования банкротства предприятия.

44.Финансовый менеджмент: содержание и цели

45.Источники финансовый ресурсов предприятия и принципы их выбора.

46.Управление финансовыми ресурсами предприятия: направления и принципы принятия решений.

47.Международный бизнес: признаки, субъекты и цели.

48.Формы международного бизнеса: внешнеторговые операции и зарубежные инвестиции.

49. Транснациональные корпорации и современные формы международного бизнеса.

50.Основные формы международного бизнеса в России и тенденции их развития.

51.Глобальная конкуренция: страновые модели и источники конкурентоспособности.

52.Страновые модели международного бизнеса. Противоречия российской модели международного бизнеса.

Примерная тематика рефератов.

 

1. Интуитивный и процедурный бизнес. Признаки и этапы становления.

2. Роль государства и права в становлении российского процедурного бизнеса

3. Особенности внешней среды отечественного предпринимательства

4. История становления предпринимательства в России

5. Новое российское предпринимательство: источники формирования и стратегия социального действия

6. Система государственной поддержки малого бизнеса в России.

7. Приоритетный региональный проект «Малый бизнес» в Кузбассе.

8. Формы взаимодействия малого и крупного бизнеса

9. Лизинг: содержание, виды и формы.

10. Франчайзинг: содержание, виды и формы.

11. Особенности организационно-правовых форм бизнеса в Германии

12. Особенности организационно-правовых форм бизнеса в Великобритании

13. Особенности организационно-правовых форм бизнеса в Японии

14. Особенности организационно-правовых форм бизнеса в США.

15. Модель корпоративного управления в Германии

16. Модель корпоративного управления в Великобритании

17. Модель корпоративного управления в Японии

18. Модель корпоративного управления в США

19. Перераспределение прав собственности в России, рейдерство.

20. Особенности менеджмента в США

21. Особенности менеджмента в Японии

22. Проблемы и противоречия формирования менеджмента в России

23. «Фордизм» и «Тойотизм» как формы социотехнических систем

24. Система «канбан»

25. Особенности управления персоналом на японских фирмах

26. Особенности управления персоналом на американских фирмах

27. Современные нематериальные формы мотивации персонала

28. Современные заработные платы

29. Социальный пакет на предприятии

30. Положение о подразделении компании: содержание и методика составления

31. Должностная инструкция: содержание и методика составления

32. Этапы становление маркетинга

33. Этические и юридические аспекты маркетинга

34. Сегментация рынка и выбор целевых групп

35. Российское законодательство о рекламе

36. Брендинг: сущность и виды

37. Юридическая защита бренда в условиях современной экономики

38. Товарный знак и его виды

39. Акции и их виды

40. Аутсорсинг

41. Современные формы международного предпринимательства

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.158 с.)