Тема 6. Английский романтизм. Общая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Английский романтизм. Общая характеристика.



Творчество Д.Г. Байрона. Лирика. Восточные поэмы. Основные темы, проблематика, особенности формы

Д.Г. Байрон “Паломничество Чайльд Гарольда”

Творчество В. Скотта. Исторические романы, особенности изображения исторического прошлого, романтические герои.

Тема 7. Американский романтизм. Формирование национальной литературы.

Психологические и логические новеллы Э.А. По.

Творчество братьев Гримм. Сказки. Соотношение фольклорной основы литературного и научного труда братьев Я. и В. Гримм.

Сказки Х.К. Андерсена. Романтическое и реалистическое в творчестве Андерсена. Жанровая специфика сказок.

Тема 8. Творчество Ж. Санд. Феминистские идеи, жанровая специфика.

Творчество П.Б. Шелли. Лирика: темы, лирический герой, новаторство в области формы.

Творчество Д.Ф. Купера. Пенталогия о Кожаном чулке. Характеристика романтического героя. Образы индейцев.

Тема 9. Польский романтизм. Творчество А. Мицкевича. Лирика, поэмы.

4. Содержание практических разделов дисциплины

Практическое занятие № 1

Тема: Новеллы Э. По

1. Прочитать:

- новеллы "Падение дома Ашеров", Низвержение в Мальстрем", Убийство на улице Морг", "Золотой жук", "Вильям Вильсон";

- статью "Философия творчества". Приготовить конспект статьи, выделив основные моменты: сюжет произведения, эффект, объем, сфера, интонация, приемы, предмет изображения.

2. Какие типы новелл Э. По можно выделить? К каким типам относятся данные перечисленные новеллы?

3. Темы и идеи названных новелл. Как раскрываются идеи новелл в системе образов, в развитии сюжета?

4. С какой целью в новеллах используется фантастика и в чем ее особенности?

5. Какими основными чертами наделяет Э. По своих героев? Какова роль непознаваемого в характере персонажей?

Литература:

1. Ковалев Ю.В. Эдгар Алан По: новеллист и поэт. - Л., 1984.

5. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. - М., 1968.

Практическое занятие № 2

Тема: Новеллы Э. Т. А. Гофмана

5. Прочитайте новеллы «Крошка Цахес», «Золотой горшок», ответьте на вопросы:

1. Определите место и время действия, какие приметы помогают Вам в этом?

2. По какому принципу организована система персонажей в сказках? Как проявляется романтическое двоемирие?

3. Охарактеризуйте главных персонажей. Как проявляется и с чем связана двойственность в обрисовке персонажей?

4. Против чего направлена авторская ирония? Каковы средства создания иронического контекста?

5. Каков смысл и значение символического образа Цахеса?

Практическое занятие № 3

Тема: Поэма Д.Г. Байрона "Паломничество Чайльд Гарольда"

1. История создания поэмы.

2. Новаторство автора в создании образа главного героя

3. Своеобразие композиции.

4. Какие мотивы, темы, образы повторяются в лирике? (1 стихотворение - наизусть)

5. Значение поэзии Д.Г. Байрона и поэмы для мировой литературы.

6. Байронизм в русской литературе. (Байрон и Пушкин, Байрон и Лермонтов).

Литература:

1. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. - Л., 1978.

2. Кузьмин Б.А. О Голдсмите, о Байроне, о Блоке. - М., 1977.

3. Ромм А.С. Джордж Ноэл Гордон Байрон. 1788-1824. - Л.-М., 1961.

4. Дьяконова Н.Я. Английские романтики. Проблемы эстетики. - М., 1978.

5. Лермонтовская энциклопедия.

Практическое занятие № 4

Тема: "Восточные поэмы" Д.Г. Байрона ("Корсар")

1. "Восточные поэмы Д.Г. Байрона как новый для литературы романтизма жанр. Своеобразие сюжета, композиции, роль лирических отступлений.

2. Понятие "байронического героя" в поэмах.

3. Отличие героя "Восточных поэм" от Чайльд Гарольда.

4. Образ Конрада как типичный романтический образ. Причины конфликта героя с обществом.

5. Женские образы поэм. Образы Медоры, Гюльнар.

Литература:

1. Кузьмин Б.А. О Голдсмите, о Байроне, о Блоке. - М., 1977.

2. Ромм А.С. Джордж Ноэл Гордон Байрон. 1788-1824. - Л.-М., 1961.

3. Дьяконова Н.Я. Байрон в годы изгнания. - Л., 1974.

4. Дьяконова Н.Я. Английские романтики. Проблемы эстетики. - М., 1978.

5. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Особенности развития европейского и американского романтизма конца XVIII - начала XIX века.

2. Романтизм как художественное явление.

3. Особенности немецкого романтизма, основные периоды развития.

4. Жанр фрагмента в немецком романтизме. Темы и особенности формы фрагментов Ф. Шлегеля и Новалиса.

5. Сказки братьев Гримм.

6. Творчество А. фон Шамиссо. «Чудесная история Петера Шлемиля»: символический образ тени, жанровая специфика.

7. Лирика А. фон Шамиссо. Основные темы и мотивы.

8. Новеллы Г. Фон Клейста: темы, идеи, особенности новеллистической структуры, настроения позднего романтизма.

9. Драматургия Г. фон Клеста. «Пентесилея» - драма для чтения, интерпретация античного сюжета.

10. Новеллы Э.Т.А. Гофмана: роль музыкальной темы в новеллах, судьба художника в творчестве Гофмана, романтическая идея двоемирия, особенности фантастики.

11. Анализ романа Э.Т.А. Гофмана («Житейские воззрения Кота Мурра», «Элексиры Сатаны» - по выбору).

12. Общая характеристика французского романтизма.

13. Творчество А. де Мюссе. Анализ романа «Исповедь сына века». Судьба поколения в романа, жанровая специфика.

14. Романтизм во Франции периода Реформации. Творчество В. Гюго. Новаторство лирики В. Гюго.

15. Анализ романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

16. Анализ романа В. Гюго «Отверженные».

17. Творчество Ж. Санд. Анализ романа по выбору.

18. Своеобразие лирики Д.Г. Байрона. Лирический герой.

19. «Восточные поэмы» Д.Г. Байрона. Анализ поэмы по выбору: «Корсар», «Гяур».

20. Анализ поэмы Д.Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». Автор и герой в поэме.

21. Интерпретация образа Дон Жуана в романе Д.Г. Байрона «Дон Жуан».

22. Особенности изображения исторического прошлого в романах В. Скотта. Анализ романа «Айвенго».

23. Анализ романа В. Скотта по выбору.

24. Своеобразие лирики П.Б. Шелли.

25. Общая характеристика американского романтизма.

26. Новаторство Д.Ф. Купера - создателя пенталогии о Кожаном Чулке. Анализ одного из романов.

27. Новеллы Э. По: основные типы, тематика, своеобразие фантастики.

28. Творчество А. Мицкевича. Анализ поэмы по выбору.

29. Лирика А. Мицкевича.

30. Сказки Х.К. Андерсена. Романтическое и реалистическое в творчестве Андерсена.

6. Список художественных текстов

1. А. фон Шамиссо «Чудесная история Петера Шлемиля», Лирика.

2. Г. Фон Клейст «Пентесилея», новеллы.

3. Новалис Фрагменты.

4. Ф. Шлегель Фрагменты.

5. Э.Т.А. Гофман «Житейские воззрения кота Мурра», «Элексиры Сатаны», новеллы.

6. А. де Мюссе «Исповедь сына века».

7. В. Гюго Лирика, «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери».

8. Ж. Санд Роман на выбор.

9. Д.Г. Байрон «Дон Жуан», «Паломничество Чайльд-Гарольда», «Гяур», «Корсар», лирика.

10. В. Скотт «Айвенго», роман на выбор.

11. П.Б. Шелли Лирика.

12. Д.Ф. Купер Пенталогия о Кожаном Чулке (роман на выбор).

13. Э. По. «Падение Дома Ашеров», новеллы.

14. А. Мицкевич. «Лирика». Поэмы «Гражина», «Дзяды», «Пан Тадеуш» (на выбор).

15. Х.К. Андерсен Сказки.

16. Я. и В. Гримм. Сказки.

7. Примерные темы рефератов

1. Тема любви в лирике Д.Г. Байрона

2. “Паломничество Чайльд-Гарольда”. Специфика жанра (лиро-эпическая поэма).

3. Значение творчества Д.Г. Байрона для европейского романтизма и русской литературы.

4. Эволюция героя в творчестве Д.Г. Байрона.

5. Образ Дон-Жуана в романе “Дон-Жуан” Д.Г. Байрона.

6. Характер изображения исторического прошлого в романе В. Скотта “Айвенго”.

7. Женские образы в романе В. Скотта “Айвенго”.

8. Герой и народ в романах В. Скотта.

9. Воплощение трагического мироощущения позднего романтизма в новеллах Г. фон Клейста.

10.Соотношение реального и фантастического в повести А. фон Шамиссо «Чудесная история Петера Шлемиля».

11.Столкновение закона и чувства в драме Г. фон Клейста “Пентесилея”.

12.Воплощение идеи романтического двоемирия в творчестве Э.Т.А. Гофмана.

13.Музыка и музыканты в произведениях Э.Т.А. Гофмана.

14.Образ человека-творца в творчестве Э.Т.А. Гофмана.

15.Реальность и фантастика в новелле Э.Т.А. Гофмана “Крошка Цахес”.

16.Музыкант и филистер в романе Э.Т.А. Гофмана “Житейские воззрения кота Мурра”.

17.Логические новеллы Э. По и законы детективного жанра.

18.Судьба поколения в романе А. де Мюссе “Исповедь сына века”.

19.Мотив обмана в любви в творчестве А. де Мюссе.

20.Принципы романтической эстетики в “Предисловии к “Кромвелю” В. Гюго.

21.Теория романтической иронии и ее воплощение в творчестве немецких романтиков.

22.Судьба романов Д.Ф. Купера на родине и в России.

23.Проблема покорения природы, цивилизации и древней культуры в пенталогии Д.Ф. Купера о Кожаном Чулке.

24.Образ романтического героя в романах Д.Ф. Купера благородного краснокожего и благородного белого - Натти Бумпо).

25.Поэзия Э. По.

26.«Восточные поэмы» Д.Г. Байрона.

27.Творчество П.Б. Шелли: темы лирики, лирический герой, новаторство в области формы.

28.Своеобразие американского романтизма как этапа формирования национальной литературы.

29.Жизненный и творческий путь А. Мицкевича.

30.Феминистские идеи в творчестве Ж. Санд.

31.Автор и герой в поэме Д.Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда».

РАЗДЕЛ V

«История зарубежной литературы XIX в. (Ч.II)»

 

1. Структура учебно-методического комплекса курса

 

№ п/п Составляющие УМКД Информация об издании
Автор, название, место издания, издательство, год издания Место хранения (нахождения)
1 Программный элемент
1.1 Рабочая программа учебной дисциплины Григорьева И.С. История зарубежной литературы. Рабочая программа учебной дисциплины.- Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007 (рукопись, электронная версия) Кафедра  
2 Теоретический элемент
2.1 Учебник (основной) История зарубежной литературы XIX века. Под ред. Н.П. Михальской.Ч.1-2. - М., 1991. Библиотека
2.2 Учебники (дополнительные) История зарубежной литературы XIX века. Под ред. Н.А. Соловьевой. - М., 1991. Библиотека
3. Практический элемент
3.1. Планы практических занятий   Кафедра
3.2. Практикум    
4 Методико-технологический элемент
4.1 Методические рекомендации по изучению дисциплины    

2. Содержание теоретических разделов дисциплины

Тема 1. Реализм как художественная система. Реализм в западноевропейских литературах.

Творчество П.Ж. Беранже. Песни: основные темы, особенности песенной формы.

Тема 2. Жизненный и творческий путь О. де Бальзака. Общая характеристика «Человеческой комедии». «Отец Горио», «Евгения Гранде». Философская проза Бальзака: роман «Шагреневая кожа».

Новелла О. Де Бальзака «Гобсек» - часть «Человеческой комедии», романтические и реалистические средства создания образа Гобсека. Реалистическая эстетика новеллы.

Тема 3. Творчество Г. Флобера. Эстетические взгляды Г. Флобера. Художественное своеобразие романа «Мадам Бовари». Образ главной героини, Символизм романа.

Тема 4. Жизненный и творческий путь Ф. Стендаля. «Ванина Ванини»

Тема 5. Творчество П. Мериме. Исторический роман «Хроника царствования Карла IX». Новеллы П. Мериме. Новелла как жанр. Типология новеллы. «Кармен» - экзотическая новелла. Средства создания образа главной героини, особенности новеллистической структуры

Тема 6. Жизненный и творческий путь Г. Гейне. Периодизация творчества, проблема соотношения романтических и реалистических принципов изображения. «Книга песен»

Тема 7. Революционная лирика Г. Гейне. «Современные стихотворения», поэма «Германия. Зимняя сказка»

Тема 8. Характеристика английского реализма. Творчество У. Теккерея. Роман «Ярмарка тщеславия» - «роман без героя».

Тема 9. Жизненный и творческий путь Ч. Диккенса. Типология романов Ч. Диккенса, периодизация творчества, своеобразие стиля

Своеобразие лирики Ш. Петефи. Основные темы, мотивы, жанровое разнообразие

Тема расовой дискриминации в романе Г. Бичер Стоу «Хижина Дяди Тома».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.155.150 (0.046 с.)