Дидактические единицы гос впо по курсу опд. Ф. 04 история зарубежной литературы. Специальность 030601. 65. Журналистика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические единицы гос впо по курсу опд. Ф. 04 история зарубежной литературы. Специальность 030601. 65. Журналистика.



  История античной литературы. Культура Древней Эллады. Значение мифа и обряда в становлении словесного искусства. Зарождение и становление основных видов древнегреческой литературы. Героический эпос, его сюжеты, герои, стиль. Античная лирика, ее основные формы, образы и средства выразительности. Формирование трагедии и комедии, философского диалога и исторического повествования в классическую эпоху греческой литературы. Развитие лирических и драматических жанров, а также басни и сатиры, любовной повести в эпоху эллинизма. Продолжение эллинских традиций и новаторство литературы Древнего Рима. Новое представление о человеке и мире его чувств в лирике Катулла, эпосе Вергилия и Овидия. «Новый завет» и зарождение христианской культуры на закате античности. Новые ценности, герои и жанры. Литература Средних веков и Возрождения. Народная поэзия, мифы и предания раннего Средневековья. Христианская религиозная литература, ее герои и жанры. Основные направления и формы литературы XII–XIV вв. Куртуазная лирика и роман: темы и жанры городской литературы. Философско-поэтический синтез средневековой культуры в поэме Данте «Божественная комедия». Литература эпохи Возрождения в западно-европейских странах. Лирика Ф.Петрарки и П.Ронсара, новеллистика Дж.Бокаччо и его последователей, народный смеховой роман в творчестве Ф.Рабле и М.Сервантеса, расцвет драматургии на рубеже XVI–XVII вв. и произведения У.Шекспира. Литература XVII–XVIII вв. Классицизм и барокко в литературе Франции и Испании XVII в. Трагедия и комедия, эссе и басня. Религиозные образы в литературе XVII в. Литература эпохи Просвещения. Сюжеты и персонажи просветительского романа и философской повести. Д.Дефо, Дж.Свифт и Г.Филдинг, Вольтер, Д.Дидро и Ж.-Ж.Руссо. Драматургия XVIII в. Г.-Э.Лессинг, П.-О.Бомарше, Ф.Шиллер и И.-В.Гете. Народная лирика Р.Бернса. «Фауст» Гете – художественно-философское обобщение опыта Возрождения и Просвещения. Литература XIX в. Романтизм. Теоретические постулаты раннего романтизма и философия рубежа XVIII–XIX вв. Стремление к универсализму в творчестве первых романтиков. У.Блейк, Новалис и другие. Романтическая лирика, ее основные темы, образы и формы. Жанры легенды и сказки в романтической прозе. Разновидности романтической повести и романа: исповедальный, готический и исторический. Романтический герой в творчестве Дж.Байрона, П.Шелли и Г.Гейне. Особенности американского романтизма, его основные темы и жанры. Литература XIX в. Реализм. Истоки и пути формирования классического реализма XIX в. Народная песня Беранже. Открытия психологического и социального романа Стендаля и О.Бальзака, развитие новеллы в творчестве П.Мериме. Своеобразие творческой манеры Ч.Диккенса и У.Теккерея. Развитие реализма в произведениях Г.Флобера. Поэзия середины века и Ш.Бодлер. Поздний американский романтизм. Художественно-философское творчество Ф.Эмерсона и Г.Торо, романы Н.Готорна и Г.Мелвилла, поэзия У.Уитмена. Литература конца XIX в. Понятие декаданса и отражение переломной эпохи в литературе рубежа веков. Течения натурализма (Э.Золя) и символизма (П.Верлен и А.Рембо) во Франции и их продолжение в других литературах. Становление реализма в литературе США и своеобразие национального юмора. Марк Твен и Г.Джеймс. Эстетизм О.Уайлда. Неоромантизм в литературе Англии (Р.Стивенсон, Р.Киплинг и др.), Норвегии (К.Гамсун) и Америки (Дж.Лондон). Развитие философского и фантастического романа в творчестве А.Франса и Г.Уэллса, О.Уайлда и Марка Твена. Рождение новой драмы во второй половине XIX в. Г.Ибсен, О.Уайлд, Б.Шоу, Г.Гауптман и А.Стриндберг. Литература ХХ в. Рождение модернизма в литературе ХХ в. Усложнение форм повествования и психологического письма, сочетание мифологии с особой детализацией, техника «потока сознания» в творчестве М.Пруста и Дж.Джойса, логика сновидения и абсурда в прозе Ф.Кафки. Авангардистские течения 1910-20-х гг. Поэзия и драматургия немецкого экспрессионизма, идеи и формы итальянского футуризма, французский сюрреализм; «поэзия отчаяния» Т.С.Элиота. Сатира и новые формы типизации в романах Г.Манна «Верноподданный» и Я.Гашека «Похождение бравого солдата Швейка». Осмысление опыта Первой мировой войны и проза писателей «потерянного поколения» (Э.Хемингуэй, Ф.-С. Фитцджералд, Э.-М.Ремарк, Р.Олдингтон). Различные формы эпопеи в литературе США тридцатых годов. Романы Дж. Дос Пассоса, Т.Вулфа, Э.Хемингуэя и Дж.Стейнбека. Новаторство У.Фолкнера. Интеллектуально-философский роман в творчестве Т.Манна и Г.Гессе, Ж.-П. Сартра и А.Камю, У.Голдинга и А.Мердок. Исторический роман в литературе ХХ в. Братья Манны, Л.Фейхтвангер и другие. Антифашистская борьба в литературе 1930-40-х гг. (А.Зегерс и Б.Брехт, Г.Белль и Г.Грасс). Драматургия Б.Брехта и ее влияние на развитие театра. Рождение американской драмы в творчестве Ю.О`Нила и продолжение ее традиций в пьесах Т.Уильямса и А.Миллера. Национальное своеобразие и мировое признание японской литературы. Феномен нового латиноамериканского романа. Г.Гарсиа Маркес и проблемы мифотворчества в современной литературе. Роль массовой культуры в современную эпоху, ее основные формы. Основные тенденции развития современной зарубежной литературы.

2.1. Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем курса Количество часов(ОФО/ЗФО)
Всего Аудиторные занятия Самост. Работа
Лекции Практические
Раздел I. История античной литературы 68/66 22/6 14/4 32/56
Тема 1. Значение и место античной литературы в истории европейской литературы. Периодизация древнегреческой литературы. Периоды реставрации античности. 3/2 2/2 0/0 1/0
Тема 2. Мифология Древней Греции. 3/2 2/2 0/0 1/0
Тема 3. Героический эпос Древней Греции. 3/6 2/2 0/0 1/4
Тема 4. Дидактический эпос. Гесиод «Труды и дни». 3/6 2/0 0/0 1/4
Тема 5. Устройства театра и организация театральных представлений. Происхождение драмы. Проблема происхождения трагедии. Роль дионисийской культуры в формировании драмы. 4/4 2/0 0/0 2/4
Тема 6. Драматургия Эсхила. 4/4 2/0 0/0 2/4
Тема 7. Драматургия Еврипида. 4/4 2/0 0/0 2/4
Тема 8. Древнеримская литература. 4/4 2/0 0/0 2/4
Тема 9. Квинт Гораций Флакк как один из крупнейших поэтов «золотого века». 4/4 2/0 0/0 2/4
Тема 10. Эпос в древнеримской литературе. 4/4 2/0 0/0 2/4
Тема 11. Творчество Публия Овидия Назона 4/4 2/0 0/0 2/4
Тема 12. Последний литературный подъем в IV веке н.э. Последние языческие поэты. Начало христианской литературы. 6/4 0/0 0/0 6/4
Тема 13. Художественное своеобразие поэм Гомера. 6/4 0/0 4/0 2/4
Тема 14. Возникновение лирики как рода словесного творчества. Основные разновидности древнегреческого мелоса. 6/6 0/0 4/2 2/4
Тема 15. Драматургия Софокла. Трагедия «Антигона». Трагедия «Эдип-царь». Ораторское искусство Цицерона. 6/6 0/0 4/2 2/4
Тема 16. Роман Апулея "Метаморфозы", или "Золотой осёл". 4/4 0/0 2/0 2/4
Раздел II. История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения 68/72 24/10 12/6 32/56
Тема 1. Общая характеристика литературы эпохи Средневековья. Своеобразие средневековой культуры и сознания 5/7 2/2 0/0 3/5
Тема 2. Эпос раннего Средневековья. 4/7 2/2 0/0 2/5
Тема 3. Героический эпос расцвета Средневековья. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 4. Роман М. де Сервантеса Сааведра «Дон Кихот». 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 5. Общая характеристика культуры Возрождения. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 6. Ф. Петрарка - первый европейский гуманист. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 7. Франсуа Рабле и народно-смеховая культура Средневековья. 4/5 2/0 0/0 2/5  
Тема 8. Дж. Боккаччо «Декамерон». Темы новелл, особенности композиции. 4/2 0/0 2/2 2/0
Тема 9. Поэзия Ф. Вийона. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 10. Творчество В. Шекспира. 6/5 4/0 0/0 2/5
Тема 11. Данте Алигьери - "последний поэт Средневековья и первый поэт нового времени". 4/7 2/2 0/0 2/5
Тема 12. "Песнь о Роланде" как памятник французского героического эпоса. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 13. Рыцарская (куртуазная) литература Средневековья. Поэзия вагантов. 6/5 0/0 0/0 6/5
Тема 14. Городская литература Средневековья. 2/5 0/0 0/0 2/5
Тема 15. Идеалы Возрождения и творчество Ф. Петрарки 6/1 0/0 4/0 2/1
Тема 16. Тема любви в трагедиях В. Шекспира 2/2 0/0 2/2 0/0
Тема 17. «Гамлет» Шекспира. 4/2 0/0 4/2 0/0
Раздел III. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. 67/70 22/8 12/6 33/56
Тема 1. XVII век как особая историческая и культурная эпоха. Ведущие литературные направления 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 2. Идейно-художественные особенности литературы барокко. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 3. Фран­цузский классицизм и политика абсолютизма в области искусства и литературы. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 4. Драматургия Пьера Корнеля. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 5. Иде­ология Просвещения. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 6. Творчество Дж. Свифта. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 7.Общая характеристика романов Дефо. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 8. Сентиментализм. Л.Стерн. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 9.Поэзия Р. Бернса. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 10. Французская литература XVIII века. Особенности французского Просвещения и его периодизация. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 11. Ж.-Ж.Руссо. Морально-философские и социально-политические взгляды Руссо (понятие "руссоизма"). 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 12. Немецкая литература XVIII века. Общая характеристика. 4/5 0/0 0/0 4/5
Тема 13. Ф. Шиллер. Воплощение принципов руссоизма и движения «бури и натиска» в драмах «Разбойники», «Коварство и любовь». 4/2 0/0 2/2 2/0
Тема 14. Трагедия Расина как образец драматургии классицизма. 4/5 0/0 2/0 2/5
Тема 15. Комедии Ж.Б. Мольера "Тартюф", «Мизантроп». 3/2 0/0 2/2 1/0
Тема 16. Роман Д.Дефо «Робинзон Крузо" 4/5 0/0 2/0 2/5
Тема 17. Творчество Бомарше. 0/3 0/0 0/0 6/3
Тема 18. Драматическая поэма И.-В. Гете. Трагедия "Фауст". 4/5 0/0 4/2 0/3
Раздел IV. История зарубежной литературы XIX в. (Ч. I) 70/68 22/8 14/4 34/56
Тема 1. Романтизм как художественный метод. 6/2 4/2 0/0 2/0
Тема 2. Жанр фрагмента в немецком романтизме. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 3. Творчество Э.Т.А. Гофмана. 6/5 4/0 0/0 2/5
Тема 4. Французский романтизм. Общая характеристика.Творчество А. де Мюссе. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 5. Романтизм во Франции периода Реформации. Творчество В. Гюго. 4/7 2/2 0/0 2/5
Тема 6. Английский романтизм. Общая характеристика. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 7. Американский романтизм. Формирование национальной литературы. 4/7 2/2 0/0 2/5
Тема 8. Творчество Ж. Санд. Феминистские идеи, жанровая специфика. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 9. Польский романтизм. Творчество А. Мицкевича. Лирика, поэмы. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 10. Новеллы Э.Т.А. Гофмана 4/5 0/0 2/0 2/5
Тема 11. Роман В. Гюго “Собор Парижской Богоматери” 6/7 0/0 4/2 2/5
Тема 12. Поэма Д.Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». 4/0   0/0 2/0 2/0
Тема 13. Восточные поэмы Д.Г. Байрона 2/5 0/0 2/0 0/5
Тема 14. Творчество В. Скотта. 6/3 0/0 2/0 4/3
Тема 15. Новеллы Э.А. По. 4/2 0/0 2/2 2/0
Тема 16. Творчество Д.Ф. Купера. Пенталогия о Кожаном чулке. 4/3 0/0 0/0 4/3
Раздел V. История зарубежной литературы XIX в. (Ч.II) 70/68 22/8 12/4 36/56
Тема 1. Реализм как художественная система. Реализм в западноевропейских литературах. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 2. Жизненный и творческий путь О. де Бальзака. Общая характеристика «Человеческой комедии». 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 3. Творчество Г. Флобера. Эстетические взгляды Г. Флобера. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 4. Жизненный и творческий путь Ф. Стендаля. «Ванина Ванини». 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 5. Творчество П. Мериме. Исторический роман «Хроника царствования Карла IX». 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 6. Жизненный и творческий путь Г. Гейне. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 7. Революционная лирика Г. Гейне 4/0 2/2 0/0 2/0
Тема 8. Характеристика английского реализма. Творчество У. Теккерея. Роман «Ярмарка тщеславия» - «роман без героя». 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 9. Жизненный и творческий путь Ч. Диккенса. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 10. Новаторство поэзии У. Уитмена. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 11. Новелла О. Де Бальзака «Гобсек» - часть «Человеческой комедии». 4/5 0/0 2/0 2/5
Тема 12. Роман О.де Бальзака «Отец Горио» 4/5 0/0 2/0 2/5
Тема 13. Новеллы П. Мериме. 4/0 0/0 2/2 2/0
Тема 14. Ф. Стендаль. Роман «Красное и черное». 4/0 0/0 2/2 2/0
Тема 15. Художественное своеобразие романа Г.Флобера «Мадам Бовари». 6/5 0/0 4/0 2/5
Тема 16. Своеобразие лирики Ш. Петефи. 2/5 0/0 0/0 2/5
Тема 17. Романы Ш. Бронте. 4/6 0/0 0/0 4/6
Раздел VI. История зарубежной литературы конца XIX-начала XX вв. 68/68 22/8 14/4 32/56
Тема 1. Литературная ситуация конца 19 - начала 20 вв. Модернизм в западноевропейской литературе. 7/0 4/2 0/0 3/0
Тема 2. Натурализм. Творчество Э.Золя 3/7 2/2 0/0 1/5
Тема 3. Творчество Ги де Мопассана. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 4. Творчество Ромена Роллана. Повесть “Кола Брюньон” - выражение народного галльского духа, ритмизованная проза. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 5. Французская поэзия конца XIX - начала XX веков. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 6. Французская поэзия конца XIX - начала XX веков. Художественное своеобразие лирики С. Малларме, Ш. Бодлера, А. Рембо, Аполлинера. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 7. Творчество Д. Голсуорси. Общая характеристика «Саги о Форсайтах». 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 8. «Статический театр», «театр ожидания», «театр марионеток» М. Метерлинка. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 9. Драматургия Г. Ибсена. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 10. Роман Э.Л. Войнич «Овод». 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 11. Романы Ги де Мопассана. 6/5 0/0 4/0 2/5
Тема 12. Жанровое своеобразие романов Э.Золя. 6/2 0/0 4/2 2/0
Тема 13. Драматургия Г.Ибсена. 4/5 0/0 2/0 2/5
Тема 14. Оскар Уайльд “Портрет Дориана Грея” 4/2 0/0 2/2 2/0
Тема 15. Джек Лондон “Мартин Иден” Судьба художника в буржуазном обществе. 2/5 0/0 2/0 0/5
Тема 16. Творчество Т. Гарди. 6/6 0/0 0/0 6/6
Раздел VII История зарубежной литературы XX в (Ч.I) 68/68 22/8 12/4 34/56
Тема 1.Общая характеристика литературы 10-60-х гг. Понятие «высокого модернизма». 4/7 2/2 0/0 2/5
Тема 2. Течения модернистской литературы: дадаизм, сюрреализм, экзистенциализм, экспрессионизм, «поток сознания». 4/7 2/2 0/0 2/5
Тема 3. Французский модернизм. Творчество М. Пруста. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 4. Творчество Ж.П. Сартра Роман «Тошнота» как отражение экзистенциалистской эстетики и философии. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 5. Английский модернизм. Творчество В. Вулф. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 6. Роман-поток в творчестве Д. Джойса «Портрет художника в юности». Опыт модернистской литературы в создании романа о художнике. «Улисс». 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 7. Новая философия жизни в творчестве Д.Г. Лоуренса. 3/5 2/0 0/0 2/5
Тема 8. Немецкий модернизм. Интеллектуальный роман (Г. Гессе, Т. Манн). 5/5 0/0 0/0 5/5
Тема 9.Обзор реалистической литературы 10-60-х гг. XX века. Творчество Э.Хемингуэя 6/5 2/0 2/0 2/5
Тема 10. Д.Г. Лоуренс Рассказ «Запах хризантем». 4/5 0/0 2/0 2/5
Тема 11. Французский модернизм. Творчество М. Пруста. Роман «В поисках утраченного времени». Признаки модернистской прозы в романе «По направлению к Свану». 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 12. Жанр антиутопии в творчестве Дж. Оруэлла 6/5 2/0 2/0 2/5
Тема 13. Абсурд в творчестве Ф. Кафки. 5/6 2/0 0/0 3/6
Тема 14. Т.С. Элиот Поэма «Бесплодная земля». 6/2 0/0 4/2 2/0
Тема 15. Роман Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби». 6/2 0/0 4/2 2/0
Раздел VII. История зарубежной литературы XX в. (Ч.II) 68/68 26/8 8/4 34/56
Тема 1. Постмодернизм как культурное явление. 8/2 4/2 0/0 4/0
Тема 2. Проблема перспективы развития литературного процесса. 8/2 4/2 0/0 4/0
Тема 3. Социально-политическая проблематика литературы XX века. Романы Г. Грасса. 4/8 2/0 0/0 2/8
Тема. 4. Немецкая история, тема «непреодоленного прошлого» в творчестве Г. Белля. 4/8 2/0 0/0 2/8
Тема 5. Мифологизм как один из существенных признаков литературы постмодернизма. 4/8 2/0 0/0 2/8
Тема 6. Литературные традиции (ремисценции и аллюзии) в романе П. Зюскинда «Парфюмер». 4/8 0/0 2/0 2/8
Тема 7. Постмодернистская поэтика романов Д. Фаулза. 6/2 4/2 0/0 2/0
Тема 8. Новая драма XX века. «Пластический театр Т. Уильямса. Драма абсурда, «антидрама» в творчестве Э. Ионеско. 8/8 4/0 0/0 4/8
Тема 9. Латиноамериканская литература - открытие XX века. 8/2 4/2 0/0 4/0
Тема 10. Обзор журнала «Иностранная литература» за последний год 4/8 0/0 2/0 2/8
Тема 11. Поэтика постмодернизма в повести П. Зюскинда «Голубь». 4/2 0/0 2/2 2/0
Тема 12. Роман Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». 4/2 0/0 2/2 2/0
Тема 13. Мифологизм в творчестве К. Вольф («Касандра», «Медея»). 4/8 2/0 0/0 2/8
Итого 548/548 180/64 100/36 268/448

Структура учебно-методического комплекса конкретизирована по каждому разделу учебной дисциплины

 

РАЗДЕЛ I

“История античной литературы”

Требования к уровню освоения содержания раздела

После завершения обучения по курсу студент должен:

иметь представление:

- о философских и эстетических идеях античности;

- об общих закономерностях и особенностях развития мифологических представлений Древней Греции и Древнего Рима;

- о причинах возникновения и развития античной цивилизации как основания европейской цивилизации в целом;

- о восприятии философских, эстетических идей античности в эпоху Средневековья, Возрождения и национальными литературами Нового времени;

- о связи курса с другими дисциплинами: история, история философии;

- об особенностях художественной практики изучаемых писателей и поэтов:

знать:

- содержание известных мифологических рассказов;

- содержание вершинных произведений древнегреческих и древнеримских писателей;

- литературоведческие категории и понятийный минимум, необходимые для усвоения курса.

уметь:

- анализировать художественные произведения с учетом художественной специфики античной литературы;

- самостоятельно работать с научной литературой.

 

2. Структура учебно-методического комплекса курса

 

№ п/п Составляющие УМКД Информация об издании
Автор, название, место издания, издательство, год издания Место хранения (нахождения)
1 Программный элемент
1.1 Рабочая программа учебной дисциплины «История зарубежной литературы» Григорьева И.С. История зарубежной литературы. Рабочая программа учебной дисциплины.- Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007 (рукопись, электронная версия) Кафедра
2 Теоретический элемент
2.1 Учебник (основной) Лосев А.Ф. Античная литература. - М., 1998. Библиотека
2.2 Учебники (дополнительные) Тронский И.М. История античной литературы. - М., 1983. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 1999. Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. - М., 1986. Античная литература./ Под ред. А.А. Тахо-Годи. - М., 1986. Библиотека
3 Практический элемент
  Практикум по зарубежной литературе   Готовится
  Планы практических занятий   Кафедра
4 Методико-технологический элемент
4.1 Методические рекомендации по изучению дисциплины   Готовится
  Хрестоматии Дератани Н.Ф., Тимофеева М.А. Хрестоматия по античной литературе. - М., 1965. - Т. 1. Федоров Н.А., Мирошенкова В.И. Античная литература. Рим: Хрестоматия. - М., 1981.   Библиотека

 

Содержание теоретических разделов дисциплины

Тема 1. Значение и место античной литературы в истории европейской литературы. Периодизация древнегреческой литературы. Античное общество в развитии от родовой общины к рабовладельческой империи. Условия формирования древнегреческой цивилизации, «греческое чудо». Периоды реставрации античности.

Тема 2. Мифология Древней Греции. Устное народное творчество как начальный этап развития древнегреческой литературы. Эволюция мифологических представлений. Доолимпийская мифология: фетишизм, анимизм, зооморфизм, фитоморфизм. Олимпийская мифология: классический период, декаданс. Понятие мифа как синкретичного явления. Мифология как основа античного искусства.

Тема 3. Героический эпос Древней Греции. Гомер и «гомеровский вопрос». Мифологическая основа героического эпоса – троянский цикл. Понятие об эпосе, о героическом эпосе. Эпос как проявления примата общего над индивидуальным. Эпические герои, образы богов «Илиалы» и «Одиссеи». Художественное своеобразие поэм Гомера. Особый психологизм поэм. Композиционное своеобразие поэм. Характер описания и повествования. Переводы Гомера в России (Гнедич, Жуковский), история изучения гомеровского эпоса.

Тема 4. Дидактический эпос. Гесиод «Труды и дни». Автобиографическое начало в поэмах, новое представление о целях поэтического творчества у Гесиода. Картина происхождения мира и богов в «Теогонии», в «Трудах и днях». Интерпретация мифов Гесиодом (мифы о Пандоре, о Прометее, о пяти веках). Образ «железного века» в «Трудах и днях».

Возникновение лирики как рода словесного творчества. Основные разновидности древнегреческого мелоса. Древнегреческая элегия и наиболее яркие предстваители (Тиртей, Солон, Феогнид). Древнегреческий ямб и его выражение в поэзии Архилоха. Хоровая поэзия и ее жанры. Оды Пиндара. Сольная поэзия Сапфо, Алкея, Анакреонта. «Анакреонтическая» традиция в последующие эпохи.

Тема 5. Устройства театра и организация театральных представлений. Происхождение драмы. Развитие полисов и утверждение афинской рабовладельческой демократии, Греко-персидские войны Расцвет искусства после победы над персами Роль театра в общественной жизни полиса. Проблема происхождения трагедии. Роль дионисийской культуры в формировании драмы.

Тема 6. Драматургия Эсхила. Эсхил как «отец трагедии». Понятие трилогии. «Прометей прикованный»: мастерство создания характера, понятие «статического театра», героический монументальный характер драмы. Метод сравнительной контрастной характеристика при создании характера Прометея. Художественное своеобразие драм: статичность действия, роль эпического элемента. Роль второго актера в развитии конфликта драмы. Прометей Эсхила и Прометей Гесиода. Хоровые партии и значимость образа Океанид. Начало становления вечного образа Прометея в драмах Эсхила (героическое истолкование образа).

Драматургия Софокла. Вклад драматурга в развитие драматического искусства. Проблематика драматургии: человек и общество. Введение третьего актера. Сокращение роли хора. Разрушение принципа трилогии, мифологическая основа трагедий.

Трагедия «Антигона». Конфликт божественного (неписаного) и земного, государственного закона, созанного человеком. Главные антагонисты трагедии, образы Антигоны и Креонта. Роль хора в развитии конфликта и выражении авторского отношения.

Трагедия «Эдип-царь» Тема рока и человека в трагедии. Сцены узнавания и перипетии трагедии. Эдип как образцовый трагический герой.

Тема 7. Драматургия Еврипида. Софистика и последствия ее распространения. Изменение характера конфликта в трагедиях Еврипида. Показ психологии героев, приоритет внутреннего действия над внешним, роль монологов и диалогов. Снижение роли хора. Философичность драм.

Трагедия «Медея». Ясон как мифологический персонаж и Ясон как герой трагедии. Изображение людей такими, «каковы они есть на самом деле». Медея как сильный женский характер. Мотивация внутреннего выбора героини, изображение состояния аффекта.

Трагедия «Ипполит». Изображение людей и богов в трагедии, роль богов в судьбе человека. Роль прологов и эпилогов в драмах Еврипида. Создание образа влюбленной женщины.

Отношение современников к Еврипиду как к «нарушителю» законов жанра высокой трагедии.

Тема 8. Древнегреческая комедия. Проблема происхождения комедии. Структура комедии и роль хора. Роль агона и парабасы в комедии. Социальная и политическая проблематика древнегреческой комедии. Условность, фантастичность фабулы, насмешка над современниками. Своеобразие костюма и пластики.

Отражение в комедиях Аристофана кризиса афинской государственности. Темы войны и мира в комедиях («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»), тема науки, философии («Облака» - осмеяние софистики; образ Сократа, Правда и Кривда, проблема воспитания; истолкование финальной сцены).

Тема 9. Древнеримская литература. Отличие от древнегреческой, связи и преемственность древнеримской и древнегреческой литературы. Усвоение и трансформация древнегреческой мифологии и литературы. Самоопре6деление римской литературы. Особенности древнеримской мифологии, периодизация древнеримской литературы.

Древнеримская комедия паллиата. Тит Макций Плавт как представитель паллиаты. Народный характер творчества Плавта. Особенности комического. Греческое оформление и римская проблематика комедий. Образы комедий Плавта: скупой. Сводник, хитрый раб. Комедийное мастерство: «говорящие имена», реплики в сторону, прямое обращение к публике и вовлечение ее в действие. Языковой комизм. Традиции Плавта в истории европейского театра.

Лирика литературы периода республики. Неотерики: новый поэтический язык. Гай Валерий Катулл. Обращение к малым поэтическим формам: эпиллии, лирические стихотворения к Лесбии (изображение целостной истории любви, противоречивых душевных состояний).

Философская проза Лукреция. Эпикурейские идеи, учение об атомах и пустоте, о душе и Вселенной в поэме «О природе вещей».

Ораторское искусство Цицерона. «Средний стиль» ораторской прозы Цицерона (синтез азианского и аттического направлений). Ритмичность прозы, приемы варьирования стиля, прием амплификации, введение театральных приемов. Вклад Цицерона в развитие литературного языка.

«Золотой век" римской литературы — период между смертью Цезаря (44 год до н.э.) и смертью Августа (14 год н.э.). Литературный кру­жок Мецената и его члены, поддерживающие политику Августа.

Тема 9. Квинт Гораций Флакк как один из крупнейших поэтов «золотого века». Отношение к Августу и Меценату. Жанровое многообразие в творчестве Гора­ция. Обращение к малым поэтическим формам. Опора на тради­ции греческой поэзии. Постепенное обретение самобытности. "Эподы" Горация. Ориентация на ямбическую поэзию Архилоха. Инвективы против гражданских войн и ряда других явлений со­циальной жизни Рима. Выпады против литературных противни­ков. Лирические темы эподов. "Эподы" как своего рода прелюдия к сатирам и одам Горация.

"Сатиры" Горация. Полемика с "изобретателем" сатиры Лу-цилием. Декларация своих эстетических идей. Связь сатиры Гора­ция с диатрибой. Идеи стоицизма и бегства от суетной городской жизни. Ирония сатир. Тонкое варьирование стиля.

"Оды" Горация. Ориентация на традиции Алкея, Сапфо, Анак­реонта. "Римские оды". Отклики на политическую жизнь Рима. Прославление Августа, Мецената и Римской державы. Идеи "зо­лотой середины". Тема времени в одах. Своеобразие любовной лирики. Оды на темы творчества. Ода "К Мельпомене". Восходя­щая к ней тема "Памятника" в европейской и русской поэзии.

"Послания" Горация. Философский характер посланий. («К Августу», "К Флору", "К Пизонам". Последнее послание, получившее название "Об искусстве поэ­зии". Проблематика посланий: значение поэзии, облик поэта, гармония формы и содержания произведения, единство стиля, роль трагедии, характер героя, функция хора, назначение крити­ки и т.д. Гораций и Аристотель. Сентенции как художественный прием Горация. Послания Горация как истоки классицистических идей.

Тема 10. Эпос в древнеримской литературе. Публий Вергилий Марон как поэт, воспевший "пастбища, села, вождей". "Буколики" Верги­лия. Идеализа­ция сельской жизни в связи с реформами Августа.

Эпическая поэма "Энеида". Мифологическая основа поэмы. Соединение мифа с историческими событиями и лицами Рима. Прославление империи и Августа. Обоснование идеи божественно­го происхождения императорской власти. Понимание историчес­кой миссии Рима. Эней как "человек судьбы". Отражение в Энее ''августова идеала". Эней и Дидона. Психологизм в изображении страсти. Трагическая развязка истории любви Энея и Дидоны в исторической перспективе взаимоотношений Рима и Карфагена. Спуск героя в подземный мир и его структурно-семантическая роль в поэме. Вергилий и Гомер. Искусство поэтического лаконизма у Вергилия. Формирование "центонов", восходящее к Вергилию. Восприятие Вергилия в средневековье и последующие эпохи.

Тема 11. Творчество Публия Овидия Назона. Своеобразие любовных элегий Овидия. Декламаци­онно-риторический характер элегий. Условно-поэтический образ Коринны. Ирония и элементы пародии в элегиях Овидия. Элегии на темы творчества.

Шутливо-дидактические поэмы Овидия "Наука любви" и "Ле­карства от любви". Трактат в духе практических руководств элли­нистической эпохи. Богатство психологического опыта. Гуманизм в изображении и оценке чувств. Роль иронии в поэмах.

"Метаморфозы" как главное произведение Овидия. Философ­ский замысел поэмы. Своеобразие композиции. Жанровое свое­образие внутрижанровых образований. Способы достижения по­этического единства. Пластическое изображение процесса мета­морфозы. Тема любви и ее вариации в поэме. Историко-культурное значение поэмы. Ее идеи и образы последующих эпох. "Фасты" как поэтический римский календарь. Идеализация рим­ской старины. Легенды и мифы из истории Рима. Прославление Августа как "отца отечества".

Римская империя послеклассического периода (I век - пер­вая половина II века).

За внешним величием — развитие кризисных явлений. Распространение идей стоической философии. Появление писателей из провинции.

Луций Линей Сенека, выходец из Испании. Карьера судебного и политического оратора, ее перипетии. Воспитание] Нерона и участие в управлении государством до вступления Нерона на престол. Роль консула при Нероне. Осложнение отношений и смертный приговор Нерона Сенеке. Литературная деятельность Сенеки. Философские сочинения. Идеи Эпикура в его трак-1 татах "О досуге", "О душевном покое", "О счастливой жизни".! Идеал монарха в трактатах Сенеки "О благодеяниях", "О гуманности". Идеи стоической философии в "Нравственных письмах Луциллию". Противоречивость философских воззрений Сенеки.

Трагедии Сенеки. Продолжение и развитие традиций Еврипи-да. "Медея", "Федра", "Агамемнон" и др. как образцы пафосной, патетической трагедии. Герои — носители больших страстей. Од-нолинейность и риторизм образов. Обилие обширных монологов. Трагедии Сенеки как драмы для чтения. Сцены жестокости и на­силия в трагедиях как отражение атмосферы времени. Философс­кие сентенции о губительности страстей, тирании неограничен­ной власти. Влияние Сенеки на развитие европейской драмы.

Гай Петроний Арбитр. Политическая карьера Петрония. Поло­жение "ценителя изящества" при дворе. Обвинение в участии в заговоре Пизона. Смертный приговор императора. "Сатирикон" Петрония. Фрагментарность сохранившегося текста. Близость к "менипповой сатире". Образы скитающихся героев. Изображение разных социальных слоев. Панорама разложения нравов, религи­озного скептицизма, упадка поэтического искусства. Пародиро­вание "идиллии" греческого романа. Влияние "Сатирикона" на формирование и развитие типа сатирико-бытового приключенческого романа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.37.240 (0.081 с.)