Список художественных текстов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список художественных текстов



1. Старшая Эдда.

2. Песнь о Нибелунгах.

3. Песнь о Роланде.

4. Поэзия вагантов.

5. Поэзия трубадуров.

6. Поэзия миннезингеров.

7. Тристан и Изольда (в обработке Ж. Бедье)

8. Городская литература Средневековья: фаблио, шванки (по хрестоматии)

9. Ф. Вийон Лирика.

10. Данте Алигьери Божественная комедия.

11. Ф. Петрарка Книга песен.

12. Д. Боккаччо Декамерон.

13. Ф. Рабле Гаргантюа и Пантарюэль.

14. М. де Сервантес Сааведра Дон Кихот

15. В. Шекспир Сонеты, Ромео и Джульетта, Отелло, Гамлет, Король Лир, Венецианский купец, Ричард III, Генрих IV, Макбет.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РАЗДЕЛУ

Обязательная литература:

5. Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. - М., 1987.

6. История всемирной литературы: В 9 т. - М., 1984. - Т. 2.

7. Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия: В 2 ч. - М., 1974. - Ч. 1.

8. Хрестоматия по западноевропейской литературе. Эпоха Возрождения. - М., 1976.

9. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. - М., 1996.

 

Дополнительная литература:

1. Волкова З.Н. Эпос Франции. - М., 1984.

2. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М., 1981.

3. Жирмунский В.М. Народный героический эпос. - М.; Л. - 1962.

4. Мелетинский Е.М. Средневековый роман: Происхождение и классические формы. - М, 1983.

5. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. - М., 1976.

6. Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. - М., 1979.

7. Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. - М., 1974.

8. Баткин Л.М. Данте и его время. - М., 1965.

9. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М., 1965.

10. Державин К.Н. Сервантес: Жизнь и творчество. - М., 1958.

11. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. - М., 1979.

12. Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967.

13. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978.

14. Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. - М, 1961.

15. Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV-XVII веков. - М., 1955.

16. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир: Его герой и его время. - М., 1964.

17. Шекспир в мировой литературе. - М.; Л., 1964.

 

РАЗДЕЛ III

«История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.»

Требования к уровню освоения содержания раздела

 

После завершения обучения студент должен:

иметь представление:

- о философских и эстетических движениях времени;

- об основных положениях художественных стилей барокко, рококо, просветительского реализма;

- об общих закономерностях и особенностях развития национальных литератур Западной Европы в XVII - XVIII веках;

- о восприятии достижений отдельных национальных литератур мировым литературным процессом;

- о связи курса с другими дисциплинами: история, история философии;

- об особенностях художественной практики изучаемых писателей и поэтов:

знать:

- основные положения классицизма как литературного направления;

- содержание вершинных произведений европейской литературы XVII - XVIII веков;

- литературоведческие категории и понятийный минимум, необходимые для усвоения курса.

уметь:

- анализировать художественные произведения;

- самостоятельно работать с научной литературой.

 

2. Структура учебно-методического комплекса курса

 

№ п/п Составляющие УМКД Информация об издании
Автор, название, место издания, издательство, год издания Место хранения (нахождения)
1 Программный элемент
1.1 Рабочая программа учебной дисциплины Григорьева И.С. История зарубежной литературы. Рабочая программа учебной дисциплины.- Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007 (рукопись, электронная версия) Кафедра
2 Теоретический элемент
2.1 Учебник (основной) Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII в. - М., 1987 Библиотека
2.2 Учебники (дополнительные) Список дан в конце раздела Библиотека
2.3 Курс лекций    
3. Практический элемент
  Планы практических занятий Программа Кафедра
4 Методико-технологический элемент
4.1 Методические рекомендации по изучению дисциплины    
4.2 Хрестоматия Зарубежная литература XVIII века. Хрестоматия./ Сост. Б.И. Пуришев и др. - М., 1988. Библиотека

 

3. Содержание теоретических разделов дисциплины

Тема 1. XVII век как особая историческая и культурная эпоха. Пере­ходный характер эпохи. Первые буржуазные революции в Европе. Разнообразие политических государственных укладов. Идеология эпохи. Роль церкви. Развитие научных знаний. Новые направления в философии (Бэкон, Декарт, Гассенди, Лейбниц). Усиление светского начала в культурной жизни эпохи (музыка, живопись). Ведущие литературные направления.

Тема 2. Идейно-художественные особенности литературы барокко. Тра­гизм мироощущения. Различные течения в литературе барокко. Проб­лема барокко в современном литературоведении. Дискуссионность проблемы ренессансного реализма в современной науке. Развитие жанра романа в литературе ренессансного реализма. Проблема ге­роя. Эстетические принципы классицизма. Классицизм и становление литературного языка. Перспективы развития классицизма в XVII веке.

Проблема взаимодействия различных направлений в творчестве крупнейших писателей XVII века.

Английская литература XVII века Общая характеристика литературного процесса XVII века. Формирование пуританской литературы. Влияние на литературный процесс английской буржуазной революции. Джон Мильтон и его поэмы. Тради­ции библейского эпоса в поэмах Мильтона. Поэзия Джона Донна.

Немецкая литература XVII века

Немецкая литература XVII века и Тридцатилетняя война. Проб­лема барокко в немецкой литературе XVII века. Реалистическая тен­денция. Гриммельсгаузен и его роман "Симплиций Симплициссимус". Широкая картина мира и глубина ее философского осмысления. Проб­лема метода и жанра.

Испанская литература XVII века. Особенности развития испанской литературы XVII века. Влияние феодально-католической реакции и кризиса испанского абсолютизма. Традиции гуманизма эпохи Возрождения. Испанский плутовской роман (Кеведо, Гевара).

Литература барокко. Педро Кальдерон. Ренессансные традиции и проблема барокко в его творчестве. Периодизация творческого пути Кальдерона. Мораль­но-философские драмы Кальдерона, Драма "Жизнь есть сон" как обра­зец драматургии барокко.

Тема 3. Фран­цузский классицизм и политика абсолютизма в области искусства и литературы. Основные черты эстетики классицизма. Буало как теоре­тик классицизма и его поэма "Поэтическое искусство".

Первый этап в развитии классицистической драматургии.

Тема 4. Драматургия Пьера Корнеля. Периодизация его творчества. Трагическая коллизия "Сида" и ее разрешение. "Сид" и классицистическая доктрина. Спор о "Сиде", его политическая подоплека и влияние на последующее развитие творчества Корнеля.

Жан Расин. Трагедия Расина и новый этап французского класси­цизма. Периодизация творчества Расина. Специфика жанра трагедии в творчестве Расина. Античные сюже­ты и образы в трагедии Расина. Конфликт и его разрешение в трагедии "Андромаха". Образ Андромахи и проблема положитель­ного героя, мастерство психологического анализа. Жанр трагедии. Трагический конфликт "Федры". Тема нравственного долга человека. Провал "Федры". Уход Расина из театра. Пушкин о Расине.

Ж.Б. Мольер. Творчество Мольера как вершина французской литера­туры XVII века. Периодизация творчества. Комедии нравов и комедии харак­теров. "Тартюф". Ос­новные моменты его творческой истории. Сатирическая емкость обра­за Тартюфа. Особенности построения конфликта и принципы типиза­ции. Проблематика комедии "Дон Жуан". Образы Дон Жуана и Сганареля. Особенности художественного метода. Сатира на светское об­щество в комедии "Мизантроп". Образы Альцеста и Филинта. Проблема компромисса. Неоднозначность авторской позиции.

Тема буржуазии в комедиях Мольера "Скупой", "Мещанин во дво­рянстве". Образ человека из народа в комедиях Мольера. "Плутни Скапена" и традиции народного фарса.

 

Литература XVIII века

Тема 5. Иде­ология Просвещения. Основные направления просветительской литера­туры. Особенности исторического процесса XVIII века на Западе. Неравномерность в этапах разви­тия Просвещения в разных странах и его национальная специфика.

Английская буржуазная революция XVII века и ее влияние на формирование английского Просвещения.

Тема 6. Творчество Дж. Свифта. Пе­риодизация творчества. "Сказка бочки" как антицерковный памфлет. Политический смысл публицистики Свифта. Объекты и формы сатиры в "Путеше­ствиях Гулливера". Проблема жанра и метода.

Тема 7. Общая характеристика романов Дефо. Д. Дефо. Путь Дефо от журналистики к художественному твор­честву. "Робинзон Крузо" как реалистический роман. Прототип и литературный герой. Просвети­тельская направленность романа. Своеобразие художественного мето­да Дефо

С. Ричардсон - создатель семейно-бытового романа. Художест­венное своеобразие романов Ричардсона, литературная традиция.

Г.Филдинг. Периодизация творчества. Драматургия Филдинга. Новаторство Филдинга -романиста. Эстетические взгляды. Поиски положительного героя и идеала в "Истории Джозефа Эндрюса". "Ис­тория Тома Джонса, найденыша" - проблематика, принципы построения сюжета, проблемы типизации образов, повествовательная манера Филдинга.

Тема 8. Сентиментализм. Л.Стерн. Литературное новаторство Стерна в романах "Тристрам Шенди" и "Сентиментальное путешествие". Тип героя-чудака, психо­логизм, особенности композиции и стиля романов Стерна. Значение творчества Стерна.

Тема 9. Поэзия Р. Бернса: темы, жанры, близость к фольклору. Поэтическое мас­терство Р. Бернса. Переводы Бернса на русский язык

Тема 10. Французская литература XVIII века. Особенности французского Просвещения и его периодизация.

Вольтер. Периодизация творческого пути. Философские и соци­ально-политические взгляды Вольтера. Вольтер и церковь. Воль­тер-историк. Эволюция художественного творчества Вольтера. Проб­лема творческого метода. Поэмы Вольтера. Драматургия Вольтера. Особенности сатиры и просветительский идеал в философских пове­стях. Вольтер и Россия.

Д.Дидро и энциклопедисты. Мировоззрение и эстетика Дидро. Теория и практика драматургии Дидро. Проблематика и художествен­ное своеобразие повестей "Монахиня", "Племянник Рамо". "Жак-фата­лист".

Тема 11. Ж.-Ж.Руссо. Морально-философские и социально-политические взгляды Руссо (понятие "руссоизма"). Философские трактаты Руссо. Теория народовластия в "Общественном договоре". Педагогический ро­ман "Эмиль". "Новая Элоиза" - наиболее полное выражение сентиментализма Руссо. Образы положительных героев романа. Тема природы. Особенности стиля романа. Значение "Новой Элоизы" для развития жанра романа в европейской литературе. "Исповедь" Руссо и жанр романа-биографии, образ автора, особенности психологизма.

Творчество Бомарше. Демократические и реалистические тенден­ции его драматургии. Трилогия о Фигаро, ее идейно-художественное значение. Место Бомарше в истории театра и музыки (Моцарт, Росси­ни).

Тема 12. Немецкая литература XVIII века.

Особенности исторического развития Германии в XVIII веке: раздробленность страны, слабость и приниженность бюргерства. Культурные центры Германии. Специфические задачи немецкого Прос­вещения.

Периодизация немецкого Просвещения. Раннее Просвещение. Эстетичес­кая теория Винкельмана.

Г.-Э. Лессинг и его эстетические взгляды ("Литературные письма", "Лаокоон" и "Гамбургская драматургия"). Критика фран­цузского классицизма и его эпигонов, борьба за реалистическое на­циональное искусство. Драматургия Лессинга, ее просветительская направленность. Картины реальной жизни в комедии "Минна фон Барнхельм". Протест против произвола абсолютизма в драме "Эмилия Галотти". Философская драма "Натан Мудрый".

Литература «Бури и натиска». Штюрмеры и сентиментализм. Ли­тературная программа штюрмеров. Гердер - теоретик штюрмерского движения. Отношение к классицизму в работах Гердера. Проблемы историзма и народности в его эстетике. Заслуги Гердера в развитии фольклористики. "Голоса народов в песнях".

И.-В. Гете. Периодизация творчества. Штюрмерский период. Драма «Гец фон Берлихинген». "Страдания молодого Вертера". Критика немец­кой действительности в романе. Соединение элементов социального и сентиментально-психологического романа. Образ Вертера.

Проблема "веймарского классицизма" в творчестве Гете. "Ифигения в Тавриде" как образец веймарского классицизма.

Трагедия "Фауст". История ее создания. "Фауст" как художест­венное обобщение действительности ХУШ-Х1Х вв. Путь борьбы и исканий Фауста, его эволюция. Трагедия Маргариты, Идейно-ком­позиционное значение образа Мефистофеля. Философская проблематика трагедии. Проблема художествен­ного метода. Композиция. Жанровое своеобразие. Значение двух Прологов. Спор о человеке в Прологе на небесах. Образ Фауста в I части, Мефистофеля. Женские образы поэмы. Отличие II части.

Тема 13. Ф. Шиллер. Воплощение принципов руссоизма и движения «бури и натиска» в драмах «Разбойники», «Коварство и любовь». Периодизация творчества. Штюрмерский период творчества Шиллера. Ранняя драматургия Ф. Шиллера. Конфликт личности и общества в драме «Разбойники». Проблемы "веймарского классицизма" в творчестве Шиллера. Баллады Шиллера. Историческая драматургия Шиллера (трилогия о Валленштейне, "Мария Стюарт", "Ор­леанская дева"). Реализм и романтизм в творческом методе Шиллера. Психологизм драмы "Мария Стюарт". "Вильгельм Телль" как тирано­борческая драма. Образ народа в драме.

4. Содержание практических разделов дисциплины

Практическое занятие № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.110 (0.025 с.)