г. социально-экономической истории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

г. социально-экономической истории.



 

Вопрос 54.

Что, чаще всего, лежало в основе древнейших мер длины?

а. плоды и семена растений;

б. части человеческого тела;

в. элементы построек;

г. измерительные приборы.

 

Вопрос 55.

К какому времени в основному сложилась русская система мер?

а. к концу XIV в.;

б. в XV в.;

в. к началу XVIII в.;

г. к началу ХХ в.

 

Вопрос 56.

Древнерусская мера длины «пядь» определялась расстоянием:

а. между вытянутым большим и указательным пальцами руки;

б. от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца;

в. между большими пальцами вытянутых в стороны рук человека;

г. от пальцев ноги до конца пальцев вытянутой вверх по диагонали руки.

 

Вопрос 57.

В каком году во Франции конвентом была впервые утверждена метрическая система мер?

а. в 1582 г.;

б. в 1699 г.;

в. в 1795 г.;

г. в 1875 г.

 

Вопрос 58.

В каком году в России было принято решение о введении международной метрической системы мер и весов?

а. в 1875 г.;

б. в. 1889 г.;

в. в 1918 г.;

г. в 1927 г.

 

Вопрос 59.

Древнейшими предшественниками гербов являлись:

а. эмблемы;

б. религиозные символы;

в. изображения животных-тотемов;

Г. тамги.

 

Вопрос 60.

Когда в Западной Европе стали появляться первые гербы?

а. в V-VI вв.

Б. в XI-XII вв.

в. в XIV в.

г. в XVI в.

 

Вопрос 61.

Какая особенность рыцарского доспеха способствовала появлению и распространению гербов?

а. металлическая кольчуга и панцирь;

б. плащ;

в. шлем с закрытым забралом;

г. щит.

 

Вопрос 62.

Какой из перечисленных видов щитов не является геральдическим:

а. французский;

б. германский;

в. норманнский;

Г. польский.

 

Вопрос 63.

Какой из названных ниже металлов разрешалось использовать при составлении гербов?

а. серебро;

б. бронза;

в. платина;

г. железо.

 

Вопрос 64.

Какой мех можно было использовать при составлении гербов?

а. соболиный;

б. горностаевый;

в. мех куницы;

г. заячий.

 

Вопрос 65.

Какое из названных ниже изображений является естественной негеральдической фигурой?

а. дракон;

б. лев;

в. кентавр;

г. меч.

 

Вопрос 66.

При каком правителе в русской геральдике появилось изображение двуглавого орла?

а. Дмитрий Донской;

б. Иван III;

в. Иван Грозный;

г. Алексей Михайлович.

 

Вопрос 67.

Какой девиз был помещен на большом гербе Российской империи?

а. «С нами Бог!»;

б. «Бог и мое право»;

в. «Москва – третий Рим»;

г. «Православие, самодержавие, народность».

 

Вопрос 68.

В каком году был утвержден первый герб СССР?

а. в 1918 г.;

б. в 1921 г.;

в. в 1923 г.;

г. в 1927 г.

 

Вопрос 69.

Какой фигуры не было на изображении государственного герба СССР?

а. серп;

б. пятиконечная звезда;

в. земной шар;

Г. красный флаг.

 

Вопрос 70.

Какой из перечисленных видов товаро-денег являлся наиболее распространенным?

а. шкуры животных;

б. соль;

в. утварь и посуда;

Г. скот.

 

Вопрос 71.

Слово «монета» первоначально являлось одним из эпитетов богини:

а. Минервы;

б. Юноны;

в. Венеры;

г. Майи.

 

Вопрос 72.

Как называется ребро чеканной монеты?

а. гурт;

б. аверс;

в. проба;

г. реверс.

 

Вопрос 73.

Как называется количество драгоценного металла в сплаве монеты:

а. лигатура;

б. ревальвация;

в. проба;

г. монетная стопа.

Вопрос 74.

Какая из указанных ниже древнегреческих монет имела наибольший номинал?

а. обол;

б. халк;

в. декадрахма;

г. драхма.

 

Вопрос 75.

В каком из древнерусских городов в XI в. чеканились собственные монеты:

а. Владимир;

б. Суздаль;

в. Новгород;

Г. Тмутаракань.

 

Вопрос 76.

Как называлась одна из первых русских монет, чеканившаяся в Киеве в X-XI вв.?

а. Денга;

б. Сребреник;

в. Гривна;

г. Рубль.

 

Вопрос 77.

При каком царе в России была предпринята первая попытка чеканки монеты «рубль»?

а. Иван Грозный;

б. Алексей Михайлович;

в. Михаил Федорович;

г. Петр I.

 

Вопрос 78.

Какой раздел Ономастики посвящен изучению имен божеств?

а. Топонимика;

б. Космонимика;

в. Теонимика;

г. Антропонимика.

 

Вопрос 79.

Какое из указанных имен является почетным докалендарным именем?

а. Александр;

б. Георгий;

в. Брячислав;

г. Василий.

 

Вопрос 80.

Какое из данных названий относится к группе микротопонимов?

а. улица Остоженка;

б. село Успенское;

в. Рязанская область;

г. город Урюпинск.

Контрольная работа

 

В учебном плане по курсу «ИВИД» предусмотрена одна контрольная работа, которая предполагает самостоятельное выполнение студентами творческого задания – составления фамильного или личного герба. Эта работа требует практического применения знаний, полученных при изучении темы «Геральдика». Данная вспомогательная историческая дисциплина очень важна для историка. Она имеет комплексный и интегративный характер и тесно связана с дипломатической и политической историей, нумизматикой, сфрагистикой, генеалогией, палеографией, антропонимикой, лингвистикой, искусствоведением и т.д. При составлении герба студент обращается к материалам целого ряда наук, что способствует развитию комплексного подхода в исследованиях и укреплению междисциплинарных связей в системе профессионального образования. Герб может быть цветным или черно-белым и изображается на листе обычной бумаги формата А 4. К рисунку обязательно должно быть приложено описание герба. Используя при составлении герба различные геральдические и негеральдические фигуры, цвета, символы и девизы, студент может показать личную или семейную конфессиональную, этническую принадлежность, происхождение и историю рода, фамилии, морально-нравственные устремления и идеалы, жизненные принципы и т.д. Студент должен уметь «прочитать» (блазонировать) свой герб, используя основные термины и понятия геральдики.

Коллоквиум

Данная учебная программа предполагает проведение одного занятия в форме коллоквиума по теме «Историческая география и картоведение». Особое внимание к этой дисциплине объясняется необходимостью развития у студентов навыков работы с картой. Умение использовать на занятиях карту является важным условием обучения студента-историка.

Вопросы коллоквиума:

1. Влияние географической среды и природного ландшафта на развитие общества.

2. Картография в древности и средневековье. Взаимосвязь географических представлений с религиозной картиной мира.

3. Влияние Великих географических открытий на развитие картографии. Картография Нового и Новейшего времени.

4. Отечественная картография.

5. Основные виды советских и современных исторических карт. Условные знаки и обозначения.

6. Методика работы с исторической картой.

 

ЛИТЕРАТУРА К КОЛЛОКВИУМУ

 

1. Введение в специальные исторические дисциплины: Учебное пособие. М. 1990.

2. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники. С древнейших времен до середины XV века. М. 1993.

3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л. 1990.

4. Исаченко А.Г. Развитие географических идей. Л. 1971.

5. Поспелов Е.М. Топонимика и картография. М. 1971.

6. Постников А.В. Развитие картографии и вопросы использования старых карт. М. 1985.

7. Салищев К.А. Картоведение. М. 1982.

8. Самаркин В.В. Историческая география Западной Европы в средние века. М. 1976.

ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО КУРСУ

 

Итоговой формой контроля качества усвоения студентами дневного отделения исторического факультета базовых знаний и навыков по «ИВИД» является экзамен, к которому допускаются студенты, исправно посещавшие лекционные и семинарские занятия в течение всего семестра. На заочном отделении курс «ИВИД» завершается зачетом. Наиболее активные и успевающие студенты, продемонстрировавшие на семинарах отличные знания по предмету, умение продуктивно самостоятельно работать, могут быть освобождены от экзамена, при условии подготовки и успешной защиты реферата по одной из тем курса. Формой отработки пропущенных семинарских и лекционных занятий является собеседование по темам этих занятий.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

ПО КУРСУ «ИВИД»

 

1. ИВИД в системе общеисторических наук. Значение ИВИД для историка.

2. Основные ИВИД и их значение.

3. Палеография как научная дисциплина. Возникновение письменности. Письменность в древности и в средневековье.

4. Русская палеография.

5. Зарубежная метрология.

6. Русская метрология.

7. Хронология как ИВИД. Первые единицы измерения и деления времени (сутки, ночь, день, часы).

8. Основные типы календарей. Римский календарь и календарные реформы.

9. Русская хронология.

10. Исходные точки летоисчислений. Эры.

11. Происхождение гербов. Геральдические символы в древности и средневековье.

12. Основные принципы составления герба. Законы геральдики.

13. Геральдика России и СССР.

14. Нумизматика как ИВИД. Основные термины и понятия нумизматики.

15. Товарно-денежные отношения в древности. Появление первых монет.

16. Монеты Древней Греции и Рима.

17. Русская нумизматика. Монеты СССР.

18. Фалеристика как ИВИД. Зарубежные наградные системы.

19. Отечественная фалеристика.

20. Сфрагистика как ИВИД. Печати в России и в мире.

21. Ономастика как отрасль исторической науки. Антропонимика имен.

22. Антропонимика фамилий. Основные группы фамилий.

23. Топонимика России и СССР. Микротопонимия. Топонимия нашего города и его окрестностей.

24. Генеалогия как ИВИД.

25. Историческая география. Роль природной среды в развитии общества.

26. Зарубежная и отечественная историческая картография.

27. Рассказ о прочитанной литературе по ИВИД для подготовки к семинарам и экзамену.

28. Этнология как наука. Ёё предмет и задачи.

29. Становление этнологической науки.

30. Становление и развитие российской этнографии (дореволюционный период).

31. Этнография в СССР. Современная российская этнология: проблемы и перспективы.

32. Содержание этногенеза и его основные факторы.

33. Понятие «этнос». Критерии определения этничности.

34. Основные теории этноса и этничности (примордиализм, конструктивизм, инструментализм).

35. Характеристика этнических процессов (аккультурация, ассимиляция, миксация, консолидация, интеграция).

36. Этнические контакты и их результаты.

37. Понятие этнического конфликта. Способы регулирования межэтнических конфликтов.

38. Характеристика этнических конфликтов, протекавших на постсоветском пространстве.

39. Этнические процессы в современном мире.

40. Этнический фактор в мировой истории.

41. Типы классификаций народов мира и их роль в этнологии.

42. Значение и содержание лингвистической классификации.

43. Расовая классификация (значение в этнологии, виды рас и их характеристика).

44. Понятие ХКТ. Классификация по ХКТ (на примере одного из регионов).

45. Причины и пути образования Российского полиэтничного государства.

46. Народы Российской империи в XVIII – начале XX века. Основные черты национальной политики государства.

47. Народы России в советский период. Государственная национальная политика в СССР. Современные этнические проблемы.

48. Основные классификации народов России.

49. Конфессиональная характеристика населения России.

50. Население России: этнодемографический обзор.

51. Проблемы этнической истории восточнославянских народов.

52. Общее и особенное в этническом облике русских, украинцев, белорусов.

53. Русские: хозяйственно-культурный тип и духовная культура.

54. Русские: этнодемографическое развитие, современные проблемы.

55. Этнографические и субэтнические группы русского народа.

56. Народы Волго-Камья: общая этнографическая характеристика.

57. Народы Европейского Севера России.

58. Народы Сибири: традиционные типы хозяйства и культуры. Современные этнокультурные процессы.

59. Этногенез и особенности культурного облика народов Северного Кавказа.

60. Этнический состав населения Кубани в прошлом и настоящем.

61. Казачество Кубани: происхождение, этнополитическая история, возрождение.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

 

Тема I.

1. Характеристика основных ИВИД.

2. Изучение ИВИД в отечественной науке.

3. Взаимосвязь ИВИД с другими науками.

4. ИВИД в работе школьного учителя.

 

Тема II.

1. Клинопись Месопотамии и египетские иероглифы как древнейшие системы письменности.

2. Разнообразие современных алфавитов. Общее и особенное.

3. Материал и орудия письма от древности до наших дней.

4. Возникновение письменности у восточных славян.

 

 

Тема III.

1. Представление о времени в мифологическом сознании древних греков.

2. Появление первых единиц исчисления времени.

3. Многообразие календарных систем в мире.

4. Календарные реформы.

5. Эры и системы летоисчислений в мировой истории.

6. Счет времени и календарь в России.

 

Тема IV.

1. Основные эталоны мер и весов в прошлом.

2. Реформы в области метрологии.

3. Французская революция и создание метрической системы.

4. Развитие мер и весов на Руси и в России до 1917 г.

5. Метрология в повседневности.

 

Тема V.

1. Геральдика в системе ИВИД и ее взаимосвязь с другими науками.

2. Геральдика и эмблематика.

3. Геральдика и вексиллография.

4. Геральдические символы в эпоху древности и в античном мире.

5. Геральдика в средневековой Европе.

6. Основные принципы составления герба.

7. История российского герба.

8. Советская геральдика.

 

Тема VI.

1. Место и значение сфрагистики в системе ИВИД.

2. Возникновение и развитие сфрагистики как науки.

3. Появление первых печатей.

4. Отечественная сфрагистика.

5. Печати современной России.

 

Тема VII.

1. Становление нумизматики как науки. Отечественные ученые-нумизматы.

2. Разнообразие товаро-денег в домонетный период.

3. Появление первых монет.

4. История античности в монетах.

5. Нумизматика и бонистика.

6. Русские «златники» и «сребренники».

7. Отражение на монетах борьбы Московского княжества против татаро-монгольского ига.

8. Русские монетные реформы.

9. Нумизматика СССР.

 

Тема VIII.

1. Разделы ономастики.

2. Русская антропонимика имен.

3. Революционное имятворчество в СССР.

4. Отражение межнациональных контактов в русских фамилиях.

5. Способы создания фамилий.

 

Тема IX.

1. Генеалогия в работе школьного учителя.

2. Роль генеалогии и вопросов происхождения рода в различные эпохи.

3. Генеалогическое древо моей фамилии.

4. История знаменитого рода.

5. Виды и степени родства.

 

Тема X.

1. Топонимический субстрат и процессы этногенеза.

2. Микротопонимия вокруг нас.

3. Топонимические субстраты России.

4. Имена городов: вчера, сегодня, завтра.

5. Топонимия и идеология.

6. Топонимика Кубани.

7. Топонимика Армавира и его окрестностей.

 

Тема XI.

1. Роль исторической географии в познании прошлого.

2. Природный ландшафт и развитие общества.

3. Роль географической среды в теории этногенеза Л.Н.Гумилева.

4. Зарождение и развитие картографии.

5. Влияние Великих географических открытий на развитие картографии.

6. Виды исторических карт.

7. Исторические карты в работе школьного учителя.

 

Тема XIII.

1. Актуальные проблемы этнологии.

2. Этапы становления этнологической науки.

3. Вклад эволюционистов в развитие научных идей этнологии.

4. Критика положений эволюционизма представителями диффузионистской и социологической школ.

5. Влияние школы Ф.Боаса на последующее развитие этнологии.

6. Основные положения этнопсихологической школы.

7. Концепция «первобытного мышления» Л.Леви-Брюля.

8. Состояние теории антропогенеза в современной науке.

9. Концепция этногенеза Л.Н.Гумилева.

10. Роль этнического фактора в современном обществе.

11. Этнические процессы в современной России.

12. Этнические стереотипы поведения.

13. Латентные и открытые этнические конфликты в РФ (на конкретных примерах).

 

Тема XIV.

1. К дискуссии об этническом единстве «велокоросов», «малоросов», белорусов.

2. Субэтнические группы русского народа.

3. Место обычая и традиции в современном быте восточных славян.

4. Национальная политики в современной России.

5. Традиционная культура одного из неславянских народов РФ.

6. Проблема сохранения национальных культур в современной России.

7. Характер и направленность этнических процессов на территории бывшего СССР.

 

Тема XV.

1. Проблема традиционного хозяйства и природопользования одного из коренных народов Кубани.

2. Традиционная пища коренных народов Кубани.

3. Общее и особенное в культурно-бытовом облике казаков линейцев и черноморцев Кубани.

4. Экологические аспекты хозяйства и материальной культуры кубанских станиц.

5. Современная этнокультурная ситуация на Кубани.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература

 

1. Введение в специальные исторические дисциплины: Учебное пособие. М. 1990.

2. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М. 1984.

3. Лавренов В.И., Борисов А.В. Вспомогательные дисциплины исторической науки (учебное пособие). М. 1996.

4. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: Кн. для учащихся и студентов. М. 1994.

5. Пронштейн А.П. Использование вспомогательных исторических дисциплин при работе над источниками. М. 1967.

6. Пронштейн А.П., Кияшко В.Я. Вспомогательные исторические дисциплины. М. 1973.

7. Словарь исторических терминов. СПб. 1998.

8. Советская историческая энциклопедия. М. 1961-1976. Т. 1-16.

9. Специальные исторические дисциплины: Учебное пособие. Киев. 1992.

10. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколова А.А. Этносоциология. М. 1998.

11. Итс Ф.Р. Введение в этнографию. Л. 1991.

12. Лурье С.В. Историческая этнология. М. 1998.

13. Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. Этнология. Народы России: история и современное положение. М. 1997.

14. Народы России. Энциклопедия. М. 1994.

15. Основы этнографии. М. 1968.

16. Римский С.В. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2006.

17. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М. 2000.

18. Садохин А.П. Этнология. М. 2000.

19. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М. 1998.

20. Этнография. М. 1982.

21. Этнология. М. 1994.

 

Дополнительная литература

 

1. Аксенов А.И. Генеалогия// Вопросы истории. 1972. № 10.

2. Вахрин С. Биографии кубанских названий (популярный топонимический словарь Краснодарского края). Краснодар-Армавир. 1995.

3. Вилинбахов Г, Курасов Ю., Медведев М. Геральдический альбом// Вокруг света. 1989-1993.

4. Виноградов В.Б. Судьбы древних монет. Грозный. 1982.

5. Виноградов В.Б. Топонимия Средней Кубани. Армавир. 1993.

6. Виноградов В.Б., Депуева А.Б. Старинные монеты – свидетели прошлого. Нальчик. 1990.

7. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники. С древнейших времен до середины XV века. М. 1993.

8. Водомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее и будущее. М. 1987.

9. Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. Из истории наградных систем. М. 1990.

10. Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М. 1977.

11. Исаченко А.Г. Развитие географических идей. Л. 1971.

12. Каменцева Е.И. Хронология. М. 1982.

13. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология. М. 1975.

14. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М. 1974.

15. Климишин И.А. Календарь и хронология. М. 1990.

16. Краткий справочник нумизмата. Монеты 190 зарубежных стран. М. 1997.

17. Кузнецов А.О. О белой армии и ее наградах. М. 1990.

18. Куперенко Э.И., Мошнягин Д.И. Нумизматика в школе. М. 1968.

19. Лакиер А.Б. Русская геральдика. М. 1990.

20. Молчанов А.А. Таинственные письмена первых европейцев. М. 1980.

21. Никонов В.А. География фамилий. М. 1988.

22. Никонов В.А. Имя и общество. М. 1974.

23. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М. 1966.

24. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М. 1993.

25. Ордена и медали СССР. М. 1965.

26. Орлов А.П. Монеты России. 1700-1917. Каталог-справочник. М. 1994.

27. Пелих В.М. Лекции по древнерусскому языку. Армавир. 1996.

28. Поспелов Е.М. Топонимика и картография. М. 1971.

29. Постников А.В. Развитие картографии и вопросы использования старых карт. М. 1985.

30. Пронштейн А.П., Кияшко В.Я. Хронология. М. 1981.

31. Прошлое в монетах. Памятные монеты 1832-1991 гг. М. 1994.

32. Русская ономастика и ономастика России. Словарь. М. 1994.

33. Рязанов Ю. Что ты знаешь о своем имени? Екатеринбург. 1992.

34. Савелов Л.Я. Лекции по русской геральдике// Родина. 1991. № 3.

35. Салищев К.А. Картоведение. М. 1982.

36. Самаркин В.В. Историческая география Западной Европы в средние века. М. 1976.

37. Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография. М. 1966.

38. Узденников В.В. Монеты России 1700-1917.

39. Федоров-Давыдов Г.А. Монеты – свидетели прошлого. М. 1985.

40. Федоров-Давыдов Г.А. Монеты Московской Руси. М. 1981.

41. Федякин Г.В. Ваша родословная// Библиотекарь. 1988. № 12.

42. Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата. М. 1982.

43. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М. 1997.

44. Черепнин Л.В. Русская метрология. М. 1944.

45. Черепнин Л.В. Русская палеография. М. 1956.

46. Шевелева Е.Н. Каталог отечественных орденов, медалей и нагрудных знаков. Л. 1962.

47. Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской Империи. Л. 1991.

48. Шостьин Н.А. Очерки истории русской метрологии. М. 1973.

49. Авксентьев А.В., Шаповалов В.А. Этносоциальные проблемы России. Ставрополь. 1994.

50. Арутюнов С.А. Народы и культуры. М. 1989.

51. Атлас народов мира. М. 1964.

52. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л. 1980.

53. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М. 1973.

54. Брук С.А. Население мира. М. 1981.

55. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л. 1990.

56. Гумилев Л.Н. Сочинения. Вып.3. Этногенез и биосфера Земли. М. 1994.

57. Зеленин Д.И. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. М. 1994.

58. Концепции зарубежной этнологии. М. 1976.

59. Леви-Строс К. Структурная антропология. М. 1985.

60. Мид М. Культура и мир детства. М. 1988.

61. Народы мира. Историко-этнографический справочник. М. 1988.

62. Охотники. Собиратели. Рыболовы. М. 1972.

63. Страны и народы. Земля и человечество. М. 1978.

64. Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. Донецк. 1998.

65. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М. 1978.

66. Токарев С.А. История русской этнографии. М. 1966.

67. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М. 1976.

68. Традиции в истории культуры. М. 1978.

69. Фрезер Д. Золотая ветвь: исследования магии и религии. М. 1980.

70. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М. 1984.

71. Этнические процессы в современном мире. М. 1987.

72. Этнические стереотипы поведения. Л. 1994.

73. Этнография детства. М. 1988.

74. Будина С.Р., Шмелева М.Н. Город и народные традиции русских. М. 1989.

75. Маслова Г.С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах XIX- н. XX в. М. 1984.

76. Русские: семейный и общественный быт. М. 1989.

77. Этнография восточных славян: очерки традиционной культуры. М. 1987.

78. Друц Е.А., Гесслер А.Н. Цыгане. М. 1990.

79. Из истории Татарии. Казань. 1968.

80. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII- нач. XX века. М. 1974.

81. Из этнографии народов Карачаево-Черкесии. Черкесск. 1991.

82. Кубанские станицы. М. 1967.

83. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М. 1987.

84. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М. 1989.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

 

Рекомендации преподавателю при освещении темы 1 «Введение. Предмет, содержание и функции интегративных и вспомогательных исторических дисциплин».

 

При изложении вводной темы преподавателю необходимо четко обозначить место интегративных и вспомогательных исторических дисциплин в ряду других разделов исторической науки. Нужно обратить особое внимание студентов на интегративный характер изучаемых дисциплин, раскрыть их взаимосвязь друг с другом и такими науками, как Археология, Культурология, Психология, Антропология, Социология, Лингвистика, География и т.д.

Следует рассмотреть целесообразность применения по отношению к упомянутым дисциплинам терминов: «интегративные», «вспомогательные», «специальные». Студенту нужно показать различие между главными, важнейшими ИВИД, такими, как: Палеография, Метрология, Хронология, Нумизматика, Геральдика, Ономастика и менее существенными, такими, как «Сфрагистика», «Дипломатика», «Вексиллография» и т.д. Для понимания роли и значения вспомогательных исторических дисциплин в исторических исследованиях необходимо дать определение понятия «исторический источник», различать отдельные виды источников, оценивать их практическую пользу для историка. При рассмотрении этапов анализа (научной критики) исторических источников важно указать, что ИВИД преимущественно обслуживают внешнюю критику, то есть помогают осуществлять атрибуцию, без которой невозможно изучение содержания (то есть внутренняя критика источника).

Следует обратить внимание на неуклонный рост на протяжении последнего столетия количества основных групп артефактов, привлекаемых в исторических исследованиях и выявить взаимосвязь данного процесса с пополнением состава самих интегративных и вспомогательных исторических дисциплин. Преподаватель должен конкретно представлять пути практического использования материалов ИВИД в практике школьного учителя, обосновать свои предложения по применению данных ИВИД в учебном процессе. Можно подумать над превращением распространенного у школьников хобби в виде коллекционирования в исследовательский процесс с анализом исторических источников. Важно объяснить студентам, в чем заключается специфика комплексного подхода в исторических исследованиях, и какую роль в его применении играют методы и материалы интегративных и вспомогательных исторических дисциплин.

При изучении темы: «Интегративные и вспомогательные исторические

дисциплины: их функции и значение» необходимо дать определение следующим терминам и понятиям: История; Интегративный; ИВИД; Исторический источник; научная критика источника; атрибуция; комплексный подход.

 

Рекомендации преподавателю при освещении темы 2 «Палеография».

 

При изучении данной темы, в первую очередь, следует понимать то важнейшее значение, которое для историка имеют памятники письменности. Необходимо четко обозначить те преимущества, которыми обладают данные источники, с точки зрения информативности, конкретности и достоверности. Важно показать прямую взаимосвязь Палеографии с Филологией, Текстологией, Дипломатикой, Искусствоведением, Химией, Физикой и другими дисциплинами и отраслями знания, раскрыть важность правильной атрибуции письменного памятника.

При изучении проблемы возникновения письменности следует четко представлять основные факторы и причины данного процесса, в числе которых особую роль имело возникновение классового общества, первых городов и государств, технический прогресс. Освещая основные этапы зарождения и становления письменности целесообразно вычленить в этом процессе такие основные формы и способы фиксации информации, как: пиктография (рисуночное письмо); идеография; силлабическое письмо; буквенно-звуковое (фонографическое) письмо. Необходимо дать конкретный ответ на вопрос: почему первые системы письменности появились на рубеже IV – III тыс. до н.э. в шумерских городах Двуречья и в Древнем Египте? Рассматривая применявшиеся различными народами в различные эпохи материалы и орудия для письма нужно понимать роль природно-географических факторов в выборе этих материалов и орудий.

При характеристике древнейших систем письменности следует обратить внимание на немалую сакральную роль, которую играло письмо в государствах древности. Рассматривая виды алфавитов, важно различать те из них, которые были основаны на применении логограмм, и те, которые базировались на фонетическом принципе, то есть являлись буквенно-звуковыми. Необходимо четко обосновать то принципиальное значение, которое имел для появления современных европейских алфавитов северосемитский алфавит. Студентам нужно показать элементы взаимосвязи между письменностью шумеров, финикийцев, древних греков, древних римлян и современными алфавитами латиницей и кириллицей.

При изучении истории отечественной палеографии следует обратить особое внимание на проблему наличия письменности у восточных славян и в Древнерусском государстве до принятия христианства. Будет целесообразно изложить основные подходы к решению данной проблемы. Рассматривая последовательно сменявшие друг друга формы русской графики: устав, полуустав и скоропись, необходимо ссылаться на конкретные памятники письменности. При знакомстве с реформами в области отечественной письменности важно сделать акцент на введении гражданского шрифта Петром I и преобразования, осуществленные сразу после Октябрьской революции, в 1917-1918 гг. При изучении темы: «Палеография» необходимо дать определение следующим терминам и понятиям: письменность; эпиграфика; пиктограммы; идеограммы; логограммы; фонограммы; силлабограммы; клинопись; иероглифы; иератическое письмо; демотическое письмо; папирус; пергамент; акрофонический принцип; филигрань; кириллица; глаголица; устав; полуустав; скоропись; стенография.

 

Рекомендации преподавателю при освещении темы 3 «Хронология».

 

Говоря о значении для историка знания хронологии, следует четко обозначить две основные задачи рассматриваемой дисциплины: теоретическую и практическую. Преподавателю следует привести непосредственные примеры применения данных хронологии при решении конкретных исторических проблем. Раскрывая интегративный характер дисциплины, важно обозначить ее тесную взаимосвязь с историей, астрономией, математикой и некоторыми другими отраслями знаний.

При освещении вопроса о появлении первых представлений о времени и выработке самых ранних приемов его учета, необходимо показать студентам зависимость единиц счета времени от конкретных актов и моментов жизнедеятельности древнего человека. Здесь же целесообразно раскрыть взаимосвязь первого представления о времени с типом мифологического сознания, для чего полезно обратиться к поэме древнегреческого автора Гесиода «Теогония». Следует всегда отвечать на вопрос: что лежало в основе как самых исходных, так и более поздних единиц счета времени? Важно понимать, в чем заключалась особая сакральность чисел «7» и «12», широко использовавшихся при счете времени. Следует четко указать, что несмотря на все свое многообразие, различные календари подразделяются всего на 3 типа: лунный, лунно-солнечный и солнечный. Студентам нужно объяснить, почему подавляющее большинство самых ранних систем счета времени были основаны на периодичности смен фаз Луны, и в чем заключались недостатки лунных календарей, что в итоге привело к утверждению в большинстве регионов мира солнечного календаря.

Рассматривая историю современного международного Григорианского календаря, для понимания его истоков следует обратиться к древнеримскому календарю. Особый акцент необходимо сделать на характеристике календарной реформы Юлия Цезаря, ответить на вопрос, почему новый юлианский календарь оказался неудобен для христианской церкви при расчете дней празднования Пасхи? Освещая реформу календаря, осуществленную папой Григорием XIII в 1582 г., нужно объяснить, почему разработанный в ходе ее реализации григорианский календарь долго не был принят в России и в ряже других государств.

При изучении отечественной хронологии особое внимание преподавателю следует обратить внимание на следующие ключевые проблемы: специфика счета у восточных славян в языческую эпоху; распространение христианства и принятие юлианского календаря; преобразования Петром I русской календарной системы; реформа 1918 г. и введение григорианского календаря. Рассматривая различные типы летоисчислений, студент должен знать основные классификации видов эр, понимать, что лежало в основе счета лет в так называемых астрономических, религиозных и исторических системах летоисчислений. При характеристике фиктивных и реальных эр, нужно ответить на вопрос, почему официальная церковь долго не соглашалась перейти к датировке событий по эре от Рождества Христова?

При изучении темы: «Хронология» необходимо дать определение следующим терминам и понятиям: сутки; полдень; полночь; месяц; год; тропический год; календарь; лунный, лунно-солнечный, солнечный календари; календы; ноны; иды; канун; високосный год; эры; хиджра; эпоним; индикт.

 

Рекомендации преподавателю при освещении темы 4 «Метрология».

 

При изучении данной темы преподавателю следует обратить особое внимание на ее практическое значение, прежде всего, для социально-экономической истории. Студентам нужно показать важность мер в жизни человека различных эпох, взаимосвязь совершенствования метрологических знаний с процессами экономического развития, формирования централизованных государств, географическими открытиями. Следует четко вычленить основные причины использования человеком первых измерений. Необходимо назвать и охарактеризовать важнейшие эталоны, применявшиеся для определения самых ранних единиц измерения. Необходимо понимать, что древнейшие меры в значительной степени были условны и, их размер четко не фиксировался. В качестве примера можно указать на такие меры расстояния, как «день пути пеший», «день пути конный», «полет стрелы» и т.д. Стоит обратить внимание на огромную вариативность одних и тех же мер в эпоху древности и средневековья, ответить на вопрос, чем это было обусловлено? Рассматривая создание метрической системы мер, нужно показать, как применялся десятичный принцип в определении размеров мер длины, площади, объема, веса и т. д. Преподавателю необходимо объяснить, почему новая метрическая система, несмотря на ее простоту, практичность и рациональность, крайне медленно распространялась в целом ряде государств мира и, в частности, в России.

Характеризуя основные единицы измерений у восточных славян и в древнерусском государстве, следует назвать главные эталоны для создания таких мер. Здесь целесообразно показать региональное разнообразие и специфику традиционных русских мер. Важно обозначить четкую взаимосвязь постепенной унификации системы мер и процессо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.199 с.)