Тема XIII. Этнология как наука (лекций – 2 Ч. ; срс – 4 Ч. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема XIII. Этнология как наука (лекций – 2 Ч. ; срс – 4 Ч. )



Предмет и задачи этнологии. Предмет науки и его уточнение в современных условиях развития этнологических знаний. Направление этнологических исследований (этногенез и этническая история; хозяйственные занятия, материальная и духовная культура; этническое самосознание и этнические процессы). Понятийный аппарат (этнос, субэтнос, этнографическая группа; этническая территория; историко-этнографическая область (ИЭО), хозяйственно-культурный тип (ХКТ); племя, народность, нация; аккультурация, ассимиляция, миксация, консолидация, интеграция; дискриминация, сеграгация, апартеид, геноцид; и др.).

Этнологические источники (артефакты, мемораты, полевые материалы). Методы этнологии (историко-сравнительный, структурно-функциональный, системный, статистический, метод экспедиционного поиска и сбора информации). Этнология и другие науки (история, археология, культурология, анторопология, лингвистика, социология, фольклористика и др.).

Истоки этнографической науки, превращение ее в самостоятельную отрасль знания. Основные школы зарубежной этнологии (эволюционизм, диффузионизм, функционализм, культурный релятивизм, социологическая и этнопсихологическая школы).

Этнография в дореволюционной России. Основные достижения советской этнографии: теория этногенеза (Л.Н.Гумилев); примордиалистская (Ю.В.Бромлей) и информационная (Н.Н.Чебоксаров и С.А.Арутюнов) концепции этноса; теории хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей (Н.Чебоксаров и М.Левин); разносторонние исследования в области региональной этнографии. Этнологические центры и издания в Российской Федерации и за рубежом. Основные проблемы этнологии.

Понятие «этнос». Критерии определения этничности. Основные теории этноса: примордиализм, инструментализм, конструктивизм. Основные признаки этноса.

Этнологические классификации. Язык – главный фактор этнической дифференциации. Лингвистическая классификация (содержание, назначение, недостатки). Причины неполной охваченности народов мира в данной классификации.

Географическая классификация и ее роль в этнологии. Понятие «историко-этнографическая область».

Антропологическая классификация. Понятие «раса». Реконструкция исторического процесса расообразования. Критерии выделения расовых типов. Характеристика основных рас, подрас и контактных рас.

Классификация по ХКТ. Понятие «хозяйственно-культурный тип». Значение данной классификации. Основные типы ХКТ.

Этнический фактор в мировой истории. Виды этнических процессов (аккультурация, ассимиляция, миксация, консолидация, интеграция). Формы проявления межэтнических взаимодействий. Условия реализации конструктивных форм коммуникации. Влияние статуса этноса (титульный народ, коренной этнос, национальное меньшинство) на характер межэтнических контактов. Деформированные формы межэтнических взаимодействий (дискриминация, сегрегация, апартеид, геноцид). Природа этнических конфликтов. Динамики и типология этнических конфликтов. Пути их урегулирования. Характер этнополитических процессов в Российской Федерации. Зоны межнациональных конфликтов и напряжений. Возможности прикладной этнологии в прогнозировании и предотвращении межэтнических конфликтов. Проблемы миграций и этнических диаспор. Влияние урбанизации на этнические процессы.

 

ТЕМА XIV. НАРОДЫ РОССИИ (Лекций – 3 ч.; СРС – 8 ч.)

 

Восточнославянские народы. Русские, украинцы и белорусы. Этногенез и этническая история. Расселение. Демографический обзор. Расовый облик. Языки и диалекты. Этнографические группы. Основные черты материальной и духовной культуры украинцев и белорусов. Общее и особенное в этнографии восточных славян.

Русские. ХКТ, его зависимость от природных условий. Промыслы и ремесла. Поселения и жилища. Русская одежда (региональные комплексы, социальная дифференциация, унификация типов в XX в.). Пища и утварь.

Брак и семья у русских. Положение женщины. Семейные обычаи и обряды. Крестьянская община. Общественный быт. Праздники.

Духовная культура. Народное искусство и художественные промыслы (вышивка, кружевоплетение, ювелирное дело, резьба по камню, дереву, кости и др.). Фольклор. Православие. Старообрядчество. Русские секты. Пережитки дохристианских верований.

Неславянские народы России. Этнологические классификации народов России. Численность и расселение. Этнические процессы. Формирование полиэтничного Российского государства. Народы России в дореволюционный период. Национальная политика. Народы России в советский период. Основные черты государственной национальной политики в СССР. Национальные и демографические проблемы современной России.

Народы Волго-Камья. Этногенез и этническая история. Лингвистическая и антропологическая классификации.

Основные ХКТ. Охота, пчеловодство, кустарные промыслы. Материальная культура. Жилища, пища, одежда, украшения.

Общественный и семейный быт. Положение женщины в семье. Духовная культура. Пути проникновения христианства и ислама. Пережитки традиционных верований.

Народы Европейского Севера. Этногенез и этническая история. Антропологическая и лингвистическая классификации.

Основные виды хозяйственной деятельности (земледелие, оленеводство, охота, рыболовство и др.). Транспортные средства. Поселения и жилища. Пища, одежда.

Прикладное искусство. Фольклор. Особенности православия.

Народы Сибири. Этнолингвистическая характеристика. Антропологические типы.

ХКТ, их зависимость от природно-климатических условий и среды обитания. Пешие охотники и рыболовы таежной зоны. Охотники на дикого оленя в Субарктике. Оседлые рыболовы низовий больших рек. Таежные охотники-оленеводы. Оленеводы тундры. Охотники за морским зверем Тихоокеанского побережья. Скотоводы и охотники Алтае-Саян. Скотоводы и земледельцы Прибайкалья, Южной и Западной Сибири. Традиционная материальная культура. Жилища. Пища. Одежда.

Пережитки общинно-родового строя в общественной организации. Семья и семейные отношения. Духовная жизнь. Шаманизм у народов Сибири, его особенности. Промысловые культы. Христианство, буддизм и ислам: время и пути проникновения. Экологическая культура, навыки выживания в суровых условиях Ойкумены.

Народы Северного Кавказа и юга Европейской части России. Этногенез и этническая история. Этнолингвистическая характеристика.

Основные хозяйственные занятия. Домашние промыслы и ремесла. Поселения и жилища. Пища. Одежда. Общее и особенное в области материальной культуры.

Общественный и семейный быт. Пережитки патриархального строя. Обычаи (аталычество, куначество, гостеприимство, кровная месть, избегание и др.). Религиозные верования и обряды. Пути проникновения христианства и ислама на Северный Кавказ. Пережитки традиционных верований. Устное народное творчество. Музыкальное, декоративно-прикладное искусство.

 

 

ТЕМА XV. ЭТНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДОВ КУБАНИ (Лекций – 2 ч.; СРС – 4 ч.)

 

Общая этническая панорама региона. Формирование традиционного состава населения. Этническая история адыгов, абазин, карачаевцев, ногайцев.

Общее и особенное в области материальной культуры. Хозяйственные занятия. Особенности земледелия и скотоводства. Роль охоты, рыболовства и бортничества в хозяйстве адыгов и абазин. Кочевое скотоводство у ногайцев, переход к земледелию. Домашнее и ремесленное производство. Поселения и жилища. Одежда. Пища.

Социальные отношения. Семейный быт. Религия. Пережитки доисламских верований. Влияние христианства и ислама на религиозные представления кубанских народов. Обычаи и обряды. Праздники. Народное искусство. Фольклор.

Кубанские казаки: вехи этносоциальной истории. Современные версии о происхождении казачества. Донцы и запорожцы до переселения на Кубань. Этнографические особенности. Появление казаков на Кубани.

Хозяйственные занятия. Поселения и жилища. Пища, одежда.

Общественный строй. Станичный Круг, правление, атаман, суд. Семья и семейная обрядность. Праздники и календарная обрядность. Религиозные верования. Народные знания, музыкальная культура, фольклор.

Изменение этнического состава населения в пореформенный период. Народы Кубани в годы Советской власти: этнические и демографические процессы. Современная этническая ситуация на Кубани. Проблемы миграций и диаспор. Национальное возрождение. Демографические проблемы.

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.150 (0.007 с.)