Для очного отделения истфака 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для очного отделения истфака



№ п/ п. Темы Всего часов В т.ч. аудиторных, час. Само- стоят. раб., час.
всего из них
лекц. семин. проч.
  Введение. Предмет, содержание и функции ИВИД            
  Палеография            
  Хронология            
  Метрология            
  Геральдика            
Контрольная работа по Геральдике            
  Сфрагистика            
  Нумизматика            
  Фалеристика            
  Русская ономастика            
  Генеалогия            
  Топонимика            
  Историческая география и картоведение            
  Этнология как наука            
  Народы России            
  Этническая характеристика народов Кубани            
Итого:            

Для заочного отделения истфака

№ п/ п. Темы Всего часов В т.ч. аудиторных, час. Самост. работа, час.
всего из них
лекц. семин.
  Введение. Предмет, содержание и функции ИВИД          
  Палеография          
  Хронология          
  Метрология          
  Геральдика          
  Нумизматика          
  Сфрагистика          
  Русская ономастика          
  Генеалогия          
Итого:          

 

 

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

 

ТЕМА I. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ

ИНТЕГРАТИВНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН (Лекций – 2 ч.; СРС – 3 ч.).

Интегративные и вспомогательные исторические дисциплины – это собирательное название ряда научных дисциплин, разрабатывающих вопросы методики и техники исторического исследования и изучающих определенные виды исторических источников, используя при этом материалы различных областей человеческого знания.

Разделы исторической науки. Понятие истории, показ ее многогранного и интегративного характера. Основные разделы науки. Понятие «исторический источник». Использование историками данных различных областей человеческого знания при работе с источниками. Значение комплексного подхода. Место ИВИД в ряду основных разделов истории. Дискуссия о соотношении понятий «специальные» и «вспомогательные» исторические дисциплины.

Предмет, значение и задачи курса «ИВИД». Технический арсенал средств, предоставляемых историку ИВИД для работы с источниками. Овладение методикой исторического исследования – главная цель курса. Место ИВИД в работе школьного учителя.

Функции ИВИД. Интегративная и вспомогательная функции. Их соотношение и значение для историка. Объединение в ИВИД сведений из различных областей человеческого знания.

Основные ИВИД. Источниковедение, палеография, метрология, нумизматика, геральдика, хронология, фалеристика, ономастика, генеалогия и др. дисциплины. Их интегративный характер, связь с другими науками. Значение этих дисциплин для историка. Современное состояние изучения интегративных и вспомогательных исторических дисциплин в России. Знакомство студентов с учебной литературой по курсу.

 

ТЕМА II. ПАЛЕОГРАФИЯ (Лекций – 2 ч.; СРС – 4 ч.)

Содержание понятия, предмет и задачи дисциплины. Объект изучения и значение палеографии. Взаимосвязь науки с филологией, текстологией, дипломатикой, искусствоведением, химией, физикой и т.д. важность правильной атрибуции письменного памятника. Технические приемы, используемые в палеографии при анализе источников. Палеография и эпиграфика. Возникновение и развитие палеографии как науки.

Появление письменности. Дописьменный период истории человечества. Приемы передачи и фиксации информации в то время. Пиктография. Появление идеограмм. Фонограммы. Возникновение письменности в государствах древнего Шумера и Египта. Виды египетской письменности. Многозначность иероглифов, их символическое значение. Клинопись Месопотамии. Виды шумерских логограмм. Письменность в древнем Китае. Особенности китайских иероглифов.

Первые алфавиты. Развитие силлабического письма. Изобретение финикийцами буквенно-звуковой системы и ее особенности. Акрофонический принцип. Греческий и латинский алфавиты. Разнообразие современных алфавитов. Идея создания международного алфавита.

Материал и орудия письма. Древнеегипетские папирусы. Первые чернила, орудия письма. Шумерские глиняные плитки. Изготовление в древнем Китае бумаги. Материал и орудия письма у греков и римлян. Пергамент. Распространение бумаги. Технология бумажного производства в Средние века. Изобретение книгопечатания. Водяные знаки. Гусиные и металлические перья. Пишущие машинки и авторучки. Виды стенографии.

Письменность у восточных славян. Пиктография славян. Первая славянская азбука. Деятельность проповедников Константина и Мефодия. Глаголица и кириллица. Дискуссия о времени и авторстве азбук. Первые русские письменные памятники. Материал и орудия письма в Древней Руси.

Формы славянской графики. Устав и его особенности. Полуустав, его отличия от устава. Возникновение скорописи. Буквенное обозначение чисел в древнерусском государстве.

Реформы русской письменности. Разработка Петром I гражданского шрифта. Реформы Российской АН в XVIII в. Преобразование в русской орфографии после 1917 г. Изменения в орфографии в новейшее время.

 

 

ТЕМА III. ХРОНОЛОГИЯ (Лекций – 3 ч.; СРС – 4 ч.)

 

Предмет и задачи хронологии как ИВИД. Понятие, предмет и содержание дисциплины. Теоретическая и прикладная задачи хронологии. Интегративный характер дисциплины и ее значение для историка.

Представление о времени и его учет. Мифологическое сознание и мифологическое время. Представление о времени у древних греков. Первые единицы исчисления времени. Сутки и их деление на части. Реформа исчисления времени астронома Гиппарха. Принципы деления месяца у вавилонян, греков и римлян. Развитие представлений о годе.

Календари. Содержание понятия. Лунный, лунно-солнечный и солнечный календари и их особенности. Эволюция календарей. Древнеегипетский, древнекитайский, майянский календари и их особенности.

Календарные реформы. Древнеримский календарь. Календарная реформа Юлия Цезаря. Деятельность астронома Созигена. Неудобство юлианского календаря для христианской церкви. Преобразование календаря папой Григорием XIII. Особенности григорианского календаря и его распространение. Календарь французской революции.

Системы летоисчислений. Понятие «эра». Типы летоисчислений. Эра Диоклетиана. Летоисчисления от сотворения мира. Христианская и Мусульманская эра. Перевод исторических дат на современную эру.

Русская хронология. Лунно-солнечный календарь у восточных славян. Имена месяцев. Распространение христианства и принятие юлианского календаря. Преобразования Петром I русской календарной системы. Введение новой эры от Рождества Христова. Реформа 1918 г. и введение григорианского календаря.

 

ТЕМА IV. МЕТРОЛОГИЯ (Лекций – 2 ч.; СРС – 4 ч.)

 

Метрология как ИВИД. Предмет и задачи дисциплины. Значение метрологии для изучения социально-экономической истории. Интегративный характер дисциплины. Использование данных метрологии в исследованиях историков.

Основные эталоны мер и весов в прошлом. Появление у человека потребности в измерениях. Первые меры. Основные эталоны для единиц измерения. Условный характер первых мер. Разнообразие мер в средневековой Европе. Феодальная раздробленность и попытка унификации мер.

Современная метрическая система. Французская революция и реформы в области метрологии. Новые единицы измерения длины, веса, объема и площади. Распространение метрической системы.

Русская метрология. Единицы измерения у восточных славян. Точные и приблизительные меры. Особенности измерения земельных площадей. Складывание единого государства и унификация русской метрологии. Русская система мер к 1917 г. и ее особенности. Введение в Советской России в 1918 г. метрической системы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.89 (0.01 с.)