Уметь расшифровать и записать в определенном ритме все основные украшения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уметь расшифровать и записать в определенном ритме все основные украшения.



2. Знать Особенности организации аппарата при исполнении украшений:

а) роль быстрого снятия пальцев;

б) более низкое положение запястья;

в) легчайшие пальцы;

г) значение аппликатуры в озвучивании украшений;

д) особая роль ритмической организации, акцентов во время исполнения трелей, сложных группетто. Упражнения для независимости пальцев.

3. Анализ музыкальных произведений Баха, Скарлатти, Моцарта, Бетховена, Гайдна, Клементи, Глинки, Шопена. Объяснить и расшифровать все украшения за инструментом, подобрать соответствующие упражнения.

Уметь расшифровать и записать в определенном ритме все основные украшения.

 

Литература:

Ф. Куперен «Искусство игры на клавесине». М., 1973

Ройзман Л.И. «Об исполнении украшений в произведениях старинных композиторов»

Бейшлаг А. «Орнаментика в музыке»

Е. и П. Бадура-Скода «Интерпретация Моцарта»

В. Ландовска «О музыке»

 

Музыкальный материал:

Гайдн Й. Сонаты соль мажор, ми мажор, си мажор, фа мажор, до минор

В. Моцарт Сонаты соль мажор, ля мажор, си бемоль мажор, ля минор

Л. Бетховен Сонаты № 20, 25, 5, 6, 1, 7, 8, 19

И.С. Бах Инвенции 3-х голосные до минор, 2-х голосные фа минор, си минор

И.С. Бах ХТК II том фуги соль мажор, ля минор

И.С. Бах ХТК I том прелюдия соль минор, фа диез мажор; фуга ре мажор, фуга ре минор; прелюдия ми минор

Ф. Шопен Ноктюрны, прелюдии, мазурки

М. Глинка Ноктюрн, Вариации

Тема 17

Программные репертуарные требования и задачи обучения в средних классах ДМШ

 

Знать: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального и среднего образования; программные требования ДМШ.

Усиление элементов анализа выразительных средств музыки.

Заметна дифференциация в успехах, поэтому происходит дифференциация задач в обучении.

1. Детализация постановки задач, развитие самостоятельных навыков анализа, разбора: ученик самостоятельно пытается решить вопросы аппликатуры, динамики, с последующей проверкой педагогом.

а) Усиливается роль внутреннего слуха, слухового контроля, а также интеллектуальных и «рабочих» способностей.

б) Воспитание у ученика «горизонтального» мышления, длинного дыхания, фразировки.

2. Стимулировать процесс активного, интенсивного развития техники, освоения новых пианистических формул, приемов, усложнения художественных задач. Целесообразно давать учащимся 1-2 произведения на «вырост» — с более серьезными проблемами.

3. Расширение кругозора учащихся: слушание музыки, посещение концертов, самостоятельные разучивания легких пьес, участие в классных вечерах.

— Знание терминологии и чтение с листа педагог проверяет систематически на контрольном уроке.

— Знакомству с произведениями разных стилей и школ способствует принцип «эскизного разучивания» произведений.

- С художественной и технической стороны учащийся проходит более сложный репертуар — полифония имитационного характера, сонаты, концерты, вариации, кантиленные и виртуозные пьесы различных стилей.

Уметь составить «целевую» программу для ученика 4 класса. Обосновать ее педагогическую целесообразность для слабых и сильных учащихся.

 

Музыкальный материал:

И.С. Бах Маленькие прелюдии и фуги, 2-х голосные инвенции, 3-х голосные инвенции

И.С. Бах Французские сюиты (отдельные пьесы)

В. Моцарт 6 сонатин

Л. Бетховен Сонатины

М. Клементи Сонатины

Д. Чимароза Сонатины

М. Глинка Сочинения для фортепиано: вальсы, контрданс, мазурки

Б. Барток Микрокосмос III-VI тетради

Э. Кодаи 12 детских танцев

Р. Глиэр Альбом фортепианных пьес

Ф. Мендельсон «Песни без слов»

В. Гаврилин «Альбом для фортепиано»

Д. Шостакович «Танцы кукол»

В. Гаврилин «Альбом фортепианных пьес, ансамблей»

Ж. Орик «Маленькая сюита»

П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года»

Этюды — Черни, Лемуана, Лешгорна, Крамера, Беренса, Киркора и др.

 

Литература:

Б. Милич «Воспитание ученика-пианиста» 3-4 классы ДМШ

Программа ДМШ (Нучно-методич. Центр по начальному и среднему музыкальному образованию Министерства Культуры РФ)

Закон РФ «Об образовании». М., 1992

Тема 18

Программные, репертуарные требования и задачи обучения в старших классах ДМШ

 

Знать федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального и среднего образования.

1. Учитель — ученик. Проблема творческого контакта в дальнейшем развитии ученика, поддерживание интереса к активным занятиям.

а) Особая роль репертуара в развитии глубины и разнообразия эмоциональной сферы учащихся. Разнообразие стилей, включение в репертуар произведений современных композиторов.

б) «Эскизное» разучивание сочинений позволяет накапливать репертуар, развивать музыкальный кругозор и творческое мышление; забота об интеллектуальном развитии ученика и развитие его эстетических вкусов, чтение специальной литературы, чтение с листа различных произведений, слушание музыки, посещение концертов.

2. Активное развитие крупной техники, усиливается роль развернутых виртуозных пьес; учет профессиональной ориентации учащихся обязывает к тщательной технической отделке исполняемого произведения.

— Освоение всех видов техники, в том числе Д7с обращениями, 11 аккордов, двойных нот, хроматических и диатонических терций.

3. Роль концертных выступлений, психологическая подготовка к ним (аутогенная тренировка положительных тезисов и эмоций).

Воспитание у ученика тенденций к самоанализу, самоконтролю.

Анализ репертуара и составление «целевых» программ для средних и подвинутых учащихся. Анализ открытых уроков преподавателей школы и училища со старшими учениками.

Литература для анализа:

И.С. Бах 3-х голосные инвенции, концерты, сюиты, партиты

Моцарт, Бетховен, Гайдн — Сонаты, вариации, концерты

Ф. Шопен Прелюдии, ноктюрны, мазурки, вальсы

П. Чайковский «Времена года»

Н. Мясковский «Причуды», «Пожелтевшие страницы»

С. Прокофьев «Мимолетности»

М. Глинка «Вариации», Ноктюрн и др.

Э. Григ Лирические пьесы

Ф. Мендельсон «Песни без слов»

Ф. Лист Утешения

А. Аренский, А. Лядов, С. Рахманинов Отдельные пьесы

Этюды: Черни ор.299, 740, Крамер I-II т., М. Клементи, М. Мошковский, И. Лев, А. Кобылянский Этюды; Ф. Лист «Юношеские этюды» и др.

Закон РФ «Об образовании». М., 1992

Программа ДМШ. М., 1988

 

III РАЗДЕЛ

IV КУРС

2 семестр

Консультации. Подготовка к итоговой

Государственной аттестации

Тема 19

Музыкально-выразительные средства. Их интерпретация в процессе работы надв произведениямих

Различных авторов и стилей

«Рука – это орудие Разума!» (Д. Брунер)

Работа над музыкальным произведением - это длительный, поэтапный, варьируемый возвратно-поступательный процесс, результативность которого проверяется только на СЦЕНЕ. Возможно сравнить этот процесс с работой актёра над сложной ролью в театре, с выучиванием текста, с поиском мимики, пластики, интонаций и т.д. Но пианист играет не за одного актёра, а за весь полноголосый «спектакль». Работа над музыкальным произведением – это бесконечное выслушивание во все подробности и изгибы, во все детали фактуры и их гармоничное сочетание, это поиск вариантов музыкального образа: штриха, движения, агогики, педали и т.д. («Ученик должен понять, что прекрасное разнообразно и до расточительности щедро в своих проявлениях, плохое же едва отличимо одно от другого, однообразно, скупо» Нейгауз Г.Г.).

Но прежде, чем начать работу над произведением, необходимо ясно представлять художественную цель, (конечный результат), задачи и пути достижения цели, не только педагогу, но и ученику!

Необходимо воспитание осознанного отношения к музыкально-выразительным средствам композитора и исполнителя. Воспитание этической ответственности за качество воплощения авторского музыкального образа; ответственности перед слушателем за выразительность своей музыкальной речи, за мастерство и ясность технического воплощения: за точный темп, за свободу и гибкость своего аппарата при прочих музыкальных и сценических требованиях.

Авторские музыкально-выразительные средства и роль интеллектуального контроля при их анализе и воплощении:

Жанр Метр

Ритм Лад, тональность

Гармония Фактура

Тембры, регистры Артикуляция (штрихи)

Динамика Форма

Фразировка Агогика, педаль и др.

Анализировать исполнительские средства пианиста. Их рациональное и психоэмоциональное влияние на воплощение образа:

I. Фундамент и основа пианиста – это свободный вес его Руки и её частей, знание законов рациональной аппликатуры, контакт с инструментом, развитая беглость (скорость и сила пальцев), выносливость. Одним словом – ТЕХНИКА – это главное средство для выступающего пианиста. И как бы стыдливо не ставили её на 2-ое, 3-е место, без неё как «без денег» или как «без рук», или «без ног» - на рояле не поиграешь. Знание и эффективное использование индивидуальных весовых и двигательно-скоростных особенностей своего аппарата обеспечивает музыкальную выразительность и техническую надёжность в любых темпах и условиях сценического волнения при выступлении.

II. Любовь к данному произведению или автору, и восхищение им как со стороны педагога, так и ученика – это главный двигатель всей последующей творческой работы над произведением и его воплощением на сцене с помощью индивидуальных исполнительских средств; «Нравственность – это мотор Музыки» (Р.Щедрин).

III. Чувство Времени – держать пульс, ритм, метр:

· удержание темпа, управление темпом и АГОГИКОЙ (на основе понимания интонирования и гармонических тяготений)

· понятие «Ремесленник» - это качество звука, ясность дикции. Владение точным временем - пульсом, ритмом, метром через авторскую ясную артикуляцию и двигательную координацию

· поняти е «Художник» - это устремление, тяготение к сквозному ладово-гар­моническому развитию, через тяготение к устою, к К6/4.

· Формообразование: выпуклость кульминаций, динамика крупных построений – террас-периодов, разделов и т.д.

IV. Выразительное «Интонирование»:

· понятия: «Вокальная филировка звука», вибрации звука, слышание «послезвучия», натяжение интервалов – агогика, тяготение ступеней, звукопереливание;

· весовое – силовое наполнение интервалов, «уровни веса» - слуховое осознание (предслышание) веса своего аппарата для разнообразной микродинамики и нюансировки;

· понятие «Звуковедение»- это слуховая стратегия, или штурманская карта слухового воображения:- расслоение слуха на 3 стадии: помню « что» уже сыграл, слышу «что» сейчас играю, и предслышу «как» буду дальше играть. Расчёт артикуляции и туше – прикосновения к клавише.

· Акустическая динамика: понятие акустического слуха, вибрационного слуха - биений звуковой волны, соотношений-соподчинений этих волн («форма» вертикальной акустики) и соотношение и развитие горизонтали - общего акустического наполнения и разряжения (горизонтальная форма акустики). Акустическая ориентация в различных залах - слышание реверберации звука от противоположной стены, «наполненности» зала звуком, и т.д.

V. Тембр и звукоподражание – предслышание штриховой краски (артикуляции) и опережающее управление ею, степень остроты-глубины и яркости слухового представления и физического воплощения (имитации), роль культурного и слухового воображения (багажа) исполнителя;

Стилевая, слуховая информативность – знание творчества автора (других его произведений), его жизни, биографии, интересов, идей, друзей, увлечений и т.д..

VI. 5) Сценическая выдержка:

· Эмоциональный и рациональный «расчёт» на сцене -добавить эмоции или притушить их, какой нюанс динамики, чувства, мимики добавить – убавить. Слуховой динамический и артикуляционный контроль.

· Корректировка психомоторики, мышечных и психических реакций на образ – эмоцию у разных учеников: атлетик, пикник, астеник, грацильный тип. Темперамент – как способ возбуждения и торможения эмоциональных реакций и состояний. Развивать самокорректировку психомоторики (См. гл. «Определение способностей»).

· Техническая состоятельность. Развитие и тренировка аппарата на основе идеомоторных представлений. Тренировка скорости, беглости, силы, выносливости, воли.

· Профессиональное мышление в экстремальных условиях сцены: предупреждение эффекта «ускоренного чувства времени», активизировать «слуховой контроль», «предслышание» всей фразы через внутреннее пение, помнить о «штурманской карте» - об исполнительском плане «включений» и «автопилоте», о «переключениях» слухового внимания на узловые моменты формы в процессе игры.

· Артистизм - способность получать дополнительную энергию на сцене, «зажигаться» и зажигать слушателей; чувство соразмерности, гармонии и естественности при исполнении, умение справляться со сценическим волнением, обращая его в «свою» пользу. Желание выступать перед публикой.

Положительно оптимизировать нравственную (этическую) и эстетическую мотивацию исполнительства через образы доступные возрасту ребёнка (от простого: «тебя хочется слушать» до ораторской, просвещенческой функции искусства и т.д.

Существуют 2-ве исполнительские традиции:

· - «Аутент и чная» - максимально прибл и женная к авторской эпохе, эстетике, акустике, тембрам, динамике, приёмам игры и психофизике автора, его инструментарию и т.д.

· - «Субъективно-психологическая» или «Творческая» - передающая Дух, авторскую Идею, Замысел, не преследующая цели играть только на старых инструментах эпохи, когда жил автор и т.д.

7.1. Анализ авторских (текстовых) музыкально-выразительных средств в структуре целостного педагогического процесса:

— мелодия, мелодический рисунок, линия баса;

— ритм, метр, пульс;

— штрихи (способ артикуляции);

— гармония, лад, звуковысотность;

— способ членения (структура мотивов, фраз) лиги;

— авторская аппликатура;

— авторская педаль;

— тип фактуры, ее смена и разнообразие, плотность, расположение в регистрах;

— ритмическая нюансировка и др.

Все эти средства — семиотическая система для передачи музыкальных, художественных идей, эмоций композитора.

Нотный текст (графическая запись) — источник слуховых и моторно-двигательных представлений.

Воспитывать уважительное профессиональное отношение ко всем знакам нотного текста. «Язык нот» — это «одухотворенная символика» (умение читать «между нот»). Роль внутреннего слуха и фактурно-технического, пластического опыта.

2. Исполнитель — это толкователь знаковых систем, «оживляющий» их своим энергетическим потенциалом. Специфика исполнительских выразительных средств в их «вариантной множественности», изменяемости и индивидуальности при прочтении авторского текста.

Раскрыть ученикам 2 стороны деятельности исполнителя:

— изучение авторского текста;

— толкование авторского текста (озвучивание).

3. Специфические особенности исполнительских средств: глубина, широта кругозора, знание, дарование, умения и навыки, как: виртуозность, скорость эмоциональных переключений, пластичность, гибкость руки, сила и дифференциация пальцев, разнообразие и выразительность интонирования, динамики, агогическая гибкость, метроритмическая упругость (дисциплина), напевность в туше, скорость слышания, качество слухового контроля, артистизм и др.

4. Особенности артикуляции, членения на элементы речи в музыке Баха, Бетховена, Гайдна, Шопена, Чайковского, Прокофьева и др. (Сравнительный анализ музыкальных произведений).

— Различные способы записи артикуляции, мотива, фразы в различных стилях выражают различный характер мелодики, способы интонирования и фразировки в произведениях различных стилей.

5. Трактовка инструмента и темброво-звуковые задачи в различных школах и стилях.

6. Авторская «фактурная» динамика, «образная» динамика сочинения и субъективный фактор динамики — исполнительский.

7. Особенности метро-ритмической пульсации в классических произведениях (Моцарт, Гайдн) и ее отличие от энергии движения у романтиков.

— Принципы акцентуации, цезур, синкоп в различных стилях

8. Особенности педализации в музыке классиков, романтиков, современных композиторов. Различные способы записи педали.

9. Характер координирования рук, движений в различных стилях. (Включение все более крупных жестов и групп мышц).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.059 с.)