Анкета для исполнительского анализа сонатного Allegro 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анкета для исполнительского анализа сонатного Allegro



1. К какому периоду относится данная соната:

· ранний классический период (1760-1770г.г.)

· средний классический период(1780-1790г.г.)

· поздний классический период(1800-1820г.г.)

2. Вид сонатного allegro:

· сонатина (без разработки).............................................................................

· соната с двойной экспозицией и разработкой //:-----://...................................

· соната с развитой разработкой и динамической репризой............................

· соната-«КОНЦЕРТ» с кодой, каденцией.......................................................

· соната – вариации.........................................................................................

· соната – фантазия.........................................................................................

· соната с ложной репризой.........................................................................

· другое..........................................................................................................

 

3. Тонально –Тематическая схема главных разделов (указать тональности):

- экспозиция -

гл.п.________________св.п.___________п.п.____________закл.п._____________

 

- разработка: ___________/-_______________/___________________//______________

 

- реприза:

________гл.п.________св.п._______п.п._________закл.п________кода.__________

 

4. Интонационная характеристика главной партии:

· однотемна (тема-ядро)...............................................

· двухтемна (контраст)................................................

· двухтемна (конфликт).................................................

· многотемна................................................................

· с элементами развития(разработки).......................

· другое...................................................................

5. Характер связующей партии:

· на материале гл.п.....................................................

· на новом материале................................................

· св.п. отсутствует......................................................

· другое………………………………………………

6. Характер побочной партии:

· контрастна главной партии.................................................

· конфликтна гл.п.....................................................................

· на интонациях гл.п.(наличие лейтмотива)..........................

· многотемна (многосоставная)..............................................

· с элементами развития (разработки)...................................

· другое……………………………………….......................

7. Характер заключительной партии:

· на материале поб.п...........................................

· на новом материале........................................

· на элементах главн.п......................................

 

7. Характер варьирования в разработке:

· мотивное вычленение гл.п. (указать такты)....................................................

· мотивное вычленение п.п. (указать такты).....................................................

· на новом материале.........................................................................................

· смешанный вариант.......................................................................................

· наличие «эпизода» внутри разработки..........................................................

· «эпизод» вместо разработки............................................................................

· Другое………………………………………………………………………….

 

 

9. Характер репризы:

· «статическая».......................................................................................

· «динамическая»....................................................................................

· «динамическая»с расширением (кода, каденция).............................

· наличие «ложной репризы»..................................................................

· «зеркальная» реприза (поб.п.- св.п.- гл.п.)..........................................

· другие варианты ………………………………………………………

10. Жанровые признаки allegro:

· дивертисмент................................................................................................

· «симфоническая» увертюра........................................................................

· «квартет» ________струнный, ___________ духовой _______________

· «оперная сцена»:опера-буф, опера-seria, опера-heroic.............................

· танцевальные элементы: менуэт, марш, галоп, сицилиана, качча, аллеманда, пастораль…

· трагическая исповедь...................................................................................

· лирико-романтическая исповедь...............................................................

· другое............................................................................................................

11. Артикуляционные характеристики:

· гл.п.-----легато, маркато, леджиеро, нон легато, портаменто,…другое____(каждый элемент)

· связ.п.-------------- ------- ------------- ------------- --------------- ------------ --------------------------

· поб.п. ---------- --------- ----------- ------------- ------------ --------- --------------------

· закл.т. -------- -------- ---------- ------------- ------------- ------------ ------------------

12. Характер динамики.

· контрастный

· волнообразный

· террасообразный

· «смешанный» тип динамики

· Другое............................................................................................................................

13. Использование педализации (указать такты):

· ритмической.........................................................

· метрической.............................................................

· интонационной..........................................................

· динамической................................................................

· гармонической.................................................................

· фразировочной...............................................................

· другие варианты.............................................................

 

14. Уровень трудности по классу или году обучения.

класс (примерно)....__________________________________________________________________

 

15. Целесообразность использования этой пьесы в педагогическом репертуаре:

· для развития кругозора......................................................................................

· для развития чувства метро–ритма....................................................................

· для развития артикуляционной палитры пианиста.........................................

· для развития тембрально-звукового воображения ученика.............................

· для укрепления цепкости кончиков пальцев......................................................

· для развития контрастных переключений эмоционального и артикуляционного характера...........

· для закрепления ранее полученных исполнительских навыков...........................................................

· в качестве подготовки к более высокой ступени обучения...............................................................

· другое..............................................................................................................

 

 

Тема 16

Украшения и мелизмы

Особенности работы над Расшифровка мелизмами мелизмов.и их Особенности работы над мелизмами расшифровка в различных стилях

 

Орнаментика – лат.ornament – украшение. Это мелодические обороты из звуков относительно мелкой длительности, применяемые для украшения мелодии, усиления её экспрессии, для подчёркивания устойчивых или неустойчивых тонов лада, для демонстрации виртуозных возможностей исполнителя и т.д. К орнаментике относятся:

1 «Мелизмы»- греч.- маленькие мелодии

2. Тираты - итал. фр.-tirade- вытянуть, выстрелить, выбежать - украшение в виде гаммаобразного диатонического пассажа -или é, или ê.

3. Пассажи - (фр. passer)- действовать, идти.

4. Колоратуры - (вокальные) итал. colore – цвет, расцвечивать.

5. Глоссы - испанский- glosas – «вариант», вариация на каждый голос из 3-4-х-голосной фактуры.

6. Фигурации аккордов (арпеджио как éтак и ê)

7. Ритмические изменения – Ломбардский ритм, Французский ритм. и др.

Истоки и эволюция Орнаментики связаны с искусством импровизации. Различают:

- орнаментику, обозначенную в нотах,

- орнаментику не обозначенную, т.е. импровизировавшуюся исполнителем;

- полностью выписанную нотами в тексте автора;

- орнаментику выписанную особыми знаками: мелкими нотками;

(мелизмы - это сложившиеся устойчивые обороты, поддающиеся знаковому обозначению)

Наивысшее развитие такая орнаментика получила в XVII –XVIII веках:

итальянском органном и вокальном искусстве (Дж Фрескобальди, Д. Скарлатти),

- во французском инструментальном ис-ве (Рамо, Куперен),

- в немецком органном и клавирном искусстве. (И.С.Бах, К.Ф.Э.Бах)

В это же время, в 17-18 в.в.складывается классическая вариационная форма, в которой важная формообразующая роль принадлежит Орнаментике, полностью выписанной нотами в так называемых «орнаментальных вариациях» (Моцарт, Бетховен, Мендельсон, Глинка, Аренский, Чайковский и др.)

 

Путь развития европейской муз. привёл к постепенному отказу от орнаментики, импровизируемой исполнителем. Привёл к точному обозначению всех орнамент. оборотов нотными знаками (Ф.Шопен, Ф.Лист и др. романтики). Но в XX веке орнаментика, не обозначенная в нотах, проявилась и была востребована джазовыми исполнителями в искусстве джазовой импровизации, как в вокальной, так и в инструментальной музыке.

Мелизмы

 

1. «Мелизм» переводится как – «маленькая мелодия» или отрывок мелодии (греч.), исполняемый на 1 слог текста, т.е. распев. То же значение носят понятия: «колоратура», «пассаж», «рулада», «юбиляция» - в григорианском пении, «знаменный распев» в русском пении и т.д. К мелизмам принадлежат разл. виды орнаментики – т.е. украшений.

2. 2-ое значение: «мелизмы» – это небольшие, относительно устойчивые мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке, обозначаемые особыми условными знаками или мелкими нотами. Широкое распростра- нение Мелизмы получили в клавесинной музыке 17-18 веков, что отчасти обусловлено природной краткостью звука на клавесине. Мелизмы делали менее заметным быстрое затухание звука на клавире. А отчасти обусловлено культурно-эстетическими особенностями бытовавших тогда стилей: «барокко» (Италия»), «рококо» (Франция) и «галантного» стиля (Франция, Австрия, Германия, Чехия) – миниатюризм, изысканность, украшательство, «услаждение слуха» (Куперен), комплиментарность и т.д.

3. К концу 18 –ого века сложились 2-е «школы», 2-е традиции в исполнении и расшифровке

украшений: Итальянская и Французская.

Итальянская школа предполагает в расшифровке и исполнении мелизмов б о льшую свободу: ритмическую, метрическую; импровизационность в употреблении того или иного мелизма. Это связано с особенностями вокальной техники певцов, сценическими традициями и манерой пения в 17-18 веке.

Французская школа как и Испанская (в Глосах) отличается б о льшей строгостью в правилах применения и расшифровки всех мелизмов, (точный ритм, точное соотношение с левой рукой и т.д). Это связывается с особенностями развития французской культуры – инструментальной, преимущественно, (Королевскими придворными музыкантами были – были Ж.Б. Люлли, Ж.Ф.Рамо, Л.Ф.Куперен – великие клавесинисты, педагоги и теоретики своего времени, создатели инструментальной миниатюры, клавирной сюиты и печатных трактатов об искусстве игры на клавире, в к-ых они приводили таблицы расшифровок мелизмов).

 

 

Таблица общеупотребительных украшений (мелизмов).

 

Форшлаги: ( символ задержания - апподжиатуры)

· Долгие – неперечёркнутые, исполняются «в долю», с басом вместе и занимают половину основной длительности

♫ H ♪ Q © H

Q Q E E Q Q

· Короткие форшлаги – перечёркнутые, исполняются «из-за такта», до баса:

É Q É H

E E E E E E

Морденты (как символ самой короткой трели):

 

· Неперечёркнутые морденты исполняются с участием верхнего вспомогательного звука, сохраняя ладовые ступени, т.е.как правило, диатонические. В стиле «барокко», «классицизма» и «галантного» – 17-18 в.в. исполняются строго с акцентом на 1-ом звуке из 3-х, и с басом также на 1-ый звук.

ü ü

m m m F Q · Q Q · Q

Q H Q F Q H

· Перечёркнутые морденты исполняются с участием нижнего вспомогательного звука, имеют острое гармоническое тяготение: как VIIa в Тонику, поэтому часто имеют диез или бемоль в расшифровке. В стилях «барокко», «классицизм» и «галантный» (17-18в.в.) M M исполняются строго с акцентом на 1-ом звуке из 3-х, и 1-ый звук из 3-х. также совпадает с басом

M # M M

Q Q Q

играть: Q Ï Q Q Ï Q Q Ï Q

· двойные неперечёркнутые морденты исполняются с участием верхнего вспомогательного звука и начинаются с верхнего вспомогательного звука(как трели), и совпадают с басом.

µ µ исполнение

H H F ♪ ♫ Q.

Q Q Q Q

Трели (trell – дрожь, дребезжание)- исполняются (начинаются) с верхнего вспомогательного звука (как символ задержания - апподжиатуры). Если занят предыдущий верхний звук, то играть нужно с основного, но с участием верхнего вспомогательного звука (если не указано специально).Минимальная трель – это 3 звука (как m мордент), 1-ый звук трели - играется вместе с басом

Техника исполнения – ротация руки, при достаточно низком запястье и быстрое снятие-отскок лёгких пальцев с клавиши. (Скорость снятия – это и есть скорость взятия следующего звука). Для длительной трели больше подходят не рядом стоящие пальцы, а «терцовые»: 2-4 и 1-3.

 

трель без нахшлага трель с форшлагами трель с форшлагами и нахшлагом

Ùµ Ùµ Ùµµµ Ùµµµ Ùµµµ♫

Q Q ♪ H ♫ H ♫ H ♫ h

Группетто: символ опевания ступени (ступеней) лада (II –I – VII# – I) или: I-VII#-I-II-I (пример: К.Черни 299соч. Этюд № 4

группетто неперечёркнутое начинается группетто перечёркнутое начинается с нижнего

с верхнего вспомогательного звука вспомогательного звука.

T T

· Q Ï Q Ï Q · Q

Тремоло - («дрожь») - звуковая имитация литавр, быстрое чередование 2-х звуков через октаву, либо другой интервал. Чередование строго соответствует указанному ритму и соотносится с ритмом правой или левой руки. Технология исполнения – ротация всей руки и легко отскакивающие пальцы.

!! -тремоло восьмыми ♫♫♫♫, @ -тремоло шестнадцатыми: ëë xxxx,

d ¾ -тремоло тридцать вторыми.

 

Совмещённые украшения: Шлейфер с мордентом - («пральтриллер» - «сладкая дрожь»):

mm - играть с верхних вспомогательных звуков; •●Ï♫♫♪

mµ - пральтриллер перечёркнутый - играть с нижних вспомогательных звуков ♫¯’ ∙ ’ ∙ •

Все украшения при исполнении требуют быстрого отскока пальцев, чуть более низкого положения запястья (как в классической постановке). При затруднениях прорабатываются с помощью упражнений для дифференциации пальцев: с акцентами ^ ^ ^ ^ ^

¯ ¯ ¯¯ ¯¯ ¯¯¯;

по 2-дуолям, по 4 квартолям, по 3-олям, по 6-олям, по 8-октолям, по 5-квинтолям, и 7.

 

Примеры: Бах Мал.Прелюдии: До маж.1тетр, ми минор 2тетр; 2-гол. Инвенции; Гайдн Сонаты: С-Dur 1ч.(триольная), G-Dur (№23)1ч., Бетховен Сон.№20, 1часть, №17 1ч. гл.п., №10 гл.п., и т.д.

 

Знать: Роль и акустическое значение мелизматики в клавирном искусстве XVII-XVIII веков.

1. Две школы орнаментики — французская и итальянская.

— Точность исполнения всех украшений, указанных автором, характерная для французской школы. (Таблицы Ф. Куперена);

— и вариантность, произвольные украшения в итальянской школе. И.С. Бах предпочтение отдавал точности, и расшифровывал большинство украшений основными нотами. Значение таблиц «Нотной тетради» Вильгельма Фридемана Баха;

— украшения в галантном стиле и в музыке венских классиков (трели, группетто, морденты, форшлаги).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.48 (0.055 с.)