Работа над классической сонатной формой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над классической сонатной формой



I. Сонатно-симфонический цикл и инструментальная соната представляют собой высшую форму гамофонно-гармонического мышления конца XVIII и начала XIX века.

Период формирования гамофонно-гармонического мышления можно условно очертить с 1580 года — годы творчества композиторов «Флорентийской камераты».

К концу XVIII века возникли первые оперы — «драма на музыке» — Люлли, Куперен Луи, Перголези;

Утвердились три типа гамофонии:

— аккордовый (моноритмичный, хоральный);

— мелодия плюс аккорд или его фигурация;

— полифонизированный («оркестровый», «кончерто гроссо»).

На формирование сонатного жанра повлияли:

а) традиции народных («венецианских») комедий с 2-4 лицами, с введенными речитативами, а не разговорами, как во французской комической опере;

б) спектакли Бомарше, Мольера, и французская комическая опера с определенным сюжетом и «набором» героев: «слуги», «молодая любовная пара» — лирические герои; «комические старики»; сюжетная схема особенно ярко проявилась а операх Перголези «Служанка-госпожа» (1732) и Моцарта «Свадьба Фигаро» (1786);

в) традиции ансамблевого музицирования «Мангеймской школы» (Ян, Карл Стамиц, Рихтер, Фильц, Каннабих):

— их ансамблевая сыгранность, непревзойденная в Европе;

— эмоциональность, яркость музыкальных образов;

— характерные мелодические обороты — «Мангеймские вздохи», задержания;

— динамические контрасты «соло-тутти», эффектные длительные крещендо и диминуэндо;

— определившийся контраст тонального сопоставления главной и побочной тем Т—Д — в экспозиции.

Сформировавшийся к концу XVIII века гамофонно-гармонический тип мышления обладает специфическими особенностями музыкального языка.

1. Устоявшиеся тональные связи внутри формы сонатного аллегро: Т—Д—Т, либо Т—IIIн—Т;

2. Строгое метро-ритмическое соподчинение музыкального материала, как внутри такта, так и внутри предложения, периода, всей части; единство пульса и темпа;

3. Кадансирование — как способ структурирования формы;

4. Способ изложения — аккорд, как вертикальное «единство»:

— фактурное;

— ритмическое;

— ладофункциональное;

— акустическое,

даже при его ритмической или фактурной разработке.

Свертывание многоголосия в аккорды рождает новую идею — гармонического развития, опирающуюся на иной тип формообразования - на единство всех голосов:

— при нарастании напряжения и спада;

— общность кульминаций (точка «золотого сечения»);

— одновременность цезур, дыханий;

— симметричность структур, как чередование устоя и неустоя, напряжения и покоя.

(Типы фактур в теме 13).

5. Выделение, вычленение мелодии, ее индивидуализация, выразительность ведет к яркой декламационности и, следовательно:

— к обилию «оттенков речи» - артикуляционных обозначений;

— к обилию различных украшений - мелизмов (эстетика галантного стиля);

6. Специфические традиции оркестрового мышления композиторов «Венской школы» требуют от исполнителя хорошего знания тембров и специфики штрихов струнных и духовых инструментов при исполнении эффектов «эхо», «соло-тутти», «перекличек», «диалогов», «вопросов-ответов»;

7. Характерное наличие признаков композиционной драматургии (формообразования) и связь их с элементами оперной музыкальной драматургии:

а) наличие ясно выраженного центрального конфликта (контраста), раскрывающегося в тональном и интонационном противопоставлении 2-х партий (высокий уровень обобщения), либо 4-х партий (с развитыми связующей и заключительной) — в этом случае усиливается элемент театральности, конкретизации образов-состояний (4-темперамента). Например: Бетховен Соната №20 I часть, №21 I часть;

б) последовательность раскрытия замысла или этапы: экспозиция (Т-Д) – завязка драмы, содержит Главную партию (Т) – преимущественно активный, внутренне контрастный характер - символ мужества, энергии; связ. п. – которая построена на материале гл.п. – развивает или завершает её, модулируя в доминанту – в Поб. п.(Д). Побочная п. – лиричность, жанровость образа - символ женственности, изящества – контрастна главной. Далее Заключительная партия – завершает Экспозицию, содержит элементы побочной партии.

разработка (развитие) — мотивно-тематическая, на материале главной и побочной тем. Тональная неустойчивость, структурная незавершенность. Различные масштабы разработки в ранних сонатах Гайдна, и в поздних Бетховена. Кварто-квинтовые, секундовые, терцовые тональные планы в модуляциях. «Эпизод» вместо разработки, его драматургический эффект.

реприза (развязка). Наличие «органных доминантовых придыктов» — особый случай нагнетания кульминации. Появление нового качества: тональное сближение между партиями; возможность изменения тем, масштабов, варьирование, перестановки. Виды реприз: «ложная», «статическая», «динамическая», «зеркальная», «субдоминантовая».

кода (послесловие, эпилог, заключение). В некоторых случаях - новая фаза развития, разработка. На материале экспозиции, либо на новом материале.

8. Классический концерт — жанр соревнования солиста с оркестром. Особенности формы: двойная экспозиция, сольная каденция («монолог») — как кульминация сонатного аллегро.

Драматургическое единство, сквозное развитие на основе интонационного родства партий, на системе «лейтмотивов».

Классические, ранние сонатины К.Ф. Баха, Д. Скарлатти, Чимароза, Бенда — подготовительный этап к сонатам Гайдна, Моцарта, Бетховена.

II. Воплощение произведений крупной формы классического стиля требует знания особенностей музыкально-выразительных средств «венских классиков» (стилевых навыков).

1. Изменение образного содержания музыки по сравнению с «барокко». В центре — человек, его духовный мир, размышления, поэтическая лирика (песня, танец), героическое начало.

Звучность стала более пластичной, гибкой, красочно изысканной. «Счастливое сочетание рисунка и краски» (К. Тиме о Моцарте).

Моцарт — мастер психологических состояний, настроений.

Бетховен — мастер драматического нагнетания, развития, столкновения и взаимопроникновения, показал процесс становления образа.

Гайдн — в лучших своих произведениях достигает и того и другого, давая полную, объемную картину мировосприятия жизни, поднимая простое, повседневное, здоровое начало до уровня философских обобщений.

2. При выборе динамики произведения важно помнить об:

— оркестровом мышлении классиков (камерный состав Гайдна, Моцарта; и полный состав оркестра Бетховена);

— о тембральных контрастах, перекличках, сопоставлениях различных групп оркестра;

— об особенностях звучания молоточкового клавира Моцарта (фортепиано Вальтера у Моцарта весило 60-70 кг, вес пружины 20-30 г, без стальной рамы);

— фортепиано Штейна у Бетховена. Увеличение веса пружины, расширение регистрового диапазона. Появление стальной рамы в 1825 году;

— принципе авторской «фактурной» динамики, при скупости авторских указаний Гайдна, Моцарта, (прием «свето-тени»);

— употребление сфорцандо в качестве интонационной выразительности, (fp), контрастная динамика Гайдна, Моцарта;

— акцентирование слабых долей такта, внезапное пиано после крещендо, принцип волнообразной динамики у Бетховена, как сильное драматургическое средство.

3. Артикуляция.

Дробное членение, мелкие мотивы, короткое дыхание, ямбические и хореические структуры, короткие лиги, лиги-штрихи - исполняются пальцевыми приемами (Моцарт, Гайдн). Принцип «речитации» — расчленения (нон легато). Технология звукоизвлечения по принципам классической «механической школы»:

— игра круглыми цепкими пальцами («коготками»);

— низкое положение запястья, что дает возможность быстро отскакивать пальцу от клавиши;

— игра «близко к клавиатуре» при живом гибком запястье (система тренажа в XVIII-XIX вв. — «хиропласты», «рукоставы»);

— соотношение рук в «пользу» правой: главенство мелодического начала. (Бетховенская артикуляция — основана на ином принципе — «легато», «объединяющие лиги»);

— разнообразие штрихов; легато, портаменте, стаккато - тембровая основа их воплощения.

4. Выбор темпа зависит от жанровых особенностей сочинения:

— от артикуляционных подробностей и обозначений;

— от обилия мелизмов и их сложности;

— от указанного размера и ритмической пульсации.

Важно помнить об отличии размера ¹ от «С» и от C — разница в определении «единицы движения» в такте:

В размере ¹ - единица движения — это четверть q;

В размере «С» — единица движения - это половинная; h

В размере C — единица движения - это целая, как «алля брэвис» - W

Для исполнения сочинения в едином темпе (I части) необходима специальная работа над внутридолевой пульсацией, над единой долевой пульсацией (дирижирование одной рукой, другой — играть, и наоборот).

Для выявления крупных структур (фразировки, предложений, периодов) полезно объединить такты (на основе гармонического тяготения) в «сильные» «слабые».

5. Усвоение характерных фактурных формул требует раскрыть координационное соотношение рук в горизонтали и вертикали: барабанные басы, (один повторяющийся звук) «маркизовы» басы, (ломанные октавы) «альбертиевы» басы (разложенное трезвучие, аккорд) «ломанные арпеджио»; динамизация, усложнение, уплотнение фактурных формул у Бетховена (техника мартеллато, унисонные пассажи, ротационные виды, разложенные Д7, каденции и др.).

6. Педализация. Важно помнить о реальном «звучании» и образном значении пауз, фермат, штрихов у классиков. Возможно ритмическое применение педали, динамическое, (сфорцандо), артикуляционное, элементы гармонической педали. Педализация у Бетховена. Обертональные эффекты (17 соната).

7. Выбор сонаты для ученика определяется характером, содержанием музыкального образа, насыщенностью и многообразием тематического материала и метроритмическими трудностями.

На ранних этапах развития ребёнка приемлемы «мажорные» сочинения, с контрастной драматургией (в отличие от конфликтной). Полезно начинать с сонатин Клементи, Бетховена, Диабелли, К.Ф. Баха, Мелартина, Бенды;

Важен жанровый настрой ученика к исполнению концерта - где требуется масштабность, яркость, отвага, виртуозный блеск, дух лидерства.

8. Соната - обязательный жанр в развитии пианиста на всех этапах его обучения.

Классическая крупная форма способствует развитию диалектического мироощущения — как единства и борьбы противоположностей; развивает чувство пропорции и соразмерности; волю, навык быстрых эмоциональных переключений в едином потоке времени, организует, дисциплинирует личность и развивает функциональный гармонический слух.

Педагогический и исполнительский анализ за инструментом подготовленных самостоятельно: сонаты, цикла вариаций из рекомендованной музыкальной литературы.

Для анализа: сочинения Клементи, Скарлатти, К.Ф. Баха, Меллартина, Бенды, Чимарозы, Галуппи, Диабелли;

И. Гайдн Сонаты, Моцарт Сонатины, сонаты

Л. Бетховен Сонатины, Сонаты (1, 5, 6, 19, 20), «Вариации на швейцарскую тему»

В. Моцарт Вариации на тему Дюпора;

М. Глинка Вариации «Среди долины ровныя»

А. Дюбюк Вариации

 

Литература:

П. и Е. Бадура-Скода «Интерпретация Моцарта» М., 1972

Фишер Э. «Фортепианные сонаты Бетховена» в книге «Исполнительское искусство зарубежных стран» вып.8

Алексеев А. «История фортепианного искусства» ч.1, М., 1962

Кремлев Ю. «Йозеф Гайдн» М., 1972

Гольденвейзер А.Б. «Исполнительские комментарии к 32 сонатам Бетховена»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.018 с.)