Ю. М. Орлов основные умственные операции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ю. М. Орлов основные умственные операции



Ю.М. Орлов ОСНОВНЫЕ УМСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ

 

Содержание лекции.

В этой лекции нам предстоит усвоить понятия, список которых приведен ниже. После того, как вы прочитаете всю лекцию вернитесь к этому списку и вы сможете проверить себя.

Понятие информации Операции ума Информация. Информационные функции личности, семьи, государства. Акты выделения объекта из фона, опера­ции наименования, присваивания класса, ориентировка, двойная классификация, бессознательное, определение ситуации, абстрагирование и обобщение, суждения, холистическая операция, анализ, синтез, сравнение, сосчитывание. Операция сличения и оценка, пуск и конец поведенческого цикла. Умственные операции структурирования времени, импликация, операции предвидения, вероятностного прогнозирования, проекции.

Умственные операции являются действиями ума по выработке информа­ции, необходимой для полноценной жизни, то есть эффективного выживания, при­способления к жизни.

То, как мы понимаем значения слов, влияет на наше поведение и мышле­ние. Это важно не только для теории, но и для практики. Поэтому я намерен на минуту занять ваше внимание понятием информации. Когда говорят о потоках информации предполагается, что информация - нечто находящееся вне человека, и которую надо получить. Но если подумать о том, что одна и та же ситуация дает разную информация для взрослого и ребенка, то придется отказаться от мысли о том. что информация нечто вроде вещи Тогда придется думать, что информацию каждый вырабатывает для себя, а не получает, и у взрослого для этого больше возможностей, чем у ребенка. Сказанное побуждает нас различать такие понятия как "информация" и "сообщение". Информация - продукт ума, а сообщение это материал, из которого ум вырабатывает информацию.

 

ИНФОРМАЦИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Общепринятым для обыденного ума является также представление о том, что информация - это сообщение. Говорят об избытке информации, информаци­онном голоде в смысле недостатка сообщений. На самом деле - сообщение не яв­ляется информацией; оно, повторяю, может быть только материалом, из которого вырабатывается информация. Иначе из одного и того же сообщения умный и глу­пый получали бы одинаковое количество информации. Следовательно, это свиде­тельствует о том, что понятие сообщения и понятие информации должны разли­чаться, ведь количество сообщения и для умного и глупого в данной ситуации одинаково

Зададимся вопросами: для чего служит информация и каким образом она вырабатываегся9 Если подумать о соотношении понятий информации и челове­ческого поведения, то невозможно представить иное, как то, что информация делает поведение более эффективным, а отсутствие информации - не эффектив­ным Можно высказать тавтологию, что информация способствует информационному обеспечению поведения, так как любое поведение предполагает наличие вещественных, энергетических и информационных условий. Но тавтология не подвигает нас в понимании.

 

Информация - мера неопределенности

Бели принять во внимание сказанное выше, то придется признать. что сущность информации не в сообщении, а в снижении или полном устранении неопределенности ситуации, в которой совершается поведение. Чем больше неопределенность, тем больше информации требуется для ее устранения. Математики определили даже меру для оценки неопределенности: это ситуация, в которой существует только два возможных результата некоторого поведения, каждая из которых имеет равные шансы, то есть половину шансов из всех возможных. К этой схеме можно отнести любые возможные ситуации и сосчитать, сколько информации нужно, чтобы устранить неопределенность.

 

Сомнение и вера

Любая неопределенность переживается человеком двояко, в виде сомнения и в виде веры, которые носят контрастный характер: чем больше сомнения, тем меньше веры и наоборот. Продолжая далее, можно сказать. что чем меньше информации, тем больше сомнения и меньше веры в благоприятный результат выбранного действия. Чем меньше неопределенность, тем больше вера и меньше сомнения. Если информация вырабатывается умом, то единственным источником веры является правильное мышление. Искренность, благие намерения, вера, конечно, могут уменьшить сомнение, однако не могут повлиять на исход действия.

 

Мотивация и информация

Сила сомнения и веры зависит не только от информации, но и от существенности исходов ожидаемых результатов, то есть от силы мотивации поведения. Это можно представить так, что к информации, вырабатываемой нашим умом, в зависимости от силы желания и ценности результата поведения добавляется некоторый коэффициент субъективности, усиливающий наши переживания веры и сомнения. Говоря обыденно мои переживания зависят не только от неопределенности, но и от индивидуальной значимости для меня поставленного жизнью вопроса, хотя сомнение и вера меняются с возрастанием информации, к примеру, о том. любит она меня или нет, разорится ли банк, куда я вложил деньги, съедобен этот гриб или несъедобен? В размышлении вырабатывается некий умственный продукт, повышающий мою уверенность.

Что представляет собою материал, из которого ум вырабатывает информацию? Знания человека, его опыт. обычаи, писанные и неписанные правила поведения, законы жизни и многое другое являются материалом, из которого каждый человек вырабатывает информацию, которая приобретает свой смысл в принятии решений и осуществлении конкретного поведения, направленного на удовлетворение жизненных потребностей. Однако знание и опыт, обычаи - не единственный источник информации. Информация может быть извлечена не только из знаний, но и из действия.

 

Информация и вера

Уменьшение сомнения и возрастание веры сами по себе не свидетельствует о подлинной информации. Сомнение может быть устранено и ложным сообщением и ложной верой, которая не подтвердится в деле или развитием маниакальной фазы циклотимии. Она меня не любит, банк разоряется, я отравился грибами, но я уверен в любви: в устойчивости банка, в съедобности съеденных с соусом грибов.

Сомнение для нормального человека - лишь субъективное выражение потребности в информации и его устранение не может быть критерием ее надежности. Критерием подлинности информации является не чувство уверенности, а результат действия. Если оно способствует выживанию, то информация подлинна.

 

Информация и поведение.

Понятие неопределенности связано с поведением человека, любой саморегулирующейся системы. Информация имеет смысл лишь в выборе направления реального или ожидаемого поведения. Понятия "неопределенность" и "информация" безотносительно к поведению не имеют никакого смысла.

Когда говорят, что некто из космоса посылает нам информацию, говорят бессмыслицу. В крайнем случае можно считать, что события, происходящие на земле и на небе могут с известной натяжкой рассматриваться как сообщения о том будет дождь или нет, возрастет травматизм на дорогах или нет, закипит ли вода при 99 градусах Цельсия?. Космосу же до нас дела нет. Жаль, конечно, но наука не занимается богами, которые якобы о нас заботятся и посылают сообщения или предупреждения, как бы нам этого ни хотелось. Образованный человек должен это понимать.

 

Информация и предвидение.

Информация - это освоение будущего с помощью сообщений о настоящем. Она всегда связана с проблемой "Что будет, если...?" Внесение определенности в будущее достигается за счет знания закономерностей, которое хранится в памяти, в прошлом. Тот факт, что завтра утром взойдет солнце или за зимой последует весна и лето вытекает из знания о вращении земли вокруг оси или из знания о наклоне земной оси к эклиптике. Здесь неопределенность предвидения равна нулю. Однако так было не всегда.

Древний египтянин считал, что восход солнца каждый день обеспечивается действиями фараона и если он знал, что фараон жив и исполняет свои обязанности, его взгляд в будущее был свободен от сомнений, и он был уверен в том, что завтрашний день наступит. В данном случае благополучие фараона имело информатизационное значение. Знание законов природы вносит большую определенность в нашу жизнь, хотя в условиях глобального экологического кризиса сомнение в выживании возрастет при мысли о возможности появления инфекции, более свирепой чем СПИД.

 

Информация и общение людей.

Неопределенность в отношениях человека с природой, которую вносят СПИД, парниковый эффект, озоновые дыры, саранча и холера ни в какое сравнение не идут с неопределенностью, порождаемой социальными отношениями людей. Каждый акт связи человека с человеком уже порождает проблему предсказуемости поведения партнера, не говоря уж об ожидаемых войнах, революциях и террора. Намного сложнее вносить определенность в будущее человеческих отношений.

 

Информация и договоры.

Когда парень говорит девушке о том, что он ее будет любить вечно, это не принимается всерьез. По умолчанию признается, что любовь –явление непостоянное и не зависит от наших расчетов. Но когда партнеры намерены участвовать в совместном бизнесе, то для снижения неопределенности относительно поведения партнера в ближайшем или более отдаленном будущем, составляется договор о совместной деятельности, где регламентируются обязательства сторон в различного рода обстоятельствах и предполагаются компенсации. Если не составляется договор, то стороны по умолчанию предполагают существование некоторых пунктов, в исполнении которых они согласны. В данном случае информационное значение имеет этот договор, явный или по умолчанию, который вносит определенность в восприятие ожидаемого поведения партнера. Если же партнер нарушает договор, государство и суд вносят тот уровень определенности, которого достигло общество в развитии правосознания граждан.

Договор с познавательной точки зрения содержит минимум сообщений, он банален. Он типовой и разнится реквизитами сторон, местом и датой его подписания. Объем знания, заключенный в договоре мизерен, а его информационное значение велико. Бели по аналогии с обществом рассматривать проблему снижения неопределенности в семье, то нетрудно понять, что оно зависит от постоянства обычаев и традиций, порядка в семье, а также системы ценностей, которую разделяют члены этой семьи. Семья таким образом, исполняет информатиэационную функцию, необходимую для выживания ребенка, взрослого.

Нам нет необходимости умножать примеры подобного рода, чтобы убедиться, что понятие информации намного шире, чем это принято думать. А теперь перейдем к рассмотрению того, какие умственные операции участвуют в выработке информации.

 

Операция.

Под операцией мы будем понимать некоторое действие, результат которого значим для исполнителя. То, над чем совершается операция будем именовать операндом, как принято учеными. К примеру, жевание -операция, пища - операнд, объект операции.

Операции можно классифицировать по операндам. Можно выделить операции с объектами умственными, то есть с некоторыми идеальными объектами и с объектами не умственными, материальными, находящимися вне ум а.

Умственные объекты могут иметь внешние аналоги, например, яблоко, а тяни-толкай или добро - не имеют. Однако отсутствие аналогов не свидетельствует о том, что эти объекты не реальны. Если несколько человек согласованно обдумывают этот объект, то это свидетельствует о реальности его. Реальность основана на согласии. Свирепый Бог, которому приносят человеческие жертвы - реальность, с которой члены данного сообщества не могут не считаться.

 

Доступность операции.

Операция доступна, если результат применения ее к операнду значим для исполнителя. Если имеется яблоко, то жевание его доступно, если же яблока нет здесь и теперь, то оно недоступно. Операция может стать доступной, когда у вас появится яблоко. Это условная доступность операции. Однако жевание - недоступная операции применительно к камню. Дыхание - операция, доступная только для воздуха, она недоступна для воды. Оно недоступно безусловно. Операция сложения не доступна для чисел ранговой природы или треугольников, а доступна только для действительных чисел. Точно так же умственные операции могут быть доступны и недоступны к некоторым умственным объектам.

Доступность операций зависит от ситуации и среды. Суждение, высказанное на санскрите недоступно для студента, изучающего латынь или какой либо иной европейский язык. Полет - операция, недоступная для человека, но она доступна для большинства птиц.

 

Двойная классификация.

Двойная классификация по полярным свойствам наиболее проста, примитивна и практична. Хороший – плохой, полезный – вредный и так далее. Эта классификация происходит и у животных, только минуя стадию присвоения имени. Они не могут присваивать имена, так как не владеют словом.

Двойная классификация полезна, когда у меня мало информации и когда имею дело с опасными объектами. Ошибка в классификации может мне навредить, когда я поганку, например, посчитаю съедобной.

Двойная классификация может происходить и бессознательно. Мы обычно осознаем только результаты классификации, не замечая того, какими операциями ума она совершается. Поэтому когда Вас классифицируют как вздорного человека, то большинством это воспринимается как само собою разумеющееся.

 

Научная абстракция.

В обычных отношениях согласие на счет того, что считать круглым достигается легко. В отношениях же ученых обыденное согласие не действует. Ученые несносны в своем сомнении. "Докажите, что это круг, а не эллипс!" вопрошают они. Поэтому научная абстракция в отличие от обыденного мышления предполагает точные операциональные определения для любого признака. Поэтому для геометра круглое может быть двояким, или это круг, или это окружность и каждому из них дается точное определение. Для этого создаются еще более широкие абстракции, как "точка", "множество", "расстояние", которое в свою очередь разлагаются на элементы "равно", "больше", "меньше", "не меньше". Тогда окружность предстает как множество точек, равноудаленных от одной точки, которую называют центром окружности, а круг предстает в виде множества точек, расстояние которых от центра не больше некоторого расстояния, именуемого радиусом.

 

Операция 7. Обобщение.

После того, как появились имена с точно определенным значением свойств предметов, становится возможным обобщение.

Я держу в руках растение, которое имеет признаки длины, веса, упругости, строения частей, из которого оно состоит. Наименование этих признаков не представляет проблемы. Язык имеет эти имена уже в готовом виде и отдельный человек использует этот интеллектуальный общественный механизм как готовый инструмент, который делает операцию абстрагирования доступной для каждого человека, так как от отдельного человека не требуется изобретения имен, за исключением случаев, когда он обнаруживает объекты, без имени. Так появляется научная терминология. Однако большей частью новые термины изобретаются для того, чтобы отделиться от обычных, неточных представлений в пользу точно определенных терминов;

Обобщение возможно только на основе результатов абстрагирования и предполагает

во первых, построение представления или понятия о некоторой группе объектов и присвоения ей имени, к которому могут быть отнесены любые наблюдаемые предметы обладающие определенным набором признаков.

Во вторых, обобщение предполагает операцию определения рода, то есть более широкого класса, к которому может быть отнесен данный вид объектов и различение данного вида от других подобных видов, относимых к данному роду.

В практике логики эта операция называется определением через ближайший род и видовое отличие. Береза это дерево (род), которое отличается от иных деревьев тем-то и тем. На самом же деле, обобщение

 

ОПЕРАЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ЦЕЛОГО.

Построение вещи в уме происходит вследствие последовательных операций приписывания свойств объекту, расположенному в пространстве и времени. Однако этот умственный конструкт приобретает качество целого только в том случае, если целому можно присвоить свойство, присвоение которого недоступно ни для одной ее части, то есть такого свойства нет ни у одной из ее частей. Вода обладает свойствами, которые не имеют ни одна ее часть в отдельности, ни водород ни кислород. Понять некоторое целое значит сконструировать его в уме из его частей. Холистический акт - это действие построения целого в нашем уме.

Представление о целом и его частях предполагает выделение этих объектов с помощью операций анализа и синтеза.

 

Акт приписывания функции.

Чтобы облегчить различение целого и части полезно ввести понятие функции. Часть выполняет для целого определенную функцию. С этой точки зрения рука может выполнять много функций: защиты, исследования, удовольствия, обеспечение потребностей, которые представляют в свою очередь части функций руки. Функция - это действия, которые совершает часть ради целого.

Любую программу поведения можно рассматривать как целое, состоящее из частей, организованных в определенной последовательности операций. Различение целого и части здесь просто. Пункция вены включает в себя наложение жгута, операция, которая не имеет свойства целого, но без этого инъекция не может быть выполнена.

Психосоматическое отношение в этом смысле тоже можно рассматривать как взаимодействие части и целого. Например, язвенная личность, склонна реагировать на социальные ситуации пищеварительно;

желудок реагирует как будто вполне нормально, а в результате возникает болезнь, которую классифицируют как болезнь желудка, в то время как это болезнь организации целого, личности. В данном случае взаимодействия целого и части происходит патогенно, так как желудок берет на себя не свойственные ей функции: ведь он должен реагировать на пищевые ситуации, а не социальные.

Функция отличается от значения. Первое порождается целым, а второе - потребностями и желаниями человека, которые могут менять функции в зависимости от поведения. Многообразие значений, например, жгута выходит за границы пункции вены.

Чтобы лучше понять связь целого и части нужно взаимодействие целого и части рассматривать как управление целого работой частей, а это уже исключает понимание частей как механических элементов такого целого как, скажем, личность.

Сказанное выше свидетельствует о том, что операции анализа и синтеза не являются первичными, а они составлены из более элементарных операций.

 

Операция 8. Анализ.

Если любознательная обезьяна или ребенок, владеющий гаечным ключом и отверткой разберет на части велосипед, то можем ли мы считать, что они совершили практический анализ объекта, как это написано в некоторых учебниках? Разумеется нет, даже если они в уме смогут повторить те операции по расчленению целого, которые они выполнили практически. Ясно, что они не смогут снова собрать велосипед. Если это так, то возникает вопрос, отсутствие какой умственной операции лишает единству анализа и синтеза?

Отвечаем. Из-за отсутствия акта приписывания частям функций для целого. Шестеренка или колесо, наложение жгута, выделение кислого сока желудком становятся объектами анализа только в результате приписывания им нашим умом функций для целого: для велосипеда, для пункции вены, для поведения язвенной личности. Теперь можем описать операции анализа и синтеза.

Анализ - это умственная операция присваивания каждой части, соответствующих ей функций для целого. Наложение жгута имеет разные функции в зависимости от тою, частью какого целого является, или оно должно сделать удобным проникновение в вену или служит прекращению кровотечения при ранении. Отделение сока - пищеварительная функция желудка в ситуации, в которой предстоит еда, а у язвенной личности выделение сока становится функцией защиты от обиды или неудачи. Анализ в данном случае обнаруживает принятие желудком не свойственной ей функции, что ведет к болезни.

Любая реальная или воображаемая, живая или мертвая вещь може! стать предметом анализа и синтеза. Психоанализ, например, занят расчленением на элементы переживаний и эмоций человека. Однако эту задачу психоанализ только поставил, но не довел до конца.

Как устроены эмоции, то есть как функционируют части, порождающие эмоцию, анализ не знает. Только в системе саногенного мышления произведен полный анализ эмоций человека, поскольку описаны те умственные операции, которые вызывают эти эмоции.

Рассмотрим для иллюстрации элементы эмоции обиды.

Для начала примем, что эмоция представляет некоторую целостную психическую функциональную систему, целое, которое состоит из определенных умственных операций, каждая из которых в отдельности не является эмоцией, подобно тому как ни водород ни кислород не являются водой. Эта психическая функциональная система, именуемая обидой, зарождается еще в детстве и ее структура остается неизменной в течение жизни, только способы переживания обиды могут меняться. Вот рассмотрим эту структуру. Сначала поставим вопрос: Из каких элементов (умственных операций), возникает обида?

В лекции об эмоциях и чувствах и о саногенном мышлении мы узнали, что обида включает в себя привычные и не контролируемые сознанием и волей акты: акт построения ожиданий, акт восприятия реального поведения другого, акт оценки и сличения этого поведения с этими ожиданиями. Каждая из этих умственных действий сами по себе не являются эмоцией. Это, можно сказать, части обиды, которые вместе, организованные в целостность, осуществляясь автоматически, по привычке, бессознательно производят эмоцию, которая переживается осознанно. Если из этого целого изъять хотя бы один акт, скажем, акт сличения ожиданий и реальности - эмоция не возникнет. Спаситель знал как освободить человека от тирании эмоций: "Не судите!" и тогда акт сличения выпадает из эмоции и она делается невозможной.

Если мне удастся сознательно провести анализ и синтез этой программы, производящей эмоцию обиды, осознать ее, то, естественно, я овладею этой эмоцией и обида не станет досаждать мне. Овладение саногенным мышлением предполагает, что мы научились сознательно анализировать свои эмоции, желания, переживания.

 

Операция 9. Синтез.

Синтез состоит не в собирании целого из выделенных и осознанных частей, элементов, а в разложении целого на функции ее частей и присвоении каждому из этих эти элементов функций для целого. В данном случае, велосипед мыслится как взаимодействие его частей, пункция вены предстает как синтез и реализация программы, обида как последовательность умственных актов, ведущих к эмоции. После осознания элементов программы обиды человек может любую свою обиду осознавать как синтез этой программы, в результате чего эта работа перестанет быть бессознательной и автоматической- Он приобретает способность правильно думать о своей обиде и, соответственно, управлять этой эмоцией. Следовательно, анализ и синтез выступают в качестве важных умственных действий по управлению поведением. Повторяю, синтез - совокупность умственных операций присвоения элементам целого функций, которые являются результатом исполнения их частями этого целого. Таким образом для понимания целого анализ функций целого является синтезом этого целого из его составляющих.

В контексте приведенных примеров синтез выступает как способность мыслить, скажем, пункцию вены как результат исполнения функции частей: наложения жгута, наполнения шприца, проверки на удаление воздуха для выполнения упомянутой процедуры. Работу велосипеда можно мыслить как функции его частей.

Функцию не всегда следует рассматривать как действие, но и как противодействие, или сохранение конфигурации или состояния, например, при размышлении о раме или багажнике велосипеда. Способность к синтезу в данном случае свидетельствует о понимании того, как работает, например, велосипед, хотя понимание - это не только синтез.

 

Операция 10. Целеполагание.

Поведение невозможно без цели, которая является основанием для всех актов управления поведением.

Операция по определению цели связана с актуализацией прошлого опыта по удовлетворению потребности, вызывающей и поддерживающей данный вид поведения. Образы, возникающие в сознании голодного человека способствуют определению цели поведения: достижение такого результата, после чего становится возможной удовлетворение голода. Из множества объектов, пригодных к пище, выбирается такой, вероятность овладения которым наибольшая.

 

Операция 11. Намерение.

Ранее мы описали операцию определения ситуации. В данном случае голод позволяет определить ситуацию в соответствии с целью, диктуемой потребностью. Возникает пищевая установка, готовность к действию по созданию условий удовлетворения потребности. Установка к действию является важным фактором управления поведением.

В зависимости от обстоятельств и прошлого опыта цель может быть достигнута разными путями. В процессе ориентировки из множества программ выбирается подходящая для данного случая. Намерение возникает с момента акта присваивания установке к действию имени, обозначающей программу поведения. "Я иду в ресторан", или "Я покупаю полуфабрикаты из которых готовлю обед" или "Я открываю холодильник и делаю бутерброды, наливаю кофе из термоса" и т.п. В данном случае операция присваивания предстоящему еще неопределенному действию определенной программы превращает неопределенную установку в определенное намерение. Выбор присваиваемой программы зависит от ее уместности, привычности и от экономии усилий на е реализацию.

 

Операция 14. Сравнение.

Когда мы говорили о сличении, понятие сравнения было не определено и мы основывались на интуитивном представлении о том, что сравнение это нахождение сходства в двух разных объектах и различия в сходных. Однако сами понятия сходства и различия не операциональны. Итак мы должны установить какие уже известные нам умственные операции составляют более сложный акт сравнения. Нам известны две операции: акт присваивания значения и акт признания допустимости или недопустимости операции к данному операнду, объекту.. Исходя из этого без труда можно сделать следующий вывод.

Если относительно некоторых двух объектов допустима к каждой из них одна и та же операция присваивания значения, то оба объекта одинаковы с точки зрения этой операции, эти объекты равны. Сказанное не согласуется с обыденным представлением, так как коробка с пятью карандашами и коробка с пятью спичками оказываются одним и тем же объектом. Вое дело в той операции, которое мы применили. Если бы применялась операция взвешивания, то объекты были бы признаны не равны ми. А если применять операции сосчитывания, в результате сосчитывания каждому объекту приписывается одно и то же числовое значение. Но если же присваиваемое значение будет иным значением, некоей функцией, то они окажутся различными. Если критерием сравнения окажется функция зажигания, то пять спичек и пять одноразовых зажигалок, будут равны, хотя каждый из элементов этого множества будет не равен другому элементу из другого множества по другим признакам. Математики с удивительной скрупулезностью исследуют операции, составляющие акты сравнения объектов различной природы.

 

Операция 15. Сосчитывание.

Когда мы сравнивали коробку спичек и коробку карандашей то нас интересовал результат, полученный путем сосчитывания. В данном случае сосчитывание происходило сознательно. Каждый акт счета представляет собою совокупность организованных операций: создание образа объекта, поиск и выделение объекта из фона, приписывание ему числа в определенной шкале, его устранение или если его снова возвращаем на место, отметка, что объект сосчитан, чтобы исключить повторное применение операции счета к этому объекту, приписывание числа к результату счета. С этой точки зрения число не может быть ничем иным, как результатом сосчитывания.

Наша система счисления определяется нашими десятью пальцами на руках. Если число - результат сосчитывания, то все мистические представления о сущности числа, вошедшие в мир с легкой руки Пифагора - бессмыслица, которая держится в умах людей лишь только потому, что превратившись в привычку. Сосчитывание становится бессознательным и человек осознает только результат сосчитывания в виде имени числа. Окружающий мир допускает операции сосчитывания и измерения. Если при этом признать факт бессознательного сосчитывания, осуществляемого организмом в его поведении, как это мы видели в случае с числом жеваний в еде, которые изменяют значения управляющей переменной пищевого поведения.

Число не может иметь иной сущности, чем сосчитывание и мир не содержит в себе ничего от числа, кроме ритмических и повторяющихся процессов, элементов и структур, частиц, которые могут быть сосчитаны всяким, кого это касается, будь это человек, инфузория, атом, солнечная система или Бог.

Мы рассмотрели основные операции управления поведением, Знание их позволяет человеку лучше и быстрее осознать интимные механизмы мышления, управляющего поведением. Этим он расширяет свое сознание. Теперь перейдем к операциям, связанным с работой нашего ума по структурированию времени.

 

Операция 16. Импликация.

Эта операции является элементом ориентировки и определения ситуации. Она связывает прошлое и настоящее. Приведу пример. Перед вами гриб, вызывающий сомнение в съедобности.

Информационный процесс предполагает следующие операции:

В настоящем: "Этот гриб обладает приятным запахом и у него крепкая ножка".

В прошлом: "Грибы, обладающие данными двумя признаками были - съедобны."

В настоящем: "Данный гриб имеет эти признаки", "Этот гриб - съедобен".

В будущем: "Съедая этот гриб, я не отравлюсь."

Здесь мы имеем определенным образом организованные операции. структурирующие время на прошлое, настоящее и будущее. Этот ход мыслей со времен Аристотеля принято называть силлогизмом.

Импликацией называют сложную операцию ума, которую можно иллюстрировать формулой "Если... то...": "Если гриб обладает такой-то ножкой и издает этот запах, то он съедобен". В этом суждении операции со временем устранены. Суждение абстрактно, существует вне времени и места, однако его применение структурирует время.

Данная операция решает вопрос о допустимости некоторой операции присваивания объекту значения, при условии допустимости присваивания этому же объекту иного значения. Любое условное высказыва­ние содержит связь между допустимостью операций присваивания. С этой точ­ки зрения все операции по управлению поведением содержат импликации. Напри­мер, если порог достигает данного уровня, то действие прекращается или начина­ется. Все зависит от того, возрастает или убывает управляющая переменная и ка­ким образом происходит приписывание ей значения.

Часто фактором, присваивающим значение порогу является время. Го­лодание в течение 6 часов или 12 часов отличаются разным снижением порога пищевого поведения. Ломка у наркомана происходит под влиянием времени абстиненции, снижающей количество эндорфинов в крови. Лечение как раз состоит в том, чтобы влиять на эту переменную, например путем электрической стимуля­ции активных точек на коже. У здорового человека уровень эндорфинов поддер­живается обычными жизненными актами работы, любви, секса, успеха и иных нормальных удовольствий.

 

Операция 17. Предвидение.

Будущее моделируется в настоящем на основе опыта прошлого. Наиболее важными единицами опыта являются знания закономерностей, которые часто выражаются в форме импликации. Если в прошлом было это верно, то это верно и сейчас и будет верным в будущем. Если пятак нагреть, то он расширится. Это кто-то уже проверил и поэтому будет верно и для любых пятаков в любом обо­зримом для человека будущем. Поэтому тот, кто намерен нагревать металличе­ские тела, должен ожидать их расширения. То же можно сказать и о поведении живых существ. Если в прошлом при неудаче у Иванова возникало несварение желудка, то и в будущем следует ожидать жалобы на желудок, если предполагает­ся неудача в чем либо. Однако это только предполагается.

Несварения может и не быть. Вероятность ожидаемой реакции желудка Иванова может быть малой или достаточно большой, чтобы быть достоверной. Если Иванов страдает гастритом, то эта вероятность больше, в противном случае - меньше.

Сказанное позволяет считать, что предвидение состоит не только в по­строении модели будущего, но и оценке вероятности того, что эти ожидания под­крепятся.

 

Ю.М. Орлов ОСНОВНЫЕ УМСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ

 

Содержание лекции.

В этой лекции нам предстоит усвоить понятия, список которых приведен ниже. После того, как вы прочитаете всю лекцию вернитесь к этому списку и вы сможете проверить себя.

Понятие информации Операции ума Информация. Информационные функции личности, семьи, государства. Акты выделения объекта из фона, опера­ции наименования, присваивания класса, ориентировка, двойная классификация, бессознательное, определение ситуации, абстрагирование и обобщение, суждения, холистическая операция, анализ, синтез, сравнение, сосчитывание. Операция сличения и оценка, пуск и конец поведенческого цикла. Умственные операции структурирования времени, импликация, операции предвидения, вероятностного прогнозирования, проекции.

Умственные операции являются действиями ума по выработке информа­ции, необходимой для полноценной жизни, то есть эффективного выживания, при­способления к жизни.

То, как мы понимаем значения слов, влияет на наше поведение и мышле­ние. Это важно не только для теории, но и для практики. Поэтому я намерен на минуту занять ваше внимание понятием информации. Когда говорят о потоках информации предполагается, что информация - нечто находящееся вне человека, и которую надо получить. Но если подумать о том, что одна и та же ситуация дает разную информация для взрослого и ребенка, то придется отказаться от мысли о том. что информация нечто вроде вещи Тогда придется думать, что информацию каждый вырабатывает для себя, а не получает, и у взрослого для этого больше возможностей, чем у ребенка. Сказанное побуждает нас различать такие понятия как "информация" и "сообщение". Информация - продукт ума, а сообщение это материал, из которого ум вырабатывает информацию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.213 (0.077 с.)