Основные мыслительные операции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные мыслительные операции



Развертывание мыслительного процесса начинается с анализа. Аналитическое мышление включает в себя следующие мыслительные операции:

абстрагирование – вычленение отдельных признаков изучаемого предмета и отвлечение от остальных. При выполнении операции абстрагирования важно, чтобы вычленялись существенные признаки предмета; отказ от несущественных свойств и связей;

анализ – мысленное разложение исходных представлений на составные части, элементы или характеристики;

обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования, и на основании этого формирование групп, классификаций; отбрасывание единичных признаков при сохранении общих;

синтез – мысленное воссоединение целого из частей, соединение различных сторон объекта в единое целое в новых сочетаниях;

сравнение – установление сходства или различия между объектами, соотнесение выделенных или найденных элементов с уже знакомыми для выведения тождества или различия между объектами и их элементами;

конкретизация – мысленный подход от общего к единичному, который соответствует этому общему.

 

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

В одном мыслительном процессе может быть несколько мыслительных операций. Представленная выше последовательность мыслительных операций – не догма. Последовательность операций в разных мыслительных процессах может быть разной.

Виды мышления.

Существует несколько оснований для выделения видов мышления.

I. По генезу: филогенетический и онтогенетический.

· Первая стадия развития мышления в фило- и онтогенезе называется наглядно-действенным мышлением, или предметным. Одновременно это и вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование информации в процессе действий с предметами. Для разрешения ситуации необходима манипуляция с предметами. Это первичный, самый простой вид мышления. Он есть и у обезьян, и у ребенка. Ребенку трудно сравнить два предмета, если они в разных комнатах, не даны одновременно. Это был первый вид мышления, освоенный первобытными людьми. Наглядно-действенное мышление определяется и ограничивается возможностью манипулирования с конкретными предметами в конкретной наглядно данной ситуации. Может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. У ребенка в возрасте до года этот тип мышления преобладает. В зрелом же возрасте наглядно-действенное мышление действует как основа для формирования типов мышления более высокого уровня (так называемые двигательные пробы);

· Наглядно-образное, или образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа. Оно есть только у человека. Манипуляция совершается с образами предметов или представлений (представления привязаны к образам). В онтогенезе эта стадия развития мышления соответствует раннему и дошкольному детству. У детей к 4 годам уже формируется образное мышление, и ребенок может решать задачи в уме. Практические задачи решаются обычно с помощью наглядно-действенного (необходимого инженеру-механику, слесарю-ремонтнику) и наглядно-образного (необходимого диспетчеру авиалиний, цыганке-гадалке, выбирающей подходящую клиентку, вору-карманнику и т. п.) мышления. Образно-теоретический вид свойственен поэтам, художникам, архитекторам, он опирается на особенности их мировоззрения, стиля, направления, «школы». В филогенезе – это последующая за первобытным развитием стадия обращения к прекрасному, художественным образам, так ярко выраженная эпохой Возрождения. Наглядно-образное мышление – человек оперирует наглядными изображениями объектов, их образами (рисунок, схема, план). Образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину, расширяет сферу действия ручного интеллекта. На этом этапе развития мышления выделяется фаза ориентировки в ситуации. В процессе индивидуального развития данному уровню развития мышления сопутствует появление громкой речи как сопровождения фазы ориентировки. Описание ситуации вслух сначала для получения помощи от взрослого, затем для организации внимания и ориентировки самого ребенка в ситуации. Речь первоначально носит развернутый, внешний характер, затем постепенно «сворачивается», превращается в форму внутренней речи, которая и составляет основу внутренней интеллектуальной деятельности. Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление являются базой для формирования словесно-логического мышления;

· Словесно-логическое, понятийное, теоретическое мышление – основывается не на практических действиях, а на манипуляции понятиями, выраженными словами; вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Словесно-логический (понятийный) вид мышления предполагает, что имеющий такое мышление человек пытается решить проблему только с помощью логики и уже имеющихся данных, не обращаясь к эмпирическим (т. е. опытным) данным. Этот вид мышления необходим для учебной, учебно-профессиональной и трудовой деятельности. В филогенезе его можно соотнести с эпохой Просвещения – временем накопления строгих теоретических обобщений, научных законов, формул и т.д. словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий, логических конструкций; функционирует на базе языковых, знаковых средств; опираясь на коды языка, человек оказывается в состоянии выходить за пределы данной ситуации, усматривать непосредственно не наблюдаемые отношения и связи, решать теоретические задачи, делать обобщения;

· Абстрактный вид мышления – в основе лежит абстракция как мыслительная операция, состоящая в вычленении, анализе одного признака, одной стороны объекта, явления и отвлечении от других, в отделении несущественного от существенного и наоборот; предполагает использование пространственных образов, цифр, формул, схем. Абстрактное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, формулам, цифрам, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Абстрактное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Абстракция позволяет познавать содержание и сущность предметов, явлений, устанавливать связи между ними. Способность к абстракции формируется на основе овладения речью, научными знаниями. Различают наглядную и понятийную абстракцию. Наглядная абстракция функционирует при восприятии схем, таблиц, чертежей. Понятийная абстракция выходит за пределы того, что возможно воспринять органами чувств. Она создает с помощью слова понятие, в котором должны быть отражены существенные признаки, явления, иначе понятие будет иметь малосодержательный, поверхностный характер. В онтогенезе не каждый человек достигает этой стадии развития мышления. Он присущ людям, занимающимся научной деятельностью, философам, изобретателям, конструкторам и т.д. В филогенезе эту стадию развития мышления можно соотнести с XX – XXI веками: с авангардом в искусстве, прогрессом в науке и технике (полеты в космос, создание компьютеров, Интернета, сотовых телефонов, клонирование и т.д.).

В реальной жизни жесткой дифференциации быть не может. Все 4 вида не только сосуществуют, но и необходимы для большинства видов деятельности. Все эти виды мышления могут постепенно, с возрастом, формироваться у одного человека в процессе онтогенеза, все эти виды мышления формировались постепенно у человека в процессе филогенеза. Причем, не обязательно, что у всех взрослых есть словесно-логическое, или понятийное, абстрактное мышление, оно может не сформироваться; у некоторых детей уже есть понятийное и зачатки абстрактного мышления.

II. По средствам воздействия:

· невербальное (наглядное) – материал для мыслительной деятельности представлен в наглядной, конкретной форме (муляжи, лабораторное оборудование, числа и т. д.),

· вербальное – материал для мыслительной работы представлен в словесном описании.

III. По характеру протекания познавательных процессов (по степени рефлексии):

· интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, «усмотрение» решения без осознания путей и условий его получения;

· аналитическое (рациональное) мышление совершается путем логических умозаключений, постоянно приводящих к правильному пониманию основного принципа, закономерности.

IV. По характеру выполняемых задач (по типу проблемы):

· практическое (эмпирическое) мышление обычно имеет место, когда человеку приходится разрешать конкретную ситуацию с ее характерными особенностями и условиями; часто осуществляется в условиях дефицита времени (на предприятии, на месте происшествия и т.д.);

· теоретическое мышление имеет место, когда стоящие перед человеком задачи решаются в общем виде, подчинены поиску основной закономерности, правила, определению типа ситуации. Задачи такого типа подчинены не требованиям конкретной ситуации, а умению оперировать общими понятиями, видеть их взаимосвязи и зависимости.

V. По функциям:

· продуктивное (творческое, созидательное) мышление – порождение новых идей, поиск оригинального решения задачи. Творческое мышление возможно в условиях свободы от критики, внешних и внутренних запретов;

· репродуктивное (вторичное, стереотипное) – решение типичных задач по заранее усвоенной схеме.

 

3. Индивидуальные особенности мышления. В современной прикладной психологии большое внимание уделяется изучению индивидуальных особенностей мышления. Индивидуальные особенности мышления человека – это прежде всего результат развития его ума в процессе жизни, познание действительности в процессе обучения. Определенное значение имеют также особенности высшей нервной деятельности: тип нервной системы; соотношение первой и второй сигнальных систем. Более или менее надежно можно установить оптимальный для человека темп умственной деятельности, степень ее критичности и самостоятельности. Это относительно нейтральные и универсальные показатели. Широту мышления, его глубину и гибкость оценить объективно трудно. Различия в мыслительной деятельности проявляются в качествах ума. Эти качества мышления (ума) становятся своеобразными свойствами личности человека.

К индивидуальным особенностям мышления (качествам ума) человека относятся:

1. Самостоятельность, способность увидеть проблему, поставить задачу и противостоять сбивающим факторам, авторитетам. Важно самому увидеть проблему и ее противоречия и решать их.

2. Оригинальность – свежесть и неожиданность подхода, взгляда, «безумность идеи», которая очень ценится в науке. Нильс Бор говорил, что «эта идея хороша, но надо проверить, достаточно ли она безумна, чтобы быть очень хорошей».

3. Креативность – показатель творческого мышления.

4. Гибкость – отказ от стереотипов, легкая смена вариантов, т.е. пластичность, и ригидность – консерватизм, стереотипность, косность мышления.

5.Быстрота, подвижность проведения мыслительных операций и медлительность, инертность, вязкость. От быстроты ума (подвижности) отличается торопливость ума, которая проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

6. Конвергентность мышления (связано с решением задач, имеющих единственный правильный ответ, не признающий альтернатив) – дивергентность мышления (допускается существование нескольких одинаково правильных ответов на один и тот же вопрос).

Все мыслительные способности можно разделить по индивидуальной направленности.

1. Практическая направленность мышления – доминирует предметное мышление у человека.

2. Интуитивная направленность – работа проходит на бессознательном уровне.

3. Критическая направленность – легко замечает недостатки, критикует окружающих, умеет объективно оценить свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверяет все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Например, герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий говорил: «А мне забавно пересмеять любого».

4. Креативная, творческая направленность – существуют целые батареи тестов, проверяющих спонтанную гибкость. Попробуйте за пять минут назвать 20 назначений для кирпича! Из шести спичек составьте 4 равносторонних треугольника!

Можно выделить следующие стили мышления: синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический, реалистический.

Синтетический стиль мышления заключается в том, чтобы создавать что-то новое, комбинировать несходные вещи, строить мысленные эксперименты.

Идеалистический стиль мышления заключается в том, что человек делает интуитивные, глобальные оценки без детального анализа проблем.

Прагматический стиль мышления опирается на собственный опыт, использует легкодоступную информацию. Прагматики ищут быстрое решение, пусть и лежащее на поверхности.

Аналитический стиль мышления ориентирован на всестороннее объективное изучение вопроса. Человек с аналитическим складом ума склонен к логической, методичной, тщательной манере решения проблем.

Реалистический стиль мышления признает факты, и только факты. «Реальным» для реалиста является только то, что можно увидеть, потрогать.

 

Расстройства мышления. При эйфории, повышенном настроении, увлеченности (у некоторых людей – в начальной фазе опьянения) происходит необычайное ускорение мыслительного процесса, одна мысль как бы «наезжает» на другую. Непрерывно возникающие мысли, суждения, становясь все более поверхностными, заполняют наше сознание и изливаются целыми потоками на окружающих. Подобный непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мыслей называется «ментизмом».

Противоположное качество – неоправданная «обстоятельность» мышления. Оно становится как бы вязким, малоподвижным, при этом обычно утрачивается способность выделять главное.

Эмоциональные, возбудимые люди иногда пытаются объединять несопоставимое: совершенно разные обстоятельства и явления, противоречащие друг другу идеи и положения, допускают подмену одних понятий другими. Такое «субъективное» мышление называют паралогическим (женская логика).

Разорванное мышление – логические связи нарушены, смысловое единство отсутствует, но грамматическое построение фраз остается совершенно правильным. Привычка к шаблонным решениям и выводам может привести к неспособности самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций и принимать оригинальные решения, то есть к тому, что в психологии называют функциональной ригидностью мышления. Выдуманный фантастический мир, отражающий глубинные процессы нашей психики, у некоторых людей становится определяющим фактором мышления. В этом случае можно говорить об аутентическом мышлении. Аутизм означает столь глубокое погружение в мир своих личных переживаний, что исчезает интерес к реальности. Крайняя степень расстройства мышления – бред, или интеллектуальная мономания». Бредовыми считаются мысли, идеи, рассуждения, не соответствующие действительности, явно противоречащие ей.

Формы логического мышления.

Логика – нормативная отрасль философии, которая имеет дело с критериями валидности в мышлении, законами правильной предикации, т. е. общезначимых связей между высказываниями о свойствах и отношениях предметов с использованием формализованного языка, и принципами рассуждения и демонстрации. Логика занимается только процессом рассуждения, а не конечным результатом. Это наука о правильном мышлении. Логика изучает идеальное, стандартное мышление. Психология изучает мышление такое, каким оно может быть у человека – с ошибками, отклонениями, нарушениями. Таким образом, у логики и психологии один общий предмет изучения – мышление.

К неправильным заключениям также можно прийти с помощью логических средств, если первоначальные допущения были ложными.

Существует 3 формы логического мышления

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений. Понятие аккумулирует все мысли о явлении в одном слове, в языке одно слово – закодированное понятие.

Суждение – форма мышления, которая отражает связи между предметами и явлениями, их свойствами и признаками; связь между понятиями в словесном или знаковом виде; содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений и их свойств. Суждение в психологии – связь между двумя понятиями (субъектом и предикатом). Психология изучает развитие суждения как формы абстрактного, логического мышления, а также нарушения логического мышления. В логике разрабатывается классификация суждений. Суждения состоят из двух понятий: 1) общих, частных и единичных (относятся ли они к классу предметов, к их части или одному единственному); 2) истинных или ложных. Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает. Рассуждение – это работа мысли над суждением. Рассуждение является обоснованием, если, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность. Рассуждение является умозаключением, если, исходя из посылок, оно раскрывает систему суждений, следующих из них.

Умозаключение – форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение; это связь между мыслями или суждениями, в результате которой из двух или нескольких суждений получается другое, значение которого извлечено из предыдущих. Умозаключение характеризуется выводом на основе правил логики заключения или следствия из нескольких суждений (посылок).Исходное суждение называется посылкой. Типичная форма умозаключения – силлогизм – состоит из большой и малой посылки. Например: все металлы электропроводны. Медь – металл. Итоговое суждение – медь – проводник электричества. Умозаключения бывают индуктивными и дедуктивными. Например, индукция – это вид умозаключения, предполагающий движение мысли от частного, единичного к общим положениям. Дедукция – это вид умозаключения, предполагающий движение мысли от общего к частному, от обобщения к примерам, выведение следствия из посылок. В логике разрабатываются классификации умозаключений. Психология рассматривает условия развития умозаключающего (дискурсивного) мышления и формы его нарушения (искажения). Например, исследование доверия к посылкам силлогизма и следствиям из них.

Теории мышления

Познание механизмов, благодаря которым формируется мышление, – одна из самых интересных и давних сфер изучения психологов.

Существует несколько концепций развития когнитивных процессов. После работ структуралистов началась борьба между сторонниками различных точек зрения, особенно между бихевиористами и когнитивистами.

В русле бихевиоризма (Уотсон) предполагается, что мысль порождается той же двигательной активностью, что и речь; единственная разница между этими двумя процессами состоит в том, что мысль представляет собой внутренний диалог, а речь – это мысль, произносимая вслух. Доказано, что мышление сопровождается скрытой двигательной активностью, однако оно возможно и без неё. Более того, не доказано, что речь – всегда точная копия мысли. Наши слова бывают иногда беднее, чем переполняющие нас мысли и чувства, а также мы можем говорить совсем не то, что думаем.

По мнению когнитивистов (Брунер, Пиаже), развитие мышления связано с использованием понятий, благодаря которым ребёнок может организовать информацию и предвидеть последствия своих действий.

Согласно Брунеру, существует несколько способов отображения действительности.

Сенсомоторное отображение действительности предполагает, что наше познание мира носит прежде всего чувственный и двигательный характер. Ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чувства и двигательную активность, направленную во внешний мир. Формируется в течение жизни, не только в первые годы.

Иконическое отображение включает в себя процессы интериоризации и отложения в памяти образов воспринятых ребёнком реальных объектов, что является первым шагом к символическому представлению и характерно для школьного возраста.

Символическое отображение формируется в подростковом и юношеском возрасте одновременно с усвоением понятий и развитием речи, причём язык представляет собой важнейшее орудие развития когнитивных процессов.

Сходная точка зрения, согласно которой развитие познавательных процессов неотделимо от развития речи, была высказана Л. С. Выготским в 1934 г., который утверждал, что язык служит для ребёнка важной опорой в окружающем мире (1962, 1978), является не только средством передачи культурного наследия, но и регулятором поведения (так как слово может инициировать или подавлять то или иное действие; А. Р. Лурия, 1961).

С точки зрения Пиаже, развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток индивидуума адаптироваться к изменениям окружающей среды, выводящим его из равновесия, либо вырабатывать новые структуры, или схемы, к которым относятся рефлексы, навыки, усвоение понятий. Именно такая организация позволяет всё более и более уверенно ориентироваться в реальной жизни и правильнее представлять себе лежащие в её основе процессы и закономерности.

Приспособление осуществляется с помощью двух механизмов:

1) ассимиляции, при которой индивидуум пытается приспособить новую ситуацию к существующим структурам, и

2) аккомодации, при которой старые схемы модифицируются с целью их приспособления к новой ситуации.

Пиаже выделяет три стадии развития познавательных процессов:

1) сенсомоторная – развитие чувствительных и двигательных структур (первые два года жизни);

2) конкретных операций – символическая деятельность, включающая в себя освоение языка, слов, понятий, жестов, которые ребёнок видит и слышит, поэтому его мышление на этой стадии эгоцентрично, однако оно позволяет ему сравнивать предметы, классифицировать их, осуществлять над ними конкретные действия (2-12 лет);

3) формальных операций – развитие абстрактного мышления, проведение умственных действий путём ассоциирования понятий, активное формулирование гипотез и дедуктивных заключений; развитие понятийного мышления (12–15 лет).

Однако исследования других учёных показали, что мыслить абстрактно могут только 25–50% людей. Развитие формального мышления зависит не только от уровня образования человека, но и от его наследственности (задатков), жизненного опыта, мотиваций и интересов.

 

5. Интеллект. Интеллект (от лат. intellectus) – в широком смысле – это совокупность всех познавательных функций (процессов) индивида: от ощущения до мышления и воображения; в более же узком смысле – это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности, то есть совокупностью чувственного и опосредованного познания действительности.

Интеллект – понятие очень многогранное. Существует три точки зрения на понимание функции интеллекта:

· способность к обучению,

· оперирование символами,

· способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.

Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. Важной стороной интеллекта является не только способность оперирования абстрактными символами и отношениями, но и конкретность, практичность мышления.

Когда интеллект трактуют как умение приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретённый опыт, то отождествляют его со способностью к учению. Однако самым существенным в понимании интеллекта является то, что интеллект заключает в себе продуктивное начало, позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, позволяя творчески преобразовывать действительность.

На данный момент существуют три подхода к пониманию интеллекта:

1) биологический подход: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации»;

2) педагогический подход: «способность к обучению, обучаемость»;

3) структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода, интеллект – это совокупность тех или иных способностей.

Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект – черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии же со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью восприятия или реагиро­вания на внешние стимулы.

Еще в 1816 году немецкий астроном Бессель утверждал, что он может определить уровень интеллекта своих сотрудников по скорости их реакции на световую вспышку.

В 1884 году английский ученый Гальтон (родственник Дарвина) предъявлял серию тестов лицам, посещавшим Лондонскую выставку. Гальтон был убежден, что представители определенных семей биологи­чески и интеллектуально выше других людей, а также что женщины в этом отношении явно уступают мужчинам. На выставке Гальтон предлагал десяти тысячам людей подвергнуться различным измерениям (рост, окружность головы и др.) и испытаниям (разного рода тестам на зрительное различение и мышечную силу). К его большому удивлению, по этим данным выдающиеся деятели науки не отличались от простых смертных. Более того, ему пришлось констатировать, что у женщин многие показатели оказались лучше, чем у мужчин.

В 1885 году Джеймс Мак-Кин Кеттелл разработал около десятка более «психологич­ных» тестов, которые он назвал «ментальными». В этих тестах опреде­лялись быстрота рефлексов, время реакции, время восприятия опреде­ленных раздражителей, болевой порог при надавливании на кожу, число букв, запоминаемых после прослушивания буквенных рядов, и т. п.

С помощью этих тестов Кеттелл определил параметры реакций на раздражители разной силы. Оказалось, например, что среднее время восприятия звука составляет около 0,1 секунды, а среднее время реакции на тот же звук – примерно 0,2 секунды. Особенно важным результатом явился тот факт, что если у большинства людей эти показатели лишь ненамного отклоняются от среднего уровня, то у какой-то части испытуемых время реакции было значительно больше или меньше наиболее типичных величин. Представив эти данные графически, Кеттелл получил колоколообразную кривую, сходную с кривыми распределения некото­рых физических или химических показателей.

Представления, сформировавшиеся в результате этих двух разных исследований, легли в основу способов объективной оценки интеллекта. При этом была создана определенная концепция челове­ческого разума, продержавшаяся в течение многих лет.

В тестах, которые были разработаны позже, показателем эффективности служило время, затраченное испытуемым на решение предложенных задач. Главным измерительным прибором психологов стал хронометр: чем быстрее справлялся с заданием испытуемый, тем больше он набирал очков.

Колоколообразное распределение времени реакции, полученное Кеттеллом, было использовано для оценки интеллекта с помощью различных тестов и для выяснения вопроса о том, как распределяется уровень интеллекта среди населения. При этом по одну сторону от среднего уровня оказывались «отсталые», а по другую – «сверходаренные». И, наконец, периодически всплывало представление о том, что интеллект должен быть наследственным свойством и составлять в основном прерогативу белой «расы». Это представление и до сих пор дискутируется на страницах солидных научных журналов.

Между тем ученые, разработавшие первые тесты на интеллект, рассматривали это свойство более широ­ко. По их мнению, человек, обладающий интеллектом, – это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто, благодаря своему «здравому смыслу» и «инициативности», может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни».

Эту точку зрения разделял и Векслер, ученый, создавший в 1939 году первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что «интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т. е., «успешно меряться силами с окружающим миром».

Сегодня большинство психологов согласны именно с этим определением интеллекта, который рассматривается как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде.

Под интеллектом понимается совокупность всех познавательных процессов и умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разно-образные задачи.

Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, отвечающие на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями.

Он выделил семь таких потенций: 1) счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия; 2) вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова; 3) вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь; 4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве; 5) память; 6) способность к рассуждению; 7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Позже Джой П. Гилфорд разработал модель интеллекта с систематическим расположением способностей в виде трёхмерной матрицы, с пятью психическими операциями, пятью видами информационного содержания и шестью видами информационных форм (рис. 18).

Рис. 18. Модель интеллекта Дж. П. Гилфорда

Он выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим).

Интеллект представляет собой многомерное явление, которое можно оценивать по трем измерениям: как систему операций с данными (оперативно); как сумму определенных данных (по содержанию) и по тому, к чему приводит наша интеллектуальная деятельность (то есть по ее результатам).

Кубическая модель представляет попытку определить каждую из 120 специфических способностей, исходя из этих трех критериев.

Тип интеллекта конкретного человека будет определяться преобладанием какой-либо комбинации из этих 120 специфических способностей. Для более общих характеристик используют понятия конкретного практического интеллекта, необходимого в повседневной жизни; абстрактного интеллекта, с помощью которого оперируют со словами, терминами, символами; «потенциального» интеллекта – совокупности врожденных способностей к мышлению, абстрагированию и рассуждению; приобретенного интеллекта – характеристики общей суммы конкретных навыков, знаний, умений.

По мнению Рэймонда Бернарда Кэттелла (1967), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.072 с.)