Операция 1. Выделение объекта из фона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Операция 1. Выделение объекта из фона.



Взглянув на лесную поляну вы получите обилие впечатлений, значительная часть которых остается за границей сознания. Только часть из них превращаются в разные образы, значение которых различно. Но если вы ищете грибы, то эта мотивация направляет ход выработки информации на решение именно этой задачи. Представление о грибе становится эталоном отбора объектов. Только гриб для вас может стать объектом вашего внимания, а остальное выступает как фон.

Выделение объекта из фона предполагает следующие операции:

1) формирование установки поиска: "Я должен найти гриб";

актуализация установки способствует определенной настройке поиска и

2) способствует воспроизведению прошлого опыта, связанного с поиском грибов.

3) В этом опыте прежде всего оценивается субъективная вероятность именно здесь и теперь найти гриб. Если окажется, что вероятность ничтожно мала, поиск прекращается. В противном случае - продолжается. У шизофреника нарушена функция вероятностного прогнозирования и он может эпатировать окружающих, например, ища грибы на асфальте, так как он где-то видел, как гриб проткнул асфальт и вылез к свету.

4) Построение эталонного представления, с которым сличаются происходящие в данный момент восприятия и ощущения, и при наличии обнаруженного соответствия совершается

5) акт выделения объекта из фона.

Удовольствие, которое вы испытываете при при выполнении этих операций зависит от величины дроби, в числителе которой вы поместили силу вашего желания найти гриб, а в знаменателе - объективную вероятность этого события в данной ситуации.

Выделение объекта из фона - первая умственная операция, которая уменьшает неопределенность выбора между большим числом стимулов, воздействующих на органы восприятия. Это - акт, с которого вся работа ума и начинается.

Врач видит множество симптомов, но сосредоточивает внимание на главном, который позволяет принять решение. Эта операция может происходить сознательно или автоматически, бессознательно: он просто знает диагноз. А результат сложной работы по выделению объекта из фона происходит у профессионала само собою.

Запомним. Любая умственная операция может происходить сознательно и бессознательно, по привычке. Большая часть работы по выполнению обсуждаемой нами операции происходит бессознательно.

Нетрудно понять, что направление этой операции определяется тем, чего вы хотите. Какая прекрасная умственная машина - наша голова! Стоит только захотеть, как автоматически происходит выделение объекта из фона, каким бы сложным этот фон ни был. Если вы голодны, то легко выделяете пищевые объекты из многообразия стимулов среды. Более того, вы начинаете создавать эти объекты воображением.

 

Операция 2. Операция присваивания имени.

Если вы имеете объекты одного класса, то выделение отдельного предполагает присвоение имени этому отдельному. Дети в семье - просто дети, принадлежат к одному и тому же классу, и чтобы их различать мы присваиваем им имена. Операция присваивания имени происходит из набора всевозможных имен, имеющегося в общественном обиходе, в языке и, соответственно, в общественном сознании. Классам тоже присваиваются имена: дети, родители и т.д.

Начало любого деяния идет от имени. Когда, например, программист начинает работу, то он не сможет сделать ни одного шага по написанию программы, пока не решит проблему наименования объектов. После сотворения мира и человека, согласно Библии, Бог отдыхал, а Адам должен был тратить свою интеллектуальную энергию на присваивание имен сотворенным тварям, так как он с ними собирался иметь дело. Это свидетельствует о том, что богу нет дела до сотворенных им тварей, иначе он сам занялся бы наименованием.

Когда человек оценивает ситуацию, то чтобы быть в состоянии обдумать ее, он присваивает имена тому, что оказывается в данный момент в поле его сознания. Если же нет подходящего имени или использование готовых имен вызывает затруднение, (скажем, два имени и один объект наименования), то этот акт происходит сознательно, например при диагностике. В этом случае у врача имеется наготове мировая классификация имен болезней, называемых нозологическими единицами, где каждой из них присвоен определенный порядковый номер, что облегчает работу с ними. Отдельные симптомы также именуются, по преимуществу на латыни, чтобы все врачи мира, говорящие на разных языках, понимали друг друга.

Присваивание имени может происходить без активного участия сознания, само собою, если это повторялось в прошлом неоднократно. Мы не замечаем этой операции, если она совершается привычно и быстро переходит в последующие классификацию и инструментальную реакцию. Наше внимание не останавливается на операции наименования и часто мы нам кажется, что все происходит само собою.

 

Операция 4 Присваивание класса.

Присвоение имени может быть присвоением класса, если данный класс обозначается этим именем. Увидев гриб, мы можем его отнести к классу съедобных или несъедобных, в зависимости от того, какое из наименований грибов мы ему присвоили. Если это мухомор, то относим к классу несъедобных. Ощупав больного мы говорим: "Кожа влажная," чем отличаем его от больного с сухой кожей. Взглянув на термометр, думаем, "Лихорадка", что четко отличает от состояния больного, которого бросило в холодный пот. Эта операция в зависимости от того, что обозначено именем, может рассматриваться как приписывание объекту различных свойств. Этот акт присваивания в логике именуется суждением. Например, "этот гриб съедобный", что означает, что объект отнесен к классу съедобных грибов.

Присваивание класса улучшает ориентировку в мире. Вещи существуют сами по себе, независимо от того, как мы их классифицируем. Платон считал, что свойства вещей это их способности к "определенному поведению", скажем быть твердым, упругим и т.д..

Благодаря наличию классификации предметов по их свойствам я знаю заранее о "поведении" этих предметов и это облегчает жизнь. Наши предки классифицировали объекты окружающей природы просто: полезное - бесполезное, опасное - безопасное, съедобное - несъедобное, приятное - неприятное, светлое - темное, чистое - нечистое.

Смысл операции присваивания класса меняется, если объектом присваивания становится сам человек. Когда мы думаем: "я - умный", "я -больной", "мне некогда" и если эти мысли часто повторяются, то они постепенно влияют на поведение и приведенные выше операции становятся чертами личности.

Смысл отнесения к классу может быть разным в зависимости от того, что собою представляет данный класс. Если это программы определенного поведения, то отнесение к классу приводит к активизации данной программы или дает возможность предвидеть то, как объект будет вести себя. Однако выбор программы поведения и включение этой программы в действие - разные вещи. Можно сказать, что включение этой программы в действие будет уже присваиванием данному объекту поведения, суть которой составляет данная программа, например: "Эта собака кусачая", "Иванов агрессивен!".

Дело усложняется, и такого рода операции не принято называть присваиванием класса, но от этого операция не перестает быть операцией присвоения класса. Если та же операция присваивания будет применена не к объекту, а субъекту, то здесь уместнее будет вести речь о том, что субъектом принята данная программа поведения, то есть он ее присвоил себе или он имеет обыкновение приводить в движение эту программу.

Любая классификация - явление человеческое. Она создается человеком, хотя многие думают, что это мысли Бога; классификация выполняет важную функцию приспособления, и с ней связаны побуждения, чувства, которые могут быть приобретены в реальном опыте или оживлены вследствие реанимации древних суеверий.

 

Двойная классификация.

Двойная классификация по полярным свойствам наиболее проста, примитивна и практична. Хороший – плохой, полезный – вредный и так далее. Эта классификация происходит и у животных, только минуя стадию присвоения имени. Они не могут присваивать имена, так как не владеют словом.

Двойная классификация полезна, когда у меня мало информации и когда имею дело с опасными объектами. Ошибка в классификации может мне навредить, когда я поганку, например, посчитаю съедобной.

Двойная классификация может происходить и бессознательно. Мы обычно осознаем только результаты классификации, не замечая того, какими операциями ума она совершается. Поэтому когда Вас классифицируют как вздорного человека, то большинством это воспринимается как само собою разумеющееся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.009 с.)