Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса. Предельная полезность. Законы Госсена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса. Предельная полезность. Законы Госсена.



Полезность – удовлетворение или удовольствие, полученное человеком от потребления того или иного товара или услуги.

 

Существует два основных подхода к измерению полезности: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый).

 

Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах – ютилах (utility – полезность). Предполагается, что потребитель может определить разницу полезностей разных товаров или их набора. Этот подход лежит в основе потребительского выбора, целью которого является максимизация общей полезности при ограниченном доходе.

 

Следует иметь в виду, что количественные оценки полезности того или иного товара имеют исключительно индивидуальный, субъективный характер. Один и тот же товар может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности для другого. Следовательно, количественный подход не имеет возможности объективно измерить полезность того или иного товара в ютилах. Предполагается, что только конкретный потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора.

 

Количественная функция общей полезности (TU) вначале возрастающая, имеет точку максимума, после которой она становится убывающей. Для конкретных потребителей очень важно почувствовать точку максимума полезности и прекратить избыточное потребление благ. Поэтому и говорят, что самое ценное чувство, это чувство меры.

 

Предельная полезность(MU) – это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

 

 

Где Qi - объём потребления товара, TU – общая полезность

 

Возможности человека оценивать полезность того или иного товарного набора в определенном количестве единиц полезности подвергнуты сомнению.

 

Принцип предельной полезности сводится к следующему: ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.

 

 

Законы Госсена — основные принципы теории предельной полезности, одной из теорий стоимости.

Госсен исходит из предположения, что рациональное поведение определяется стремлением к увеличению полезности или удовольствия. На этой основе Госсен выдвинул два тезиса, известные как «законы Госсена».

 

Первый закон Госсена. При последовательном потреблении полезность каждой последующей единицы продукта ниже предыдущей.

 

Второй закон Госсена. Цена товаров и количество денег — главные факторы, ограничивающие потребление. Оптимальным будет тот вариант потребления, при котором достигается равенство между предельными полезностями, получающимися от последних денежных единиц, израсходованных на покупку отдельных товаров.

 

 

Билет

Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности и спроса. Предпочтения потребителя и бюджетное ограничение. Кривые безразличия. Условие равновесия потребителя.

В основе своей опирается на ту же теоретическую базу, что и количественный подход.

Порядковый подход основан на менее жестких предпосылках, чем количественный (не требует изменения полезности в абсолютных единицах и постоянства предельной полезности денег).

 

В рамках порядкового подхода от потребителя требуется только ранжировать наборы благ по степени предпочтения.

 

Порядковый подход базируется на следующих аксиомах:

1. Полной (совершенной) упорядоченности. Потребитель может сказать, что А>В (набор А предпочтительнее набора В), либо В>А, либо А~В (набор А и набор В равноценны).

2. Транзитивности: если А>В>С, или А~В>С, или А>В~С, то А>С.

3. Ненасыщения: если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А>В.

4. Независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими потребителями.

 

При порядковом подходе для исследования поведения потребителей пользуются понятиями кривой и карты безразличия.

 

Кривая безразличия является геометрическим местом точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух товаров, что потребителю безразлично, какую из них выбрать.

Каждая кривая безразличия объединяет множество равнополезных (равноценных), разумеется с точки зрения конкретного потребителя, наборов благ. Следовательно, прежде чем строить такие кривые, необходимо образовать группы равнополезных наборов. Поскольку все наборы, включенные в одну группу, связаны друг с другом знаком безразличия, то и кривая, объединяющая местоположения этих наборов в системе координат X и Y, также называется кривой безразличия.

Свойства кривой безразличия:

-кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой безразличия, выражает более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров

-кривые безразличия никогда не пересекаются

-кривые безразличия имеют отрицательный наклон

 

 

Предпочтения потребителей - отношение, определяющее выбор потребителем или покупателем тех или иных услуг или товаров. Когда одни товары предпочтительнее другого, то при свободной рыночной экономике вкусы потребителей, в сочетании с ценами на товары, оказывают влияние на распределение потребительских расходов между имеющимися альтернативами. Таким образом, распределение некоторого количества ресурсов между производителями различных товаров зависит от характера производства, цены на факторы производства, от вкусов потребителей и от того, каким товарам они окажут предпочтение.

При изучении и определении Предпочтения потребителей с научной точки зрения, предпочтения рассматриваются сначала как сравнение набора ассортимента товаров и услуг. Этот набор включает один или ряд предметов потребления. При изучении предпочтений потребителей, последние разделяются на группы по уровню среднего дохода за определенный промежуток времени.

 

Карта безразличия потребителя показывает его субъективное отношение к тому или иному набору товаров.

Однако способность потребителя удовлетворять свои вкусы и предпочтения, и следовательно, тот спрос, который он предъявляет на рынке, зависит от имеющегося в его распоряжении дохода и от цен на соответствующие товары.

Оба эти фактора в совокупности определяют область допустимых потребителю потребительских наборов, или бюджетную область.

Бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде неравенства:

 

P1Q1 + P2Q2 ≤ R

 

Где P1 P2 — цены на соответствующие товары Q1 и Q2

R — доходы потребителя

 

 

Условия равновесия потребителя – то количество товара, которое купит потребитель при данной цене.
Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный для приобретения любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. При выполнении этого условия никакие изменения структуры потребительского набора ее могут дать дополнительной выгоды.
Потребителю есть смысл отказаться от товара 1 в пользу товара 2, если при увеличении цены на товар 1 его предельная полезность станет меньше предельной полезности товара 2.
При изменении цены на какой-либо товар условия равновесия потребителя нарушаются, изменяется выбор потребителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.007 с.)