Сущность рыночной власти. Показатели доминирования фирмы. Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Коэффициенты Бэйна, Лернера, Тобина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность рыночной власти. Показатели доминирования фирмы. Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Коэффициенты Бэйна, Лернера, Тобина.



Сущность рыночной власти заключается в показателях доминирования фирмы, в барьерах входа в отрасль, в оценке объёмов рынка и в показателях монополизации фирмы.

Показатели доминирования фирмы:

- монопольная цена

- монопольный доход

 

Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода. Другими словами, это дань, которой монополисты облагают других предпринимателей и население.

Монопольный доход – это разница между стоимостью товара (или равновесной ценой) и монопольно низкой (или высокой) ценой.

 

Индекс Херфиндаля — Хиршмана (англ. Herfindahl-Hirschman index) используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли. Показатель концентрации.

 

,

где — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли

 

Индекс Херфиндаля — Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли.

Коэффициент Херфиндаля — Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:

-высококонцентрированные рынки

-умеренноконцентрированные рынки

-низкоконцентрированные рынки

 

Большинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают или величину экономической прибыли, или разницу между ценой и предельными издержками. Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели:

-норму экономической прибыли (коэффициент Бэйна)

-коэффициент Лернера

-коэффициент Тобина (q Тобина)

 

Коэффициент Бейна - показатель рыночной власти фирмы на основе сравнения доходности данной фирмы со средней доходностью рынка в целом. Показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала.

 

 

где - бухгалтерская прибыль; - нормальная прибыль; К – собственный капитал фирмы

 

Коэффициент Лернера - показатель степени конкурентности рынка, показатель рыночной власти фирмы.

 

 

где P — цена; MC — предельные издержки.

 

Также коэффициент можно вычислить через эластичность спроса, как обратно пропорциональную величину:

 

где — эластичность спроса на продукцию фирмы

 

Коэффициент Лернера имеет численное значение от нуля до единицы. Чем он больше, тем больше монопольная власть данной фирмы в своем секторе рынка. Считается, что в условиях совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам и коэффициент становится равен нулю.

 

Коэффициент Тобина - показатель рыночной власти, характеризующий относительную оценку состояния фирмы рынком по сравнению с внутренней оценкой самой фирмой. Это отношение рыночной стоимости акций к балансовой стоимости акций компании.

где P- рыночная стоимость активов фирмы (обычно определяется по курсу акций), С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

 

17 билет

Олигополия. Модель Курно.

Олигополия – рынок с несколькими поставщиками, каждый из которых предлагает продукцию, подобную или идентичную продукции других участников рынка. Это тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

 

Свойства олигополии:

 

-доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов

-очень высокие барьеры для вступления в отрасль

-не обязательно производить дифференцированную продукцию

-решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм; yа олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора

-Доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.

 

Для моделирования поведения фирм-участников рынка в теории олигополии применяются методы теории игр. Наиболее известной моделью олигополии является Модель Курно.

Модель Курно — экономическая модель рыночной конкуренции, модель равновесия в условиях некооперированной олигополии.

 

Основные положения модели:

 

-на рынке действует фиксированное число фирм, выпускающих экономическое благо одного наименования

-вход на рынок новых фирм и выход из него отсутствуют

-фирмы обладают рыночной властью

-фирмы максимизируют свою прибыль и действуют без кооперации

Основная задача модели — определить при каком объеме выпуска фирмы, входящие в олигополию, достигают равновесия.

 

 

Билет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.007 с.)