Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.



Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

 

 

На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции. Цена устанавливается только под воздействием общего рыночного спроса и предложения всех фирм. Если фирма повысит цену на свою продукцию, то она потеряет покупателей, которые будут покупать продукцию ее конкурента. Ее продажи упадут до нуля. Значит, фирма не властна над ценой. Величина ее издержек определена технологией данного предприятия. Чтобы получить максимальную прибыль, предприниматель может только изменить объемы производства. Для этого необходимо сравнить рыночную цену на продукт и предельные издержки фирмы. Чем выше разность между предельным доходом и предельными издержками, тем больше прибыль.

Р2 = MR-MC, где Р2 - прибыль (profit), MR- предельный доход (marginal revenue), MC – предельные издержки (marginal coast).

Максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между ценой и предельными издержками.

Р=МС, где Р – цена (price).

 

Если Р > МС, то производство необходимо расширять. Если Р < МС, то производство необходимо сокращать. В результате на рынке совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство до точки, в которой предельные издержки уравниваются с ценой. В этой точке фирма достигает оптимального уровня производства и переходит в положение равновесия.

Если же объем производства будет больше или меньше оптимального - прибыль станет меньше максимальной.

Следовательно, имеется только одно значение объема производства, при котором фирма получит максимальную прибыль.

 

Экономика добивается максимальной эффективности использования всех ресурсов, когда предельные издержки производства товаров равны их ценам.

Проблема равновесия фирмы и отрасли в длительном периоде иная, чем в коротком. Положение равновесия достигается в том случае, если фирма производит какое-то определенное количество продукции при минимальных средних издержках длительного периода, поскольку в этом состоянии (точке) цена равна предельным издержкам.

Дело в том, что если минимум средних затрат фирмы будет превышать цены, сложившиеся на рынке, то некоторые фирмы покинут рынок, отраслевое предложение уменьшится. Это обстоятельство повысит цену.

Если же минимум средних затрат ниже рыночной цены, то все фирмы данной отрасли получают сверхприбыль. Это будет стимулом для других фирм перейти в данную отрасль. В результате отраслевое предложение повысится, а цена упадет.

Билет

Монополия: сущность, формы. Ценообразование в условиях монополии. Ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция.

Монополия — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).

Сущность монополии:

- монополия возникает из господства в производстве

- господствуя в производстве, монополия господствует на рынке (полное отсутствие конкуренции)

- благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль

Формы монополии.

Исторически первой формой монополии стал картель.

Картель - это соглашение между юридически и коммерчески самостоятельными предприятиями, которые договариваются между собой о ценовой политике и дележе рынка. Здесь фирмы (достаточно крупные) вступают в юридическое соглашение с себе подобными. Это соглашение контрактного типа, так как его участники не теряют своей самостоятельности и являются в момент сделки равноправными. Достаточно часто они заключаются на основе джентльменских соглашений.

Другой формой, в которой существовал капитал-монополия, был синдикат. Это - объединение юридически самостоятельных предприятий, которые теряют коммерческую самостоятельность, так как сбыт продукции идет через единую сбытовую контору - синдикат. Здесь капитал-монополия представлен соглашением, которое ограничивает самостоятельность и суверенитет всех его участников.

Следующей организационной формой капитала-монополии стал трест. Трест это - объединение, участники которого теряют и юридическую, и коммерческую самостоятельность, превращаясь в структурные подразделения одной фирмы. Обеспечивают переход к поточно-массовому производству.

От трестовской организации отказались. На месте трестов стали образовываться концерны. Концерн - это объединение предприятий, компаний (как юридически самостоятельных, так и несамостоятельных), связанных в единое целое системой участия, личной унией, финансовыми, кредитными, научно-техническими и прочими связями. Стержень, обеспечивающий организационное единство этого объединения, - контроль. В концерне выделяется головная компания, в руках у которой находятся все нити зависимостей. Концерн включает в себя сложные рыночные и нерыночные связи. Концерн - современная форма организации крупного капитала-монополии.

Конгломерат - это концерн, фактически потерявший свое “отраслевое лицо” (тот вид бизнеса, который либо дает большую часть реализованной продукции, либо технологически связан с другими видами деятельности), когда отдельные бизнесы в компании никоим образом не связаны между собой (ни технологически, ни организационно). Он является более устойчивым, нежели концерн.

Ценообразование в условиях монополии происходит за счёт ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация – это практика установления разных цен на один и тот же товар для различных групп потребителей. Цель ценовой дискриминации – увеличение суммарной прибыли по сравнению с прибылью от продажи товара по единой цене.

 

Для осуществления ценовой дискриминации необходимо выполнение следующих условий:
- Продавец может контролировать цену товара;
- На рынке товара присутствуют разные группы потребителей, отличающиеся предпочтениями и эластичностью спроса по цене;
- Потребители не имеют возможности купить товар по низкой цене и перепродать его по высокой, т.е. арбитраж отсутствует.

 

Продажа различных единиц выпуска по разным ценам называется ценовой дискриминацией.
Ценовая дискриминация первой степени означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам и эти цены могут быть различными для разных индивидов. Этот случай иногда именуют случаем совершенной ценовой дискриминацией.

 

Ценовая дискриминация второй степени означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, при этом каждый индивид, покупающий одинаковое количество единиц товара, платит одну и ту же цену. Таким образом, цены различаются для разных количеств товара, но не для людей. Наиболее распространенный пример этого – оптовые скидки.

 

Ценовая дискриминация третьей степени имеет место тогда, когда монополист продает выпуск различным людям по разным ценам, однако каждая единица выпуска, продаваемая данному индивиду, продается по одной и той же цене. Это наиболее распространенная форма ценовой дискриминации; ее примеры включают скидки пожилым гражданам, студентам и т.д.

 

Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.

 

Основные черты монополистической конкуренции:

1) Относительно большое число фирм. Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

2) Дифференциация продукта. Фирмы в условиях чистой конкуренции производят стандартизированную продукцию; производители в условиях монополистической конкуренции выпускают разновидности данного продукта.

3) Неценовая конкуренция. В условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта.

4) Легкое вступление в отрасль. Эффект масштаба и требующийся капитал не велики. Однако могут быть некоторые дополнительные финансовые барьеры, такие как реклама продукта.

 

 

Билет

Олигополия. Модель Курно.

Олигополия – рынок с несколькими поставщиками, каждый из которых предлагает продукцию, подобную или идентичную продукции других участников рынка. Это тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

 

Свойства олигополии:

 

-доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов

-очень высокие барьеры для вступления в отрасль

-не обязательно производить дифференцированную продукцию

-решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм; yа олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора

-Доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.

 

Для моделирования поведения фирм-участников рынка в теории олигополии применяются методы теории игр. Наиболее известной моделью олигополии является Модель Курно.

Модель Курно — экономическая модель рыночной конкуренции, модель равновесия в условиях некооперированной олигополии.

 

Основные положения модели:

 

-на рынке действует фиксированное число фирм, выпускающих экономическое благо одного наименования

-вход на рынок новых фирм и выход из него отсутствуют

-фирмы обладают рыночной властью

-фирмы максимизируют свою прибыль и действуют без кооперации

Основная задача модели — определить при каком объеме выпуска фирмы, входящие в олигополию, достигают равновесия.

 

 

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности и спроса. Предпочтения потребителя и бюджетное ограничение. Кривые безразличия. Условие равновесия потребителя.

В основе своей опирается на ту же теоретическую базу, что и количественный подход.

Порядковый подход основан на менее жестких предпосылках, чем количественный (не требует изменения полезности в абсолютных единицах и постоянства предельной полезности денег).

 

В рамках порядкового подхода от потребителя требуется только ранжировать наборы благ по степени предпочтения.

 

Порядковый подход базируется на следующих аксиомах:

1. Полной (совершенной) упорядоченности. Потребитель может сказать, что А>В (набор А предпочтительнее набора В), либо В>А, либо А~В (набор А и набор В равноценны).

2. Транзитивности: если А>В>С, или А~В>С, или А>В~С, то А>С.

3. Ненасыщения: если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А>В.

4. Независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими потребителями.

 

При порядковом подходе для исследования поведения потребителей пользуются понятиями кривой и карты безразличия.

 

Кривая безразличия является геометрическим местом точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух товаров, что потребителю безразлично, какую из них выбрать.

Каждая кривая безразличия объединяет множество равнополезных (равноценных), разумеется с точки зрения конкретного потребителя, наборов благ. Следовательно, прежде чем строить такие кривые, необходимо образовать группы равнополезных наборов. Поскольку все наборы, включенные в одну группу, связаны друг с другом знаком безразличия, то и кривая, объединяющая местоположения этих наборов в системе координат X и Y, также называется кривой безразличия.

Свойства кривой безразличия:

-кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой безразличия, выражает более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров

-кривые безразличия никогда не пересекаются

-кривые безразличия имеют отрицательный наклон

 

 

Предпочтения потребителей - отношение, определяющее выбор потребителем или покупателем тех или иных услуг или товаров. Когда одни товары предпочтительнее другого, то при свободной рыночной экономике вкусы потребителей, в сочетании с ценами на товары, оказывают влияние на распределение потребительских расходов между имеющимися альтернативами. Таким образом, распределение некоторого количества ресурсов между производителями различных товаров зависит от характера производства, цены на факторы производства, от вкусов потребителей и от того, каким товарам они окажут предпочтение.

При изучении и определении Предпочтения потребителей с научной точки зрения, предпочтения рассматриваются сначала как сравнение набора ассортимента товаров и услуг. Этот набор включает один или ряд предметов потребления. При изучении предпочтений потребителей, последние разделяются на группы по уровню среднего дохода за определенный промежуток времени.

 

Карта безразличия потребителя показывает его субъективное отношение к тому или иному набору товаров.

Однако способность потребителя удовлетворять свои вкусы и предпочтения, и следовательно, тот спрос, который он предъявляет на рынке, зависит от имеющегося в его распоряжении дохода и от цен на соответствующие товары.

Оба эти фактора в совокупности определяют область допустимых потребителю потребительских наборов, или бюджетную область.

Бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде неравенства:

 

P1Q1 + P2Q2 ≤ R

 

Где P1 P2 — цены на соответствующие товары Q1 и Q2

R — доходы потребителя

 

 

Условия равновесия потребителя – то количество товара, которое купит потребитель при данной цене.
Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный для приобретения любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. При выполнении этого условия никакие изменения структуры потребительского набора ее могут дать дополнительной выгоды.
Потребителю есть смысл отказаться от товара 1 в пользу товара 2, если при увеличении цены на товар 1 его предельная полезность станет меньше предельной полезности товара 2.
При изменении цены на какой-либо товар условия равновесия потребителя нарушаются, изменяется выбор потребителя.

Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

 

 

На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции. Цена устанавливается только под воздействием общего рыночного спроса и предложения всех фирм. Если фирма повысит цену на свою продукцию, то она потеряет покупателей, которые будут покупать продукцию ее конкурента. Ее продажи упадут до нуля. Значит, фирма не властна над ценой. Величина ее издержек определена технологией данного предприятия. Чтобы получить максимальную прибыль, предприниматель может только изменить объемы производства. Для этого необходимо сравнить рыночную цену на продукт и предельные издержки фирмы. Чем выше разность между предельным доходом и предельными издержками, тем больше прибыль.

Р2 = MR-MC, где Р2 - прибыль (profit), MR- предельный доход (marginal revenue), MC – предельные издержки (marginal coast).

Максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между ценой и предельными издержками.

Р=МС, где Р – цена (price).

 

Если Р > МС, то производство необходимо расширять. Если Р < МС, то производство необходимо сокращать. В результате на рынке совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство до точки, в которой предельные издержки уравниваются с ценой. В этой точке фирма достигает оптимального уровня производства и переходит в положение равновесия.

Если же объем производства будет больше или меньше оптимального - прибыль станет меньше максимальной.

Следовательно, имеется только одно значение объема производства, при котором фирма получит максимальную прибыль.

 

Экономика добивается максимальной эффективности использования всех ресурсов, когда предельные издержки производства товаров равны их ценам.

Проблема равновесия фирмы и отрасли в длительном периоде иная, чем в коротком. Положение равновесия достигается в том случае, если фирма производит какое-то определенное количество продукции при минимальных средних издержках длительного периода, поскольку в этом состоянии (точке) цена равна предельным издержкам.

Дело в том, что если минимум средних затрат фирмы будет превышать цены, сложившиеся на рынке, то некоторые фирмы покинут рынок, отраслевое предложение уменьшится. Это обстоятельство повысит цену.

Если же минимум средних затрат ниже рыночной цены, то все фирмы данной отрасли получают сверхприбыль. Это будет стимулом для других фирм перейти в данную отрасль. В результате отраслевое предложение повысится, а цена упадет.

Билет

Монополия: сущность, формы. Ценообразование в условиях монополии. Ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция.

Монополия — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).

Сущность монополии:

- монополия возникает из господства в производстве

- господствуя в производстве, монополия господствует на рынке (полное отсутствие конкуренции)

- благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль

Формы монополии.

Исторически первой формой монополии стал картель.

Картель - это соглашение между юридически и коммерчески самостоятельными предприятиями, которые договариваются между собой о ценовой политике и дележе рынка. Здесь фирмы (достаточно крупные) вступают в юридическое соглашение с себе подобными. Это соглашение контрактного типа, так как его участники не теряют своей самостоятельности и являются в момент сделки равноправными. Достаточно часто они заключаются на основе джентльменских соглашений.

Другой формой, в которой существовал капитал-монополия, был синдикат. Это - объединение юридически самостоятельных предприятий, которые теряют коммерческую самостоятельность, так как сбыт продукции идет через единую сбытовую контору - синдикат. Здесь капитал-монополия представлен соглашением, которое ограничивает самостоятельность и суверенитет всех его участников.

Следующей организационной формой капитала-монополии стал трест. Трест это - объединение, участники которого теряют и юридическую, и коммерческую самостоятельность, превращаясь в структурные подразделения одной фирмы. Обеспечивают переход к поточно-массовому производству.

От трестовской организации отказались. На месте трестов стали образовываться концерны. Концерн - это объединение предприятий, компаний (как юридически самостоятельных, так и несамостоятельных), связанных в единое целое системой участия, личной унией, финансовыми, кредитными, научно-техническими и прочими связями. Стержень, обеспечивающий организационное единство этого объединения, - контроль. В концерне выделяется головная компания, в руках у которой находятся все нити зависимостей. Концерн включает в себя сложные рыночные и нерыночные связи. Концерн - современная форма организации крупного капитала-монополии.

Конгломерат - это концерн, фактически потерявший свое “отраслевое лицо” (тот вид бизнеса, который либо дает большую часть реализованной продукции, либо технологически связан с другими видами деятельности), когда отдельные бизнесы в компании никоим образом не связаны между собой (ни технологически, ни организационно). Он является более устойчивым, нежели концерн.

Ценообразование в условиях монополии происходит за счёт ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация – это практика установления разных цен на один и тот же товар для различных групп потребителей. Цель ценовой дискриминации – увеличение суммарной прибыли по сравнению с прибылью от продажи товара по единой цене.

 

Для осуществления ценовой дискриминации необходимо выполнение следующих условий:
- Продавец может контролировать цену товара;
- На рынке товара присутствуют разные группы потребителей, отличающиеся предпочтениями и эластичностью спроса по цене;
- Потребители не имеют возможности купить товар по низкой цене и перепродать его по высокой, т.е. арбитраж отсутствует.

 

Продажа различных единиц выпуска по разным ценам называется ценовой дискриминацией.
Ценовая дискриминация первой степени означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам и эти цены могут быть различными для разных индивидов. Этот случай иногда именуют случаем совершенной ценовой дискриминацией.

 

Ценовая дискриминация второй степени означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, при этом каждый индивид, покупающий одинаковое количество единиц товара, платит одну и ту же цену. Таким образом, цены различаются для разных количеств товара, но не для людей. Наиболее распространенный пример этого – оптовые скидки.

 

Ценовая дискриминация третьей степени имеет место тогда, когда монополист продает выпуск различным людям по разным ценам, однако каждая единица выпуска, продаваемая данному индивиду, продается по одной и той же цене. Это наиболее распространенная форма ценовой дискриминации; ее примеры включают скидки пожилым гражданам, студентам и т.д.

 

Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.

 

Основные черты монополистической конкуренции:

1) Относительно большое число фирм. Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

2) Дифференциация продукта. Фирмы в условиях чистой конкуренции производят стандартизированную продукцию; производители в условиях монополистической конкуренции выпускают разновидности данного продукта.

3) Неценовая конкуренция. В условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта.

4) Легкое вступление в отрасль. Эффект масштаба и требующийся капитал не велики. Однако могут быть некоторые дополнительные финансовые барьеры, такие как реклама продукта.

 

 

Билет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.68.81 (0.064 с.)