Понятие финансов предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие финансов предприятия



В процессе производственно-хозяйственной дея­тельности все результаты и затраты в конечном итоге облекаются в денежную форму.

Чтобы обеспечить возможность принятия обосно­ванных решений необходимо четко представлять, отку­да деньги будут приходить, и куда, на какие цели бу­дут расходоваться. Отношения, возникающие при осуществлении этого процесса, называются финансами. Финансы — это отношения в процессе образова­ния и использования денежных средств.

Целенаправленное воздействие на этот процесс на­зывается финансовым менеджментом, а людей, кото­рые этим занимаются, финансовыми менеджерами или финансистами. На уровне государства этим зани­мается Министерство финансов.

На уровне предприятия все мероприятия должны быть увязаны между собой, прежде всего, по денежным затратам. Их описание производится при составлении бюджета.

Бюджет — это роспись доходов и расходов в денежной форме. В наиболее полном виде бюджет представлен в финансовом плане предприятия, который включает:

• прогноз объемов продаж по периодам (как денежное выражение результатов);

• сметы затрат по отдельным аспектам деятельности предприятия;

• прогнозные отчеты (сметы) прибыли и убытков (как динамическая характеристика финансов);

• прогнозные балансы (как характеристика финансо­вого состояния фирмы — финансовая «фотография» на определенную дату);

• план движения денежной наличности.

В тех случаях, когда разрабатывается план ново­введения или инновации, финансовый план дополня­ется графиком выхода в точку безубыточности.

2. Финансовое планирование на предприятии

Финансовое планирование — это планирование действий по форми­рованию и использованию финансовых ресурсов, которые обеспе­чивают взаимосвязь доходов и расходов на основании взаимоувяз­ки показателей развития предприятия с источниками финансиро­вания.

Цель финансового планирования — обеспечение воспроизводствен­ного процесса соответствующими по объему и структуре финансо­выми ресурсами. В ходе финансового планирования выполняются следующие расчеты:

• планирование прибыли (доходов) и расходов предприятия;

• расчет потребности в собственных оборотных средствах;

• анализ и планирование денежных потоков;

• расчет необходимых финансовых ресурсов, а именно, объе­мов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, резервов и объемов дополнительного финансирования, по­требности в кредитных ресурсах;

• составление баланса доходов и расходов предприятия.

Примерное содержание разделов финансового плана можно пред­ставить следующими основными статьями доходов и расходов пред­приятия.

I. Доходы и поступления средств

1.Прибыль от реализации продукции, работ, услуг.

2.Прибыль от прочей реализации (основных средств, других ак­тивов).

3.Планируемые внереализационные доходы, в том числе:
- доходы от долевого участия в уставном капитале других пред­приятий;

- доходы, полученные по ценным бумагам;

- доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях; доходы от сдачи имущества в аренду.

4. Амортизационные отчисления на полное восстановление ос­
новных фондов и по нематериальным активам.

5. Поступление средств от других предприятий, в том числе:
- в порядке долевого участия в строительстве;

- по хоздоговорам на научно-исследовательские работы.

6.Поступления из внебюджетных фондов.

7.Прочие доходы.

II. Расходы и отчисления средств

1. Налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов).

2. Распределение чистой прибыли, в том числе:

- на накопление (по направлениям использования);

- на потребление (по направлениям использования).

3. Долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций), в том числе:

- за счет амортизационных отчислений;

- за счет других источников финансирования (по видам источ­ников).

4. Прочие расходы.

В финансовом плане акционерного общества в доходной части необходимо выделить средства, мобилизуемые посредством выпус­ка акций.

В состав доходов включаются прежде всего суммы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств, а при необхо­димости — за счет заемных средств. К устойчивым источникам соб­ственных доходов относятся прибыль, амортизационные отчисле­ния, отчисления в ремонтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжений предприятия. Цель состав­ления финансового плана состоит в увязке доходов с необходимы­ми расходами.

При разработке финансового плана следует иметь в виду, что НДС, спецналог и акцизы в финансовом плане не отражаются, так как они

взимаются до образования прибыли. Расчеты следует на­чать с определения плановой суммы амортизационных отчислений и отчислений в ремонтный фонд, так как они являются частью себестоимости и предшествуют плановым расчетам прибыли.

Амортизационные отчисления рассчитываются исходя из норм амортизации и среднегодовой балансовой стоимости основных фон­дов (по группам основных фондов).

При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. Финансовый менеджмент — это управление финансами пред­приятия, направленное на достижение стратегических и тактичес­ких целей функционирования данного предприятия на рынке.

Управление финансами осуществляется с помощью финансово­го механизма, т.е. совокупности форм и методов организации, пла­нирования и стимулирования процесса формирования и использо­вания финансовых ресурсов.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое финансы предприятия?

2. Что такое бюджет предприятия?

3. Что зависит от эффективности использования финансовых ресурсов?

 

 

Модуль 6

«Сущность и виды внутрифирменного планирования»

Тема: Задачи, цели и виды внутрифирменного планирования

1. Сущность и виды внутрифирменного планирования.

2. Бизнес-план предприятия, его задачи и виды.

Цели

Изучив тему Вы

- узнаете сущность и виды внутрифирменного планирования;

- поймете для чего нужны планы;

- познакомитесь с назначением бизнес-плана;

1.Сущность и виды внутрифирменного планирования.

Планирование – это одна из важнейших функций управления предприятием. Внутрифирменные планы подразделяют по следующим признакам.

1. По периодичности:

а) стратегические – свыше * лет.

б) перспективные – до 5 лет.

в) текущие на 1 год.

2. по охвату

а. План предприятия в целом.

б. Планы по подразделениям предприятия (по цехам, участкам, отделам).

Все планирование, осуществляемое на предприятии подразделяется на 2 вида:

1. Технико-экономическое планирование – оно предполагает разработку планов в целом по предприятию. Технико-экономическое планирование может быть текущим или иметь стратегическую направленность. Стратегические планы разрабатывают на основе маркетинговых исследований рынка, потребителей, поставщиков, конкурентов.

2. Оперативно-производственное планирование охватывают разработку планов различных подразделений предприятия и включает две основных стадии:

1. Календарное планирование (на месяц, декаду, сутки, смену).

2. Диспетчирование производства (осуществление контроля за ходом выполнения работы).

Основные задачи внутрифирменного планирования.

1. Определение стратегии и тактики деятельности предприятия.

2. Обеспечение согласованных действий всех подразделений.

3. Обеспечение ритмичного выпуска продукции

4. Защита предприятия от негативного воздействия неопределенности внешней среды.

2.Бизнес- план предприятия – его задачи и виды.

Бизнес-план – аналитический документ, который позволяет всесторонне оценить предпринимательскую деятельность фирмы, а также является инструментом принятия инвестиционных решений.

Бизнес-план является одновременно поисковой, научно-исследовательской и проектной работой.

К основным отличительным чертам бизнес-плана можно отнести:

a. Бизнес-план как никакой другой плановый документ имеет внешнюю направленность. Он учитывает не только внутренние интересы предприятия, но и интересы лиц, которые могут быть полезны новому делу.

b. В бизнес-плане в отличие от других плановых документов основное внимание сосредоточено на маркетинговом и финансово – экономическом аспектах в достижении успеха.

c. Бизнес-план имеет стратегическую направленность и предпринимательский характер.

d. В отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей, а только 1 из них, которая связана с развитием нового бизнеса.

e. В бизнес-плане план производства и маркетинга имеют более высокое значение.

3. Назначение бизнес-плана:

1) Служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов;

2) Бизнес-план служит для получения необходимых инвестиций;

3) Он разрабатывался для заявок для получения кредитов;

4) Бизнес-план разрабатывается при выборе новых направлений деятельности фирмы;

5) При получении государственной и муниципальной ротации.

Используется для расширения контактов с поставщиками, посредниками, клиентами

Объем, состав бизнес-плана, степень его реализации зависит от:

- размеров предприятия

- цели составления бизнес-плана

- от общественной стратегии предприятия

- от размера предлагаемого рынка сбыта

 

Наиболее часто встречается следующая структура:

- резюме

- описание предприятия и отрасли

- характеристика продукции и услуги

- анализ рынка и план маркетинга

- конкуренция и конкуренты

- план производства

- организационный план

- потенциальный риск

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое планирование

2. Что такое диспетчирование?

3. Чем отличаются текущие планы от оперативных?

4. В чем назначение бизнес-плана?

5. Какие разделы составляют структуру бизнес-плана?

 

 

Тема: Показатели плана производства и реализации продукции

 

1. Объемные и натуральные показатели плана производства

2. Производственные мощности

 

1. Объемные и натуральные показатели плана производства

План производства – это задание по объему номенклатуры и качеству выпускаемой продукции. Показатели плана подразделяют на 2 группы.

1. Объемные показатели

А. товарная продукция – это вся готовая продукция выпускаемая предприятием для реализация на стороне(включая готовую продукцию на складе).

Б. валовая продукция – это вся продукция произведенная предприятием независимо от степени готовности

Впр. = Тп + (Нк – Нн) + (Ик – Ин), где

Тп – товарная продукция;

Нк и Нн – незавершенное производство на конец и начало периода соответственно;

Ик и Ин – остатки инструмента на конец и начало периода.

В. Реализованная продукция – это вся продукция, отправленная потребителю и оплаченная им (денежное выражение проданной продукции или выручка от реализации)

2. Натуральные показатели плана производства

Натуральные показатели включают:

А. номенклатуру – это виды выпускаемой продукции.

Б. ассортимент – это разновидность продукции одного вида.

Показатели плана производства измеряются в натуральном и стоимостном выражении.

Производственные мощности

План производства должен быть выполнимым. Для этого плановое задание обосновывается расчетом производственных возможностей предприятия. Основным расчетом, определяющим возможность предприятия является расчет производственных мощностей.

Производственная мощность – это максимально возможный годовой выпуск продукции при максимальном использовании ресурсов и полной загрузке оборудования. Существуют следующие виды мощности:

1. Входная (на начало года).

2. Выходная (на конец года).

3. Среднегодовая определяется по формуле:

Мвв*Т Мвыб (12-Т)

Мср.г. = Мвх + ----------- - ------------------,

12 12

 

Где: М вх.,Мвыб. – вводимые и выбывающие мощности в течении года;

Т – число работы в году.

Производственная мощность определяется по мощности ведущего цеха предприятия:

Мв = О* Fg*П, где:

О – количество одноименного оборудования ведущей группы;

П – производительность единицы оборудования по паспортным данным;

Fg – фактически отработанное время за год.

При определении количества оборудования, закрепленного за ведущим цехом применяют следующую формулу:

Тшт.*N

Орас. = -------------, где:

Fg*60

Тшт. – штучное время на изготовление единица продукции;

Fg – действительный фонд времени работы оборудования;

N – количество выпускаемой продукции (производственная программа).

Оборудование принимается с учетом округления полученного числа в большую сторону.

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое производственная мощность?

2. Изменяется ли размер производственной мощности во времени?

3. Как определяется размер требуемых производственных мощностей?

4. Какие показатели включает план производства?

 

Тема: Планирование безубыточности производства

1. Финансовая устойчивость предприятия

2. Точка безубыточности. Методика расчета точки безубыточности

Цели

Изучив тему Вы

- узнаете, что означает финансовая устойчивость предприятия;

- научитесь рассчитывать показатели, характеризующие финансовую устойчивость предприятия;

- узнаете, какую точку называют точкой безубыточности;

-научитесь строить график безубыточности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.053 с.)