Методы калькулирования себестоимости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы калькулирования себестоимости



Наиболее простой и наименее точный — метод прямого счета. При этом себестоимость единицы продукции определяется делением общей суммы издержек на количество изготовленной продукции. Применение этого метода возможно лишь на предприятиях, производящих однородную продукцию, в связи с чем метод используется очень ограниченно. Кроме того, он не дает представления о затратах на отдельные статьи калькуляции.

Нормативный метод калькулирования себестоимости продукции применяется на предприятиях, где четко организован учет изменений фактических затрат каждого вида ресурсов на единицу конкретного вида продукции массового производства. Он основан на нормах и нормативах использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. При этом нормы и нормативы использования этих ресурсов должны быть прогрессивными и научно обоснованными. Их величины необходимо систематически пересматривать.

Нормативная калькуляция используется в практике управления производством в качестве своеобразного эталона, сравнение с которым позволяет выявить пути снижения издержек на производство продукции и резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции каждого вида.

Наиболее точный и совершенный метод калькулирования себестоимости продукции – расчетно-аналитический. При этом методе прежде всего осуществляется всесторонний анализ состояния производства, возможных изменений в нем. Изучается, какие стороны и каким образом влияют на себестоимость продукции. В основу нормативов и норм закладываются технико-экономические организационные условия работы в проектируемом периоде.

Вопросы для самоконтроля

1.В чем экономическое назначение классификации затрат по статьям калькуляции?

2.Что такое себестоимость?

3. Какая зависимость между прибылью и себестоимостью?

4.Какие затраты входят в производственную себестоимость?

5. Какие издержки называют переменными?

 

Тема: Прибыль и рентабельность – основные оценочные показатели работы предприятия

 

1.Прибыль фирмы и её виды

2.Формирование, распределение и использование прибыли

3. Рентабельность и её виды

Цели

Изучив тему Вы

- познакомитесь с различными видами прибыли;

- узнаете, как формируется и распределяется прибыль;

- узнаете, что такое рентабельность и её роль в для предприятия;

- Поймете, что не всякое увеличение прибыли означает улучшение финансового состояния предприятия;

- научитесь рассчитывать показатели прибыли и рентабельности;

Прибыль фирмы и её виды

Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общественные потребности.

К основным видам прибыли относятся: ва­ловая прибыль, прибыль от продаж, бухгалтерская и чистая прибыль.

Валовой называется прибыль, полученная от всех видов деятельности предприятия.

Валовая прибыль определяется как разница между суммой дохода от всех видов деятельности и затрат:

 

ВП = Д- З

 

где: ВП – прибыль предприятия, руб./год;

Д– выручка от реализации созданной продукции, услуг и материальных ценностей руб. / год;

3 – затраты на производство и реализацию созданной продукции, услуг и материальных ценностей руб. / год.;

Валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управ­ленческих расходов, составляет прибыль от продаж:

ПП = ВП - КР - УР,

где ПП — прибыль от продаж;

КР — коммерческие расходы;

УР — управленческие расходы.

Коммерческие расходы включают транспортные расходы, опла­ту погрузочно-разгрузочных работ, расходы на тару и упаковку, амортизацию по оборудованию, которое используется для прода­жи, заработную плату продавцов, расходы на рекламу.

К управленческим расходам относятся затраты на оплату труда административного персонала, на подготовку и переподготов­ку кадров, представительские, на оплату аудиторских, консульта­ционных и информационных услуг, на содержание имущества об­щехозяйственного назначения (ремонт, амортизация, арендная плата).

 

Таблица 15.6 Расчет чистой прибыли предприятия (тыс. руб.)

 

Показатели Код строки За отчетный пе­риод
Доходы и расходы по обычным видам деятельности    
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, материальных ценносткй (за минусом НДС, акцизов)    
  16 700
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг   12 680
Валовая прибыль    
Коммерческие расходы    
Управленческие расходы    
Прибыль от продаж 060,  
Прочие доходы и расходы    
Проценты к получению    
Проценты к уплате    
Доходы от участия в других организациях    
Прочие операционные доходы    
Прочие операционные расходы    
Внереализационные доходы    
Внереализационные расходы    
Прибыль до налогообложения    
Отложенные налоговые активы    
Отложенные налоговые обязательства    
Текущий налог на прибыль    
Чистая прибыль отчетного периода    
Справочно:    
Постоянные налоговые обязательства (активы)    

 

Бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения) определяется на основе прибыли от продаж с учетом операционных доходов (расходов) и внереализационных доходов (расходов):

БП = ПП ± ОД ± ВД

где БП — бухгалтерская прибыль;

ОД — операционные доходы (расходы); ВД — внереализационные доходы (расходы).

Состав операционных и внереализационных доходов (расходов) определен ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Операционные доходы включают:

- доходы от продажи основных средств и другого имущества организации; - проценты, полученные по выданным займам;

- проценты за использование банком денежных средств организации, находящихся на счетах

К операционным расходам относятся:

- проценты, которые организация платит по кредитам и займам;

- расходы по оплате услуг кредитных организаций;

- суммы налогов и сборов, относимые на финансовые результа­ты;

- расходы, связанные с выбытием основных средств, и др.

Внереализационные доходы:

- активы, полученные безвоз­мездно;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- курсо­вые разницы;

- штрафы, пени, неустойки за нарушения договоров, которые признаны должником или присуждены судом;

- суммы кре­диторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности;

- сумма дооценки активов;

К внереализационным расходам относятся:

- штрафы, пени, не­устойки за нарушения договоров, которые признаны организацией или присуждены судом;

- курсовые разницы; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и других долгов, нереаль­ных для взыскания;

- сумма уценки активов;

- средства на благотвори­тельную деятельность, спортивные мероприятия, отдых, развлече­ния, мероприятия культурно-просветительского характера и др.

В рассматриваемом примере бухгалтерская прибыль составила:

БП = 3180 + 93 - 276 + 32 + 75 - 36 + 111 - 67 = 3112 тыс. руб.

Для расчета налога на прибыль определяется налогооблагаемая прибыль. В соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» налогооблагаемая прибыль отличается от бухгалтерской прибыли на величину постоянных разниц.

Под постоянными разницами понимаются доходы и расходы, которые входят в бухгалтерскую прибыль, но исключаются из неё, когда рассчитывается налоговая базы для начисления налога на прибыль.

Постоянные разницы возни­кают в результате превышения фактической величины затрат над нормируемой величиной, например, по рекламным расходам, представительским, су­точным расходам при командировках, расходам на страхование.

Произведение постоянной разницы и налоговой ставки по нало­гу на прибыль характеризует постоянное налоговое обязательство(налог на прибыль увеличивается на величину постоянного обязательства в отчетном периоде).

Например, фактические представительские расходы по предприятию составили 18,2 тыс. руб. В этой сумме они учитываются в бухгалтерском учете. Для целей налогообложения может быть принято лишь 14,1 тыс. руб.(нормируемая величина). Посто­янная разница составляет 4,1 тыс. руб. (18,2 - 14,1). Поскольку за­траты на производство продукции для целей налогообложения бу­дут меньше на 4,1 тыс. руб. по сравнению с соответствующими затратами в бухгалтерском учете, это приведет к увеличению налого­облагаемой прибыли и соответственно налога на прибыль. В результате постоянное налоговое обязательство составит:

ПНО = 4,1 • 0,24 = 0,984 (1 тыс. руб.)

Эта сумма показана по строке 190 в табл. 15.6.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.012 с.)