Особенности формирования рынка труда в национальной экономике Беларуси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования рынка труда в национальной экономике Беларуси



Административный рынок труда. В условиях администра­тивно-командной экономики существовало лишь некоторое подобие рынка труда. Ежегодно значительная часть работни­ков в силу различных обстоятельств меняла рабочее место. Повышенный спрос на рабочую силу предъявлял доминирую­щий государственный сектор. Низкий уровень заработной пла­ты создавал видимость дешевой рабочей силы, снижал стиму­лы к труду (44).

В ресурсозатратной экономике не мог не сформироваться завышенный спрос на рабочую силу. Дефицит последней был связан прежде всего с наличием лишних рабочих мест, создан­ных искусственно. Уровень заработной платы в разрезе реги­онов и отраслей жестко контролировался из центра.

В то же время низкий уровень заработной платы не позво­лял главе семейства достойно содержать свою семью, застав­лял других членов семьи искать работу. Поэтому на производ­стве предельно широко использовался женский труд. Высокий спрос на рабочие места демонстрировали пенсионеры, стремясь за счет приработка сохранить для себя приемлемый уровень жизни. В итоге сложилась сверхзанятость населения.

Так, если в 1970 г. уровень занятости в общественном производстве (от­ношение занятых в общественном производстве к трудоспособному населе­нию) составил 0,74, то в 1990 г. — 0,89.

При этом спрос на рабочую силу постоянно в 2-3 раза превышал объем ее предложения.

Сверхзанятость выступила в качестве фактора экстенсив­ного развития национальной экономики. Административная экономика была поражена еще одной серьезной болезнью — скрытой безработицей, что дополнялось снижением производи­тельности труда, дисциплины и качества продукции. Избыток рабочей силы на производстве был связан со стремлением го­сударственных предприятий создать резерв живого труда из-за тотальной неритмичности производства, постоянного отвлече­ния работников на выполнение различного рода общественных


работ (уборка города, сельхозработы, подсобные хозяйства, военные сборы, шефская помощь). Скрытая безработица уси­ливалась сложившимся порядком планирования уровня средней] заработной платы персонала, а также неэффективным исполь-/ зованием вовлеченной в производство рабочей силы.

В условиях заниженного уровня национальной зарплаты и низких стимулов к труду широко использовались внеэкономи­ческие методы закрепления работника на производстве. Осо­бенно это касалось сельского хозяйства, экологически небла­гополучных регионов. Предельно была усложнена процедура увольнения по собственному желанию.

Гарантированность занятости трактовалась как историческое преимущество «развитого социализма». Дефицит жилья, админи­стративные ограничения по перемещению (городская прописка) привели к тому, что была значительно снижена мобильность ра­бочей силы. В итоге сложилось устойчивое потребительское от­ношение к национальному производству (см. ч. 1, глава 12).

Общая характеристика нового рынка труда. В переходный период к экономической системе нового типа появляются пер­вые признаки формирования полноценного рынка рабочей силы. На текущий момент такой рынок можно классифициро­вать как ограниченный по объему спроса.

Под воздействием различных факторов в государственном секторе значительно сократился объем ежегодных вакансий (примерно в 6-10 раз). Одновременно сформировался устойчи­вый объем спроса на рабочую силу со стороны частного сек­тора национальной экономики.

Вслед за изменением спроса на потребительские товары и некоторой структурной перестройкой национальной экономи­ки наблюдаются изменения в отраслевой структуре спроса на рабочую силу.

Резкое снижение уровня жизни населения стимулирует сверхзанятость среди некоторых социально-демографических групп (домохозяйки, пенсионеры, подростки и т. п.), а также активный поиск работы по совместительству.

В долговременной перспективе формирования предложения труда следует учитывать определившееся снижение темпов ес-


тественного прироста населения, общее старение населения республики, а также нарастание миграционных процессов за счет представителей для Беларуси нетитульных национальностей.

В рамках трудоспособного населения принято выделять экономически активное население (занятые и официальная безработица) и экономически неактивное население. На рис. 11.13 обозначены основные потоки, которые сложились на бе­лорусском рынке труда.

Отличительной особенностью формирующегося рынка труда является присутствие безработицы.

Безработица. Сегодня в условиях Беларуси безработица выступает как устойчивое экономическое явление.

В соответствии с рекомендациями Международной организации труда безработным считается тот, кто не имеет работы, может и хочет работать, ищет работу.

В переходный период на возникновение безработицы пря­мое воздействие оказывают:

а) кризисный и конъюнктурный (например, под воздействи­ем импорта) спад объемов производства, структурные сдвиги и закрытие неперспективных видов производств;


б) рационализация производства и стремление сократить
издержки в условиях обострения рыночной конкуренции;

в) сокращение дотаций из бюджета в пользу неэффектив­
ных производств, введение жестких бюджетных ограничений;

г) дефицит инвестиций и снижение темпов открытия новых'
рабочих мест.

В первую очередь исчезает ранее сформированный избыточ­ный спрос на рабочую силу. Складывается спросоограниченный рынок рабочей силы. Уже на старте переходного периода появ­ляется структурная безработица, обусловленная кризисным спадом производства и высвобождением рабочей силы в резуль­тате происходящих изменений в отраслях национальной эконо­мики. Можно прогнозировать постепенное вытеснение из про­изводства излишков рабочей силы (скрытая безработица).

Следует отметить, что вопреки официальному показате­лю безработицы (2,1-2,3%) ее реальные масштабы в Беларуси значительно выше. Обратим внимание на резкое снижение чис­ленности экономически активного населения (см. таблицу 11.2). Если же при расчете данного показателя учесть примерно 400-500 тыс. человек, которые лишились официальной занятости, но не зафиксированы среди безработных (примерно 50% из них оказались в «теневом секторе»), то уровень безработицы со­ставляет примерно 10-12,5 %.

В качестве стандартных причин, влияющих на прирост экономически неактивного населения, могут выступить выход на пенсию, семейные обсто­ятельства, увольнение по собственному желанию, занятость в «теневой эко­номике». Но следует учитывать и тех безработных, которые перестали искать работу через официальную службу занятости (застойная безработица).

По данным, полученным в ходе выборочных обследований домашних хозяйств, уровень безработицы (в % к экономически активному населению) в 1999-2002 годах сложился в пределах 6,5-7,6%.

Примечание. Показатель безработицы рассчитан как отношение офици­ально зарегистрированных безработных к экономически активному населе­нию (занятые плюс безработные).

Ежегодно в службу занятости по вопросу трудоустройства обращается 250-300 тыс. человек. Статус безработного полу­чают 180-200 тыс. человек. Пособия по безработице получает примерно каждый второй официальный безработный. Средний


размер пособия на одного безработного составляет 6-7% от средней заработной платы в республике.

Среди безработных — более половины ИТР и служащих. Постепенно снижается образовательный уровень безработицы: доля лиц с высшим обра­зованием (1991-2002 гг.) сократилась с 60 до 17%. Происходит омоложение контингента безработных (молодежь в возрасте до 30 лет составляет пример­но 55%). Среди безработных снижается удельный вес женщин (с 84 до 60%). В течение года примерно каждый пятый безработный проходит профессио­нальное обучение и повышение квалификации.

Увеличивается число длительно безработных. На одну заявленную ва­кансию претендуют примерно 2,5-3 безработных. Каждый двадцатый безра­ботный привлекается к общественным работам.

Скрытая безработица. Длительное сохранение в государ­ственном секторе экономики скрытой безработицы является характерной особенностью современной переходной экономи­ки (см. ч. 1, глава 14). Соответствующие исследования степе­ни использования производственных мощностей на средних и крупных государственных предприятиях обнаруживают нали­чие избыточной численности в размере 15-40% от общей чис­ленности персонала.

Скрытая безработица отсутствует в частном секторе экономики. Исклю-составляют лишь акционированные предприятия.

Таблица 11. 2. Экономически активное население, занятые и уровень официальной безработицы в Республике Беларусь (1990-2003 гг.)

 

 

 

 

Период Численность населения Экономически активное население Уровень безработицы, %
занятые безработные
  10189,8 5150,0
  10210,4 4700,9 101,2 2,1
  10141,9 4364,8 182,5 4,0
  10045,2 4416,6 105,9 2,3
  9990,4 4441,0 95,8 2,1
  9960,6 4415,5 104,1 2,3
  9904,7 4400,0 130,5 3,0

На государственных предприятиях скрытая безработица обнаруживается через неполную занятость в течение рабоче­го дня и недели (43%), вынужденные административные отпус­ка (50%), полную остановку производства (7%).

По данным официальной статистики, численность работавших в режи­ме неполного рабочего места составляет 4,5-5% от среднемесячной численно­сти персонала. До 40% вынужденных отпускников не получили денежной компенсации.

Скрытая безработица материализуется через недопроиз­водство продукции, ухудшение финансово-экономических по­казателей предприятия, введение натуральной оплаты труда, хронические задержки с выплатой заработной платы, скрытое побуждение администрации к увольнению.

Административные отпуска и желание сэкономить на оп­лате труда продиктованы стремлением сохранить конкурент­ную способность производства. При скрытой безработице раз­витие получают нелегальные формы трудовых отношений (отсутствие на работе, выполнение в рабочее время на госу­дарственном оборудовании «левого заказа» и т. д.).

Такая ситуация есть своеобразная форма сохранения кад­рового персонала предприятия, включая высококвалифициро­ванных работников, которые должны быть востребованы по завершении структурных, технологических и прочих преобра­зований.

Недавний опыт (1996-1999 гг.) частичного восстановления докризисных объемов производства при благоприятном изменении рыночной конъюнкту­ры за счет экстенсивных факторов, сохранение практики доведения до государ­ственных предприятий «административных темпов» экономического роста так­же сдерживают освобождение производства от избыточной численности.

Вместе с тем следует признать, что сохранение скрытой безработицы есть результат доминирования соответствующей концепции занятости, предполагающей сохранение сложив­шихся трудовых коллективов, недопущение массовых уволь­нений и перехода безработицы в открытую форму. Результа­том сохранения большого количества неэффективных рабочих мест выступает снижение средней заработной платы, подав­ление стимулов к высокопроизводительному труду, отказ от


сфуктурных сдвигов в переходной экономике, а также инф­ляция издержек производства.

Одновременно следует указать и на слабое развитие ры­ночных регуляторов хозяйственной деятельности государствен­ных предприятий, на формальную реализацию коммерческого (хозяйственного) расчета. В этих условиях администрация пред­приятия не заинтересована в оптимизации занятости, склонна проводить пассивную политику стимулирования добровольных увольнений работников. При этом подавляющая часть госпред­приятий потери рабочей силы восполняет за счет нового набо­ра, а не повышения эффективности труда занятых (переобуче­ние, повышение квалификации и производительности труда).

При совершенствовании политики занятости в условиях де­монтажа административно-командной экономики нет смысла вос­производить устаревшие идеи «всеобщей занятости». Необходимо учитывать противоречие между социальными и экономическими аспектами занятости, рационально использовать ограниченные финансовые возможности государства при регулировании пропор­ций между спросом и предложением рабочей силы. Невысокий уровень жизни населения, которое может защитить себя только высокопроизводительным трудом, отсутствие у населения более или менее приемлемых сбережений, а также психологическая не­подготовленность к возможной потере рабочего места усиливают остроту восприятия безработицы.

Ситуация ухудшается из-за дефицита инвестиций произ­водственного содержания, спада деловой активности.

Вопросы уровня оплаты труда. Становление полноценного рынка рабочей силы предполагает наличие действенной подси­стемы общенационального регулирования заработной платы.

Государство взяло курс на прямое регулирование стоимо­сти рабочей силы во всех секторах экономики. В соответствии с Декретом № 17 и Постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 23. 08. 2002 г. № 1144 предписано обяза­тельное использование Единой тарифной сетки, включая та­рифную ставку первого разряда.


Однако по-прежнему воспроизводится видимость того, что для Беларуси якобы характерно наличие дешевой рабочей силы. Хотя по основным параметрам совокупная стоимость ее подготовки — для государства и домашнего хозяйства — при ближается к европейским стандартам. В действительности mi имеем дело с унаследованным от административно-командно экономики тотальным занижением цены рабочей силы как экс комического ресурса. Такая ситуация не стимулирует сниже ние спроса на рабочие места.

Низкий уровень оплаты труда приводит к тому, что в пе­реходный период средняя зарплата в промышленности ненам­ного превышает минимальный потребительский бюджет. В других отраслях (сельское хозяйство), а также в бюджетных отраслях средняя заработная плата длительный период времени воообще тяготеет к минимальному (физиологическому) прожи­точному минимуму.

Это значительно затрудняет выполнение заработной платой воспроиз­водственной функции. Не случайно с 1994 года естественная убыль населения ежегодно превышает рождаемость примерно на 50-60 тыс. человек Общая численность населения республики (несмотря на положительное сальдо миг­рации) вновь стала меньше довоенного уровня.

Выполнение заработной платой воспроизводственной фун­кции затрудняется и тем, что с 2002 года взят курс на пере­вод части бесплатных услуг в платные (здравоохранение, об­разование, коммунальные услуги, предоставление жилья, платные дороги). При этом сокращение выплат из обществен­ных фондов потребления не компенсируется повышением цены труда и национального уровня заработной платы.

Для Беларуси, находящейся в центре Европы и испытываю­щей дефицит важнейших видов природных ресурсов, предельно важно исключить имеющуюся недооценку труда высококвалифи­цированных работников (наука, высокотехнологичные сектора национальной экономики), создавать должные условия для их рационального использования, не допускать «утечку мозгов».

При регулировании трудовых отношений используется установление минимальной заработной платы и тарифной


ставки первого разряда для бюджетных отраслей, где нанима­телем выступает государство.

Минимальная зарплата — законодательно закрепленная га­рантия и основа нынешней системы оплаты труда, своеобразный социально-экономический норматив. Но данный норматив при­обретает экономический и социальный смысл лишь тогда, когда совпадает с минимальным прожиточным минимумом («потреби­тельским бюджетом»). В перспективе «потребительская корзина» должна включать затраты на образование, медицинское и куль­турное обслуживание, которые становятся платными.

Формы адаптации рынка труда. Безработица и низкий уровень заработной платы стимулируют поиск альтернатив­ных источников существования.

Так, первую волну частного торгового бизнеса («челно­ки» и т. д.) составили прежде всего лица с высшим образова­нием, утратившие рабочие места в конструкторских бюро, проектных институтах, отраслевых научных центрах и т. д.

Низкий уровень заработной платы стимулирует вторич­ную занятость (занятость на нескольких рабочих местах, со­вместительство по основному месту работы). Вторичная за­нятость сокращает свободное время, в особой форме отражает существование сверхзанятости определенной части населения.

Если в странах ЕЭС вторичная занятость обычно состав­ляет 3-4 %, то в Беларуси по некоторым оценкам колеблется в пределах 10-20 % и носит явно гипертрофированный характер. Основными причинами тому выступают низкий уровень жизни населения, наличие в семье безработных и снижение общего семейного дохода. Выход на полосу стабильного экономичес­кого развития будет способствовать сокращению вторичной занятости населения и повысит ценность свободного времени.

С учетом сложившейся практики средняя заработная плата в здравоох­ранении, образовании и других бюджетных отраслях определяется беэ учета широко распространенного совместительства. Так, на 1 января 2003 года сред­няя зарплата врачей составила 180 тыс рублей, хотя по основному месту работы без совместительства она ниже не менее чем на 30%.

Одной из особенностей современного рынка труда в Бела­руси выступает неформальная занятость. Речь идет о трудо-


вой деятельности, которая юридически не оформлена и осуще­ствляется в том числе на территории сопредельных государств. По некоторым оценкам, сегодня в нее вовлечено около 800 тыс. граждан республики (строительные услуги, торговля, образова­ние, пошив одежды и т. д.). Для определенного круга трудоспо­собного населения неформальная занятость позволяет стабили­зировать уровень жизни. Однако всегда дополняется социальной незащищенностью, нарастанием криминальных тенденций, со­крытием доходов и потерей налоговых поступлений в бюджет.

В качестве особой формы нелегальной занятости в усло­виях Беларуси следует рассматривать нелегальную миграцию рабочей силы (нарушены правила въезда, пребывания и эконо­мической деятельности).

Постановлением Совета Министров от 16.09 2002 г. № 1258 предусмотрено, что для трудовой деятельности на территории Беларуси иностранным гражданам и лицам без гражданства требуются специальные разрешения, выдаваемые Мит^ стерством труда и социальной защиты, а также органами внутренних дел (пред! принимательская деятельность) по согласованию с Минтруда и Минэкономики.

Спрос на труд нелегалов предъявляет прежде всего «тене­вая экономика». По некоторым оценкам, в Беларуси численность нелегалов составляет примерно 150 тыс. человек, что отражает низкую эффективность деятельности официальных властей.

Индексация заработной платы. Такая форма регулирова­ния оплаты труда широко используется в условиях обостре­ния инфляции. Направлена на поддержание покупательной способности населения.

На практике применяются разные модели индексации. Наиболее простой вариант — автоматическое повышение за­работной платы с учетом индекса цен на определенную дату. При этом повышение заработной платы может осуществлять­ся не ежемесячно, а лишь после преодоления инфляцией «ми­нимального порога» (например, 10% и т. д.).

С 1994 по 2002 год цены на потребительском рынке Бела­руси возросли в миллионы раз. Однако тотальная система индек­сации денежных доходов населения не используется. Частично применяется вариант корректировки уровня денежных доходов населения, когда при преодолении «минимального порога» (пер-


вое ограничение индексации) индексируется лишь сумма, экви­валентная двум минимальным зарплатам, а сумма, эквивалент­ная 3-й и 4-й «минималке», индексируется лишь на 50%.

Социальное партнерство. В переходный период должна постепенно формироваться система социального партнерства.

Некоторые элементы такой подсистемы складываются и в условиях Беларуси. Так, с 1993 г. свое начало берет прак­тика проведения трехсторонних консультаций по социально-трудовым вопросам (Согласительный совет, а с 1999 г. — На­циональный совет по трудовым и социальным вопросам).

Основным правовым инструментом социального партнер­ства выступают коллективные договоры и соглашения. Такие соглашения заключается на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном уровне (местное соглашение).

Первое Генеральное соглашение между правительством и республикански­ми объединениями нанимателей и профсоюзами было подписано в апреле 1995 г.

В настоящее время действует Генеральное соглашение (от 21.05.2001 г.) между правительством, республиканскими объеди­нениями нанимателей и профсоюзом на 2001-2003 гг. В данном соглашении в качестве предпосылки повышения уровня жизни признаны стабилизация и подъем белорусской экономики. По настоянию нанимателей впервые был включен раздел «Экономи­ческая политика» с учетом осознания того, что без реформы административной экономики Беларуси невозможно повышение эффективности производства и уровня жизни населения.

Определены конкретные меры в области экономической политики, оплаты труда, доходов и уровня жизни населения, ряд социальных гарантий. Предусмотрено поэтапно довести тарифную ставку первого разряда до уровня «бюджета про­житочного уровня», а также обеспечить темпы роста заработ­ной платы не ниже темпов роста ВВП.

Анализ реально складывающейся ситуации показывает, что ряд важных позиций, предусмотренных Генеральным соглашением на 2001-2003 гг., ока­жется невыполненным на конец 2003 года. Низкий национальный уровень заработной платы, невозможность создать приемлемые сбережения на ста­рость, неэффективное использование государственной собственности морально


устаревшим директорским корпусом — все это способствует нарастанию от­чуждения труда, обостряет противоречие между трудом и капиталом.

В данном аспекте следует обратить внимание на отсутствие влиятельного профсоюзного движения. Сегодня официальные профсоюзы практически ни­чем не отличаются от профсоюзов, функционировавших в условиях админис­тративно-командной экономики и выполнявших роль «школы коммунизма».

Теперь кратко о частном секторе экономики. Здесь при определении размера оплаты труда используются объективные характеристики «человеческого капитала». В качестве крите­риев оценки работника реже используются такие факторы, как образование и стаж работы. Усиливается индивидуализация процесса установления заработной платы с учетом оценок личных качеств работника (инициатива, лояльность к фирме, бесконфликтность, наличие «полезных» связей и т. п.).

Следует обратить внимание на слабую социальную защи­щенность наемного работника в условиях формирующегося частного сектора по сравнению с государственным. Заметно: чем ниже позиция работника в иерархии частного предприятия, тем в большей степени заработная плата зависит от волевых решений руководства. Используются жесткая система штра­фов (полная компенсация ущерба, лишение месячной зарпла­ты и др.), а при выплате заработка — «белая» и «серая» ведо­мость. Несоблюдение прав работника, зафиксированных в Трудовом кодексе, обнаруживается через использование сис­темы двойных стандартов (устных и письменных), лишение или сокращение очередного и других видов (учеба и т. п.) отпус­ка, а также через широкое использование сверхурочных работ.

Новая социальная прослойка предпринимателей, или «но­вых белорусов», еще не сформировалась как класс, не связы­вает собственные интересы с интересами развития националь­ной экономики Беларуси.


ГЛАВА 12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.05 с.)