Первобытный мир и рождение цивилизаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первобытный мир и рождение цивилизаций



 

Источники сведений о первобытных людях.

Периодизация древнейшей истории.

Антропогенез.

Общество первобытности.

Переход от первобытности к цивилизации.

Происхождение государства и права.

Культура первобытности.

 

Источники сведений о первобытных людях

 

Историки воссоздают первобытность по самым разнообразным источникам. Решающую роль при этом играют изыскания ученых-археологов. В земле, на месте стоянок и поселений древних людей, ученые находят остатки жилищ, орудия труда, черепки посуды, монеты, ремесленные поделки, ювелирные изделия, оружие.

Предметы, изготовленные человеком, несут в себе информацию о нем самом, о его занятиях и обществе, в котором он жил. По материальным останкам человека можно получить сведения о его духовном мире. Сложность работы с этим видом источников заключается в том, что до нас дошли далеко не все предметы, связанные с человеком и его деятельностью. Предметы из органических материалов (дерево, кость, рог, одежда), как правило, не сохраняются. Поэтому историки выстраивают свои концепции развития человеческого сообщества в первобытную эпоху на основании дошедших до наших дней материалов (кремневых орудий, глиняной посуды, жилищ и прочего). Археологические раскопки способствуют приобретению знаний о самом начале человеческого существования, потому что орудия труда, изготовленные человеком, явились одним из главных признаков, отделившим его от животного мира.

Другой вид источников — этнографических, позволяют ученым при помощи сравнительно-исторического метода реконструировать культуру, быт, общественные отношения людей прошлого. Этнография исследует жизнь реликтовых (отсталых) племен и народностей, а также пережитки прошлого

 

в современных обществах. Для этого используются такие научные методы, как непосредственные наблюдения специалистов, анализ записей древних и средневековых авторов, способствующих приобретению некоторых представлений об обществах и людях прошлого. К этнографическим источникам также относятся фольклорные памятники, по которым исследуют устное народное творчество.

Антропология изучает костные останки первобытных людей, восстанавливая их физический облик. По костным останкам мы можем судить об объеме мозга первобытного человека, его походке, строении тела, болезнях и травмах.

Антропологи могут реконструировать весь скелет и облик человека по маленькому фрагменту кости и, таким образом, восстановить процесс антропогенеза — происхождение человека.

Лингвистика занимается исследованием языка и выявлением в его рамках древнейших пластов, которые сформировались в далеком прошлом. По этим пластам можно не только восстановить древние формы языка, но и узнать многое о жизни прошлого — материальной культуре, общественном устройстве, образе мышления. Реконструкции лингвистов трудно датировать, и они всегда отличаются известной гипотетичностью.

 

Периодизация древнейшей истории

 

Периодизация — это условное деление истории человечества в соответствии с определенными критериями на временные этапы.

Существуют различные принципы периодизации первобытной истории. Наиболее распространенной является археологическая периодизация, критерием которой являются различия в материале и технике изготовления орудий труда. По этой схеме первобытную эпоху делят на каменный, бронзовый и железный века. В свою очередь, каждая из этих эпох подразделяется на ряд этапов. Мы не имеем возможности анализировать эти этапы. Все они составляют эпоху дикости человеческого сообщества. Для становления цивилизации принципиальное значение имеет период неолита (VIII—V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Этот период английский

 

археолог Гордон Чайлд предложил назвать неолитической революцией.

Сущность неолитической революции заключалась в переходе части населения от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству.

Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству?

1. В результате перехода к земледельческо-скотоводческой экономике резко возрастают численность и плотность населения, а следовательно, и рост земледельческих поселков, улучшается их благоустройство. Некоторые из них в VII—V тыс. до н. э. превращаются в протогородские центры (Чатал-Хьюк, Иерихон, Джармо и другие).

2. Концентрация населения и его хозяйственная стабильность создают условия для зарождения, накопления и развития культурных традиций, без чего невозможно зарождение цивилизации.

3. Сформировался и новый образ жизни, свидетельством которого была не только оседлость, но и благоустроенные каркасные дома, нарядная расписная керамика, разнообразные украшения из раковин и полудрагоценных камней. В древних погребениях встречаются и первые зеркала, сделанные из блестящего обсидиана — вулканического стекла.

4. У населения оставалось больше свободного времени, необходимого для духовного творчества. В сфере художественного творчества широкое распространение получают прикладные искусства, особенно изготовление разнообразной декоративной керамики. Многие узоры отражают представления космогонического характера (о небесных телах), иллюстрируя разного рода мифы. В целом, со вступлением в земледельческую эпоху духовный мир человека стал богаче и разнообразнее.

5. Появились излишки продуктов питания, подлежащие длительному хранению, в отличие от скоропортящихся продуктов первобытной охоты и рыболовства.

Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, на основе новых производственных возможностей возникли

 

первые очаги цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

Таким образом, возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и

собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т.д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий.

Сформировались государства — системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других. Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы — и передать их потомству.

 

Антропогенез

Антропогенез — это процесс выделения человека из мира животных. Существует несколько теорий происхождения человека.

 

1. Эволюционная теория стремится доказать, что человек произошел от высших приматов — человекообразных обезьян, путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Эта теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее.

2. Теория творения (креационизм) — утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой.

Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди — Адам и Ева — были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и аналоги в мифах других народов. Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых — сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории.

3. Теория внешнего вмешательства: появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций.

Согласно наиболее устоявшейся точке зрения, антропогенез прошел четыре стадии: антропоидные предки человека:

-дриопитек, австралопитек; древнейшие люди: питекантроп;

-древний человек: неандерталец; современные люди (неоантропы): кроманьонец.

Процесс появления человека на Земле явился результатом долгого исторического развития. Примерно 45 млн лет назад в экваториальных районах Африки и Азии началось формирование семейства древних человекообразных обезьян.

Развитие некоторых их видов привело к появлению современных горилл и шимпанзе. Развитие других пошло по пути очеловечивания.

Сначала приматы вели растительный образ жизни и питались растительной пищей. 10 млн лет назад в Африке произошло резкое изменение климата. На месте густых лесов

 

образовались открытые пространства саванны. Это заставило человекообразных обезьян переселиться на землю и постепенно обрести способность к прямохождению. Передние конечности стали служить только для хватательных действий, выполняя функцию руки. Около 5-6 млн лет назад в Южной Африке появились представители австралопитеков (обезьянолюдей), которые являли собой переходную форму от древних человекообразных обезьян к древнейшим людям.

Растительной пищи не всегда хватало, и они перешли отчасти к пище животной, стали охотиться. Постоянное употребление мяса животных способствовало их ускоренному развитию.

Особенно большое влияние мясная пища оказала на развитие мозга, объем которого у австралопитеков составлял уже 600 см3. Они жили стадами, где, как правило, имели место жестокие и даже кровавые столкновения из-за пищи и самок.

Второй этап антропогенеза связан с питекантропом. Впервые ископаемые останки этих древнейших людей (их называют еще архантропами) были обнаружены на острове Ява в 1890 г. Питекантропы — существа прямоходящие, среднего роста и плотного телосложения, сохранившие, однако, еще много черт от обезьяны, как в форме черепа, так и в строении лица. Они жили первобытным стадом от 20 до 40 особей, вели бродячую жизнь, передвигаясь по берегам рек, озер и в глубине лесов. Постепенно питекантроп начал осваивать и приспосабливать для своих нужд готовые природные жилища: пещерные навесы и гроты. Как правило, он обходился без одежды или же ограничивался накидками из шкур животных.

С течением времени его образ жизни менялся. Начали возникать первые более или менее постоянные поселения. С изготовлением орудий труда начинается человеческий труд.

Осмысленными становились охота и собирательство, поскольку в этих видах деятельности человек обучался предвидеть результаты, хоть примитивно, но планировать свои действия.

Охота была коллективной и требовала координации действий. Так возникла древнейшая речь, которая была в основном звуковой (гортанные звуки и выкрики).

Примерно 200 тысяч лет назад возник новый физический тип человека — неандерталец, в котором человеческое начало явно преобладало над животным. Неандертальцы жили оседло в пещерах, пользовались огнем, который добывали, уда-

 

ряя камень о камень или растирая дерево. Они делали каменные орудия. Коллективная форма охоты, общее жилище, общий огонь, защита от крупных хищников объединенными усилиями способствовали консолидации стада. Именно неандертальцы впервые начали хоронить умерших, смерть которых, возможно, еще не осознавалась полностью и воспринималась как временное явление.

Примерно 40 тыс. лет назад сформировался новый вид человека. Впоследствии ему дали название человек разумный (Homo sapiens). Человек разумный обладал физическими и психическими способностями, позволявшими ему быстрее совершенствовать все стороны жизни. Изучение находок останков кроманьонцев показывает, что его внешний облик не отличается от человека нашего времени. Уже вполне сформировались прямая походка и современная человеческая рука, обладающая способностью точных и сложных движений. Его мозг, если судить по строению черепа, был близок нашему. Он способен был воспринимать информацию, перерабатывать ее, делая различные умозаключения и обобщения.

Вместо стадной организации появился род и родовая община. Конфликты и столкновения из-за женщин уменьшились, заметно меняя жизнь первобытных людей. Внутри рода браки окончательно запрещались, а его члены составляли родовую общину. Первой формой брака в истории человечества был групповой брак, когда женщины всех поколений одного рода являлись реальными или потенциальными женами мужчин всех поколений другого рода. Первоначально родство считалось лишь по женской линии. Человек знал свою мать, бабку, но не знал, кто его отец и дед. Такой род назывался материнским.

Происхождения языка и мышления. Мышление и речь взаимосвязаны между собой, поэтому их нельзя рассматривать обособленно друг от друга. Эти два явления возникли одновременно. Их развитие было востребовано трудовым процессом, в ходе которого постоянно развивалось мышление человека, а потребность в передаче приобретенного опыта способствовала возникновению речевой системы. Основой для развития речи послужили звуковые сигналы обезьян. На поверхности слепков внутренней полости черепов синантропов обнаружено увеличение частей мозга, ответственных за речь, что

 

позволяет с уверенностью говорить о наличии развитой членораздельной речи и мышлении у синантропов. Это вполне согласуется с тем, что синантропы практиковали развитые коллективные формы труда (загонную охоту) и успешно пользовались огнем.

У неандертальцев размеры мозга иногда превосходили соответствующие параметры у современного человека, но слабо развитые лобные доли мозга, отвечающие за ассоциативное, абстрактное мышление, появились только у кроманьонцев.

Поэтому система языка и мышления, скорее всего, окончательно оформилась в эпоху позднего палеолита одновременно с появлением кроманьонцев и началом их трудовой деятельности.

 

Общество первобытности

Первобытнообщинный строй — своеобразная отправная точка в истории человечества. Это самая длительная по времени общественно-экономическая формация существовала у всех народов на ранней стации развития. В истории первобытного строя выделяется несколько этапов по степени развития производительных сил, общественной организации, а также форм хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой. Важным этапом в истории первобытного человека стала неолитическая революция, когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему.

В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда — земледелие и скотоводство выделились в отдельные виды деятельности. Скотоводство отделилось от земледелия, и появились оседлые земледельческие и кочевые скотоводческие племена. Земледелие и скотоводство, выделившись в отдельные виды деятельности, пока еще не стали ведущими и основными отраслями хозяйства, а носили только подсобный характер. Высокоорганизованная охота и рыболовство еще долго были основным или даже единственным видом хозяйства.

В неолите люди научились резать камень, сверлить и полировать его. При помощи новой техники обработки были созданы орудия труда, которые человек неолита мог использовать в земледелии: мотыги, ступки, зернотерки. Все это облегчало и улучшало жизнь неолитического человека. И хотя

 

по физическим данным он не ушел далеко от своих предков, но это был уже человек новой культуры.

В эпоху неолита произошло также и второе общественное разделение труда — ремесло стало отделяться от земледелия.

Вскоре это выразилось в появлении особых ремесленных поселений в городах, что привело к отделению города от деревни. Неолит возродил и закрепил оседлость, ведь занятие земледелием предполагало оседлый образ жизни. С появлением ремесла улучшились бытовые условия людей, возникли первые более или менее стационарные поселения, а затем и поселения городского типа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2871; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.028 с.)