Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в историю. ДревнейшаяСтр 1 из 8Следующая ⇒
ИСТОРИЯ для бакалавров
Рекомендовано Академией гуманитарных наук в качестве учебника для студентов вузов
Ростов-на-Дону «Феникс»
УДК 94(075.8) ББК63.3(0)я73 КТК030 И90
Авторский коллектив: П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, В. Н. Шевелев, Е. В. Шевелева
История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин [и др.] — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 573, [2] с. — (Высшее образование). 978-5-222-18805-7
В учебнике, составленном в соответствии с новым государственным образовательным стандартом для высших учебных заведений, освещаются все основные темы и вопросы курса «История». Главное внимание уделено ведущим тенденциям и основным событиям мировой и отечественной истории с древности до первого десятилетия XXI века. Учебник, составленный на модульной основе с использованием компетентностного подхода, адресован бакалаврам высших учебных заведений. Может быть также использован при подготовке к выпускным экзаменам в школе и абитуриентами, поступающими в вузы.
ISBN 978-5-222-18805-7 УДК 94(075.8) ББК63.3(0)я73 © Авторский коллектив, 2011 © Оформление: ООО «Феникс», 2011
Самыгин Петр Сергеевич, Самыгин Сергей Иванович, Шевелев Владимир Николаевич, Шевелева Елена Владимировна
ИСТОРИЯ для бакалавров
Ответственный за выпуск Кузнецов В.; технический редактор Логвинова Г,; корректор Семенова О.; верстка: Патулова А. Подписано в печать 25.06.2011 г. Формат 84х108 1/32. Бумага офсетная. Гарнитура Тип. Таймс. Тираж 2 600. Зак. № 318 ООО «Феникс». 344082, г. Ростов на Дону, пер. Халтуринский, 80 Отпечатано с готовых диапозитов в ЗАО «Книга» 344019. г. Ростов на Дону, ул. Советская, 57 Качество печати соответствует предоставленным диапозитам,
Оглавление
Введение 11
МОДУЛЬ ПЕРВЫЙ ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 15 Глава 1. Введение в изучение учебной дисциплины «История» 15 Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения 15 Исторические источники 19 Историческое знание и историческое познание 20 Теории исторического развития 24 Историческая периодизация 28 Цивилизации 29
Глава 2. Первобытный мир и рождение цивилизаций 35 Источники сведений о первобытных людях 35 Периодизация древнейшей истории 36
Антропогенез 38 Общество первобытности 42 Переход от первобытности к цивилизации 43 Происхождение государства и права 45 Культура первобытности 48
Глава 3. Древний Восток 50 Становление цивилизаций Древнего Востока 50 Восточные государства-деспотии 53
Глава 4. Античный мир 56 Античная цивилизация 56 Древняя Греция 57
Древний Рим 62 Культурное наследие Античности 65 Вопросы и задания к первому модулю 66
МОДУЛЬ ВТОРОЙ ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 67 Глава 5. Место Средневековья во всемирно-историческом процессе 67 Средневековье как этап всемирной истории 67 Происхождение и значение понятия «Средние века» 69 Проблемы периодизации средневековой истории 70
Глава 6. Христианская Европа и исламский мир 72 Кризис античной цивилизации 72 Становление христианской цивилизации: Западная Европа, Византия, Русь 73 Социально-политическое развитие Европы 81 Западноевропейское общество 88 Рыцарство 90 Города 92 Картина мира 94 Ислам и халифат 95 Крестовые походы 98 Преодоление политической раздробленности и формирование национальных государств 100 Культура и искусство в Средние века 111
Глава 7. От Древней Руси к Московскому государству 116 Специфика становления цивилизации в Восточной Европе 116 Формирование древнерусской государственности 119 Принятие христианства 126 Культура и быт Древней Руси 130 Политическая раздробленность 133 Держава Чингисхана и монгольские завоевания 137 Нашествие на Русь 139
Объединение русских земель вокруг Москвы и становление Московского государства 143 Иван III 146 Культура в XIII-XV вв 150
Глава 8. Индия и Дальний Восток в Средние века 156 Страны Востока в Средние века 156 Индия в эпоху Средневековья 158 Средневековый Китай 160 Япония в Средние века 164 Вопросы и задания второго модуля 167
МОДУЛЬ ТРЕТИЙ ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 169 Глава 9. Начало эпохи Нового времени 169 Понятие «Новое время» 169 Проблемы периодизации истории Нового времени 171 Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии 174
Переход ведущих стран к индустриальному обществу 176
Глава 10. Страны Европы в XVI-XVIII вв. Образование США 179 Реформация и Контрреформация 179 Абсолютизм 182 Открытия в науке и технике 184 Европа на пути модернизации и перехода к индустриальному обществу 185 Европейские революции 186 Война за независимость североамериканских колоний и образование США 191 Культура Европы 193
Глава 11. Россия в XVI — начале XVII вв 196 Венчание на царство Ивана IV 196 Опричнина и ее последствия 198 Смутное время 201 Земский собор 1613 г. и начало правления династии Романовых 209
Глава 12. Россия в XVII—XVIII вв 210 Экономическое развитие в первой половине XVII в 210 Начало становления абсолютизма 211 Народные движения 215 Реформы Никона и церковный раскол 217 Преобразования Петра I 219 Северная война 1700-1721 гг. и ее итоги 225 Эпоха дворцовых переворотов 227 Правление Екатерины II 230 Павел I 235 Культура России 238
Глава 13. Традиционные общества Востока в XVI-XVIII вв 247 Османская империя 247 Индия 251 Китай: империя Цин 253 Япония..... 254
Глава 14. Страны Европы и США в XIX веке 257 Становление индустриальной цивилизации 257 Социально-экономическое и политическое развитие Западной Европы и США 258 Культура XIX в 260
Глава 15. Российская империя в XIX веке 264 Начало правления Александра I 264 Отечественная война 1812 года и заграничный поход русской армии266 Выступление декабристов. 269 Внутренняя и внешняя политика Николая I 274 Общественно-политическая мысль 280 Александр II и реформы 60-70-х годов 283 Александр III 289 Экономика пореформенной России 290 Общественно-политическое движение 294 Культура России XIX в 299
Глава 16. Страны Востока в период колониализма 307 Колониализм и традиционный Восток 307 Британская Индия 308 Китай 312 Япония 315
Глава 17. Международные отношения в Новое время 317 Новое время и новые международные отношения 317 Великие державы XVIII в 319 Колониальный раздел мира 322 Дипломатия в конце XIX в 327 Вопросы и задания 328
МОДУЛЬ ЧЕТВЕРТЫЙ НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ 330 Глава 18. Мир индустриальной цивилизации в 1900-1914 гг... 330 Модернизация, научно-технический прогресс, массовое общество 331 Соединенные Штаты Америки 333 Великобритания. 335 Франция. 337 Германия 338 Международные отношения в начале XX века 340
Глава 19. Россия в начале XX века 345 Модернизация, обострение социальных противоречий и нарастание разрушительного потенциала 345
Русско-японская война 349 Первая российская революция 350 Формирование многопартийности и начало парламентаризма... 358 Аграрная реформа Столыпина 360
Глава 20. Первая мировая война 362 Причины войны 362 Ход военных действий в 1914-1916 гг. и роль Восточного фронта 363 Военные действия в 1917-1918 гг. и окончание войны 365
Глава 21. Россия в 1917 г 367 Февральская революция 367 Кризисы власти 368 Октябрь 1917 г 369 Феномен большевизма 370
Глава 22. Западная Европа и США в 1918-1939 гг. 373 Формирование Версальско-Вашингтонской системы 373 Послевоенное развитие стран Западной Европы и США 375 Мировой экономический кризис и «Великая депрессия» 376 Различные пути преодоления кризиса 378
Глава 23. Советская Россия и Советский Союз в 1918-1941 гг.... 384 Гражданская война: суть, причины, основные события,
политические программы сторон 384 Политика «военного коммунизма» 390 Образование СССР 391 Новая экономическая политика 393 «Социалистическая модернизация» 395 Утверждение тоталитарного политического режима 398 СССР в системе международных отношений 401 Достижения и противоречия советской культуры 405
Глава 24. Восток в 1918-1939 гг 410 Революция и реформы в Турции 410 Британская Индия 411 Китай 413 Япония 414
Глава 25. Вторая мировая война. Великая Отечественная Война 1941-1945 гг 415 Причины и начало Второй мировой войны 415 Великая Отечественная война: ход военных действий 418 Разгром Японии 430 Итоги Второй мировой войны 431
Глава 26. Мир во второй половине XX — первом десятилетии XXI вв. 436 Особенности послевоенного восстановления 436 Раскол мира на блоки и «холодная война» 438 Мировая система социализма и ее распад 439 Формирование постиндустриальной цивилизации 441 Мир развитых стран в условиях глобализации 444
Глава 29. Перестройка и распад СССР 488 Кризис советской системы 488 М.С. Горбачев и начало перестройки 489 Политическая реформа 493 Распад СССР и его последствия 496
Глава 31. Россия в первом десятилетии XXI века 513 Внутриполитическое развитие 513 Экономическая и социальная политика 517 Модернизация как ведущий вектор российских преобразований 519 Культура современной России 525
Введение
Особенность изучения истории как одного из профильных учебных предметов заключается в более глубоком рассмотрении тем, входящих в базовое содержание, и в увеличении доли самостоятельной работы студентов. Содержание учебного материала в настоящем пособии структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных знаний и умений в общеобразовательной школе. Учебный материал по отечественной истории подается в широком контексте всемирной истории, что позволяет формировать целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и другие. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран. Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории XX — начала XXI вв.
С целью приобретения умений систематизации и концептуализации исторических знаний необходимо научиться выстраивать устные и письменные тексты в соответствии с определенным алгоритмом: 1. Хронология, время исторических событий и процессов. 2. Историография. 3. Теория вопроса. Прежде чем рассказывать о каких-либо исторических событиях и процессах, студент должен дать
определение базового понятия вопроса, затем рассказать об основных теориях, с помощью которых объясняют эти события, процессы. 4. Причины исторических событий и процессов. Раскрывая причины, студент должен рассмотреть основные тенденции внутреннего экономического, социального, политического и духовного развития накануне. 5. Ход исторических событий и процессов. 6. Значение.
Высшее образование сегодня ориентируется на овладение студентами определенной совокупностью компетенций, способствующих оптимальному его включению в динамику социокультурного развития. Термины «компетенции», «компетентности», «ключевые компетентности» употребляются в настоящее время в самых разных областях и выступают как результат развития основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самим индивидуумом. Примером может служить список ключевых компетенций, предложенных Советом Европы в рамках осуществления проекта «Современное образование для Европы» и адаптированных к социокультурной специфике России. 1. Изучать: организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; уметь извлекать пользу из опыта; организовать свои собственные приемы учения; уметь находить решение новых проблем; самостоятельно заниматься своим собственным образованием. 2. Искать: запрашивать различные базы данных; уметь извлекать информацию из окружающей среды; уметь обрабатывать и классифицировать различную (по основаниям и источникам) информацию; уметь пользоваться услугами эксперта. 3. Думать: осознавать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к различным аспектам развития общества; уметь ориентироваться в сложностях и противостоять неуверенности; занимать обоснованную позицию в дискуссиях и формировать свое собственное мнение; видеть и оценивать значимость экономического, политического, социального и культурного окруже-
ния, в котором осуществляется образование или работа; оценивать и формировать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, сохранностью окружающей среды; уметь оценивать произведения искусства и литературы. 4. Сотрудничать: уметь строить взаимоотношения и совместную работу в группе; принимать ответственные решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать, заключать и выполнять контракты.
5. Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь организовать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами. 6. Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказать гибкость перед лицом быстрых изменений; показать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения. В связи с этим, целью образовательной деятельности является прежде всего развитие интеллектуальных возможностей и способностей студентов, которые должны стать средством индивидуального освоения науки и культуры, основой профессиональной компетентности и внутренним источником ее развития. В результате изучения учебной дисциплины «История» студент должен: - Знать и понимать: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки основных тенденций развития и важнейших проблем отечественной и всемирной истории; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; основные понятия и даты. - Уметь: анализировать историческую информацию; различать в информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
сопоставлять и анализировать деятельность персонажей, повлиявших на процессы исторического развития; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии. - Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в целях: определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне информации; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, как гражданина России.
Модуль первый
Введение в историю. Глава 1 Введение в изучение учебной дисциплины «История»
1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения. 2. Исторические источники. 3.Историческое знание и историческое познание. 4. Теории исторического развития. 5. Историческая периодизация. Цивилизации.
Исторические источники Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания, методов обработки и анализа источников. Поэтому многие факты и явления истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического знания оцениваются иначе, чем пятнадцать-двадцать, а тем более, сто лет назад. Исторические события представляют собой действия людей и результаты этих действий. История всегда складывалась из человеческих поступков. Поэтому в поисках причин тех или иных событий историки обращались к мотивам, побуждавшим людей к действиям, к целям, которые они перед собой ставили. Но одновременно становилось ясным, что исход событий далеко не всегда таков, каким хотели бы его видеть действующие в пространстве истории персонажи. Нередко в результате сознательных и целенаправленных человеческих действий получалось то, что не планировал, не желал и не ожидал никто даже из самых выдающихся участников исторических событий. Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это свидетельствует в пользу того, что знание истории позволяет лучше понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит задачу по возможности точного научного осознания прошлого, что имеет не только нравственную, но и практическую ценность. По словам немецкого историка и философа И.Г. Гердера, «Пространства полны мудрости, а времена полны мнимого хаоса, и, однако, человек сотворен, очевидно, чтобы искать порядок, чтобы внести ясность в свой малый промежуток времени, чтобы
грядущее строить на прошедшем, — иначе зачем человеку память, зачем воспоминания?» История, как правило, оперирует установленными фактами. Как и в других науках, в исторической науке постоянно идет накопление новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники — это как бы остатки прошлой жизни, свидетельства о прошлом. Выделяют четыре основные группы исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные; 4) фонические. Историки обнаруживают новые факты, документы и свидетельства, формулируют новые интерпретации, обращаются к ранее не исследованным аспектам прошлого. Все это неизбежно меняет их восприятие, приводит к формированию новой картины истории, которая через учебники, популярную литературу, по культурным и информационным каналам «просачивается» в общество, в обыденное сознание, приводит к изменению казавшегося незыблемым прошлого. История не может включать в себя только положительные факты прошлого. Призывы «не очернять собственного прошлого» раздаются довольно часто. Но что они могут дать настоящему? Представим, что мы имеем дело с человеком, который своё прошлое описывает в виде непрерывной череды успехов и достижений. В некоторых национальных историях подобный подход распространён довольно широко. Но современность, которая «живет» подобным героическим прошлым, как правило, с трудом выносит потрясения, такие, например, что охватили Россию в конце XX столетия.
Глава 2 Антропогенез Антропогенез — это процесс выделения человека из мира животных. Существует несколько теорий происхождения человека.
1. Эволюционная теория стремится доказать, что человек произошел от высших приматов — человекообразных обезьян, путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Эта теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее. 2. Теория творения (креационизм) — утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди — Адам и Ева — были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и аналоги в мифах других народов. Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых — сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории. 3. Теория внешнего вмешательства: появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. Согласно наиболее устоявшейся точке зрения, антропогенез прошел четыре стадии: антропоидные предки человека: -дриопитек, австралопитек; древнейшие люди: питекантроп; -древний человек: неандерталец; современные люди (неоантропы): кроманьонец. Процесс появления человека на Земле явился результатом долгого исторического развития. Примерно 45 млн лет назад в экваториальных районах Африки и Азии началось формирование семейства древних человекообразных обезьян. Развитие некоторых их видов привело к появлению современных горилл и шимпанзе. Развитие других пошло по пути очеловечивания. Сначала приматы вели растительный образ жизни и питались растительной пищей. 10 млн лет назад в Африке произошло резкое изменение климата. На месте густых лесов
образовались открытые пространства саванны. Это заставило человекообразных обезьян переселиться на землю и постепенно обрести способность к прямохождению. Передние конечности стали служить только для хватательных действий, выполняя функцию руки. Около 5-6 млн лет назад в Южной Африке появились представители австралопитеков (обезьянолюдей), которые являли собой переходную форму от древних человекообразных обезьян к древнейшим людям. Растительной пищи не всегда хватало, и они перешли отчасти к пище животной, стали охотиться. Постоянное употребление мяса животных способствовало их ускоренному развитию. Особенно большое влияние мясная пища оказала на развитие мозга, объем которого у австралопитеков составлял уже 600 см3. Они жили стадами, где, как правило, имели место жестокие и даже кровавые столкновения из-за пищи и самок. Второй этап антропогенеза связан с питекантропом. Впервые ископаемые останки этих древнейших людей (их называют еще архантропами) были обнаружены на острове Ява в 1890 г. Питекантропы — существа прямоходящие, среднего роста и плотного телосложения, сохранившие, однако, еще много черт от обезьяны, как в форме черепа, так и в строении лица. Они жили первобытным стадом от 20 до 40 особей, вели бродячую жизнь, передвигаясь по берегам рек, озер и в глубине лесов. Постепенно питекантроп начал осваивать и приспосабливать для своих нужд готовые природные жилища: пещерные навесы и гроты. Как правило, он обходился без одежды или же ограничивался накидками из шкур животных. С течением времени его образ жизни менялся. Начали возникать первые более или менее постоянные поселения. С изготовлением орудий труда начинается человеческий труд. Осмысленными становились охота и собирательство, поскольку в этих видах деятельности человек обучался предвидеть результаты, хоть примитивно, но планировать свои действия. Охота была коллективной и требовала координации действий. Так возникла древнейшая речь, которая была в основном звуковой (гортанные звуки и выкрики). Примерно 200 тысяч лет назад возник новый физический тип человека — неандерталец, в котором человеческое начало явно преобладало над животным. Неандертальцы жили оседло в пещерах, пользовались огнем, который добывали, уда-
ряя камень о камень или растирая дерево. Они делали каменные орудия. Коллективная форма охоты, общее жилище, общий огонь, защита от крупных хищников объединенными усилиями способствовали консолидации стада. Именно неандертальцы впервые начали хоронить умерших, смерть которых, возможно, еще не осознавалась полностью и воспринималась как временное явление. Примерно 40 тыс. лет назад сформировался новый вид человека. Впоследствии ему дали название человек разумный (Homo sapiens). Человек разумный обладал физическими и психическими способностями, позволявшими ему быстрее совершенствовать все стороны жизни. Изучение находок останков кроманьонцев показывает, что его внешний облик не отличается от человека нашего времени. Уже вполне сформировались прямая походка и современная человеческая рука, обладающая способностью точных и сложных движений. Его мозг, если судить по строению черепа, был близок нашему. Он способен был воспринимать информацию, перерабатывать ее, делая различные умозаключения и обобщения. Вместо стадной организации появился род и родовая община. Конфликты и столкновения из-за женщин уменьшились, заметно меняя жизнь первобытных людей. Внутри рода браки окончательно запрещались, а его члены составляли родовую общину. Первой формой брака в истории человечества был групповой брак, когда женщины всех поколений одного рода являлись реальными или потенциальными женами мужчин всех поколений другого рода. Первоначально родство считалось лишь по женской линии. Человек знал свою мать, бабку, но не знал, кто его отец и дед. Такой род назывался материнским. Происхождения языка и мышления. Мышление и речь взаимосвязаны между собой, поэтому их нельзя рассматривать обособленно друг от друга. Эти два явления возникли одновременно. Их развитие было востребовано трудовым процессом, в ходе которого постоянно развивалось мышление человека, а потребность в передаче приобретенного опыта способствовала возникновению речевой системы. Основой для развития речи послужили звуковые сигналы обезьян. На поверхности слепков внутренней полости черепов синантропов обнаружено увеличение частей мозга, ответственных за речь, что
позволяет с уверенностью говорить о наличии развитой членораздельной речи и мышлении у синантропов. Это вполне согласуется с тем, что синантропы практиковали развитые коллективные формы труда (загонную охоту) и успешно пользовались огнем. У неандертальцев размеры мозга иногда превосходили соответствующие параметры у современного человека, но слабо развитые лобные доли мозга, отвечающие за ассоциативное, абстрактное мышление, появились только у кроманьонцев. Поэтому система языка и мышления, скорее всего, окончательно оформилась в эпоху позднего палеолита одновременно с появлением кроманьонцев и началом их трудовой деятельности.
Общество первобытности Первобытнообщинный строй — своеобразная отправная точка в истории человечества. Это самая длительная по времени общественно-экономическая формация существовала у всех народов на ранней стации развития. В истории первобытного строя выделяется несколько этапов по степени развития производительных сил, общественной организации, а также форм хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой. Важным этапом в истории первобытного человека стала неолитическая революция, когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда — земледелие и скотоводство выделились в отдельные виды деятельности. Скотоводство отделилось от земледелия, и появились оседлые земледельческие и кочевые скотоводческие племена. Земледелие и скотоводство, выделившись в отдельные виды деятельности, пока еще не стали ведущими и основными отраслями хозяйства, а носили только подсобный характер. Высокоорганизованная охота и рыболовство еще долго были основным или даже единственным видом хозяйства. В неолите люди научились резать камень, сверлить и полировать его. При помощи новой техники обработки были созданы орудия труда, которые человек неолита мог использовать в земледелии: мотыги, ступки, зернотерки. Все это облегчало и улучшало жизнь неолитического человека. И хотя
по физическим данным он не ушел далеко от своих предков, но это был уже человек новой культуры. В эпоху неолита произошло также и второе общественное разделение труда — ремесло стало отделяться от земледелия. Вскоре это выразилось в появлении особых ремесленных поселений в городах, что привело к отделению города от деревни. Неолит возродил и закрепил оседлость, ведь занятие земледелием предполагало оседлый образ жизни. С появлением ремесла улучшились бытовые условия людей, возникли первые более или менее стационарные поселения, а затем и поселения городского типа.
Глава 3 Древний Восток
Становление цивилизаций Древнего Востока. Восточные государства-деспотии.
Глава 4 Античный мир Античная цивилизация. Древняя Греция. Древний Рим. Культурное наследие Античности.
Античная цивилизация Античность сыграла выдающуюся роль в мировой истории: впервые в области экономики, политики, социальных отношений, государства, права, культуры сложились и развились такие отношения, были сформулированы такие концепции, понятия, идеи, которые составили основу будущей европейской цивилизации и которым была уготована долгая жизнь в мировой истории и культуре. Античная цивилизация прошла длительный путь развития. На юге Балканского полуострова в силу различных причин раннеклассовые общества и государства зарождались не менее трех раз: во 2-й половине III тыс. до н. э. (уничтожено ахейцами); в XVII—XIII вв. до н. э. (уничтожено дорийцами); в IX—VI вв. до н. э. последняя попытка удалась — возникло античное общество. Античная цивилизация, так же как и восточная, является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытности и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества значительно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются существенные особенности. Античное мировоззрение космологично. Космос по-гречески — это не только мир, Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежат мера и гармония. Таким образом, в античной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важных элементов западной культуры — рациональность.
Именно в античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, сориентированного преимущественно на рынок. Здесь также появился первый в истории образец народовластия — демократия как олицетворение свободы. Демократия в греко-латинском мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти. В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны. Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.
Древняя Греция Древняя Греция (3 тысячелетие до н. э. — 30 г. до н. э.). Древнейшая цивилизация в Европе возникла на островах Эгейского моря и на Балканском полуострове и известна как крито-микенская (по названию центров — острова Крит и Микен, города на юге Греции). Крито-микенская цивилизация являлась типичной древневосточной цивилизацией, существовавшей во 2 тыс. до н. э. Крит, как и Финикия, прославился как морская держава с могучим флотом. Гибель крито-микенской цивилизации связана с рядом природных катаклизмов и нашествием в Грецию и на острова Эгейского моря северных племен. Это нашествие привело к установлению на развалинах цивилизации более отсталых родоплеменных отношений. В VIII-VI вв. до н. э. в Греции начинает формироваться античная цивилизация. Большую роль в ее развитии сыграло появление железа и соответствующих орудий. В Греции
недостаточно земли для возделывания, поэтому широкое развитие здесь получило скотоводство, а затем и ремесло. Греки, знакомые с морским делом, активно занимались торговлей, что постепенно привело к освоению ими окружающих территорий, расположенных вдоль побережья. Вследствие катастрофической нехватки земельных ресурсов, греки были вынуждены основывать колонии в Италии, Малой Азии, Причерноморье. Греки осознавали свое единство, они называли свою родину Элладой, а себя — эллинами. У них был единый пантеон богов-олимпийцев и общеэллинские спортивные состязания. Однако все это не мешало им регулярно воевать между собой. Одной из главных черт эллинской культуры является принцип состязательности и стремление к первенству, что нехарактерно для цивилизаций Востока. В полисе сложилась ситуация, когда его могущество находилось в зависимости от граждан, на которых, в свою очередь, налагались определенные обязанности, но вместе с этим предоставлялись и значительные права. По мере развития производства и обмена появляются новые рабочие руки — рабы. Ремесло отделилось от земледелия. Появляются новые группы населения — судовладельцы, собственники ремесленных мастерских, которые с течением времени все больше определяют не только экономический, но и политический характер городов-государств (полисов), возникших в VIII—VI вв. до н.э. в Греции.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.128 с.) |