Древнейшая и древняя история человечества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнейшая и древняя история человечества



 

Комплексной целью модуля является формирование профессиональных компетенций студентов, связанных с: пониманием цели, задач и предмета «Истории» как учебной дисциплины и требований к ее изучению; пониманием основных теорий исторического развития и периодизации всемирной и отечественной истории; знанием основных событий, связанных со становлением первобытности и зарождением цивилизаций, становлением цивилизаций и культуры Древнего мира; овладением способами логического анализа текстов, систематизации и концептуализации учебного материала.

 

Глава 1

Введение в изучение учебной дисциплины «История»

 

1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения.

2. Исторические источники.

3.Историческое знание и историческое познание.

4. Теории исторического развития.

5. Историческая периодизация. Цивилизации.

 

Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения

С тех пор, как существует человек творческий и рационально мыслящий, существует и интерес к прошлому.

Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому, означавшему «расследование», «узнавание», «установление».

 

История отождествлялась с установлением подлинности событий. Позднее этим словом стали обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре историей стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы используем слово «история» в двух смыслах:

во-первых, как рассказ, повествование об историческом прошлом,

во-вторых, как науку и учебную дисциплину, изучающую исторического прошлое человечества.

История — одна из древнейших наук. Основоположником ее считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.), первым написавший труд, который так и назывался — «История». Древние ценили историю и называли ее «magistra vitae» (наставница жизни), а историка уважительно именовали translator temporis» (передатчик времени).

Вот размышления из «Идеи истории» известного историка Р. Дж. Коллингвуда (1889-1943) — зачем нужна история и почему ее следует изучать:

— Ответ мой таков: история — для человеческого самопознания. Принято считать, что человеку важно познать самого себя, причем под познанием самого себя понимается не только познание человеком его личных особенностей, его отличий от других людей, но и познание им своей человеческой природы. Познание самого себя означает, во-первых, познание сущностей человека вообще, во-вторых, познание типа человека, к которому вы принадлежите, и, в-третьих, познание того, чем являетесь именно вы и никто другой. Познание самого себя означает познание того, что вы в состоянии сделать, а так как никто не может знать этого, не пытаясь действовать, то единственный ключ к ответу на вопрос, что может человек, лежит в его прошлых действиях. Ценность истории поэтому и заключается в том, что благодаря ей мы узнаем, что человек сделал, и тем самым — что он собой представляет.

Историку приходится быть и психологом, и следователем. Его работа связана с кропотливым поиском в архивах и книгохранилищах, музейных фондах, расшифровкой свидетельств современников и древних, он за-

 

нимается разоблачением лжесвидетельств и подделок, экспертизой документов и артефактов. Результат его трудов — монография. Если автор талантлив, то она захватывающе увлекательна, тогда ее охотно прочтет и непрофессионал. Ни один роман, основанный на вымысле или исторических событиях, не в силах соперничать с реальностью. Нет такого автора, который превзошел бы вымыслом правду жизни.

Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, семьи, частной жизни. Определение предмета истории во многом субъективно, поскольку связано с идеологией и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу, а не конкретным людям при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав.

Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах. Основа исторической науки — собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности.

Благодаря постепенному накоплению фактов сложились целые отрасли исторических знаний: гражданская история, политическая история, история государства и права, история хозяйства, военная история, археология, история культуры, музыки, языка, литературы.

С течением времени появился ряд вспомогательных исторических дисциплин: источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников), палеография (история древней письменности), геральдика (гербы), сфрагистика (печати), нумизматика (монеты, медали, ордена), топонимика (изучение названий географических пунктов) и другие.

 

Но история — не просто рассказ о том, что было в далеком прошлом. Это еще и попытка с помощью прошлого объяснить настоящее и даже заглянуть в будущее. Люди нередко судят историю, ее деятелей и при этом как бы судят сами себя.

История вершится в повседневности, но когда человек размышляет о ней, то обычно подразумевает под этим крупные события, чреватые опасностями или обещающие исполнение надежд. Люди, как правило, ощущают «поступь истории» в периоды серьезных социальных потрясений. Ход и цели событий в такие эпохи для человека непостижимы, но всегда опасны и страшны.

Но есть и другая история — творчества, горения, поиска, духа, созидающего многовековое здание культуры. Прогресс мировой культуры — это непрерывное прорастание настоящего из прошлого. Раньше историю творил миф, затем — религия, сейчас — наука. Но сквозь многотысячелетнее развитие мировой культуры, при всех разрывах и периодических спадах единой нитью тянется общая цепь исканий, объединяющая все проявления духовной мощи человека в освоении окружающего мира и мира в себе. В творческих взлетах человеческого гения запечатлены достижения общечеловеческой культуры. Человек в высших проявлениях философии, науки, искусства в полном смысле слова творил мир. Своими интеллектом, волей, талантом, энергией он разрушал традиционное, косное пространство устоявшейся культуры.

Всякий стремящийся к знаниям молодой человек должен знать историю своего отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили от них не только материальное, но и духовное наследство, и пользуемся всем как само собой разумеющимся. Не менее важно знать и мировую историю, тем более, что история в современных условиях стала полем политической борьбы, где сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные и идеологизированные точки зрения. В итоге вместо одних исторических мифов появляются другие, вместо одной полуправды — другая. Поэтому так важно показать действительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и трагическими сторонами, соблюдая объективность и

 

историческую правду. История нашего Отечества всегда была частью мировой цивилизации, подпитывала ее. Поэтому так важно изучать пути развития России в контексте мировой истории, обращая внимание на ее место в мировом историческом процессе.

 

Исторические источники

Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания, методов обработки и анализа источников.

Поэтому многие факты и явления истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического знания оцениваются иначе, чем пятнадцать-двадцать, а тем более, сто лет назад.

Исторические события представляют собой действия людей и результаты этих действий. История всегда складывалась из человеческих поступков. Поэтому в поисках причин тех или иных событий историки обращались к мотивам, побуждавшим людей к действиям, к целям, которые они перед собой ставили. Но одновременно становилось ясным, что исход событий далеко не всегда таков, каким хотели бы его видеть действующие в пространстве истории персонажи. Нередко в результате сознательных и целенаправленных человеческих действий получалось то, что не планировал, не желал и не ожидал никто даже из самых выдающихся участников исторических событий.

Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это свидетельствует в пользу того, что знание истории позволяет лучше понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит задачу по возможности точного научного осознания прошлого, что имеет не только нравственную, но и практическую ценность. По словам немецкого историка и философа И.Г. Гердера, «Пространства полны мудрости, а времена полны мнимого хаоса, и, однако, человек сотворен, очевидно, чтобы искать порядок, чтобы внести ясность в свой малый промежуток времени, чтобы

 

грядущее строить на прошедшем, — иначе зачем человеку память, зачем воспоминания?»

История, как правило, оперирует установленными фактами. Как и в других науках, в исторической науке постоянно идет накопление новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники — это как бы остатки прошлой жизни, свидетельства о прошлом.

Выделяют четыре основные группы исторических источников:

1) вещественные;

2) письменные;

3) изобразительные;

4) фонические.

Историки обнаруживают новые факты, документы и свидетельства, формулируют новые интерпретации, обращаются к ранее не исследованным аспектам прошлого. Все это неизбежно меняет их восприятие, приводит к формированию новой картины истории, которая через учебники, популярную литературу, по культурным и информационным каналам «просачивается» в общество, в обыденное сознание, приводит к изменению казавшегося незыблемым прошлого.

История не может включать в себя только положительные факты прошлого. Призывы «не очернять собственного прошлого» раздаются довольно часто. Но что они могут дать настоящему? Представим, что мы имеем дело с человеком, который своё прошлое описывает в виде непрерывной череды успехов и достижений. В некоторых национальных историях подобный подход распространён довольно широко. Но современность, которая «живет» подобным героическим прошлым, как правило, с трудом выносит потрясения, такие, например, что охватили Россию в конце XX столетия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.153 (0.016 с.)