Потребности нового зрителя интеллектуального, духовного, ищущего не удовлетворены. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребности нового зрителя интеллектуального, духовного, ищущего не удовлетворены.



Много любительских коллективов, ищущих выход. Инициатива идет снизу. Проблемы частных Т. в эти годы чрезвычайно высоки. Появляется 3 типа театров:

1. Театр зрелище – Лентовский;

2. Театр как дело (бизнес) – Корша (самый гибкий и долговечный) – (контраст Т. Лентовского);Корш понял, что необходимо: а) воспитывать зрителя и начал с афиши; б) нужно брать или лучшего актера или лучший спектакль.Но его театр направлением не стал.

3. Суворинский театр.

Это время, когда уходит Т. Островского и приходит Т. Чехова. Нельзя разграничивать на эпохи они просто наслаиваются друг на друга. Весь театр. процесс можно уложить в опр. схему: художник → произведение искусства → зритель.

1881 1 марта – покушение на царя и началось время реакции, время репрессий. В это время люди начинают думать (рефлектировать, т.е. люди начинают размышлять). Время – полный пессимизм, полная повседневность. Перед Т., перед драматургией встает задача переосмыслить феномен повседневности. Нужна пьеса, кот покажет, что можно сделать с этим феноменом.

В это время (80-90) рус. общество почувствует, что энергия утрачена навсегда. Впервые это стало понятно, когда появ. пьеса «Иванов» Чехова. Поэтому необходимо было написать пьесу новую, чтобы у людей произошла переоценка ценностей.

1892 была проведена отмена теат. монополии. Были казенные 4 театра: АЛЕКСАНДРИНКА, МАЛЫЙ, МАРИИНСКИЙ, БОЛЬШОЙ.

В Алекс. провалилась «Чайка» с Комиссаржевской. Чехов говорит, что сцена сейчас – борьба за будущее, а сценой она станет только в будущем (в содержательном наполнении). В это время Т. ругают все, а подлинных деятелей сцены – это очень волнует. Для одних – это чудный мир, для др. – это средство дух. компенсации (интеллигенция: юристы, врачи, учителя).

МХТ. 1897 22 июня (1-я дата образования МХТ) Славянский базар – один актер любитель, поставивший много спектаклей – мененгенская режиссура – авторитет режиссера, диктат, режиссуре все подчиняется, все принадлежит одному чел. Режиссёрски выстроенные сп-ли немец. труппы «мейдингенцев» дали толчок к развитию режис. Т., объед. в сцен. кол-в. Археологический подход к эпохе – все до мелочей быта должно говорить о времени показ. эпохи. Первоначально в здании Т. «Эрмитаж» в Каретном ряду в Москве. (1902) обрел собст. дом в Камергерском пер. Нов. здание было оборудовано новейшей по тем временам театр. техникой.

Оба создателя буд. Т. придавали огром. значение ансамблю, стилист. единству исполнения, разрабатывали принципы сближения 2-х различ. акт. трупп, обдумыв. репер. и работу с акт. на репетициях.

Станиславский – опыт частной мамонтовской оперы. Все это назрело. Стан. движет необходимость создать нов. Т.. (Щепкин) – актер должен быть образов. чел., обогащающим свою личность, художником. Немирович литератор. Нем. приходит из литературы, из казенной среды. Тоже чувствует необходимость создать Т. на нов. началах. Нем. хотел делать это в провинции, а Стан. считал, что нужно начинать с Москвы. Распределение обязанностей. Объединились лучшие ученики Стан. и Немир.

Это время, когда в Т. сущест. многочисленные и разнообразные течения и направления. Начал свою сцен. реформу, не порывая с лучшими отеч. традиц. и не отрицая осн. направ. сцен. ис-ва 19в. – реалистического, воплощающего на своих подмостках «жизнь в формах самой жизни». Однако этому положению о «театре жизни и правды» в МХТ дали новое творческое воплощение.

Гл., что буд. Т. был задуман и создан как общедоступный Т.. Подали прошение в город. думу о субсидии, но не получ. и стали искать бог. пайщиков, среди кот. был и Савва Морозов.

Стан. писал: «Программа начинающегося дела была революционна. Мы протестовали против старой манеры игры, ложного пафоса, декламации, актерского наигрыша, дурных условностей постановки, декораций, премьерства, кот. портило ансамбль, и против всего строя сп-лей, ничтожного репертуара тогдашних Т.».

1898 14 июня (2-я дата). Год юрид. образ-я «Товарищество на вере для учреждения Московского Общедоступного театра». С этого момента можно считать Т. функционирующим (из офиц. отчета).

1898 14 октября (3-я дата). «Царь Федор Иоаннович» – 1-я постан. после офиц. образов. общества.

189817 декабря (4-я дата). «Чайка». Не с Чайки все началось. Сначала театр был ориентирован на мировой репертуар. Нем. переносил дату рожд. МХТ с вечера премьеры «Царя Ф.» на вечер «Чайки» не в связи с вымериванием их сравнит. достоинств, а в связи с отгадкой принципа построения Т. (не отдел. сп-ля, а Т.) как худож. целостности. Два сп-ля МХТ, определили замысел Т. – строил себя как худ. произ-е, как развивающуюся мысль и форму, творчес-е высказывание касающееся нашей жизни.

Установились нормы в твор. жизни Т.: установление нрав. нормы, при кот. завистничество постыдно; укрощение актер. эгоизма; способность вправду любить дело, наслаждаться его успехом, быть счастливым; миг осознается как часть структуры (один миг на сцене проживать как жизнь). Программа охватывала все стороны жизни Т.: в МХТ отказались от исполнения нескольких разнородных драм. произв. в один вечер, упразднили увертюру, отмен. выходы актеров на аплодисменты, ввели строгий порядок в зрит. зале. Высказывание Стан., что Т. нач. с вешалки, означало, прежде всего, требование выс. культ. во всем, нач. от правил поведения.

В МХТ стремилась и провинция, она тоже считала его «своим Т.», ибо не чувст. никакого высокомерного к себе отношения, а земские учителя и врачи, попадая в Москву, первым делом спешили, как в свою семью. Т. стал сразу и невероятно-естественно Т. нации.

Т. ис-во кон. 19в., т.е. к моменту создания МХТ, сосредоточивалось вокруг романтической трагедии, бытовой драмы и комедии. Актеры умели хорошо передавать приподнятость чувств и страстей. Но в МХТ найдут еще большую убедительность, скажут о более глубинной правде жизни. Скажут, по словам Стан., о «жизни человеческого духа», а не просто сыграют реалист. характер.

Стан. произведет колоссальную реформу сцен. пространства и декорационного ис-ва. Это будет не «место действия вообще», но конкретная среда, в кот. соблюдаются ист., нац. и соц. принципы, характеризующие ту или иную эпоху или совр. жизнь. Во всех своих сп-лях Т. добивался точности и ясности, что служило общей худ. задаче – истинного воссоздания правды жизни.

В рус. Т. всегда сущест. великие актеры. Но сущест. и шаблоны, по кот. актеры играли тех или иных героев. Купцов изображали с речью на «о», грубыми движениями и «рыкающим голосом». Мол. дев. были кокетливы и «щебетали». Актеры знали, что на Т. волнение изображается быстрым хождением взад и вперед, «дрожащими руками» при распечатывании писем.

В Т. Стан. и Немир. процесс работы над ролью обрел иные очертания и смысл – это было новое, индивидуальное рождение характера героя. Стан. заставлял актеров придумывать своим персонажам большую биографию, сложную внутр. жизнь, выстраивать логику этой внутр. жизни. В МХТ не играли роль, но жили судьбой своего персонажа.

В старом Т. отсутствовала режиссура в современном понимании. Опытные актеры сами вполне умело могли размещаться во время репетиции на сцене, так как долгая сцен. жизнь их научила, какое положение наиболее удобно для произнесения, монолога, или как вести диалог, чтобы все его участники были отлично слышны и видны зрителю. Эти сцен. расположения или размещения наз. в Т. мизансценами. Но привычные мизансцены, также переходившие из сп-ля в сп-ль, не создавали художественного единства. Так что сам акт. ансамбль создавался скорее опытным путем, благодаря спайке, сыгранности актеров между собой. В МХТ режиссура стала ис-вом создания сп-ля в целом в единстве с совместной раб. актера, режиссера, художника, музыканта и пр. производственных цехов театра.

Сцен. система МХТ – «искусство переживания», «система Станиславского», – это итог огр., в несколько 10-летий, работы. Напр. «Играть на сцене Чехова должны не только люди, а и стаканы, и стулья, и сверчки, и военные сюртуки, и обручальные кольца». Все эти «ненужные», казалось бы, детали и созд. то особое «настроение», кот. публику огорчало, волновало, заставляло плакать. Т. часто использовал и естественно-жизненные, природные шумы – вой собаки, свист ветра, щебетание птиц, где-то вдалеке звучала заунывная песня. Драмы Чехова создали МХТ славу «Театра интеллигенции».

Станисл. продолжал и свою теорет. работу, связанную с работой актера. При Т. открыв. студии. 1-я студия (1913) руководил ей совместно со Станисл. Л.А. Сулержицкий. Гл. целью была задача научить актера сознательно вызвать и закрепить в своем ис-ве подлинное твор. самочувствие.

1932 назв. МХАТ СССР, ему присвоено имя М. Горького. В результате творч. кризиса в октябре 1987 МХАТ им. М. Горького был разделен на 2 кол-ва. Один (рук. Т. Доронина) остался работать в зд. Т. «Дружбы народов» на Тверском бул. под прежним им. М. Горького. Др. (рук. О. Ефремов) – вернулся в реконструированное зд. в Камергерском пер. (1989) получ. имя А.П. Чехова. Знаменитая мхатовская «Чайка» – эмблема худож-ков – осталась в МХАТ им. М. Горького.

12. Режиссерские искания К. С. Станиславского.

Хотел из театра-балагана, создать театр-храм. Это законченный выверенный актерский институт. Вся его жизнь была ориентированна на создание системы. Необходимость придумать азбуку, постоянно был в поиске, часто изменял прежним увлечениям, открывал студии. Символистские спектакли (студия на Поварской). Основные принципы в чех. Т. – воссоздание жизни чел. духа на сцене.Гл. принцип уважение к автору, но у реж. есть право на свой собств. взгляд и собств. точку зрения.

Стан. – яркая Т. природа, любил актер. характерность, но и склонен к гротеску. («Горячее сердце» Островского.) Можно говорить о сверхзадаче,этике,назначение искусства . Говоря словами Станис., у каждого подлинного артиста должна быть своя сверх-сверхзадача, та конечная цель, к которой устремлено его искусство. «Если у актера нет своей собственной сверхзадачи, – учил Станис., – он не настоящий художник. Сверхзадача роли может быть по-разному понимаема, и это зависит от сверхзадачи самого актера – человека».

Актер по природе своей лжет, лицедействует, но у него должно быть моральное право, и это моральное право – высокая духовность – и он должен работать над собой. Каин, Село Степанчиково, Гамлет – высокая дух. миссия.

Совершенно разные приемыразная драматургия, пользуется новыми стилями – натуралист и условный реж., острохарактерный актер и тончайший психолог в Астрове и т.д. Но неизменным является перфокционизм (фанатизм, совершенство). Реалист постоянно ищущий истину в искусстве. Любил Т. до последней мелочи, оставался его худож. и мучеником. Мыслил сценически, умел разгадать течение жизни в любом сухом драм. тексте. Порой фантазия вела его, дальше автора. Когда хаос утихал, он вдумывался в режис. линию. Общее решение у С. возникало из густоты реального быта. Сцена и жизнь неразрывна.Очень хорошо знал машинерию. Четко работал со светом, оживлял макет, уже видел живой сп-ль в макете.Был режис.-импровизатором. Эту сцену нужно развернуть. Мизансцена для него была внешним выражением внутреннего человеческого духа.

Никогда не мирился с искривлением актера, только органичное рождение образа обеспечит высокую правду искусства. Может затянуть репетицию до начала вечер. сп-ля или превратить ее в урок дикции или пластики, предл. актеру десятки вариантов испол. эпизода. «С ним – трудно, без него – невозможно», – сказала о Станис. актриса, кот. он заставлял десятки раз повторять одну фразу. Всех мерил по своей мерке. Всех актеров называл по имени отчеству, на вы. Доставал актеров своей заботой. Уважал других учеников. Сценическое искусство может существовать только через человека, актер для С. был драгоценностью. Готовился к роли за два часа до сп-ля.

Много от Толстого – восприятие красоты и силы жизни, ее течения, вкус к отдельным фактам и суровости действительности человека. Систему вывел из Щепкина. Др. считают, что сп-ли немец. труппы мейдингенцев и суммированный опыт западного Т.. Воплощение высокой Т. этики. Т. держался только его авторитетом.

**************************************************************************************

Род. в Москве 05.01.1863. Алексеевы были потомственными фабрикантами и промышленниками, специалистами по изготов. канители – тончайшей золотой и серебряной проволоки, из кот. ткалась парча. К Т. имела отношение лишь бабушка Станисл., известная парижская актриса Мари Варлей, приехавшая в Петербург на гастроли. Вышла замуж за богатого купца Яковлева. От этого брака родилась мать Станисл.. В большой семье (9 детей) не жалели денег на образование. Помимо обыч. предметов, дети изуч. иност. языки, учились танцам, фехтованию. Под дом. Т. в доме отвели большой зал. Устраивали любит. сп-ли в Алексеевском кружке (1877-1888). Инициатором Т. затей был мол. Константин.

Константин работал на фабрике отца, стал одним из директоров. Вечерами играл в Алексеевском Т. кружке. Его признавали лучшим актером-любителем. В янв. 1885 принял Т. псевдоним Станиславский в честь талантливого артиста-любителя доктора Маркова, выступавшего под этой фамилией.

1884 Станис. высказывал идею создания совершенно нового Т. кружка или общества, где любители смогут «испытывать и научно развивать свои силы».

1888 вырабатывает устав Москов. общества искусства и литературы и становится одним из его рук..

После 1-х спектаклей критики выводят Станис. в первые ряды рус. актер. ис-ва. Москва заговорила о нем как о превосходном актере и необыкновенном режиссере, умеющем создавать сп-ли, полные жизненной правды. Рядом с ним на сцене блистает М. Перевощикова, взявшая сцен. псев. Лилина. Внучка моск. профессора, дочь почтен. нотариуса, окон-я Екатерининский институт благор. девиц с большой зол. медалью, решила посвятить себя театру. 5 (17) июля 1889 Станис. венчается с ней.

1888-1898 посвятил Станис. деятельности в Обществе. Сп-ли подкупали цельностью режис. замысла, слаженной игрой ансамбля актеров, правдивым исполнением ролей, великолепной группировкой массовых сцен, тщательностью оформления. Их ставили в пример даже Мал. Т.

Постановки Общества искусства и литературы привлекли внимание Немировича, популярного драматурга, Т. критика и педагога. Он также мечтал о нов. Т., правдиво отображающем жизнь.

1897 21 июня года Станиславский и Немирович-Данченко встретились в отдельном кабинете москов. ресторана «Славянский базар». «Мы обсуждали основы буд. дела, вопросы чистого ис-ва, наши худ. идеалы; сцен. этику, технику, организационные планы, проекты буд. репертуара, взаимоотношения».

Труппу будущего театра составили члены Общества искусства и литературы и выпускники по классу Немировича-Данченко из училища филармонии. Пригласили, кроме того, нескольких профессиональных актеров со стороны, но со строжайшим отбором.

Стан. писал: «Программа начинающегося дела была революционна. Мы протестовали против старой манеры игры, ложного пафоса, декламации, актерского наигрыша, дурных условностей постановки, декораций, премьерства, кот. портило ансамбль, и против всего строя сп-лей, ничтожного репертуара тогдашних Т.».

1898 14 (26) октября – день открытия Художественно-Общедоступного театра. Сп-ль «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого встретил восторженный прием зрителей. 1-й сезон он идет 57 раз!

1898 17 декабря сост. премьера «Чайки», уже потерпевшей провал в Алекс. Т.. Она стала подлинным рождением МХТ. Впервые реж. стал идейным руков. и истолкователем худ. произв. Т. говорил о жизни чел. духа. «Чайка» стала театрал-й легендой, а силуэт летящей чайки – эмблемой МХТа.

Возникло содружество драматурга и Т. Осн. темой «Чайки» для Станис. было безнадежное одиночество всех ее персонажей. «Дядя Ваня» (1899) – сопротивление этому одиночеству. «Три сестры» (1901) – крепнет мотив стойкого терпения и долга, кот. нужно исполнять. Книга «Моя жизнь в искусстве»чех. люди «совсем не носятся со своей тоской, а, напротив, ищут веселья, смеха, бодрости; они хотят жить, а не прозябать... Чехов – на имитации образа, а не на органичном рождении.

В нач. июля Чехов умер. Станис. ощущает смерть писат. как сиротство: «Авторитет Чехова охранял Т. от многого. Я не думал, что я так привязался к нему и что это будет для меня такая брешь в жизни»... Это была посл. совм. работа драматурга и Т. Станис. все > увлекается процессом репет. и раб. с актер.

Специально заниматься экспериментальной работой в поисках новой манеры игры в самом Т. стало невозможно. Студии это организмы, кот. питали худ. Т.. Брал педагогов в студии, которые не набили руку на системе. Они тоже вместе со студийцами впервые основывали систему. Без системы Станис. не один метод 20-го века не мыслим.

Станис. создает теат-ю студию, руков. ставит Мейерхольда, кот. увлекался опытами в области условного Т. Станис. мечтает о сп-ле, поднятом над бытом, раскрывающем страсти и мысли чел-е с такой глубиной, строгостью и простотой, каких никогда не знал еще Т.

Просмотр студ-х сп-й осенью (1905) заставил Станис. усомн. в правильности мейерх. экспериментов. Он закрыл 1-ю творч. лабор. МХТ. Усл. ис-во Мейер. было чуждо Станис. «Оторвавшись от реализма, мы – артисты – почувствовали себя беспомощными и лишенными почвы под ногами».

1906 январь – зарубежные гастроли. Труппа имела большой успех. 1906 май возвращ. в Москву.

Репетиции Станис. превращаются в уроки, Т.– в лабораторию, где производятся все новые опыты, иногда спорные. Пайщики Т. предоставляют ему право выбирать «для исканий» 1 п. в сезон.

Одной из таких пьес становится «Синяя птица» М. Метерлинка (1908) – триумф Станис. Сп-ль выделялся полным, совершенным слиянием в единое целое акт. исполнения, музыки, сценографии. Станис. доказывал, что сп-ль, механически повторяемый, относ. к «ис-ву представления», а нужно стремиться к «искусству переживания», отводя «представлению» подчиненное место.

1910 оторванный от Т. длительной болезнью, Станис. углубл. в изучение «жизни чел. духа»актера на сцене. Заимствует у Гоголя определение «гвоздь» роли, находит свое – «сквозное действие». Появ. нов. термины и понятия – «куски», «задачи», «аффективная память», «общение», «круг внимания».

1912 С помощью Л.Сулержицкого создает при МХТе Первую студию для мол. актеров. По признанию самого Станис., они обнаружили в молодых исполнителях «дотоле неведомую нам простоту и углубленность» и наглядно доказали плодотворность применения принципов его системы.

1916 Станис. откр. 2-ю студию. Ее возгл. реж. МХТа В. Мчеделов. Студийцы Тарасова, Баталов и др. вошли в осн. состав труппы МХТа. 1918 Станис. возглавит еще и Оперную студию при Больш. Т.

По предложению Америк. изд-ва Станис. начинает работу над книгой о Т. Книга «Моя жизнь в искусстве» выйдет в 1924 в Бостоне. На русском языке книга выйдет только в 1926 году.

Уже смертельно больному Станис. принесли верстку его книги «Работа актера над собой» для подписи к печати.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.027 с.)