Наше время – авангардное переосмысление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наше время – авангардное переосмысление.



1996 Женовач «Мастерская Фоменко» – ревизия Эфроского сп-ля отвергает лидерство Н.П. и идет по ансамблевскому пути. Комедия. Понятная психологическая чел. тема. Премия «Молодые таланты – городу и миру»

Мирзоев Ленком. Образы масс. культуры. Выжженное поле человеческой страсти. Секс символ. Звезда подиума. Н.П. (Шанина) – Механическая заводная кукла, старая, манерная. Декорации Коплевича. Все взаимоотношения на уровне кто кого хочет, кто кого может поиметь. Верочка (М. Миронова). Беляев (Чернышев), Шпигельский (Певцов).

«Месяц в деревне».

7. Островский А.Н. (1823–1886) Драм. наследие и Т. деятельн. «Гроза»– сц. ист.

Создатель рус. нац. репертуара. Пьесы жизни. До него такой галереи типов не было ни у кого. Остр. считал, что Т. это школа жизни, кот. может действовать на дикую необраз. душу. Ориентированна на самую широкую аудиторию. Создал картину общес. нравов. Открыл новых незнак. героев. Вывел на сцену представителей самых разных классов и сословий (купцов, чиновников, разночинцев, самодуров).

Основной конфликт заключ. в борьбе сильной личности, кот. осознает свою самостоятельность с общим порядком бытия. Гл. выразительное средство – слово. Гл. конфликт и социал. типичность героя, воспитание, социальное происхождение – все выражается через слово.

Жанры полярные – круп. комизм и глуб. драматизм. В его драм-и присутствует сложное соотношение комического и трагического. Создает Т. ансамбль. Нет маленьких ролей – есть мален. артисты.

Периодизация: 47 оригинальных – 46 поставлено, 7 переделок, 7 переводов.

Начинает в недрах натуральной школы как подражатель Гоголя и поэтому первые 6 лет не ставят.

1847 «Семейная картина» 1-я закон. пьеса – жизнь семьи купца Пузатова (ложь во всём и повсюду – в делах и в быту, воровство) – цензурой запрещена на долгие годы, порочила купечество.

1849 «Свои люди – сочтемся!» (стремление к наживе – история ложного, «злостного» банкротства купца Большова – зять Похолюзин (его быв. слуга) обманывает его, завладев денеж. документами, да и дочь не захотела помочь отцу) – царь запретил – оскорбление купечества, появ. только в 1861г.

1851 «Бедная невеста» «Банкрот» (впервые – тема «бесприданницы») замужество без любви – тяжкая жертва, ради благополучия семьи, что героиню ждет впереди, Ост. не оставляет никаких иллюзий – счастья нет. Ни одного полож. лица. Гог-й смех. Зритель в позиции осуждения.

--------------------------------------------------------------------------------------

Славянофильский период: (пусть рус. чел. радуется видя себя на сцене, чем тоскует, исправители найдутся и без нас), показ положительных черт народного характера, основ народ. морали и этики.

«Не в свои сани не садись». (6-я по счету). Ставят в Малом Т., «Бедность не порок», «Не так живи, а как хочется». Конфликт пьес этого периода определяется столкновениемпатриархальных начал с ложными стремлениями современ. жизни. Изображение духов. возрождения чел., поиск полож. героя. Сюжеты напом. простоту нар. притчи, харак-ры ярко очерчены, ясны и определённы. Финал благополучен, но такой финал вытекал из помощи людей имеющих власть и силу. Славянофилы приветствовали эти пьесы, а Чернышевский критиковал за идеализацию купечества. Это первые поставленные на сцене пьесы – Мал. Т. и Александ. Положение Ост., как драм-га улучшилось.

--------------------------------------------------------------------------------------

До реформенный период. Время восшес. на пристол Александра II. Ост. вновь обращается к проблемам соврем. жизни, проблематика острая и злободневная. Ост. изобр. чиновничество как особый, самостоят. мир, со своей этикой, представ. о чести (они уверенны в своей правоте, в отличии от чинов. в «Ревизоре», кот. боялись наказания), эти не допуск. и мысли, что их деятел. аморальна и бесчестна, что взятки преступление. 1856 «Доходное место» Белогубов и Юсов взяточники, нополны благород. негодования, когда узнают, о подделке решения суда из рассказа одного гостей, это уж подлость возмущ. они, и не лицемерят. Белинский наз. чинов-во корпорацией служебных воров и грабителей. «Праздничный сон до обеда», «Не сошлись характерами», «Воспитанница», «Гроза» (1859). Сцены из московской жизни – «Старый друг лучше новых двух» (1860), «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «За чем пойдёшь, то и найдёшь», «Грех да беда на кого не живёт» (1863), «На бойком месте» (1865), «Пучина». Много пишет ист. хроник и драм.

--------------------------------------------------------------------------------------

Пореформенный период. 60-70 гг. Разнообразие творчества. Проблемы соврем. жизни, противоречия нов. времени и патриальх. мир купечества в нём. В эпоху становления нов. отношений этот мир приобрёл особые черты – самодуры остались, но изменилась их роль и место в жизни. Они смешны и нелепы. «Не всё коту масленица» (1871), «Правд – хорошо, а счастье лучше» (1877), «Сердце не камень» (1880). В пьесах появляется купец-предприниматель – энергичный, ловкий делец, умеющий не только хранить, но и наживать капитал. эти люди расчетливы, осторожны, порой даже честны, но безжалостны, полностью лишены благород. порывов и увлечений. «Бешенные деньги» (1870). Духовная сущность нов. времени – стремление к комфорту сильнее нравст-ти. Ост. многогранный а втор – сатирик, лирик, фольклорист, сказочник «Снегурочка» (1873). Но как всякий драматург не может отрешится от социал-х тем и пишет социально-сатирический цикл: комедия (вершина таланта) «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) – самое злое сатир. произв. почти памфлетность, злободневность (московс. общество этого периода: Москва – «обширная говорильня» – точная примета времени, льстить грубо, беспардонно, авантюризм, интриганство, приспособленчество – вот и весь секрет успеха. «Лес» (1870) – жадность, скупость, расчет, нажива, деньги – на них весь круг держится. «Волки и Овцы» (1875) – новые предприниматели, дельцы, промотавшиеся дворяне, готовые на люб. авантюру, чтобы поправить свои дела. Называет реально бытовой комедией смешение признаков комедии, интриг, положения, многообразий.

--------------------------------------------------------------------------------------

Следующий период:Социально-психологическая драма (предтеча Чехова): «Бесприданница» (1878) – трагична судьба чел. в мире наживы, холодного эгоизма,«Невольницы» (1881), «Таланты и поклонники» (1882), «Красавец мужчина» (1883), «Без вины виноватые» (1884), «Не от мира сего» (1885).

Работает как Т. практик. Все его пьесы в первую премьеру играли в Малом Т.. Воспитал целую плеяду актеров – Садовские, Никулина-Косицкая и т.д. Занимался развитием рус. драматургии привлекая молодых драматургов. Организовал общество русских драматических писателей. Поддерживал их творчески. Соловьев, Невежин, Гедеон (директор Аленксандринки). Преследовал охрану авторских прав.

Боролся за нравс. воспитание актеров, повышения статуса, условий жизни. Боролся за длинный график репетиций. Обязательные генеральные репетиции в костюмах, попытки ввести читки, но полностью ввести такую систему не сумел. Мечтал о собственном Т. Монополия на театры была отменена в 1882 г., т.е. за 4 г. до смерти Ост. и он не успел.

Во все кризисные времена рус. Т. всегда опирается на Островского. Назад к Ост. или вперед к Ост. Он является мерилом художественности. Его мировоззрение глубоко человечно. Его в первую очередь волнует душа человека, нравственность, вера и т.д.

20-е гг. Станиславский«Горячее сердце» – экспрессивный гротеск.

ЖиновачМалый Т. Серебрянников«Лес».

*****************************************************************************

2. «Гроза». (1859). Написана за 1 месяц. Переломный этап. Внутренне мировоззренческий кризис. Порывает со славянофильством. Возвращается к современной реальной ситуации. Жизнь трагична и от этого никуда не уйти. Мал. Т., через месяц – Александринка. В Мал. Т. Остров. сам репетирует с актерами. Образ Катерины списан с актр. Никулиной-Коситской, в этой постан. Катерина правдоподобна. В Алексан. Катерина совсем не такая какую писал Остров. – Катерина в креолине и в кокошнике. «Гроза» ставится постоянно и каждая яркая актриса непременно играет Катерину.

1-я точка зренияДобролюбов – луч света в темном царстве (Никулина-Касицкая – харак. яркий, героический, протестный). 2-я т. зр.Писарев противоположная нигилистическая – жен. глупая, необразов. а потому ставшая жертвой. Играется как иностранка, жен. иной среды, иного воспитания, протеста в ней нет, а только сломленость и лиричность (Петербур. школа). Автор получил за эту пьесу премию акад. наук. 3-я т. зр.Ап. Григорьевгл. тема любви и страсти, как форма самовыражения героев. До этого ее рассматривали только как бытовую социальную пьесу.

Алекс. Т. (1859) «Гроза» с Мартыновым (Тихон). Стала крупным худож. событием.

20 в. начинается различный подход, взаимоисключающий. Кабаниха, Дикой – самодуры. Катерина – луч света. Кудряш – из народа.

1916 Мейерхольд, Алексан. (тема любви и страсти, как форма самовыражения героев), патриархально, впавильонных декорациях Головина. Осовременивает Катерину (Рощина-Инсарова). Поэма о страсти в Кустодеевских красках. Ее игра Блоковская манера.

Вахтангов –пробует трагическую Катерину – не успел раскрыть – умирает.

1922 МашеннаяМал. Т. ставит и играет Катерину, а затем Кабаниху.

1924 Таиров, Камерный с Коонен. О народной вольнице (в стиле греч. траг., рус. – только мелочи). Никакого темного ц. нет. Темное ц. отжило уже давно. А Катерина в красном сарафане, знамя революции, женщина из народа, ее протест против гнета семейных отношений, самодержавия и старого мира.

1934 Таиров«Гроза» – глубина страсти.

Малый Т. Пашенная и идет до 50-х годов, не меняясь концептуально.

1936 Немерович, МХТ. Еланская. Утонул в психологических подробностях. Сквозного действия не получилось. Замыслы МХТ навредили Островскому. Островский – это не Чехов.

Малом Т. После оттепели – Кулигин (Бабочкин). Ревизия основного конфликта. Попытка оторвать от быта и сделать философским писателем. Сделать о русской ментальности. Хейфец.

Г. Яновская, ТЮЗ. Пьеса перевернута. Уничтожено само полагающее основание. С токи зрения – поколения после крушения мира, центр. фигурой становится Кабаниха, кот. старается уберечь Катерину от бесшабашности, от ее поступка, а юродивая сила Катерины рвется наружу. Все свободны. Финала нет.

2005 ЧусоваСовременник. Универсальность драм. своего сознания, а пьеса ее вообще не интересует. У Катерины – нет никаких осуждений, она самая отвязанная, все попирают мораль, делают как хотят.

8. Актерское искусство Малого Т., Александринского Т. Т. реф. М. С. Щепкина.

 

1. 250 лет. Рассказываем (кратко) ист. возникновения Т. в России. Рассказываем откуда взялась труппа.

*****************************************************************************************

Малый Т. (Назывался – 2-й университет). Официально 14.10.1824. Происхождение труппы М.Т. (1806 по докладу Нарышкина. 18л. сп-ли моск. труппы шли в доме Пашкова на Моховой → Апраксина на Знаменке, в Т. здании у Арбатских ворот. (1824) → дом Варгина на Петровской, кот. получило название М. Т.) Предыстория – основан при Моск. универе. (1756) открыт Университет. Сначала был школ. универ. Т. → 1760 как част. антреприза, → труппа из актеров разночинцев и дворян. детей сливается с Локателли (имел опер. Т.). Он дал здание. Так возник Москов. вольнонаемный Т. Включен в систему казенных театров. На Петровской площади строится здание и нарекается как Петровский Т., кот. 1806г. сгорел. Ужесточение цензуры. Актерские силы изымаются и переводятся в Петербург. В Моск. Т. драм-я сентиментализма. 1824 Щепкин вносит реальную жизнь. С момента постройки здания ставятся только драмы.

Характерно для актерской школы – классическая рус. актерская школа. Идет борьба достойно эту школу представлять. Ориентация на широкую классическую драматургию.Пиетет к автору и слову. Всегда ставить и трактовать, так как задумано у автора. Сохранение традиций. Главным является актер.Выдержанно амплуа. Безупречная дикция, хорошо поставленные голоса.

Именно в это время оформилась та формула-триада, что во многом определила пути рус. искусства. «Православие, самодержавие, народность». (после войны 1812г.)

Позже Щепкин писал, что «искусство игры» того времени состояло в том, что «никто не говорил своим голосом, игра состояла из крайне изуродованной декламации, слова произносились как можно громче, и почти каждое слово сопровождалось жестами».

Ученики Щепкина: Самарин – в молодости – изящный молодой чел. на фр. роли, в старости идеальный барин – Фамусов; Шумский, кот. Станиславский сравн. с французом Кокленом. Быстрым и творч. ростом был отмечен акт. путь С.В. Васильева и П.М. Садовского. М. Т. после смерти Мочалова → Ленский (76) блестящий трагик. (66) 40-я служба Музиль. (70) сын П.М. Садовского – М.П. Садовский.

50-е В жен. составе Никулина-Косицкая – яркая, эмоциональная. 1-я в М. Т. Катерина в «Грозе». Васильева, Медведева, «комическая старуха» Акимова, Рыкалова, а позже Федотова, О. Садовская.

50-60 19в. – нов. этап становления рус. актера и рус. драматургии. Островский дал Т. «слово» современное и московское, язык «московских просвирен». Островский всегда составлял основу репертуара М. Т.– вплоть до наших дней. Недаром М. называют «Домом Островского».

80-90-е 19в. М. Т. оставался ведущим Т. страны. Самарин, Аникина, Рыкалова, Федотова, Ермолова, Никулина, Медведева, Ленский, Музиль, Правдин, Рыбаков, Южин, Горев, Лешковская, Турчанинова, Е. Садовская, Рыжова, Рыжов, Н. Яковлев, П. Садовский, Остужев. Помимо классики, Т. играет и «повседневный репертуар» – В. Крылов, Тарновский, Скриб, Галеви, Шпажинский – психол. драмы. Второсортная драм-я, успех – мощные актерские силы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.026 с.)