Комическое в татарской периодике начала ХХ века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комическое в татарской периодике начала ХХ века



Как орудие критики, как самостоятельная эстетико-гносеологическая единица анализа окружающего мира, комическое (в самом широком понятии этого слова), в публицистике Татарстана, имеет свои исторические предпосылки, свое генетическое прошлое, свою параболическую форму мышления.

Своего рода дефиницией, эвристическим методом изучения данного вопроса является углубленный анализ момента зарождения, появления печати Татарстана в целом. Начало ХХ столетия стало настоящим бумом издания газет на татарском языке: «Нур» («Луч»), «Казан мохбиле» («Казанский вестник»), «Йолдыз» («Звезда»), журнал «Карчыга» («Ястреб»), «Азат» («Свободный»), «Азат Халык» («Свободный народ») и другие. Это связано с тем, что Манифест 17 октября 1905 года среди прочих свобод провозгласил свободу слова. Вслед за ним были изданы временные правила о периодической печати.

Одной из активных в плане реализации дарованной свободы в сатирических жанрах была газета «Азат». На страницах «Азата» широко публиковались литературные материалы, как правило, отличавшиеся остротой тематики. Так, в фельетонах, печатавшихся в ряде номеров под общим заголовком: «Невинные слова», высмеивались царские министры. Поражает жанровая амплитуда комического, проявляющая себя в этой газете. М.Гайнуллин подчеркивает, что «рядом с острым политическим фельетоном на страницах газеты жила политическая басня, аллегорическая сатирическая сказка» [1].

Ярко выделялась своими критическими материалами и газета «Тан йолдыз» (Утреняя звезда). Эта газета периодически печатала на своих страницах фельетоны, критические статьи на литературные темы и т. д. Газета «Йолдыз» особо отличается тяготением к жанру фельетона. Вот заголовки некоторых из них: «Большое слово», «Молодая жизнь», «Новые произведения», «Наказание за подлость» и другие. Позже активно проявляет себя в жанре комического и газета «Вакыт» («Время»).

Начало XX века отмечено существенными изменениями в типе художественного видения мира, способах мышления и самовыражения татарских писателей, чему способствовали и связи с русской литературой. Новое поколение авторов (Г.Тукай, Ф.Амирхан, Дэрдменд, С.Рамеев, Н.Думави, С.Сунчелей, Г.Камал, Г.Ибрагимов, Ш.Камал, М.Ханафи, Г.Рахим, Х.Такташ и другие) творит в разных направлениях, течениях и стилях, экспериментирует в области формы, опираясь на национальные традиции, включая новые художественные ценности в систему национальной литературы.

Особо стоит выделить критические материалы периодически печатавшихся в газетах того времени известных писателей, таких как Шариф Камал, Габдулла Тукай, Фатих Амирхан и других. Материалы их фельетонов, диалектика их проявления, энтропическая реализация их рабочей идеи строились на конкретных фактах, взятых из жизни. Таким образом, комическое являлось здесь важным, если не главным орудием критики действительности. Так в повестях «Фахтулла хазрят» и «Кендезги сяхар» вся едкость и острота сатиры Фатиха Амирхана направлены против духовенства и мещанства. Современник Амирхана, знаменитый татарский поэт Г.Тукай, так характеризует его: «По едкости и глубине своего юмора Амирхан – наш Гоголь, по красоте стиля – Тургенев, как психолог – он похож на Достоевского» [2]. В жанровой природе сатирических произведениях Ф.Амирхана определяющее значение обретает конкретная действительность, где картина мира предстает одновременно и актуально и потенциально. В этом смысле стоит выделить и жизненность фельетонов Шарифа Камала. В фельетоне «Из писем», он рассказывает через призму сатиры о запущенном состоянии деревенских школ.

Известный татарский поэт, журналист Габдулла Тукай обладал истинным талантом сатирика, он внес немало сил, энергии, творчества в контекст комического татарской публицистики того времени, при его непосредственном участии был создан один из первых татарских журналов. Первые шаги в создании сатирико-юмористического издания сделал, Г.Тукай, вместе с поэтом М.Тухватуллиным, он стал издавать иллюстрированный сатирический журнал «Уклар» («Стрела»). Этот журнал направлял свою критику против реакционных сил, которые, по мнению интеллигенции, мешали развитию демократии в стране. Важно отметить, что журнал «Уклар», сыграл особую роль, он явился неким катализатором развития периодики данного типа в Татарстане.

Именно публицистичность (острота, боевитость) всего, чтобы не выходило из под его пера, приносило ему широкую известность. Статьи которые Г.Тукай писал и публиковал в Уральске, вызывали в Казани подлинное землетрясение, особенно о женском равноправии, о необходимости учиться у России и Европы и прочем. Писалось это сочным языком сатиры, пародии, а то и сарказма. Помимо истинно глубинных народных чувств, он сумел выразить самые современные и злободневные веяния общественной жизни, говорил вслух о проблемах нации. Публицистичность как категория неспособна обходиться без такого оружия как ирония. Именно этим оружием Г.Тукай владел превосходно.

Творческий подход Тукая-публициста отличают технология эклектики, выстроенная на спряжении порой противоречивых средств выразительности: «Проблема синтеза трагического с комическим, прекрасного с безобразным, житейского с «возвышенным» никогда не сходила с повестки дня большой литературы. Первое полное воплощение такого синтеза мы находим в русской поэзии у Пушкина, в татарской у Тукая» [3].

Но здесь это имело свой, ни с чем не сравнимый факт проявления, с учетом национальной специфики, нюансы, оттенки проявления. Публицистический подход Тукая-сатирика, отличает новая эстетика гениального татарского поэта, сумевшая раскрыть прекрасное в самом простом. Г.Халит отмечает: «Подобно Пушкину, Тукай, раскрыл поэзию самых простых, казалось бы, не имевших определенных эстетических качеств вещей» [4].

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что Г.Тукай использовал формы комического ювелирно точно, чувствуя в юморе и сатире боевое оружие публициста. И хотя данную эстетическую категорию (комизм - в самом широком его понимании), использовали многие писатели и поэты, но с такой силой, с такой публицистической устремленностью в татарской литературе – пожалуй, никто. Важно отметить так же и то, что сама парадигма творчества поэта, строилась на тактике наступательного характера. Вызывает интерес параллель в творчестве Тукая с русским поэтом Н.А.Некрасовым (так же поэтом и журналистом). Сатирические произведения Г.Тукая, часто перекликаются с язвительно-сатирической, порой доходящей до сарказма поэзией Н.А.Некрасова.

Бесспорно, что заслуги Г.Тукая журналиста-сатирика и в том, что под влиянием его сатирико-публицистического таланта сформировалось не одно поколение татарских писателей, поэтов, журналистов. Среди них Муса Джалиль, Хади Такташ, Заки Нури и многие другие, опиравшеиеся в своем творчестве на юмор, сатиру, иронию и прочие модификации комического.

В целом этот период татарской прессы характеризуется расцветом комического, как новой эстетической категории своего времени, выстроенной на особой парадигме анализа окружающей действительности. Наряду с бурным ростом сатирико-юмористических газет можно отметить и бурный рост журналов аналогичного направления: «Уклар» («Стрелок»), «Карчыга» («Ястреб»), «Ялкын» («Молния»), «Якт-йолт» («Зарница») и ряд других. Печать эпохи, печать общественно-социальных отношений четко нашла свое отражение через формы комического в татарской публицистике того времени.

Комическое явилось в публицистике тем предикатом, той дефиницией, которые через формы художественного мышления, образности, методами художественного раскрытия отрицательных явлений жизни, сыграло свою огромную позитивно-императивную роль в борьбе за социальный прогресс. Своим идеалом татарские писатели-сатирики, публицисты считали достижение всеобщей демократии, свободы личности, равноправия всех наций, населяющих Россию, европейского уровня в образовании и культуре. Одни из них связывали решение этих задач с либеральными ценностями, другие – с социалистическими. Многие журналы призывали народ встать на путь активной революционной борьбы. В центре внимания ряда изданий оказалась оценка событий, связанных с подавлением революции 1905-1907 годов. «Карчыга» констатировал, что «черные тучи сгущаются над Россией, мир становится мрачнее» [5]. «Уклар» в том же году с сарказмом заметил, что сажать борцов за свободу уже «не хватает тюрем и полицейских участков, поэтому все гимназии и школы будут временно превращены в тюрьмы» [6]. Вот одно из подобных высказываний журнала «Карчыга» о событиях за границей: «Передают из Варшавы: "Одна половина населения города сбежала, другая половина повешена и расстреляна, поэтому теперь, слава богу, очень спокойно. На улицах людей нет, бродят только собаки”» [7].

Анализ комического в современный печати нашего края, показывает, что в ней наряду с общими проявлениями смешного есть и свое неповторимое, оригинальное, специфическое.

У татарского народа есть жанр по ряду характеристик близкий анекдоту, который называется «мэзэк». Одним из наиболее распространенных, популярных жанров татарского народного творчества были (и есть) небольшие по объему произведения юмористического и сатирического характера. Ранее для их обозначения использовали термин – «лэтыйфэ», позднее – «мэзэк», то есть – «шутка», «забава». Как жанр «мэзэк» имеет самостоятельное значение, но близок анекдоту по ряду характеристик. Стоит отметить, что появление «мэзэков», на татарском языке также относится к девятнадцатому веку. Они включались в различные сборники, в том числе таких выдающихся просветителей как Каюм Насыров и Таиб Яхин.

В конце девятнадцатого начале двадцатого веков выходили сборники, состоявшие исключительно из «мэзэков»: «Правдивое слово», «Сказка – быль». Но главное – «с этого времени мэзэки начали все чаще появляться на страницах настенных календарей, газет, журналов», как подчеркивает исследователь мэзэков Ф.Урмангеев [8].

Особо внимательно стоит проанализировать технологию структуры записи жанра мэзэка, которая, кстати, перекликается с технологией построения анекдота.

В образцах жанра отсутствуют такие элементы композиции присущие другим литературным произведениям как: завязка, развитие действия, и т.д. Мэзэк как правило начинается с конкретного эпизода, его фабула часто сводится к кульминации.

Динамика сюжета, порой алогичность его семантики, афористичность диалога героев, часто несут в себе подтекстуальное значение, проявляя себя через форму иносказательности. Важно подчеркнуть, что оценка, характеристика персонажей данного жанра часто раскрывается не через их действия в повседневности, а лишь в исключительных обстоятельствах.

В жанре отсутствует развернутая характеристика героев. Часто подчеркивается какая-либо особенность человека, выразительные черты его характера, делается акцент на типизацию персонажей жанра. Мэзэк своего рода орудие критики, в нем часто наблюдается стремление к обобщенности образов, среди которых лидирующее место занимают общечеловеческие типы – хитрецов, лентяев, мудрецов и т.д.

Мэзэк отличает широкий стилистический выбор языковых средств, многообразие его экспрессивных возможностей, краткость, сжатость, афористичность жанра, и в то же время предельная обобщенность требуют емкого, выразительного стиля в ходе раскрытия сюжета, который выработался со временем в ходе длительного развития комического как одной из эстетических категорий татарского народа.

Таким образом, начало XX века характеризуется активным развитием комических жанров. Революции и гражданская война, как явления радикального обновления всех сфер общества эпохи, способствовали активизации социально-политического смеха. Острие сатиры эпохи направлено было на осмеяние всего старого, социального и национального гнета. Активным борцом за такое обновление была зарождающаяся татарская публицистика. Таким образом, история сама определила время, характер, особенности творчества писателя-сатирика и публициста по параметрам бурной, бескомпромиссной эпохи.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика. – Казань: Тат. книжное изд-во, 1983. – С.29.

2. Цит.по: Аги Ф. Амирхан // Литературная энциклопедия: В 11 т. – М., 1929 – 1939. – Т. 1. – М.: Изд-во Ком. акад., 1930. – Стб.112.

3. Халит Г. Поэзия дерзаний. – Казань: Тат. книжное изд-во, 1980. – С.96.

4. Там же. – С.97.

5. Карчыга. – 1906. – № 2. – С.2.

6. Уклар. – 1906. – № 1. – С.4.

7. Карчыга. – 1906. – № 1. – С. 8 – 9.

8. Урмангеев Ф. Веселая россыпь (татарский народный юмор). – Казань: Тат. книжное изд-во, 1978. – С.118.

 

 

Г.Н. Щетинина, Поморский госуниверситет (г. Архангельск), старший

преподаватель

КАК РОЖДАЮТСЯ МИФЫ,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.012 с.)