Производственный эколого-аналитический контроль (ПЭАК) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производственный эколого-аналитический контроль (ПЭАК)



Все лаборатории, осуществляющие ПЭАК, входят в систему экологической службы предприятия. Положение о лаборатории является обязательным приложением к документации, регламентирующей ПЭК.

Основными задачами ПЭАК является:

· получение и передача руководству экологических служб предприятия информации о качественном и количественном содержании загрязняющих веществ в объектах контроля, о показателях физических и биологических параметров объектов для организации природоохранной деятельности;

· обеспечение полноты, требуемой точности, объективности результатов при проведении измерений;

· оперативность контроля и передачи информации, обеспечивающие возможность принятия немедленных решений по снижению или ликвидации негативных воздействий на окружающую среду, в том числе при аварийных ситуациях.

Охрана окружающей среды входит в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора (ст. 13 Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.1993г. № 4871-1).

В соответствии с этим:

· средства измерений (СИ), применяемые при осуществлении ПЭАК, должны подвергаться испытаниям для целей утверждения типа и испытаниям на соответствие утвержденному типу, и подлежат внесению в Государственный реестр СИ (ГОСТ Р 8.568-97 «Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения (с изменениями №1 2002г.);

· применяемые СИ должны подвергаться периодической поверке территориальными органами государственной метрологической службы (Пермским центром метрологии) или аккредитованными метрологическими службами юридических лиц;

· методики выполнения измерений (МВИ) должны быть аттестованы в установленном порядке в соответствии с ГОСТ Р 8.563-96 «ГСИ. Методики выполнения измерений» (с дополнениями №1 и №2, 2001г., 2002г.);

· применяемые СИ должны быть обеспечены средствами их поверки, включенными в государственную поверочную схему;

· применяемые СИ должны соответствовать требованиям обеспечения единства измерений (результаты измерений должны быть выражены в узаконенных единицах величин и погрешности не должны выходить за установленные границы с заданной вероятностью);

· при назначении СИ должен быть обоснованно выбран коэффициент точности измерений, определяемый соотношением между погрешностью СИ и диапазоном допущенного изменения значения контролируемого параметра (ПДК, ОБУВ и т.д.).

· соблюдение условий и требований нормативной документации по отбору проб, стабилизации их химического состава, транспортировке и хранению;

· соблюдение периодичности госповерки СИ;

· соответствие применяемых методов и СИ, а также методик выполнения измерений и тестирования установленным требованиям;

· обеспечение внутрилабораторного и внешнего контроля погрешности (и ее составляющих) и статистического контроля качества результатов измерений;

· соблюдение порядка учета, маркировки, регистрации проб;

Лаборатории предприятия, проводящие ПЭАК, должны пройти проверку состояния измерений с целью установления соответствия условий выполнения измерений требованиям Российского законодательства в области обеспечения единства измерений в соответствии с МИ 2427-97 (с изменениями №1) «Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Оценка состояния измерений в испытательных и измерительных лабораториях» 2002г. или быть аккредитованы. Привлекаемые сторонние лаборатории должны быть аккредитованы.

Оценку состояния измерений осуществляют для:

· установления соответствия достигнутого уровня метрологического обеспечения измерений современным требованиям;

· официального удостоверения наличия в лаборатории условий, необходимых для выполнения измерений (например, получения лицензии на вид деятельности и т.п.);

Для проведения работ может быть создана комиссия (при небольшом объеме допускается возложение этих работ на отдельного специалиста).

Оценка состояния измерений для установления соответствия достигнутого уровня метрологического обеспечения измерений современным требованиям проводится в соответствии с МИ 2240.

Оценка состояния измерений для официального удостоверения наличия в лаборатории условий, необходимых для выполнения измерений, проводится на договорной основе организациями:

· Метрологической службой федеральных органов исполнительной власти (службой главного метролога, головной организацией метрологической службы, базовой организацией метрологической службы) или объединений юридических лиц;

· Государственным метрологическим центром или органом Государственной метрологической службы (в лабораториях, осуществляющих ПЭК, оценку состояния измерений проводят выше перечисленные органы совместно с территориальными органами госконтроля или организацией, которой передано это право в установленном порядке.

По результатам работы составляется акт и выдается свидетельство об оценке состояния измерений в лаборатории с приложением перечня объектов и контролируемых в них показателей. Свидетельство и каждый лист приложения подписывается руководителем организации, проводившей работы и выдавшей свидетельство, и регистрируется в соответствии с порядком, действующим в этой организации.

· Материалы оценки состояния могут учитываться при проведении аккредитации лаборатории (в соответствии с требованиями Системы аккредитации).

· По инициативе лаборатории организация, осуществляющая оценку состояния измерений, может оказать методическую помощь лаборатории при ее подготовке к выполнению этих работ.

В зависимости от целей работы и выявленного состояния измерений в лаборатории в акте делают вывод о соответствии достигнутого уровня метрологического обеспечения измерений современным требованиям или наличии (отсутствии) условий для выполнения измерений в закрепленной за лабораторией области деятельности.

Решение об отсутствии условий для выполнения измерений принимают в случае, если выявлено одно из грубейших нарушений:

· несоответствие используемой методики контролируемому объекту;

· нарушение правил аттестации МВИ, установленных ГОСТ Р 8.563 с изменениями №2, 2002г.;

· неправомерность использования средств измерений, МВИ и методов испытаний или стандартных образцов;

· систематическое получение результатов испытаний и измерений с нарушением требований методик;

· отсутствие необходимых средств измерений, испытательного и вспомогательного оборудования, стандартных образцов, реактивов и материалов или несоответствия их установленным требованиям;

· недостаточная укомплектованность кадрами соответствующей квалификации;

· несоответствие помещений лаборатории установленным требованиям.

При фиксировании в акте наличия условий для выполнения измерений в закрепленной лабораторией области деятельности, организация, ответственная за проведение оценки, оформляет свидетельство по форме (Приложение) и в течение месяца направляет его в лабораторию.

В случае, если недостатки относятся только к части заявленных объектов, приложение к свидетельству оформляют только для тех объектов и показателей, для которых обеспечены условия выполнения измерений.

Для обеспечения точности результатов ПЭАК, а также сопоставимости результатов производственного и государственного экологического контроля применяемые методики выполнения измерений (МВИ) и тестирования должны быть аттестованы в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.563-96. «Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений» (с изменениями №1 и №2. 2001г., 2002г.) Методики биотестирования, кроме того, должны предусматривать процедуры контроля используемых биологических тест-объектов на чувствительность к модельным токсикантам. Преимущественно должны использоваться методы, приведенные в международных, региональных или национальных стандартах. Лаборатория должна удостовериться, что она использует последнее действующее издание стандарта, кроме случаев, когда оно не подходит или это невозможно сделать.

При отсутствии аттестованной МВИ на конкретные показатели загрязнения или физические параметры, подлежащие ПЭАК, временно до переработки и аттестации, допускается использование не аттестованной МВИ. Разработанные или принятые лабораторией методы могут быть использованы, если они пригодны и оценены. Оценка пригодности - подтверждение путем исследования и предоставления объективных доказательств того, что конкретные требования к специфическому целевому использованию выполняются. При этом в табл. «Варианты расчета метрологических характеристик» заносятся результаты расчетов характеристики погрешности и нормативы оперативного контроля.

Основной вклад в суммарную погрешность, как правило, вносит стадия пробоотбора, поэтому отбор проб необходимо осуществлять в строгом соответствии с нормативными документами, регламентирующими все стадии данного вида работ (если иное не оговорено в применяемых МВИ). Нормативные документы по отбору проб различных объектов (вода, атмосферный воздух и промвыбросы, почвы) приведены в Приложении 1. К снижению погрешности на стадии пробоотбора приводит выполнение измерений без отбора проб с помощью газоанализаторов, переносных мобильных приборов и т.д..

Отбор проб сопровождается составлением акта в котором указываются дата, время и место отбора, условия отбора, номера проб (номер пробы) и цель отбора, документы, регламентирующие отбор проб, средства измерения (отбора), рекомендуемый срок хранения отобранных проб и условия консервации (если это не указано в МВИ) и ряд других данных, необходимых для последующего анализа и расчета. Акт подписывается лицом, проводившим отбор проб и ответственным лицом контролируемого объекта, присутствовавшим при отборе. Оптимальным является вариант, когда отбор проб производится работником лабораторной службы, которая в дальнейшем будет выполнять анализ.

Формы актов отбора сточной и природной воды, промышленных выбросов, атмосферного воздуха, почвы, отходов являются обязательным приложением к «Руководству по качеству» аккредитованной лаборатории или имеющей свидетельство об оценке состояния измерений.

Отбор арбитражных проб осуществляется в режиме, соответствующем возможной длительности их хранения в зависимости от их состава. Указанный режим определяется в соответствии с требованиями нормативных документов по отбору проб различных объектов (вода, атмосферный воздух, промышленные выбросы, почвы (приведены в Приложении А). В соответствии с этими документами ряд проб не подлежит длительному хранению, поэтому для получения арбитражных проб их следует отбирать непосредственно в процессе арбитражных споров в режиме, согласованном сторонами арбитражного спора.

Формы ведения оперативных журналов по каждой из контролируемых сред (объектов контроля) должны соответствовать форме протоколов выдачи результатов, которые являются приложениями к «Руководству по качеству» при аккредитации лаборатории. Согласно действующим правилам аккредитации лабораторий указанные материалы соответствуют требованиям конкретного органа по аккредитации, который аккредитует конкретную лабораторию.

Для отбора проб воды, промышленных выбросов, жидких отходов в контрольных точках должны быть оборудованы места, доступные для работников контролирующих органов и обеспечивающие безопасность работ.

Табель оснащения ведомственной и/или контрактной лабораторной службы, куда входят средства измерений, в т.ч. государственные стандартные образцы, вспомогательное оборудование, лабораторная посуда, пробоотборные устройства, реактивы, материалы и т.п., должен в полной мере обеспечить выполнение всех процедур, предусмотренных применяемыми для контроля МВИ.

Качество работ, выполняемых лабораторной службой в процессе осуществления ПЭАК, проводится с целью установления соответствия показателей качества результатов КХА метрологическим характеристикам, приведенным в документах, регламентирующих МВИ. И обеспечивается:

· соблюдением требований нормативной документации, устанавливающих процедуры отбора проб и МВИ и планов-графиков ПЭАК (правильность отбора, транспортировки и хранения проб; правильность проведения КХИ, включая соблюдение техники лабораторных работ, условий проведения КХИ, прописи методики; использование стандартных образцов, поверочных газовых смесей, эксплуатации средств измерений, оборудования, расчетов; правильность хранения и использования реактивов; контроль стабильности градуировочных графиков; контроль качества дистиллированной и бидистиллированной воды; соблюдение пространственно-временных характеристик контроля, установленных графиком контроля.

· проведением внутреннего оперативного контроля по алгоритмам, изложенным в Руководстве МИ 2335-2003 «Внутренний контроль качества результатов количественного химического анализа», Екатеринбург, 2003г. путем оценки соответствия результата контрольной процедуры нормативу, назначенному для соответствующего алгоритма контроля четким выполнением всех процедур, прописанных в используемых МВИ, включая алгоритмы и способы оперативного контроля качества измерений, предусмотренных ими;

· своевременной актуализацией применяемых нормативно-правовых и нормативно методических документов;

· квалификацией и опытом сотрудников лабораторной службы;

· внешним контролем со стороны контролирующих органов.

Все полученные результаты заносятся в журнал регистрации результатов измерений (по контролируемым средам), которые хранятся в лаборатории, и протоколы количественного химического анализа (или результатов биотестирования), которые подписываются исполнителем химического анализов и руководителем лаборатории и передаются в экологическую службу предприятия.

Формы актов выдачи результатов измерений (по конкретным объектам контроля и средам) являются обязательным приложением к «Руководству по качеству» аккредитованной лаборатории или имеющей свидетельство об оценке состояния измерений.

В случае выявления в результате проведения ПЭАК превышения природоохранных нормативов руководитель лабораторной службы ставит об этом в известность руководителя предприятия.

При возникновении техногенной или природной чрезвычайной ситуации порядок ПЭАК за источниками загрязнения изменяется и переходит от планового (дискретного) к постоянному наблюдению за развитием событий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.17 (0.017 с.)