Используя метод «морфологического ящика» Ф. Цвике, предложите существенные улучшения дверей в жилых и общественных помещениях, на транспорте, в банках и хранилищах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Используя метод «морфологического ящика» Ф. Цвике, предложите существенные улучшения дверей в жилых и общественных помещениях, на транспорте, в банках и хранилищах.



 

  Свойство Свойство Свойство Свойство Свойство
Полотно          
Ручка          
Петли          
Замок          
Принцип          
Вес          
Защита          

 

Учащиеся могут создать принципиально новую дверь. Сначала выбирается полотно двери и описываются его возможные свойства. Оно может быть твердым, жидким или газообразным. Набрасываются варианты решений, гипотез Выясняется, что полотно может быть газообразным, если верх и низ дверного проема будут представлять собой вытяжку и приток. Войти в эту дверь нельзя, т.к. скорость воздушного потока настолько высока, что входящего будет просто выбрасывать. Зато это решает проблему вентиляции цехов, имеющих специальные требования к производственному процессу.

Пример:

 

 

IV.6. Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т. е. российской, а еще точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

Пример использования метода ТРИЗ в практической ситуации.

Острая свая хорошо входит в землю, но плохо в земле держится. Тупая свая хорошо держится в земле, но плохо туда входит. Традиционный, обычный способ решения в таких случаях - сделать не тупую и не острую сваю. Но при таком соединении объединяются не лучшие, а худшие качества объекта. Поэтому такая модернизированная свая и плохо вбивается, и плохо держится в земле. Один из способов, который разработан методом ТРИЗ: наконечник сваи делается полым, свая вбивается, внутрь опускается взрывной заряд, который подрывают. При этом образуется полость, которая потом заливается бетоном. Таким образом, получается монолит, который очень хорошо держится в земле. По себестоимости это один из самых дешевых видов свайного строительства. Но он непригоден на территории города. Поэтому на территории города часто используют спиральные сваи, и эта задача также решена с помощью ТРИЗа.

 

Современная ТРИЗ - педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.

Для развития творческих навыков ТРИЗ-педагогами накоплен фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях как: физика, биология, экология, искусство, техника и бизнес.

Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания.

 

Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

 

 

Пример задания:

(к главе 5 Пособия «Живая инновация»)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.007 с.)