Формированию инновационного потенциала школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формированию инновационного потенциала школьников



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО

ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ

«Инновации –
сердце экономики знаний –
по своей сути явление социальное».
Мальком Глэдвелл

"Когда создаешь инновации,

Будь готов к тому, что все вокруг

тебе будут говорить, что ты спятил".

Ларри Эллиссон

СОДЕРЖАНИЕ:

I. ВВЕДЕНИЕ

II. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

III. ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

III.1. Пропедевтика

III.2. Знакомство с новой информацией

III.3. Решение проблемы

III.4. Презентация результатов

III.5. Разнотипные и разноуровневые задания в рамках отдельных тем

IV. Методы и технологии, используемые в пособии «Живая инновация. Мышление XXI века».

IV.1. Кейс-метод

IV.2. Мозговой штурм

IV.3. SWOT-анализ

IV.4. STEP (PEST) – анализ

IV.5. Морфологический ящик

IV.6. Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ

«Методические рекомендации по формированию инновационного потенциала школьников» предназначеныдля работников системы общего образования и позволяют раскрыть перед школьниками значимость инноваций для формирования облика современного мира.

Одной из жизненно важных для подрастающего поколения задач образовательной системы является оказание помощи и поддержка при вхождении школьников в мир социального опыта. В реализации этой задачи важную роль играет подготовка учащихся к творческой деятельности в системе дальнейшего его образования и профессиональной деятельности.

В нормативных документах по совершенствованию и модернизации образования - «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», президентская программа «Новая школа» - подчеркивается, что современный ученик должен обладать широкими взглядами на жизнь, большим спектром вариантов выхода из предлагаемых ситуаций, быть более мобильным и творчески подходить к решению каждодневных задач, диктуемых зависимостью развития государства и общества от темпа инноваций.

Сформированность личностных свойств, обеспечивающих его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, социальную активность и социально-личностное развитие, позволит обеспечить готовность ученика к непрерывному образованию. Школьнику должны быть предоставлены максимальные возможности для формирования у него потребности в творческой деятельности, навыков лидерства как непременного условия становления личности, обладающей инновационным мышлением. Это требует от учителя выявления и развития творческого потенциала ребенка, а от самого учителя – инновационного педагогического творчества. Для удовлетворения потребностей современного общества от учителя требуются высокая культура, сформированная система ценностей, заинтересованность педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся, способность к инновационной деятельности, самосовершенствованию и профессиональной активности.

 

Несмотря на важность инноваций в экономическом развитии страны, эта сфера остается малоизученной, а само слово «инновации» многим представляется столь же малопонятным, как и «нанотехнологии», но одновременно таинственным и притягательным. Что такое инновации? Как они создаются? Как вызвать интерес и способность к инновационной деятельности? Можно ли научить создавать инновации? Или, может быть, склонность к инновациям является врожденной, определяемой природным сочетанием генов, как музыкальный слух?

 

Сегодня инновации – не отдельные явления и не линейные цепочки, как прежде. Они системны. Они возникают в результате сложных взаимодействий между многими людьми, организациями, средой.

 

Формула инноваций можно представить так:

Инновации = Изобретение × Предпринимательство,

где " Предпринимательство " понимается в широком смысле. Это любой человек, который, генерируя идеи, превращает их в то, что станет ценностью для окружающих.

 

Также как гений – это 1% таланта умноженный на 99% трудолюбия, инновации – это 1% изобретения, умноженный на 99% предприимчивости.

 

Доказано практикой: Хорошая предпринимательская команда даже из небольшого изобретения создаст супер - результат, а плохая даже из супер - изобретения ничего не создаст.

 

В системе образования под инновациями понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской учащихся.

Раскрытие, развитие и формирование творческих дарований, способностей и мышления личности возможны лишь на основе систематического внедрения в школах принципиально нового типа учебных комплексов, обеспечивающих коренное преобразование содержания и технологии учебно-воспитательного процесса.

В педагогике:

¡ Педагогическая инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

¡ Педагогическая инноватика – учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике.

¡ Педагогическое новшество – некая идея, метод, средство, технология или система, а нововведение – процесс внедрения и освоения этого новшества.

Основная функция инновационной педагогической деятельности заключается в изменении компонентов педагогического процесса, таких как:

· смысл;

· цель;

· содержание образования;

· формы;

· методы;

· технологии;

· средства обучения;

· система управления.

 

Инновации в обучении - это новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования и методы оценивания образовательного результата:

 

1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы)

  • создание гомогенных классов с правом перехода в классы иного уровня;
  • создание профильных классов;
  • методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения;
  • игровые методики (викторины, диспуты).

Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы):

  • метод проектов;
  • создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы);
  • индивидуальные образовательные траектории;
  • тьюторство.

 

2. Представление и передача содержания образования

  • организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;
  • построение учебного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам;
  • создание компьютеризированных курсов;
  • метод погружения;
  • выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования;
  • программное обучение;
  • проблемное обучение;
  • организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний.

 

3. Методы оценивания образовательного результата:

  • расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);
  • критериальное оценивание;
  • рейтинговая оценка;
  • создание портфолио.

 

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде:

  • создание различных вариантов школы полного дня;
  • создание психолого-педагогических центров и подразделений школ;
  • создание детско-родительских объединений вокруг школы;
  • создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;
  • создание систем дополнительной мотивации к общественно-полезной деятельности.

 

Для того, чтобы инновации в образовании и воспитании работали, необходимы

инновации в подготовке и переподготовке кадров образования, такие как:

  • дистанционное обучение;
  • создание сетевых структур;
  • тьюторство;
  • создание интегрированных межпредметных курсов по обучению новых профессиональных групп (менеджеров образования, экспертов, учителей профильной школы).

 

Одним из решений, позволяющих реализовать педагогические инновации и, тем самым, воспитать новое поколение россиян-инноваторов, способное, используя высокий образовательный потенциал и интеллектуальные возможности, обеспечить инновационное развитие государства, является создание и использование в учебном процессе специальных учебных пособий.

 

Пособия «Живая инновация»

 

 

Курс "Живая инновация" учит основам инновационной деятельности, которую человечество осваивало и совершенствовало в течение тысячелетий и предлагает некоторое навыки полезные для инноваций. Он строится на ясном понимании парадигмы научной организации инновационной деятельности, с учетом персональных склонностей и личностных приоритетов учащихся в выборе направлений инновационного творчества, а также методов анализа, систематизации информации и оценки результата работы.

Современные тенденции в обществе и в образовании предъявляют новые требования не только к содержанию и структуре информации и знаний, но и к возможности их использования для создания чего-то нового. Это отражение естественного процесса ускоряющейся модернизации общества. В такой ситуации необходим иной уровень осмысленности учащимися школ процедур применения знаний. Ученики сегодня нуждаются в ясном понимании основ инновационной деятельности, алгоритмов организации инновационного процесса.

Признаки сформированности у учащегося инновационного мышления можно сформулировать следующим образом:

· ученик, помимо обязательных, выполняет и необязательные задания, работает самостоятельно, с увлечением;

· ученик способен к самообразованию (целеполагание, осознание способов и средств достижения цели, действия по выполнению, рефлексия результата);

· ученик решает неструктурированные (открытые) задачи;

· ученикустанавливаетсвязь между знанием и практикой;

· ученикумееткритически работать с источниками информации.

Смысл предлагаемого курса — не просто познакомить учащихся с инновациями как нововведениями, основанными на новом опыте и достижениях науки, а сформировать понимание того, что инновация — это целостный процесс, предполагающий четыре этапа:

· анализ потребностей или проблем;

· анализ уже используемых приемов и способов;

· оценки актуальности инновации;

· инвестиции;

· разработку;

· процесс внедрения;

· получение качественного улучшения.

Существенным является именно последнее звено, поскольку оно свидетельствует о получении дополнительной ценности: денежной прибыли, экономического опережения, технологического лидерства, изобретательского приоритета, принципиальных социальных улучшений или качественного превосходства, например, в социальном обеспечении.
Развитие мировой и отечественной экономики, усложнение и реструктуризация технологических и экономических связей и отношений — эти факторы создают важные предпосылки для движения от фрагментарного обучения инновационным видам деятельности к систематизированному инновационному образованию.

Новая роль инновации в интеграции результатов обучения определяется осмыслением всего того, что приходится сочетать человеку в современных условиях. Это приводит к переоценке значимости и взаимовлияния всей совокупности общеобразовательных предметов и дисциплин, сопряженных с инновационной деятельностью, формирующих надпредметные компетенции (анализ, систематизация, поиск и подбор алгоритма и пр.), а также предполагает пересмотр смыслов и структуры внеклассной деятельности, поднимает рейтинг внеучебных достижений и результатов учащихся.

В понимание инновационного мышления включены такие представления и навыки, как:

· я знаю, как найти сферу, в которой я могу создавать инновации;

· я понимаю, какие примерно процедуры мне надо пройти;

· я в курсе, какие существуют в мире технологии, при помощи которых я могу создавать новое.


Дереку Кабрере (д.н., декан факультета Исследовательского института Мышления

и образования Итака, Нью-Йорк) принадлежит патент США на Модели процессов мышления, в основе которых лежат так называемые «Мыслеблоки» (ThinkBlocks), осязаемый инструмент, разработанный Дереком для обучения взрослых и детей продвинутым навыкам мышления.

Согласно одному из недавних утверждений, 21-й век будет веком «правого полушария» или творческих мыслителей. К сожалению, это не так. Как неправда и то, что прошлый век был веком «левого полушария», или линейных, аналитических или критических мыслителей. Дело в том, что нам всегда нужны были оба типа мыслителей, и в 21 веке оба типа необходимы еще больше, чем когда-либо ранее, Фактически, руководителю 21-го века требуются шесть типов мыслительных навыков, чтобы преуспеть в «век знаний»:

  1. Критичное мышление – чтобы анализировать, декомпозировать и оценивать мысли;
  2. Творческое мышление – чтобы создавать новые мысли и их направления;
  3. Системное мышление – чтобы понять сложную структуру в контексте;
  4. Научное мышление – чтобы наблюдать, выдвигать гипотезы, прогнозировать и обосновывать их при помощи доказательств;
  5. Междисциплинарное мышление – чтобы объединять, передавать, синетзировать и интегрировать;
  6. Просоциальное/эмоциональное мышление – чтобы строить связи при помощи сравнения, сомнений и обобщенного опыта.

Шесть Навыков Мышления 21 века основаны на четырех простых шаблонах мышления, являющихся результатом пятнадцатилетнего исследования доктора Дерека Кабреры. Например, для критичного мышления требуется способность глубоко анализировать и критиковать границы определенной мысли. Творческое мышление возникает, когда кто-то может видеть невидимые связи между мыслями. Просоциальное поведение начинается с выбора перспективы и мышления на основе аналогий – без этого не было бы сочувствия, сострадания или общества.

Следует отметить, что системное мышление – это не то, что человек делает, а то, что он получает в результате применения простых правил, основанных на шаблонах мышления.

Поскольку системное мышление представляет собой шаблон мышления, этот шаблон может быть применен к любой существующей сфере знаний. Д-р Кабрера утверждает, что системное мышление – просто способ переорганизации мышления в предметную область, которая достигается посредством реконструкции системного мышления, основанного на элементах РССП (разграничение, система, связь, перспектива), что обеспечивает получение универсального подхода к манипуляциям концепциями, имеющими отношение ко всему мышлению, как в профессиональной практике, так и в интеллектуальных дисциплинах.

Чтобы овладеть системным мышлением, необходимо всего лишь понимать и использовать четыре концептуальных шаблона/правила:

· выделять разграничения между индивидуальным и неиндивидуальным;

· осознавать двунаправленность взаимосвязей (воздействие и результат);

· организовывать части и целое в альтернативные вложенные системы;

· рассматривать новые перспективы посредством трансформирования такого понятия как «позиция и ракурс».

Формированию у школьников инновационного, системного мышления способствует использование учебного пособия С.Л. Лескова.

 

Курс "Живая инновация" содержит 11 тем и рассчитан на 1 год преподавания. Он имеет особую специфику, как по структуре, так и по содержанию. Это в первую очередь можно отнести к особенной стилистике текстов, которые в большей степени тяготеют к публицистике. Как показывает опыт, они сразу настраивают на большую свободу трактовок и понимания содержания, что является хорошим посылом для начала творческой работы. Дополнительной особенностью курса является его ориентация на диалоговый и исследовательский метод обучения.

Структура пособия представлена на рисунке ниже:

 

Курс ориентирован на активного старшеклассника, стремящегося оперативно ориентироваться в сложных ситуациях, требующих нестандартных решений, самостоятельно принимать такие решения, осознавать ответственность и оценивать риски. Задача учителя – дать учащемуся достаточно простые алгоритмы для изобретения, придумывания, создания нового, которые базируются на использовании уже существующих приемов. Инновационная, изобретательская и даже творческая деятельность не свойственны абсолютно всем учащимся, это доступно довольно узкому кругу. Но именно для тех, кто не находит своего успеха в чистом виде в предметных достижениях, поле, которое задает пособие – это то пространство, где можно создавать что-то полезное для самого себя. Пособие дает возможность привлекать к достаточно интересной и продуктивной работе (в том числе и учебной) учащихся, которые не очень интересуются предметной деятельностью в чистом виде. Кроме того, курс позволяет учащимся понять, что школьное обучение не более чем средство, но не цель.
Методический аппарат, представленный в пособии, поможет учителю всесторонне раскрыть тему инноваций, а старшекласснику – успешно освоить предложенный курс.

Материалы книги должны рассматриваться как классический кейс, т.е. сборник описаний реальных ситуаций, цель которого подготовить учащихся к видам деятельности, формирующим инновационное мышление. Кейс-метод уже успешно используется как метод обучения в экономике, менеджменте, медицине, прикладных науках с безусловным приоритетом деятельностного подхода и практической значимостью для обучающихся.

Основой методики обучения является дискуссия по заданной теме на занятии и дальнейшее обсуждение в группах конкретных фрагментов конкретной проблемы с последующей презентацией результатов.

Задания для учащихся в соответствии с целями обучения делятся на три группы - задания перед занятием, задания для работы на занятии и задания после занятия.

· Задания для домашней работы перед занятием предполагают подготовку ученика к дискуссии - основной форме обучения. Они работают на формирование метапредметных результатов.

· Задания для работы на занятии определяют тему дискуссии.

· Задания для домашней работы после занятия позволяют персонифицировать интересы учеников и подобрать им задание по уровню готовности, интересам и степени осведомленности о предмете обсуждения.

Примером классического кейса может служить может служить занятие, проведенное А.В. Ивановым в рамках элективного курса:

«На одном из занятий мы с обучающимися рассмотрели ситуацию, связанную с внедрением энергосберегающих ламп. Они сейчас осваиваются семимильными шагами, а вместе с ними мы получаем ртуть и другие «полезные» материалы, которые находятся внутри них. При этом на отечественных помойках выброшенных энергосберегающих ламп становится все больше и больше. Что же делать? Это качественное и долгое исследование, но надо понять главное: какой инновационный потенциал может сидеть в этой проблеме? Способ переработки лампочек – ведь там же ртуть, а она стоит денег! То есть на самом деле, из этого мусора можно получить большую прибыль. Плюс к этому - хорошее инновационное направление, потому что скоро государство вспомнит, что в результате повсеместного использования этих ламп их надо как-то утилизировать. Тот, кто придет с этой методикой, будет жить хорошо».

Таким образом, способность учеников находить в, казалось бы, простых и привычных вещах инновационный потенциал – очень важный момент. Если мы обратим внимание на такие изобретения последних лет, как социальные сети (Facebook, Twitter), то увидим интересную вещь: там инновация фактически создана из ничего. Она создана из определенной склонности людей и имеющейся инфраструктуры, которую создал Интернет. Люди нашли инновационный потенциал фактически из воздуха.

 

В рекомендациях для учителя предлагается методика работы, построенная на инновационных принципах, цель которой – подвести учащихся к видам деятельности, формирующим инновационное мышление.

Необходимо отметить, что традиционные форматы урока (40—45 мин.) не подходят для работы в рамках данного курса. Целесообразно использовать более крупные временные единицы — сдвоенный или строенный урок, выделенный день (в структуре расписания), обучение по модулю или в рамках технологии "погружения", возможно, с выездом учащихся в иные (нешкольные) условия (экологический лагерь, например).
Особенности методики наглядно представлены на нижеследующей схеме:

 

Учитывая максимально практическую и прикладную направленность курса, в нем целесообразно использовать несколько методик.

· Исследовательская методика. Она ориентирована на стимулирование исследовательского характера познания с последующим выходом на проектную реализацию и предполагает организацию различных форм учебно-исследовательской деятельности. Для достижения поставленных инновационных задач используются методики работы в малой группе, индивидуальная работа и методика организации деятельности временного научно-исследовательского коллектива. Кроме этого, проводятся "мозговой штурм" и дискуссионное обсуждение. Основным методом обучения является дискуссия в классе и в группе.

· Объектная методика. Обучение предполагает организацию учебного процесса на базе реальных познавательных объектов, которые описываются в так называемых "кейсах". Кейс-сборник описаний реальных ситуаций, цель которого вывести учащихся на формы деятельности, развивающие инновационное мышление. Кейс-метод является современным и состоявшимся методом обучения в экономике, медицине, менеджменте, прикладных науках и т.д. с безусловным приоритетом деятельностного подхода и практической значимостью для обучающихся. Обучение проводится в форме проблемного тренинга.

· Автодидактика. Для обеспечения инициативного процесса познания и повышения роли самостоятельного творчества занятия предполагают и работу в режиме самообучения (автодидактики). Требуются особые методы подготовки учащихся к самостоятельной работе с текстовым материалом и информацией. Комплекс заданий до и после урока обеспечивает пропедевтику дискуссии и персонализацию интересов.

 

Работу можно организовать в пяти основных направлениях:

· Первое - предварительная подготовка (пропедевтика).

· Второе - знакомство с новой информацией.

· Третье - решение проблемы.

· Четвертое - презентация результатов.

· Пятое - организация работы с разнотиповыми и разноуровневыми заданиями в рамках отдельных тем.

 

Рассмотрим подробнее каждое из направлений.

 

III.1. Пропедевтика

 

Пропедевтика (от др.-греч. προπαιδεύω — предварительно обучаю) – приготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета. Ее задача – задействовать личный опыт, создать тематический акцент, востребовать поиск дополнительной информации, вызвать ассоциации, которые связаны с данной темой. Эта работа организуется индивидуально, с использованием перед занятием заданий, которые предшествуют каждой главе курса.

 

Пример задания перед занятием:

(к главе 1 Пособия «Живая инновация»,)

«Перед занятием прочитайте текст и ответьте на три вопроса:

1. Почему развивающееся государство заинтересовано в нововведениях?

2. Какие социально-политические новшества описаны в материале параграфа?

3. Оцените экономические преимущества от введения описанных инноваций?»

 

Возможности, которые доступны при работе с Заданиями перед занятием, наглядно представлены на схеме ниже:

 

III.3. Решение проблемы

 

ПРОБЛЕМОЙ преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения (степень неопределённости). Неопределённостью проблема отличается от задачи.

Большая советская энциклопедия так формулирует понятие проблемы:

Проблема (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблема служит её правильная постановка.

Проблемы классифицируются:

  • по системным уровням

o проблемы Человечества

o стран

o регионов

o городов

o организаций (фирм)

o улиц

o семьи

o личностей

o здоровья

  • по возможности прогноза

o плохо прогнозируемые, например, землетрясения или падение метеорита

o прогнозируемые, например, глобальное потепление

  • по сложности

o проблемы, решаемые через решение большого количества других проблем, например, нераспространение ядерного оружия

o проблемы быстро решаемые, например, переход через улицу

Необходимо учитывать, что проблемы требуют серьезного обсуждения. В первую очередь это связано с тем, что учащиеся практически не в состоянии сформулировать проблему как таковую. Поэтому первоочередная задача учителя – помочь учащимся осознать суть понятия «Проблема». Для того, чтобы проблема «сформулировалась», как ситуация, необходимо увидеть противоречие в задаче.

Это направление организовано в форме работы в малых группах на уроке с предложенной реальной ситуацией (кейсом). Задача - овладение навыками целенаправленного, организованного творчества, приобретение практического опыта организации изобретательской работы и применения на практике метода «мозгового штурма» для поиска решения.

Это более сложная задача, которая требует уже подлинного мастерства учителя (особенно с учетом ограниченности во времени). Учитель должен подготовить кейс, качественно воспроизводящий контекст реальной ситуации. По мере внедрения курса будут появляться сборники кейсов, созданных учителями. Такие сборники можно будет использовать как необходимое методическое обеспечение.

 

 

IV.1. Кейс-метод

Одним из методов моделирования профессиональной деятельности является кейс-метод. Кейс метод – это метод обучения, при котором учащиеся и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. Ученикам предлагается проанализировать реальную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходим для решения данной практической ситуации. Обучение с использованием кейс-метода помогает развивать умение решать практические задачи с учетом конкретных условий, дает возможность сформировать такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа, умение четко формулировать и высказывать свою позицию.

Итак, Кейс-метод (case) – это:

  • описание реальной ситуации.
  • "кусочек" реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE).
  • события, реально произошедшие и описанное авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.

Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая учащихся к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике.

 

Пример задания:

(к главе 2 Пособия «Живая инновация»)

Оценка рисков

Простейшую оценку ситуации при выборе новых направлений деятельности можно сделать с помощью матрицы "товар/регион", в которой оцениваются основные риски. С помощью экспертных оценок определяется степень угроз для каждого товара на конкретном рынке:

  • “—”высокие риски
  • “0” – умеренные риски
  • “+” – минимальные риски.

Пример: Матрица оценки рисков "Светофор джунглей"

Оценив соотношение рисков товара и региона, можно разбить все имеющиеся варианты развития на три зоны: красную (высокий риск), желтую (нейтральный) и зеленую (благоприятная ситуация). Характеристика отдельных зон показана в Таблице:

Характеристика секторов матрицы "Светофор джунглей"

 

Название Особенность Характеристика
Лев   Первоочередное внимание этому сектору (стань царем рынка!)     Привлекательный сектор, но редко встречающийся. Вы не ошиблись, оценивая ситуацию? Если нет - смело кидайтесь на завоевание
Антилопа   Привлекательный рынок, даже при невыразительном товаре обеспечит стабильные продажи (жвачное животное, но если быстро скачет, достигает многого)     Чтобы добиться большого успеха, стоит подумать либо о хорошей системе продвижения (ATL, BTL, PR), либо о модернизации товара с целью повышения его привлекательности в глазах потребителя
Пантера   Будь быстрым. Высокая вероятность захватить лидерство (охраняй территорию)     Хорошему товару везде хорошо. Но такой рынок требует заботы. Если он растет, значит, конкуренция тоже будет расти. Успейте захватить позиции или тесните конкурентов качеством ваших предложений
Верблюд   Думай. Думай. Думай. Путь неблизкий. Лишняя мысль не помешает. А караван тем временем идет...     Вы не ошиблись с оценкой товара? Тогда подумайте о том, как его можно изменить (повысить качество, изменить упаковку, добавить ценность для потребителя). Личное присутствие на рынке поможет повысить результат
Удав   Спокойно исследуй обстановку, разложи приманку и жди добычу (лежу тихо, никому не мешаю, но могу задушить в объятиях или проглотить)     Наиболее часто встречающаяся ситуация. Конкуренция довольно высока, но не запредельна, товар "как у всех", потребитель не слишком активен. Чем лучше изучите среду, тем точнее можно нанести точечный удар и добиться большого успеха. В противном случае: регулярная реклама обеспечит не очень высокие, но постоянные доходы
Слон   Можно заявить свое присутствие, но не стоит проявлять излишней активности (слон в посудной лавке)     Может, вы слишком хороши для этого рынка? Уменьшить издержки, упростить предложение - подстроиться под рынок. Лучше работать через посредников - не стоит тратить свои силы, пока рынок не подрастет  
Шакал Активность может принести небольшой успех, но стоит ли игра свеч? (хищник, но не брезгует и падалью)     Не стоит сюда рваться, разве что уж если рынок сам идет навстречу (предложение от местных представителей)
Гиена   Жить здесь можно, но зачем? (подбирает падаль)     Ваш товар не так уж и плох, может поискать для него рынки поприличнее?
Падаль   Дохлый вариант   Даже не думайте! Быстрый отказ сэкономит силы, время и средства. Здесь работают только те, кто попал сюда давно и не имеет сил перебраться в более привлекательные секторы  

Оценку рисков простейшим путем можно проводить с помощью экспертов или с помощью специалистов по маркетинговым исследованиям. Собрав всю информацию о различных видах рисков, можно оценить их в баллах. В результате получатся количественные характеристики для каждой позиции. Оценивать риски регионов, например, можно. Условный пример оценки по схеме STEP-анализа показан на рисунке ниже. Здесь на каждом уровне проставляется коэффициент значимости фактора (сумма всех факторов по каждой позиции должна быть равна 1).

ПРИМЕР 2.

Задача: Выбрать оптимальный вариант ножа, используя метод морфологического анализа.

Для изделия «Нож» в таблице приведен перечень признаков и альтернативных вариантов.

Морфологическая таблица на изделие «Нож для резания пищевых продуктов»

Номер строки Признаки Альтернативные варианты (номер столбца)
         
  Материал лезвия металл камень кость пластмасса луч электронов
  Материал рукоятки дерево кость пластмасса металл металл и кожа
  Форма лезвия удлиненный прямоугольник кривая вытянутая треугольник круглая -
  Безопасность хранения открытое лезвие лезвие в чехле лезвие в рукоятке - -
  Выполняемые дополнительные функции распиливает твердые тела открывает металлические пробки бутылок выворачивает шурупы отворачивает гайки М12 открывает замок

 

Число возможных конструкций ножа в таблице нетрудно подсчитать. Оно будет равно произведению чисел вариантов в каждой строке, т.е. 5*5*4*3*5=1500.

Из примера видно, что суть метода заключается в построении морфологической таблицы, заполнении ее возможными альтернативными вариантами и в выборе из всего множества получаемых комбинаций наиболее подходящих и наилучших решений. Если из каждой строки этой таблицы взять по одному варианту, то получим некоторую конструкцию ножа. Так, для сочетания вариантов (1.1, 2.3; 3.3; 4.2; 5.1), где в каждой паре первая цифра обозначает номер строки, а вторая – номер столбца, получим наиболее оптимальную конструкцию ножа: «лезвие из металла, рукоятка – пластмассовая, форма лезвия треугольная, лезвие в чехле, дополнительная функция ножа – распиливание твердых тел».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.107 с.)