Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадии психосоциального развития (по Э. Эриксону)
На каждой стадии общество ставит перед личностью определенную задачу и задает содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Но решение этих задач зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества. Решение каждой из этих задач сводится к установлению определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует приобретение новой формы эго-идентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение. Переход от одной формы эго-идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы – это не болезни личности, не проявления невротических расстройств, а «поворотные пункты» развития.
Когнитивные модели развития Когнитивные теории развития ведут свое начало из философии и, прежде всего, теории познания. Пересекаясь с биологией, теория познания смыкается с решением задачи адаптации индивида к окружающей социальной и предметной среде. Основная цель этого направления – выяснить, в какой последовательности развертываются познавательные структуры, обеспечивающие адаптацию. Именно поэтому его крупнейший представитель – Ж.Пиаже сделал происхождение и развитие интеллекта предметом своих теоретических и экспериментальных исследований.
Пиаже исходил из нескольких основных положений. Прежде всего, это вопрос о взаимоотношении целого и части. Поскольку в мире нет изолированных элементов и все они либо являются частями более крупного целого, либо сами дробятся на мелкие составляющие, взаимодействия между частями и целым зависят от структуры, в которую они включены. В общей структуре их отношения уравновешены, но состояние равновесия постоянно меняется. Развитие рассматривается Пиаже как эволюция, управляемая потребностью в равновесии. Равновесие он определяет как стабильное состояние открытой системы. Пиаже считал, что как любое развитие, интеллектуальное развитипе стремится к стабильному равновесию, т.е. установлению логических структур. Логика не врождена изначально, а развивается постепенно. Что же позволяет субъекту освоить эту логику? Чтобы познать объекты, субъект должен действовать с ними, трансформировать их – перемещать, комбинировать, удалять, сближать и т. д. Смысл идеи трансформации в следующем: граница между субъектом и объектом не установлена с самого начала и она не стабильна, поэтому во всяком действии субъект и объект смешаны. Чтобы осознать собственные действия субъект нуждается в объективной информации. Без построения интеллектуальных инструментов анализа субъект не различает, что в сознании принадлежит ему самому, что – объекту, а что действию преобразования объекта. Источник знания лежит не в объектах самих по себе и не в субъектах, а во взаимодействиях, первоначально неразделимых между субъектом и объектами. Именно поэтому проблема познания не может рассматриваться отдельно от проблемы развития интеллекта. Она сводится к тому, как субъект способен адекватно познавать объекты, как он становится способным к объективности.
Объективность не дана субъекту с самого начала. Для овладения ею необходима серия последовательных конструкций, все более приближающих ребенка к ней. Объективное знание всегда подчинено определенным структурам действия. Эти структуры – результат конструкции: они не даны ни в объектах, поскольку зависят от действий, ни в субъекте, поскольку субъект должен научиться координировать свои действия. Субъект, по Пиаже, наследственно наделен приспособительной активностью, с помощью которой он осуществляет структурирование действительности. Интеллект – частный случай такого структурирования. Характеризуя субъекта деятельности, Пиаже выделяет его структурные и функциональные свойства. Функции – это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой. Субъекту свойственны две основные функции: организация и адаптация. Каждый акт его поведения организован, т.е. представляет собой определенную структуру, динамический аспект которой (адаптация) состоит из равновесия двух процессов – ассимиляции и аккомодации. Весь приобретенный сенсомоторный опыт оформляется в схемы действия. Схема – сенсомоторный эквивалент понятия. Она позволяет ребенку экономно и адекватно действовать с различными объектами одного и того же класса или же с различными состояниями одного и того же объекта. С самого начала ребенок приобретает свой опыт на основе действия: он следит глазами, поворачивает голову, исследует руками, тащит, ощупывает, схватывает, тянет в рот, двигает ногами и т.д. Весь этот опыт оформляется в схемы – наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном осуществлении в разных обстоятельствах. В широком понимании, схема действия – это структура на определенном уровне умственного развития. Структура – это умственная система или целостность, чьи принципы активности отличны от принципов активности частей, которые эту структуру составляют. Структура – саморегулирующаяся система, а новые умственные структуры формируются на основе действия. В результате взаимодействия со средой в схемы вовлекаются новые объекты и таким образом ассимилируются ими. Если существующие схемы не охватывают новые типы взаимодействия, то они переструктурируются, подлаживаются под новое действие, т.е. происходит аккомодация. Иными словами, аккомодация – это пассивное приспособление к среде, а ассимиляция – активное. На этапе аккомодации субъект отображает внутренние связи окружающей среды, на этапе ассимиляции он начинает воздействовать на эти связи в своих целях. Адаптация, ассимиляция и аккомодация наследственно закреплены и неизменны, а структуры (в отличие от функций) складываются в онтогенезе и зависят от опыта ребенка, и следовательно. Различны на разных возрастных этапах. Такое соотношение между функцией и структурой обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени. Психическое развитие в понимании Ж.Пиаже – это смена умственных структур. А поскольку эти структуры формируются на основе действий субъекта, то Пиаже пришел к выводу, что мысль – это сжатая форма действия, внутреннее возникает из внешнего, а обучение должно опережать развитие.
В соответствии с таким пониманием Пиаже выстроил логику психического развития. Важнейший тезис для него состоит в том, чтобы рассматривать ребенка как существо, которое ассимилирует вещи, отбирает и усваивает их согласно умственной структуре. В исследованиях детских представлений Пиаже показал, что до определенного возраста дети не умеют различать субъективный и внешний мир, рассматривают предметы такими. Какими их дает непосредственное восприятие. Например, ребенок думает, что луна следует за ним во время прогулок, останавливается, когда он стоит, и бежит за ним, когда он убегает. Это явление Пиаже назвал «реализмом». Свое мгновенное восприятие ребенок полагает абсолютно истинным, так как не отделяет своего «Я» от окружающих вещей, мысль о вещи и сами вещи почти не различаются. По мере развития интеллекта детские представления продвигаются от реализма к объективности. Проходя ряд этапов: партиципации (сопричастия), анимизма (всеобщего одушевления), артификализма (понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека), на которых эгоцентрические (со своей точки зрения) отношения между «Я» и миром постепенно редуцируются. Шаг за шагом ребенок начинает занимать позицию, позволяющую ему отличать то, что происходит от субъекта, и видеть отражение внешней реальности в субъективных представлениях. Параллельно эволюции детских представлений о мире, направленной от реализма к объективности, идет развитие детских идей от абсолютности («реализма») к реципрокности (взаимности).реципрокность появляется тогда, когда ребенок открывает точки зрения других людей, когда он приписывает им то же значение, что и своей собственной, когда между этими точками зрения устанавливается соответствие. С этого момента ребенок начинает видеть реальность уже не только как непосредственно ему самому данную, но и как бы установленную, благодаря координации всех точек зрения, взятых вместе. В этот период осуществляется важнейший шаг в развитии детского мышления, так как, по Пиаже, представления об объективной реальности – это наиболее общее, что есть в разных точках зрения, в чем разные умы согласны между собой. Еще одно важное направление развития детской мысли – от реализма к релятивизму: вначале дети верят в существование абсолютных качеств и субстанций, позднее открывают, что явления связаны между собой и что наши оценки относительны. Мир независимых и спонтанных субстанций уступает место миру отношений. С начала ребенок полагает, что в каждом движущемся предмете есть мотор. Слова «легкий» и «тяжелый» теряют абсолютное значение (легкий для ребенка, тяжелый для воды).
Таким образом, мысль ребенка сначала не отделяющая субъект от объекта и потому «реалистическая», развивается в трех направлениях: к объективности, реципрокности и релятивности. Постепенная диссоциация (разделение) субъекта и объекта осуществляется вследствие преодоления ребенком собственного эгоцентризма. Эгоцентризмом же обусловлены такие особенности детской логики, как синкретизм (тенденция связывать все со всем), соположение (отсутствие связи между суждениями), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), нечувствительность к противоречию и др. Общая черта этих особенностей состоит в том, что ребенок часто до 7-8 лет не умеет выполнять логические операции сложения и умножения двух классов (животные=позвоночные+беспозвоночные). По Пиаже для формирования у ребенка подлинно научного мышления, а не простой совокупности эмпирических знаний, необходим опыт особого рода – логико-математический, направленный на действия и операции, совершаемые ребенком с реальными предметами. Эгоцентризм Пиаже характеризовал как умственное состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает. Эксперименты Пиаже – невозможность стать на чужую точку зрения: «Есть ли у тебя брат? А у брата?», 2 шарика из пластилина – колбаска, лепешка. Где пластилина больше? По Пиаже эгоцентризм означает смешение субъекта и объекта в акте познания. Он встречается и у взрослых людей, остающихся на низком уровне психического развития. Снижение эгоцентризма связано не с добавлением знаний, а с трансформацией позиции, когда субъект соотносит свою точку зрения с другими возможными. Освободиться от эгоцентризма (децентрироваться) – значит осознать субъективность воспринятого, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между вещами, личностями и собственным «Я» систему общих и взаимных отношений. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризует познание на всех уровнях развития. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом развития. Для осуществления этого перехода Пиаже в качестве механизма считает прогрессивно развивающееся осознание своего «Я». Чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: 1) осознать свое «Я» в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; 2) координировать свою точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную. Развитие знаний о себе осуществляется в контексте социального взаимодействия ребенка со взрослым и кооперации среди детей. Именно поэтому одно из важнейших понятий в теории Пиаже – понятие социализации – процесса адаптации к социальной среде. Которая состоит в том, что достигнувший определенного уровня развития ребенок становится способным к сотрудничеству с другими людьми, благодаря разделению и координации своей точки зрения с другими. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка – переход от эгоцентризма к объективности. Социальная жизнь начинает играть прогрессивную роль в развитии ума довольно поздно (7-8 лет. С установлением отношений кооперации).До этого возраста отношения ребенка с миром описываются в терминах биологического приспособления, автор считает, что корни умственных операций надо искать в биологии. На определенном уровне развития к биологическим факторам присоединяются социальные, и благодаря им у ребенка вырабатываются логические нормы. После этого ребенок становится «проницаемым для опыта», взаимодействия логического разума и самого опыта оказывается достаточным для дальнейшего интеллектуального развития.
Такова гипотеза развития интеллекта, представляющая один из аспектов развития интеллекта – аспект сознания. Пиаже показывает когда и при каких условиях ребенок начинает осознавать собственную субъективность, отделять субъект от объекта, находить место собственной точки зрения в системе возможных других, понимать реципрокность и относительность этих точек зрения. Другое направление работ Пиаже связано с изучение развития интеллекта в аспекте поведения. Первоначально ребенок воспринимает мир как солипсист – он игнорирует себя в качестве субъекта и не понимает собственных действий. Это приводит к тому, что ребенок считает объективной только такую реальность, которая выявляется в непосредственном восприятии, хотя очевидно, что видимая реальность не исчерпывает объективно существующую. Когда «Я» ребенка занимает свое место в устойчивом мире и начинает рассматриваться как активный субъект среди других в мире, меняется исходная позиция ребенка по отношению к вещам. В сфере практических действий происходит переход от эгоцентризма к объективности. На основании теории развития, где основным является стремление структур субъекта к равновесию с реальностью, Пиаже выдвинул гипотезу о существовании стадий интеллектуального развития. Стадии – это ступени или уровни развития, последовательно сменяющие друг друга, причем на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие. В когнитивном развитии было выделено четыре стадии: * сенсомоторная (от 0 до 2 лет) - на этой стадии речь идет об освоении ребенком непосредственного пространства. Ребенок осваивает правила перемещения предметов, константность величины предмета, распознает мать, идентифицирует объекты. Для данного уровня выделяются 6 стадий: Þ Стадия рефлексов (1-й месяц жизни) - врожденные и непроизвольные реакции (сосание, хватание, смотрение) Þ Первичные схемы, круговые реакции (с 1 до 4 мес) - в основе- повторение действия (поворот на шум, попытка словить игрушку) Þ Вторичные схемы, круговые реакции (4 - 10 мес.) - когда младенец не только смотрит или хватает, а появляется цель - схватить, смотреть - Все это делается ради удовольствия Þ Координация схем действия (10 - 12 мес.) Þ Третичные схемы (12 - 16 мес.) (когда младенец может произвести с объектом несколько разных действий: взять, укусить, бросить - с целью достижения результата) Þ Интеркоординация (когда схемы выполняются по памяти, т.е. при отсутствии объекта) завершается стадия процессом интериоризации * интуитивная, или дооперациональная стадия (от 2 до 7 — 8 лет) - здесь расширяются способности к мышлению, но ребенок еще не может координировать свои мысли. Делится на 2 подстадии: Þ Стадия символического мышления (с 2 до 4 лет) - на этой стадии ребенок научается притворяться и воображать "понарошку" (кусочек ткани - подушка, камушки - конфеты) Þ Стадия наглядного мышления (с 4 до 8 лет) - тип мышления относится к конфигурации целого Эти стадии характеризуются такой особенностью мышления как эгоцентризм - такое отношение к объектам и событиям при котором себе отводится центральная роль. Ребенок может иметь дело с чем-либо только со своей точки зрения (например макет трех гор - кукла). На этой стадии ребенок не способен к доказательству, рассуждению. Наглядным примером этого служат феномены Пиаже: тест право-лево, с бутылками, с водой, шарики из пластилина, пальцы рук и др.) * стадия конкретных операций (от 7 - 8 лет до 11 - 12 лет) - операция - тип системы как интериоризованное обратимое преобразование. Стадии характеризуются тем, что когнитивная структура принимает завершенную уровновешенную форму. Феномены Пиаже исчезают. Появляется способность к классификации (собаки, кошки - животные). Способность к сериации (например - располагает палочки по длине). Т.о. стадия конкретных операций связана со способностью к рассуждению, доказательству и соотнесению разных точек зрения, но логические операции нуждаются в опоре на объект (наглядность), поэтому и называются конкретными. * стадия формальных операций (от 11 - 12 до 14 - 15 лет) - не имеет дела с конкретным материалом. Мышление приобретает гипотетический характер - абстрактный (например - лабиринт) Стадия формальных операций представляет собой последний этап в развитии интеллекта (табл. 1) От рождения и до подросткового возраста когнитивное развитие ребенка делится на два основных периода: * моторный период; * период мышления в представлениях (дооперациональная стадия и стадия конкретных операций). Таблица 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.202.123 (0.032 с.) |