Периодизация психического развития ребенка по Д. Б. Эльконину 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация психического развития ребенка по Д. Б. Эльконину



       
   
 

 

 


 

Период Младен-чество раннее детство дошкольное младшее школьное младшее старшее
Эпоха раннее детство детство Подростничество

—развитие мотивационно-потребностной сферы; - развитие интеллектуально-познавательной сферы; — переходы от периода к периоду; - переходы от эпохи к эпохе.

 

Основания периодизации психического развития Д.Б. Эльконина:

* две линии ведущей деятельности образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них;

* каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода;выделением центрального новообразования, наиболее значимого для последующего развития;

* границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.

Д.Б.Эльконин так формулирует закон приодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек-человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек-предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Периоды и стадии детского развития, по Д. Б. Эльконину, выглядят так.

Этап раннего детства состоит из двух стадий – младенчества, открывающегося кризисом новорожденности, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности, и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни, в котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сферы.

Этап детства открывается кризисом 3 лет, знаменующим начало дошкольного возраста (с освоением мотивационно-потребностной сферы). Второй стадией является открывающийся кризисом 6-7 лет младший школьный возраст, на котором осваивается операционально-техническая сфера.

Этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (осваивается мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11-12 лет, и стадию ранней юности (освоение операционально-технической стороны), связанной с кризисом 15 лет. По Д.Б.Эльконину, кризисы 3 и 11 лет – это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы 1-го года, 7 и 15 лет – кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

В отечественной психологии принята периодизация Д.Б.Эльконина. Но нельзя не отметить, что проблема периодизации является интересной и важной в психологии развития. Исследовательские работы в этом направлении ведутся и сейчас. В частности, интересна периодизация, предложенная Виктором Ивановичем Слободчиковым в 80-гг. 20 века.

Свои размышления он начал с поисков ответа на вопросы: что именно изменяется, что развивается в процессе развития, что станет его итогом? Опираясь на идею о становлении в психическом развитии особого личностного образования – субъективности (или более общо – внутреннего мира), он в качестве механизма ее обретения называет изменение форм взаимодействия (со-бытия = бытия вместе) развивающегося ребенка с социальным окружением, взрослыми путем отождествления с ними (становление событийности, со=бытия) и обособления от них (реализация само=бытности).

В предложенной им схеме – «матрице возраста» - каждая ступень есть относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития как горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных) (таблица 2).

 

 

Таблица 3.3

Схема периодов и стадий развития по В. И. Слободчикову

Ступени развития субъективности Матрица возраста
Период становления со-бытийности Период реализации само-бытности
Кризисы рождения Стадии принятия Кризисы развития Стадии освоения
Оживление Родовой кризис -2мес.–+3 нед Новорожден-ность (новорожден-ный) 0,5 – 4,0 мес. Кризис новорожден-ности 3,5 – 7,0 мес. Младен-чество (младенец): 6-12 мес.
Одушевление Кризис младенчества 11-18 мес. Раннее детство (дитя) 1,3 – 3,0 г. Кризис раннего детства 2,5 – 3,5 г. Дошкольное детство (ребенок) 3,6 – 6,5 г.
Персонализа-ция Кризис детства 5,5 – 7,5 л. Отрочество (отрок) 7,0 – 11,5 г. Кризис отрочества 11,0 – 14,0 л. Юность (юноша) 13,5 – 18 л.
Индивидуализа-ция Кризис юности 17,0 – 21 г. Молодость (молодой человек) 19,0 – 28 л. Кризис молодости 27,0 – 33,0 г. Взрослость (взрослый) 32,0 – 42 г.
Универсализа-ция Кризис взрослости 39,0 – 45,0 л.   Кризис индивидуаль-ной жизни Зрелость (зрелый муж) 44,0 –60 л. Кризис зрелости 55,0 – 65,0 л. Старость (старик) 62,0 г.

По вертикали в схеме представлены последовательность ступеней и смена форм развития, которые фиксируют общее направление и уровни становления субъективности человека в онтогенезе. Начало каждой ступени – это всегда новое (потенциально возможное) рождение в новую форму жизни, не отменяющую прожитую ступень, а объемлющую и сохраняющую ее достижения. Последовательность ступеней – это смена режима индивидуальной жизни: в кризисах рождения – как кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм событийности (на стадиях принятия), в кризисах развития – как кризис со=бытийности («хочу быть как ты») и поиск новых способов самоопределения, само=бытности (на стадиях освоения). То, что предложенное В.И. Слободчиковым чередование критических и стабильных стадий развития (и по вертикали, и по горизонтали) не случайно, подтверждается давними наблюдениями детских психологов своеобразного феноменального повторения картин кризисов 1-го и 7-го годов жизни, 3-х и 12-ти лет. Свои повторения имеют и стабильные стадии.

Принципиально другие основания имеет последовательность ступеней развития: их символическое обозначение определено ценностно-смысловым содержанием (т.е. тем, что должно осуществиться на данной ступени); направление же их смены определено целевой детерминацией развития (т.е. тем, что возможно при определенных условиях сделать для повышения ранга субъектности).

Требования к периодизациям, выдвинутые Л.В.Выготским относятся также и к периодизациям зрелости, среди которых можно выделить периодизацию Шарлотты Бюлер. Она выделила 5 фаз жизненного пути на основе исследований 97 линий развития (профессиональной, трудовой, личностной и т.д.). В ее периодизации отражены реальные задачи, которые решает человек.

Таблица 3.4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.83.240 (0.007 с.)