Образец правильного развития слушания и речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образец правильного развития слушания и речи



Слушание Возраст Речь
Беспокоится при громком звуке. Изменяет на звук скорость сосания. Открывает глаза и смеётся, когда слышит знакомый звук 1 – 3 мес. Когда обращаются к нему, издаёт ответные звуки. Плачет по-разному, в зависи­мости от желаний
Реагирует на голос гулением. Ищет глазами источник звука. Реагирует на звуковую игрушку 4 – 6 мес. Произносит различные глас­ные и согласные (п,б,м). Голосом выражает возбуж­дение и недовольство. Издаёт горловые звуки, ког­да остаётся один или играет с кем-нибудь из окружаю­щих
Смотрит в сторону звука. Пользуется звуковыми игруш­ками и звенит ими. Слушает, когда ему говорят. Получает удовольствие от считалок и песенок. Распознаёт и понимает рече­вые слоги (на, па-па, ма-ма) 7 – 12 мес. Длительно и кратко произ­носит согласные в сочетании с гласными (ба-ба-ба-ба-ба, та-та...) Использует речевые звуки, а не плачь, когда ему что-либо нужно, или чтобы привлечь к себе внимание. Имитирует различные рече­вые звуки. Говорит одно - два слова, на­делённые значением (мама, папа, нет...)
Показывает и называет кар­тинки в книге. Охотно показывает части тела. Выполняет простые поруче­ния (Дай... Возьми... При­неси... Поцелуй лялю) и понимает простые вопросы (Где тапочки? Кто это? Что это?) Слушает простые сказки и песенки 1 – 2 года С каждым месяцем говорит всё больше. Использует вопросы, состоя­щие из одного-двух слов (Где папа? Что это?). Составляет словосочетания из двух слов. Использует различные со­гласные в начале слова
Понимает и дифференциру­ет значение слов (иди-стой, дай - на, большой-малень­кий, верх - низ) Выполняет двойные поруче­ния (Возьми книгу и положи на стол) 2 – 3 года Называет почти все предме­ты. Использует предложения из двух-трёх слов. Говорит в кругу хорошо зна­комых слушателей. Часто просит предметы, на­зывая их или обращая на них внимание, чтобы ему напом­нили название
Слышит голос взрослого, даже когда он в другой ком­нате. Слышит телевидение и ра­дио, реагирует на голоса членов семьи. Понимает простые вопросы (Кто? Что? Где? Ког­да?) 3 – 4 года Рассказывает о пребывании в детском саду. Использует предложения, которые состоят из четырёх слов
Любит короткие рассказы и отвечает на простые вопро­сы, связанные с ними. Слышит и понимает фразы, используемые дома и в дет­ском саду 4 – 5 лет Использует правильные предложения. Может пересказать сказку. Легко вступает в контакт с другими детьми и взрос­лыми. Постоянно говорит

 

Маленький ребёнок, прежде всего, откликается на мате­ринский голос. Мать обладает природной способностью обу­чения языку. Без какой-либо специальной подготовки она соотносит свою речь со способностями ребёнка понимать её. Так в естественных заданиях, которые радуют малыша, ис­пользует многие обучающие элементы.

Большое значение для формирования умения слушать, для становления речи и общего развития маленького ребёнка имеет введение в общение с ним мелодии. Вообще-то она окру­жает его с самого раннего периода, начиная с колыбельных песен, напеваемых родителями и близкими. Но развиваю­щую роль мелодии следует использовать и целенаправленно. Сначала мать напевной речью привлекает внимание ребёнка к какому-либо предмету, действию или поручению, затем в игровой форме учит и самого ребёнка говорить напевно. Все поручения и действия должны быть очень эмоциональны, это достигается изменением высоты тона, длительности, силы и ритма. По мере роста ребёнка используемые мелодии следует усложнять.

Близкие, особенно мать, открывают ребёнку мир звуков, а через них явления природы и окружающий мир. Для упро­щения детского восприятия им приходится пользоваться так называемой «упрощенной речью», т.е. мать работает с «ограниченным» количеством слов и значений, использу­ет слова, которые маленький ребёнок легче воспринимает и понимает.

Всё больше и чаще используется демонстрация форм по­ведения, способов разных действий, приёмов. Вообще взаи­модействие с близкими людьми (особенно мамой) важно для ребёнка не только при усвоении речи, но и для развития мото­рики, мышления и других когнитивных функций. Для этого требуется большое искусство. Само по себе взаимопонимание между матерью и ребёнком процесс целостный и природный, хотя и протекает чаще всего естественно, он вместе с тем требует большого искусства. Например, если мать находит­ся в состоянии стресса, ребёнок немедленно чувствует это и реагирует определённым образом. Чем мать спокойнее, тем спокойнее и ребёнок. Ведь малыш воспринимает не только сказанное, но и все остальные потоки информации (её ощу­щения, настроение, отношение), исходящие от матери. И он всё принимает всем своим маленьким телом — привязан­ность, любовь и все тёплые ощущения, которые исходят от матери к ребёнку. Это может исходить не только от матери, но и от всех членов семьи и окружающих, которые общаются с ребёнком.

Это также естественно и для родителей детей с нарушени­ем слуха и их нужно побуждать к активным действиям. Для ребёнка необходимо много раз повторять одно слово. Ему не­достаточно один или два раза услышать какой-то звук, чтобы он его усвоил и правильно повторил. Ребёнку с нарушенным слухом необходимо целый год, чтобы он произнёс своё первое слово, которое слышать он должен множество число раз.

Развитие слухового восприятия и речи у детей с нарушенным слухом

 

Если у ребёнка установлено нарушение слуха, то родите­лям нужно знать, что оно может быть от лёгкой степени ту­гоухости до тяжёлой степени тугоухости и глухоты. Граница лёгкой степени тугоухости 25 дБ, до глухоты 93 дБ. Чем бли­же к границе глухоты, тем тяжелее тугоухость. Остановимся на понятиях «тяжёлая тугоухость» и «глухота». Что это зна­чит? Это значит, что каждое ухо имеет определённый порог слуха (порог слышимости) на частотах 500, 1000 и 2000 Hz. Если средняя потеря слуха на этих частотах 93 дБ и выше, то это глухота. Значит ли это, что таким детям нужно гово­рить или подавать только очень громкие звуковые сигналы? Конечно — нет. Существует понятие «остатки слуха», кото­рые открываются на его слуховом поле, позволяют развивать слух, обходя нарушения.

Начало реабилитации. Первый год обучения

Вибротактильная фаза

Ещё в 1929 году американскими учёными был проведён эксперимент, который показал, что тело человека может воспринимать звук. Исследования, проведённые в Центре «СУВАГ», подтвердили это. Данное положение стало широко использоваться в верботональном методе. Мать носит грудно­го ребёнка на руках, прижимает его к груди и ласково с ним разговаривает, ребёнку приятно, он чувствует вибрацию го­лосовых органов матери, ощущает звук её голоса всем телом. Так начинается первая реабилитация маленького ребёнка с нарушением слуха.

Верботональный метод большое значение в реабилитации ребёнка с нарушением слуха придаёт семье, работе родите­лей. Основополагающее положение при реабилитации глухих и слабослышащих детей по верботональному методу - «не может быть такой потери слуха, при которой не было бы хоть маленьких остатков, которые можно использовать при реа­билитации». Развить, расширить этот островок — основная задача реабилитатора.

 

Первая фаза реабилитации маленького глухого ребёнка — вибротактилъная — предполагает использование вибратора и/или вибрационной доски, низких частот, восприятия зву­ков всем телом. В этот период большое внимание уделяет­ся развитию моторики тела, умению чувствовать своё тело и владеть им (напряжение-расслабление). Мы уже говорили о большом значении вестибулярного аппарата в реабилита­ции слушания. Раздражая вестибулярный орган, мы влия­ем на слух. Коррекция вестибулярного чувства начинается с первых дней реабилитации. Большое внимание уделяется развитию у детей ориентации в просторе.

Начинается реабилитация с использования относительно сохранных низких частот и работой над ритмом, темпом, ин­тонацией. В начале реабилитации ведётся работа по адапта­ции ребёнка к речевому и слуховому статусу. Работа зависит от уровня психофизического развития ребёнка и его возмож­ностей. Необходимо установление социально-эмоционального контакта с ребёнком, вызывание интереса к коммуникатив­ной игре, сотрудничеству. Развитие способностей концентра­ции, внимания и поощрение других психомоторных способ­ностей.

Задачи первого года реабилитации:

• формирование и закрепление реакции на звуковой сиг­нал, производимый каким-то предметом или голосом «есть звук — нет звука»;

• дифференциация звуков и определение направления звука;

• дифференциация интенсивности звукового сигнала (громко - тихо);

• манипулирование звучащими предметами: много — один, много — два (бубен, барабан, палочки и др.);

• вызывание природного голоса без напряжения, усиле­ния, нормального по силе, высоте, тембру и его закре­пление;

• стимуляция ребёнка к восприятию своего голоса и от­крытие своих новых способностей;

• развитие у ребёнка эмоционально-окрашенного голоса, поощрение его к голосованию;

• стимуляция детей к играм, которые имеют ритм;

• драматизация различных ситуаций, сопровождаю­щихся высказываниями, имеющими аффективно-интонационную форму;

• обучение ребёнка игре;

• соотнесение первых слов с предметами;

• понимание вопросов и различение их на слух «Кто?», «Что?».

Первая ступень развития речи неслышащего ребёнка - до-речевая, которая может продлиться от нескольких недель до нескольких месяцев. Это зависит от возраста ребёнка, време­ни реабилитации, частоты посещения занятий, среды, в ко­торой живёт ребёнок.

В каком бы возрасте не начиналась реабилитация, дорече-вую фазу пропускать нельзя.

Основные этапы доречевой фазы:

1) вызывание физиологического крика (плач, смех, воз­глас...);

2) вызывание поэтического расположения ребёнка (напе-вание, качание ребёнка);

3) 3) вызывание эмоционально-аффективного состояния (смех, радость, веселье, обида...);

4) игры голосовыми органами;

5) коммуникация с окружающими голосом.

В период вибротактилъной фазы проведение занятий на вибростоле, подключенном к звукоусиливающей аппаратуре «Верботон Г10», имеет несколько этапов:

• занятия на вибростоле без наушников и слуховых аппа­ратов;

• занятия со слуховыми аппаратами;

• занятия на вибростоле с использованием наушников.

А также необходимо проводить игры в просторе со слухо­выми аппаратами и без них.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.016 с.)