Диагностическое обследование детей с нарушенным слухом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностическое обследование детей с нарушенным слухом



Для того, чтобы правильно осуществлять реабилитацион­ную работу с детьми, необходимо, прежде всего, провести точную диагностику, располагать чёткими сведениями о ре­бёнке.

Некоторые из них можно получить из эпикриза, при со­беседовании с родителями. Здесь мы узнаём время и причину снижения слуха, хотя зачастую эти сведения приблизитель­ны и носят субъективный характер.

Родители нередко боятся дополнительных обследований, считая, что основная их цель — поставить ребёнку какой-то ужасный диагноз. Но это не так, чем больше реабилитатор будет знать о ребёнке, тем правильнее и лучше будет органи­зована реабилитационная работа с ним. Помимо традицион­ных знаний, интересующих педагогов (причина, время, место и степень поражения), верботональная система предполагает более расширенную диагностику.

Особенно важны ранняя диагностика нарушений слуха и раннее начало реабилитации слушания и речи. Только каче­ственная диагностика и раннее установление факта поражения, степени и этиопатогенеза ещё до того, как последствия станут видимыми, служат гарантией успешной реабилитации.

Опыт показывает, что чем выраженнее поражение слуха, тем раньше это устанавливается. Первые годы жизни ребён­ка во многом являются критическими для развития речи, познавательных и социально-эмоциональных навыков, что обусловливает первостепенную значимость раннего выявле­ния нарушений слуха. К сожалению, до настоящего времени во многих регионах России не работает в полной мере система аудиологического скрининга новорождённых и детей первого года жизни по раннему выявлению и реабилитации наруше­ний слуха у детей.

В верботональной диагностике главной задачей является не только поиск патологического состояния и его констата­ция, но и тех оптимальных возможностей организма, исполь­зованием которых можно добиться лучшей реабилитации.

Известно, что процесс слушания, и особенно восприятие речи, Как одно из средств коммуникации, зависит от взаимодействия многих механизмов. Не отрицая влияния слуховой системы, как одной из главных в процессе слухового восприятия, нельзя за­бывать и роль других систем полисенсорики, единство которых даёт информацию о пространстве и событиях, воспринимаемых человеком. Поэтому необходимо комплексное обследование ре­бёнка. Этому способствует целая система, объединяющая мно­гих специалистов: сурдолога, психолога, психиатра, сурдопеда­гога, невропатолога, нейрофизиолога, врача ЛФК, педиатра, а также по необходимости многих других специалистов.

Диагностика в верботональном методе всегда динамична и постоянно связана с процессом реабилитации. Процесс реа­билитации, в свою очередь, ставит всё новые и новые задачи перед диагностикой.

Диагностика включает в себя:

- исследование состояния слуховой функции;

- неврологическое обследование: электроэнцефалографи­ческое обследование (ЭЭГ), реоэнцефалография (РЭГ), эхоэнцефалография;

- значение и исследование вестибулярного аппарата и мо­торики тела;

- сихологическое обследование.

Исследование состояния слуховой функции

 

Остановимся подробнее на диагностике слуховой функции.

 

Тимпанометрическое обследование

Тимпанометрия является объективным диагностическим методом исследования слуховой функции в современной диа­гностике. Она даёт представление о состоянии среднего уха, что позволяет достаточно точно поставить диагноз, устано­вить степень влияния патологии среднего уха на функцию слуха, а также назначить соответствующее лечение. Тим­панометрическое обследование проводится до аудиометрии, чтобы проверить состояние среднего уха и исключить нали­чие в данный момент воспалительного процесса.

Отоакустическая эмиссия

В настоящее время всё чаще проводится исследование — отоакустическая эмиссия (ЕОАЕ), которое основано на спо­собности активного восприятия улиткой внутреннего уха слуховых раздражителей и их усилений. Это обследование недорогое, непродолжительное по времени (около 5 минут), автоматизированное и достаточно чувствительное. Метод даёт представление об активности наружных волосковых клеток Кортиева органа улитки и обследует только малую часть слу­хового пути, а ретрокохлеарные нарушения не устанавлива­ет. Таким образом, отсутствие или наличие эмиссии позволя­ет лучше и точнее установить локализацию патологического процесса при нарушении слуха.

Остановимся подробнее на диагностике слуховой функции.

Аудиометрия с помощью слуховых вызванных потенциа­лов в настоящее время является наиболее объективным мето­дом ранней диагностики порога чувствительности слуха, т. е. определения степени нарушения слуховой функции. Из всех слуховых вызванных потенциалов в практике объективной аудиометрии чаще применяются коротколатентные и средне-латентные. Расширенный метод с использованием разных раздражителей, комбинация различных групп эвоцирован-ных потенциалов позволяют достаточно достоверно предста­вить форму аудиометрической прямой порога слуха. Степень поражения и место локализации патологического процесса изолированно для каждого уха. Данный вид обследования используется и как метод скрининга, и как диагностический метод.

Существует три вида аудиометрии: тональная, вербото­нальная и речевая аудиометрия.

Тональная аудиометрия

Аудиометрия исследует порог слуха чистым тоном.

Родителям и сурдопедагогам необходимо учитывать, что точность и объективность аудиограммы зависит от многих причин: точной калибровки аудиометра, самочувствия ре­бёнка, настроения пациента во время снятия аудиограммы, его контакта с врачом, отсутствия в данный момент воспали­тельного процесса в среднем ухе, даже времени суток (к вече­ру снижается работоспособность и внимание) и т.д. Поэтому для сравнения и уточнения необходимо сделать несколько аудиограмм.

Диагностическое обследование проводится врачом-сурдо-логом на стационарном клиническом аудиометре. Совре­менные аудиометры позволяют измерить пороги слуха при воздушном проведении от 125 до 16000 Гц с максимальной интенсивностью по частотам 120 дБ.

При аудиометрическом обследовании можно определить наличие порога дискомфорта и порог боли (120 дБ - порог дискомфорта и 140 дБ - порог боли).

Необходимо провести и обследование костной проводимости, так как соотношение порогов воздушной и костной прово­ди мости указывает на наличие или отсутствие кондуктивной тугоухости, или её смешанного типа. Костная проводимость исследуется вибратором.

Важно отношение между воздушной и костной проводи­мостью.

Для определения степени снижения слуха берутся 3 клю­чевые точки: 500 Гц, 1000 Гц, 2000 Гц. Усиление в децибелах, соответствующее каждой частоте, складывается и делится На три. Например, (70+75+85): 3 = 77дБ. После 2001 года в Международной классификации принято брать ещё четвёр­тую точку 4000 Гц и соответственно тогда делится сумма на 4 (табл. 1).

Если установлено, что у пациента снижен слух, ему прово­дят тестирование соответствующим верботональным тестом.

Верботональная аудиометрия

Исследование слухового восприятия на субкортикальном (подкорковом) уровне. Некоторые маленькие дети, с рожде­ния глухие, не могут реагировать на верботональный тест, пока с ними не проведены определённые занятия. Для них начинается реабилитация после проведения стандартной ау­диометрии, а верботональный тест будет проведён, когда это будет возможно. Цель этого тестирования - определить чув­ствительность пациента к речи и проверить его способность понимать речь. Кроме того, данный тест помогает планиро­вать правильную реабилитацию и оценить её прогрессию.

Академик Губерина провёл определённые исследования. Он пропускал гласные и согласные через октавные фильтры и просил людей с нормальным слухом идентифицировать их. Губерина обратил внимание, что отдельные звуки легко рас­познаются на специфических октавных областях. Когда слог (согласный-гласный) пропускается через частотную зону вне его оптимальной области, он воспринимается как некая другая комбинация согласного и гласного. П. Губерина выбрал опти­мальные октавы для определённых сочетаний согласных и глас­ных и использовал их как стимул в верботональной и речевой аудиометрии. Поскольку слог «оптимален» для своей частотной области, ответ пациента на пороге для данного стимула показы­вает его чувствительность не только к данному слогу, но и к дан­ной частотной области. Если порог для слога значительно луч­ше, чем порог для чистого тона, то у пациента есть возможность понимать речь через свою «оптимальную» частотную область. Наоборот, если его порог для слога хуже, чем порог для чистого тона, у пациента могут возникнуть трудности в понимании речи при использовании данной частотной области (табл. 2).

Обследование проводится с помощью аудиометра и вклю­чения аудиокассеты или компакт-диска. На записи слог без значения — му-му, шу-шу, си-си.

Данная фонетическая структура содержит частоту, усиле­ние, время. Место, где наиболее хорошая разборчивость, явля­ется оптимальным слуховым полем для данного пациента.

Речевая аудиометрия

Речевая аудиометрия — высший уровень слухового вос­приятия (корковый уровень). Она показывает разборчивость речи в зависимости от усиления. Речевая аудиометрия пока­зывает процент восприятия речевого материала на определён­ном усилении. Ребёнку предъявляется записанный диктором речевой материал, слова не связаны по смыслу, между словами пауза, чтобы ребёнок услышал и проговорил слово. Можно слушать через наушники и в свободном поле с аппаратами и без аппаратов.

Вы, наверное, замечали что, имея одинаковую аудиограм-му, люди слышат по-разному. Поэтому для правильного под­бора слухового аппарата и организации правильной реабили­тации необходимо проведение функциональной диагностики, определяющей, как человек может слушать с данными остат­ками слуха.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.011 с.)