Начальные упражнения с новыми фонетическими структурами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начальные упражнения с новыми фонетическими структурами



 

Предъявление картинок:

• при произнесении «ааааааа» проводим игру «Самолёт»;

• при произнесении «уууууу» проводим игру «Поезд»;

• при произнесении «бррррр» играем с авто;

• при произнесении «оп oп оп оп» (па па па) проводим игру с зайкой, дети могут скакать, или играть с мячом;

• при произнесении «па па па» — игра с уткой;

• при произнесении «ав ав ав ав (ва ва ва)» играем с соба­кой или игра в собаку;

• «мяу мяу мяу» — играем с кошкой или в кошку;

• «ам ам ам» — кормим куклу или дети сами имитируют еду;

• «ммммм» — дети изображают боль (болит зуб);

• «бу бу бу бу» — играют с медведем или изображают мед­ведя.

Эти упражнения с играми сопровождаются проговарива-нием вместе с движениями, которые помогают восприятию, произнесению, запоминанию и различению усвоенных зна­чений.

В игре используются игрушки или картинки, драматиза­ция, разные подвижные игры (например, игра в прятки).

В упражнениях, связанных с произношением, для иллю­страции часто используется фонетическая ритмика. Ритм с движением помогает усвоить и закрепить произношение.

Первые фонетические структуры, которым учим детей, имеют множественное значение. Та или иная фонетическая структура может означать действие и сам предмет, а не толь­ко звук, который называем. Например, дети говорят «брррр» и двигают авто по столу, это может означать: видишь, это авто! — авто едет! — авто едет и работает «брррр», или — ви­дишь, везу авто. Это фонетическая структура, которую дети употребляют спонтанно.

Каждая фонетическая структура, предлагаемая в начале работы, избирается не случайно. Это то, что появляется у де­тей первым, что выполняется ими легче всего. С точки зрения психоакустического анализа, она обладает параметрами, ко­торые влияют на восприятие. Так дети раньше всего произ­носят, воспринимают и различают гласные [а,у] с носовым [м], эти же гласные с согласными [п, б, м].

После того, как достигнуто хорошее произнесение звука [а] одному ребёнку даём сочетание [ма], другому [па] или [ба]. Используем то сочетание, которое заметили в речи ребёнка, которое появилось у него спонтанно, или которое ребёнок услышал. Обычно начинаем с [ма], это необходимо для даль­нейшего перехода к [ба] и [па]. Но есть дети, которые раньше успешно произносят [ба]. У таких детей слабое напряжение. Чтобы помочь им достичь необходимого напряжения, исполь­зуем фонетическую ритмику, или другие упражнения, до­ступные ребёнку.

Обучение речи оказывается успешным, если опираться на сенсорные, аффективные и психические ощущения, но не ис­пользовать механическую технику обучения речи.

Усвоение просодических качеств

Основная задача обучения детей на данном этапе заключа­ется в усвоении ритмов, в различении силы и длительности акустического сигнала или паузы.

1. Фономоторная двигательная игра помогает детям в усвоении некоторых фонетических выражений и опре­делённых движений. Так, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил замедленные ритмические движения кошки, длительно произносим «ма ма ма ма», быстрые движения собаки «ав ав ав ав», непрерывно произно­сим «ааааааа», когда играем с самолётом, изображаем сигнал «ууууу» при игре в поезд.

2. Также заметно усиливаем, укорачиваем сигнал, кото­рый до этого был тихим и продолжительным для его распознавания. В игре, усиливая краткий сигнал, во­зим машину рывками, а при тихом, непрерывном сиг­нале возим самолёт или поезд.

3. Затем предлагаем громкий короткий сигнал, который следует за низким тихим коротким сигналом, между первым и вторым следует пауза, а затем их распозна­вание. В игре такие сдвоенные сигналы сопровождают­ся действием (например, прыжки и остановка). Игра служит и упражнением в выделении одного слога из нескольких слогов, и примером для усвоения однослож­ного ритма.

4. Постепенно переходим к распознаванию быстрого и мед­ленного темпа, например: «оп оп оп» — скачет конь (замедленный ритм) и быстро: «ав ав ав» — движение и лаянье большой и маленькой собаки.

Можем также упражнять в различении двух усилений (громко—тихо) опять с двумя игрушками (транспорт или животные).

Ритм и фонетическая форма усваиваются хорошо, если усиление давать один раз сильное, а другой раз слабое, соот­нося с большой и маленькой машиной «бррррр», большим и маленьким самолётом «ааааа», большой и маленькой собакой «ав ав ав».

Используя бубен и показывая движения, учим различать различные ритмы, например, один удар от множества ударов.

Постановка первых вопросов

 

В контексте игры дети понимают ситуацию, используют и учатся первым речевым выражениям и постановке вопро­сов: «ааааааа?» — что может означать «Где самолёт?» или «Это самолёт?», «Ав?» — «Где собака?» или «Это собака?», «Ба?» — «Хочешь ты меня поцеловать?» или «Могу я тебя поцеловать?»

Эти же речевые выражения в другой конкретной ситуации могут нести другие понятия. Так «аааа», «ууууу», «брррр», «оп» могут обозначать: «Дай мне самолёт, поезд, машину, коня» или «Как они звучат?».

Предлагаем первые фонетические иллюстрации для детей:

Продолжительность начального этапа реабилитации и ви­бротактильной фазы может быть разной, это будет зависеть от темпа усвоения ребёнком материала, что связано с состоянием слуха, интеллекта, психологических особенностей ребёнка и его контакта с педагогом, участия семьи в реабилитации.

Когда маленький ребёнок, сидя на вибростоле или с вибра­тором в руке, научится различать наличие звука, слушать речь педагога и товарищей, сможет различать простые рит­мические структуры (один — много), передавать интонацию, различать первые лепетные слова и слоги, а затем простые слова (тут, там, папа, мама, вода, дом) - можно сказать, что вибротактильная фаза обучения закончена. Обычно она про­должается от 3-х до 6-ти месяцев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.006 с.)