Центр интереса и иерархия в изображениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Центр интереса и иерархия в изображениях



Центром интереса является пространство изображения, наиболее важное для нас. Это в какой-то мере относительное понятие, так как центр интереса в изображении для разных зрителей может быть разным.

Желательно, однако, чтобы потребители воспринимали рекламные изобра­жения одинаково. Поэтому визуализаторы используют различные приемы для обозначения самых важных элементов рекламного сообщения. Например, са­мый важный персонаж обычно находится на первом плане изображения, он бо­льше, ярче, и другие персонажи на него смотрят.

Весьма типично в этом плане христианское искусство: «В средневековом за­падноевропейском (а может быть, и азиатском) искусстве распределение про­странства между различными фигурами часто бывает подчинено шкале значи­мости, при которой размер соотносится с положением фигуры в изобразитель­ном поле, ее позой и духовным рангом. В изображении «Христа в славе» вместе с евангелистами, их символами и ветхозаветными пророками... фигура Христа — самая большая, за ним по размеру следуют евангелисты, пророки по размеру еще меньше, а символы — меньше всех. Христос находится в центре, сидит фронтально в ромбовидной мандорле; евангелисты изображены в профиль или в три четверти и занимают квадранты четырех углов; пророки изображены по пояс, размещены в не полностью обрамленных, открытых медальонах в четырех углах ромба между евангелистами».

Общество демократизируется и меняет некоторые из способов выражения значимости: «В противовес средневековой практике перспектива требует оди­наковый масштаб действительных размеров предметов на поверхности карти­ны. Это не означает уменьшение значения человеческого элемента, как можно было бы предположить; в сущности, оно отвечает большей гуманизации религи­озного изображения и его сверхъестественных образов.

Величие, социальная и духовная значимость уже выражаются другими сред­ствами: инсигнией, костюмом, позой, освещением, местоположением в изобра­зительном поле. В перспективной системе самая крупная по размеру фигура мо­жет принадлежать второстепенному персонажу с переднего плана, а самые ав­торитетные действующие лица могут быть изображены совсем маленькими» (Шапиро, с. 230—231).

В различных традициях степень важности определяется и от того, где распо­ложен персонаж — слева или справа от центральной фигуры, а также от того, как он изображен — в профиль или анфас (есть или отсутствует зрительный кон­такт); в покое он или в движении и т.д. (Успенски).

Неслучайно Бодлер, Дега и Гоген подчеркивали, что лучше рисуется по па­мяти, чем с натуры. Это действительно так, потому что иначе художнику прихо­дится изображать множество ненужных деталей. Так рушится грань между глав­ным и второстепенным.



ГАРМОНИЯ В РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ


Композиции (часть вторая)

Иерархия в зависимости от эпохи, культурных моделей и политической системы

По мнению Вёфлина, в эпоху кватроченто (пятнадцатого века) все объекты изображались как одинаково важные.

Зато для периода чинквеченто (шестнадцатого века) уже характерна разница I между главным и подчиненным. Это типично для развития как православного, I лак. w катоголчесжого изобразительного искусства.

вполне естественно выглядят отдельно стоящие статуи и здания. Это, однако, кажется немцам странным. В итальянском искусстве композиция воспринимает­ся как нечто единое, в котором противоположные формы функционируют как ча­сти организма и в то же время независимы от целого. В результате картина вы­ражает идею свободы.

В германском искусстве все взаимосвязано. Например вероятность увидеть скульптуру, интегрированную в здании, выше, нежели отдельно стоящую фигуру.

Характер политической системы тоже оказывает сильное влияние на компо­зицию. Демократические системы фаворизируют спонтанные художественные стили без тенденций к восхвалению. Это характерно для фламандской живопис­ной школы, где персонажи изображались как равнозначимые.

Иерархия в зависимости от правой и левой сторон изображения

Правое и левое пространства в изображении тоже могут являться носителя­ми значения. Особенно важна данная пространственная оппозиция в иконах. Причина тому — некоторые толкования Библии: «Христос, будучи на кресте, об­легчил свою правую ногу, приподняв ее, дабы облегчились грехи верующих во имя его и дабы могли они во время его страшного второго пришествия поднять­ся и встретить его на небесах, а левую ногу нагрузил, опустив ее, дабы народы, не верующие в него, согнулись под тяжестью заблуждений и потеряли разум свой окаянный, и спустились в ад» (Успенски, с. 206).

По этой причине правая сторона ассоциируется с верой, с раем, с Синайской горой, а левая — с неверием, с адом, с Ливанской горой.

Данная иерархия имеет и цветовое выражение. На правой (хорошей) сторо­не буквы золотые, а на левой (плохой стороне) — черные.

Очевидно, мы не можем объяснить оппозицию правого/левого человеческой биологией: «Всем известно жизненное значение правого и левого в ритуале и в магии, определяющего смысл, вкладываемый в данные два слова, в их метафо­рические коннотации в повседневной жизни, как понятия, означающие доброй зло, «верно» и «неверно», норму и отклонение. Все же предпочтение, отдавае­мое обычно (но не всегда) месту справа от бога или владетеля в церемониях и в картинах, объясняет изображения, в которых левая, с точки зрения зрителя, сто­рона картины — носитель положительных ценностей» (Шапиро, с. 226).



Христо КАФТАНДЖИЕВ

Перспектива

Большинство изображений двумерны — они развиты в ширину и высоту, но не в глубину. Глубина картин иллюзорна и является результатом:

• линеарной перспективы — объекты тем меньше, чем дальше они от глаза;

• перспективы цвета — чем объекты бледнее, тем они кажутся дальше;

• остроты восприятия — объекты с первого плана изображаются отчетливее;

• градации освещенности — чем объекты ближе к источнику света, тем луч­
ше они освещены. Это, однако, не означает, что объект должен быть на
первом плане. Типичны в этом смысле картины Рембрандта;

• некоторых специфических цветов — считается, что теплые цвета (красный,
оранжевый) виртуально приближают объект, а холодные (синий, зеле­
ный) — зрительно удаляют его (Арнхайм).

Фон — самая удаленная часть изображения. В некоторых случаях фоновые знаки подобны знакам с планов. В других изображениях фон становится контра­пунктом. Таким образом характеристики предметов с первого и второго планов выделяются еще больше.

Движение/неподвижность и направление как носители значения

В изображениях

Оппозиция динамичность/неподвижность может выражать различные значе­ния. Во многих случаях (это особенно характерно для икон) самые важные фигу­ры неподвижны. Чем ниже значимость персонажа, тем выше вероятность, что он изображен в движении. Это отчетливо видно и в современной рекламе, где изображены начальники и их подчиненные.

Направление действия в композиции тоже несет семантическую нагрузку, так в египетском искусстве и особенно в искусстве каменного века явно господ­ствующее положение занимала длина, горизонталь; при этом Египет начал вво­дить, но весьма подчиненно, высоту.

Греческое искусство характеризуется полным равновесием длины и высоты, то есть горизонтальности и вертикальности. В некоторой степени начинает по­являться и глубина.

«Искусство христианское выдвинуло вертикаль и дало ей значительное пре­обладание над прочими координатами (о координате времени мы вообще пока ничего не говорим); Средневековье усиливает эту стилистическую особенность христианского искусства и дает вертикали полное преобладание, причем этот процес наблюдается в западной средневековой архитектуре и в восточной сред­невековой фреске. Возрожденское искусство, сделав попытку вернуться к эл­линской уравновешенности вертикали и горизонтали, не удерживается тут и де­лает постепенно господственной — глубину, которая разрастается в безмер­ность и дурную бесконечность...» (Флоренский, с. 185).


ГАРМОНИЯ В РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Композиции (часть третья)

Ритм

Ритм есть повторение элементов. Различными ритмами тоже можно переда вать значения:

• повторяющийся ритм — дублируем формы, цвета, линии, направления;

• чередующийся (альтернативный) ритм — чередуем элементы: меняем го­
ризонтальные с вертикальными, мужские с женскими, динамичные со ста
тичными и т.д.;

• прогрессивный/регрессивный ритм — формируем композицию, постоянно
увеличивая или уменьшая элементы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.202 (0.009 с.)