Группы факторов, обусловливающих деятельность СМИ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группы факторов, обусловливающих деятельность СМИ



 

Внешние Внутренние
1. Оперативность. СМИ – сложная система источников сообщений и их получателей, связанных между собой сложными каналами получения информации. 2. Актуальность. Эффективность СМИ определяется в т.ч. и тем, насколько их содержание и формы соответствуют нуждам населения. 3. Направленность. Внутри современных СМИ развивается специализация - территориальная, культурная, возрастная, социальная и политическая. 1. Покупаемость (продажность). СМИ являются объектом рыночной экономики, продуктом коммерции, элементом культурной истории. 2. Управляемость (манипулирование). СМИ – мощное орудие социального управления и социально-политического манипулирования. 3. Принадлежность (финансирование). Наблюдается монополизация СМИ, которая выражается в единообразии информационного потока, его унификации.

 

 

Глава 15

15.1

СВОБОДА - ЭТО ПРАВО ЧЕЛОВЕКА:

 

 

 

15.2

Социологический анализ свободы и контроля СМИ стран мира

 

Глава 16

16.1

Способы воздействия на удиторию

 

Двухступенчатый поток информации

(П. Лазерсфельд, Г. Годе – 1940 г.)

 

Критерии отбора информации:

 

1. Актуальность:

ü временный и территориальный параметр;

ü текущие события с развитием.

2. Ориентация на социальную и личностную мотивированность аудитории:

ü жанр корреспонденции или передачи;

ü функциональная направленность информации.

Эффективные способы установления контакта с аудиторией

– обращение к известным именам, авторитетам, популярным личностям;

– применение экзотических терминов;

– прием нарушения ожидания партнера;

– прием ввода ложного персонажа;

– прием прямого обращения к аудитории;

– обращение к текущим общественным событиям, к фактам социальной значимости.

16.2

Сферы коммуникативной деятельности экспериментально-прикладного аспекта

Массовая коммуникация и сфера общественных связей и отношений

 

Массовая коммуникация и реклама

Структура рекламной деятельности:

рекламодатель;

• рекламное агентство;

• СМК и аудитория.

Задачи рекламы:

получить информацию о клиенте;

• знать аудиторию;

• оценивать возможности каналов

• СМК;

• готовить текст рекламы

Массовая коммуникация и речевая деятельность

Проблемы:

1) видоизменения в речевой деятельности обусловлены объективными причинами, которые заложены в природе языка;

2) общая тенденция в видоизменении речевых норм проявляется в смешении функциональных стилей;

3) воздействие на фонетику идет через СМК

Прикладные задачи социологии коммуникации

• решение задач, связанных с преодолением социокультурных барьеров;

• разработка систем коммуникации в технологическом плане;

• расширение и совершенствование функциональных возможностей коммуникации

Библиографический список

Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М.: Владос, 1994.

Алексеев А.Н., Дудненко B.C. Контент-анализ как специфический способ «прочтения» текстов// Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). – М., 1976.

Аутвейт У. Реализм и социальная наука. Вып. 1. – М.: Социо-Логос, 1991.

Афанасьев В.Г. Социальная информация. – М.: Наука, 1994.

Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. – М.: Политиздат, 1975.

Бабосов Е.М: Социология управления. – Минск: Тетра Системе, 2000.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. (Высказывание как единица речевого общения). – М., 1979.

Безменова Н.А., Герасимова В. И. Некоторые проблемы теории речевых актов// Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. – М., 1989.

Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М., 1979.

Берн Э. Игры, в которые играют люди: Пер. с англ. – Л.: Лениздат, 1992.

Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? – М., 1990.

Богомолова Н.Н., Мельникова О. Т. Отношение аудитории к коммуникатору как фактор эффективности коммуникативного воздействия// Оптимизация речевого воздействия. – М., 1990.

Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. – М.: Наука, 1986.

Бурдье П. Социология политики. – М.: Социо-Логос, 1993.

Бхаскар Р. Общество. Вып 1. – М.: Социо-Логос, 1991.

Войскунский А. Е. Коммуникативный контакт и средства его установления// Оптимизация речевого воздействия. – М., 1990.

Выготский Л. С. Избранные психологические произведения. – М., 1956.

Выготский Л. С. Развитие высшей психической функции. – М., 1960.

Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.,1980.

Громов Л., Четыркш Е. Формирование индустриально-информационного комплекса в капиталистических странах// Мировая экономика и международные отношения. – 1985. № 6.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л.: Гидрометио-издат, 1990, 1998.

Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989;

Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. – М., 1984.

Жилкин Н.И. Исследование речевого мышления в психолингвистике. – М., 1985.

Закон РФ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации». От 1 декабря 1995 года, № 191-ФЗ.

Закон РФ «О средствах массовой информации». От 27 декабря 1991 года, № 2124-1.

Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации». От 25 января 1995 года.

Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене». От 4 июля 1996 года, № 85-ФЗ.

Закон РФ «О государственной тайне». От 21 июля 1993 года.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах, связанных с производством и тиражированием программной продукции». От 19 июля 1995 года.

Законы и практика СМИ в Европе, Америке и Австралии. – М.: Галерея, 1999. Т. 9.

Законы и практика СМИ в странах СНГ и Балтии. – М.: Галерея. 1999. Т. 10.

Землянова Л.М. Современная американская коммуникавистика. – М.: Изд-во МГУ, 1995.

Зимняя И.А. Психологическая характеристика понимания речевого сообщения// Оптимизация речевого воздействия. – М., 1990.

Зинченко Г.А. Джон Локк. – М.: Мысль, 1988.

Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

Исаев М.И. Язык эсперанто. – М., 1981.

Карасик В.И. Статус лица в значении слова. – Волгоград, 1989.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987.

Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. – М.: Памятники исторической мысли, 1994.

Колшанский Г. В. Паралингвистика. – М., 1974.

Колшанский Г.В. Контекстная семантика. – М., 1980.

Колшанский Г.В. Текст как единица коммуникации. – М.: Изд-во МГУ, 1978.

Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. (Предварительный эскиз). Вып. 1. – М.: Социо-Ло-гос, 1991.

Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. – М.: Международный университет бизнеса и управления «Братья Ка-рич», 1997;

Корбут А.В., Сазонов В.В., Тарасов Е.Ф. Использование контент-анализа для исследования массовых коммуникаций//Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М., 1974.

Коробейников В. С. Редакция и аудитория: Социологический анализ. – М., 1983.

Костельс М, Информационная эпоха/ Под ред. О.И. Шкаратана. - М.: ВШЭ, 2000.

Костин А.В. Альбом схем по теории социальной информации и коммуникации. – М.: ВУ, 1995.

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи (Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа). – М.: Педагогика-Пресс, 1994.

Котов Р.Г. Современная научно-техническая революция и ее влияние на развитие языка//Онтология языка как общественного явления. – М., 1983.

Красильников Е.В. Жест и структура высказывания в разговорной речи//Русская разговорная речь/ Под ред. Е. А. Земской. -М., 1983.

Краткий словарь по социологии /Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. – М.: Политиздат, 1989.

Кретов Б.И. СМК – элемент политической системы общества // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1.

Крысин Л. П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса) // Язык и личность/ Отв. редактор Д.Н. Шмелёв. – М., 1989.

Кузнецов С.Н. Теоретические основы интерлингвистики. – М, 1987.

Кузьмин В.П. Системный подход в современном научном познании //Вопросы философии. 1980. № 1.

Кули Ч.Х. Социальная самость//Американская социологическая мысль: Пер. с англ./ Ред. В.И. Добреньков. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

Куликовский Л. Ф., Мотов В.В. Теоретические основы информационных процессов. – М., 1987.

Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.

Леонтьев А.А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации. Общение и речевое общение. Психолингвистическая модель речевого воздействия// Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М., 1974.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, и эмоции. – М.: Изд-во МГУ, 1971.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1965.

Лефевр В.А. От психофизики к моделированию духа // Вопросы философии, 1990. № 7.

Лигская А.В. Индустрия переработки информации в 80-е годы // США: экономика, политика, идеология. 1988. № 7.

Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф. – М., 1982.

Лысакова И.П. Язык газеты: социолингвистический аспект. – М., 1981.

Макаревт В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

Маррис Ч.У. Основная теория знаков // Семиотика. – М.: Радуга, 1983.

Массовая информация и коммуникация в современном мире: Сборник обзоров: В 2 ч. – М.: Академия наук – институт научной информации по общественным наукам; МГУ им. М.В. Ломоносова – факультет журналистики. 1989, 1991.

Мелюхин И.С. Информационное общество. М.: РАГС, 1999.

Мид Дж. Аз и Я// Избранные психологические произведения. – М., 1983. Т. 1.

Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. – М., 1986.

Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. – М.: Институт социологического образования Российского центра гуманитарного образования и институт социологии РАН, 1999;

Наймушин А.Д. Основы организации рекламы. – М.: Внешторгиздат, 1992.

Невзлин Л.Б. «Паблик рилейшнз» – кому это нужно? – М.: Экономика, 1993. Общение. Текст. Высказывание. –М., 1989.

Павлов И.П. Поли. собр. соч. 2-е изд. Т. III, кн. 2. – М. – Л., 1951.

Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль: Тексты. – М., 1996.

Плахотный А.Ф. Проблемы социальной ответственности. – Харьков, 1981.

Плотинский Ю.М. Визуализация информации. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

Потапова А.А. Фонетические средства оптимизации речевого действия. – М.: Экономика, 1993.

Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. – М.: Центр, 1998.

Ракитин А.И. Компьютерная революция и информатизация общества// Философские науки. 1988. № 5.

Роджерс Э., Агарваля-Роджерс Р. Коммуникация в организациях. – М., 1980.

Родионов Б.А. Коммуникация как социальное явление. – Ростов, 1984.

Рождественский Ю.В. Проблемы влиятельности и эффективности средств массовой информации// Роль языка в средствах массовой коммуникации. – М., 1986.

Рябцееа Н.К. Информационные процессы и машинный перевод: Лингвистический аспект. – М., 1986.

Светана С.В. Телевизионная речь. – М., 1976.

Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. – М.: Знание, 1989.

Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994.

Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская Энциклопедия, 1984.

Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.

Современный словарь иностранных слов. – М., 1993.

Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. – М., 1985.

Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория// Оптимизация речевого воздействия. – М., 1990.

Тощенко Ж. Т. Социология: Общий курс: Учебное пособие. – М.: Прометей, 1994.

Трескова С. И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М., 1989.

Узилевский Г.Я. Взаимодействие естественных и искусственных языков в современных лингвистических процессорах. – М.: АДЦ, 1996.

Уфимцева Н.В. Мотивация в речевом воздействии: проблемы и концепции// Оптимизация речевого воздействия/Отв. ред. Р.Г. Котов. – М., 1990.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

Хараш А.У. Основания социально-психологического подхода к разработке теории массовой коммуникации// Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М., 1974.

Харченко А.И. Системный анализ явления агрессии человек – человек. – М., Исследовательский центр «HERWY», 1995.

Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. – М., 1991.

Швейцер А.Д. Социальная дифференциация языка// Онтология языка как общественного явления. – М., 1983.

Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. – М., 1976.

Шеркович Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М., 1973.

Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974.

Энциклопедический социологический словарь/ Общая редакция академика РАН Остова Г.В. - М.: РАН - ИСПИ, 1995.

Эффективность средств массовой информации. – Минск, 1986.

Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. 3-е изд. – М.: Радио и связь, 1996.

Язык и массовая коммуникация. – М., 1984.

Словарь понятий

Аудитория (от лат. «auditorium» – место для слушания) – устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей (вытекающих из их социальной принадлежности), а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей.

Аудитория массовая совокупность индивидов, получающих одновременно или в разное время определенную информацию, имеющую значимость на данном этапе развития общества.

Виды коммуникации вербальная или словесные знаки – слова, словосочетания, которые образуют вербальные системы; невербальная или бессловесные знаки – жесты, мимика, позы, телодвижения, особенности голоса (высота, громкость, тон), символы (буквенные, цифровые, изобразительные, цветные), которые образуют невербальные системы; синтетическая или соединенные знаки – образы (сценический, кинематографический, изобразительный, музыкальный, литературно-художественный), которые соединяют в себе вербальные и невербальные знаки и образуют синтетические системы в определенных видах искусства; в конкретных ситуациях как вид коммуникации выступают одежда и предметы быта.

Высказывание основная (элементарная) единица коммуникации, его вербализованный (языковый) результат, продукт речевого действия, по отношению к предложению как языковой информационной единице – коррелят, функционирующий в речи. В качестве коммуникативной единицы высказывание характеризуется ситуативностью, социальной обусловленностью, вариативностью, избирательностью, неустойчивостью и «эфемерностью».

Глобальные компьютерные сети сети, которые опоясывают весь земной шар – например, сети крупных промышленных корпораций, имеющих филиалы в разных странах мира.

Глобализация процесс охватывающий весь земной шар, т.е. всемирный, всесторонний, полный, универсальный, всеобщий; объективный процесс, направленный на усиление взаимосвязи и взаимозависимости всех стран и народов, на появление общих проблем, затрагивающих все человечество. Результат мощного развития производительных сил в условиях НТР и достижения таких масштабов общественного производства, когда появляется угроза нарушения баланса между обществом и природой.

Глобальность (фр. «global» – всеобщий, лат. «globus» – шар) – видение современного мира в целостности и взаимосвязи всех процессов, затрагивающих интересы и судьбы всего человечества. Изучается глобалистикой, наукой исследующей происхождение, проявления, пути решения глобальных проблем, а также в самом общем виде макросоциоприродные системы и их динамику.

Декодирование – этап коммуникации включающий расшифровку принятой информации, т.е. интерпретацию сигнала, его перевод в мысли получателя, используя опыт и имеющиеся знания.

Дискурс (лат. «discursus» – рассуждение, фр. «discours» – речь) -разновидность коммуникации, ориентированной на свободное обсуждение и принятие мнений и предложений, необходимых для организации совместных действий людей; фактически «творимый» в речи связный текст, рассматриваемый в событийном плане, и в котором актуализируются не только мгновенно языковые факторы – правила сочетаемости слов и последовательности высказываний, их интонационное оформление, формы переспроса, перебивания партнера, виды реакции на вопрос и т.п., но и неязыковые факторы. В дискурсе актуализируются невербальные средства, правила речевого этикета. Сложная единица коммуникации.

Интернет (Internet) – всемирная компьютерная сеть, состоящая из множества локальных сетей.

Информация – сообщение, проходящее между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояний последней. Первоначально это понятие связывалось исключительно с коммуникативной деятельностью в обществе без учета наличия информационных процессов в неживой природе.

Информация оценочная компонент смысловой информации, поскольку не может актуализироваться самостоятельно, без опоры на смысл.

Информация смысловая информация, связанная с социальными реалиями и явлениями, которые представляют интерес для общества, социальных групп и индивидов в плане социальных ценностей и проблем.

Канал коммуникации – средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю, путь физической передачи сообщения. Каналы разделяются на коммуникативные – устная и письменная речь в вербальной, жесты, мимика, телодвижения, голос и т.д. в невербальной коммуникации; коммуникационные – визуальный, аудитивный, аудитивно-визуальный в массовой коммуникации (газеты, телевидение, компьютер, телефонная связь и т.д.) и односторонние, двусторонние и многосторонние каналы в организационной (управленческой) коммуникации.

Классификация коммуникации – систематизация коммуникаций по ряду признаков на множество разновидностей. Например: по направленности – вертикальные и горизонтальные; по виду отправителя – формальные, неформальные, слухи; по средствам передачи – вербальные, невербальные, документированные, с помощью технических средств; по виду получателя – внешние и внутриорганизационные.

Кодирование процесс преобразования смысла идей источника коммуникации в систематический набор символов, на язык, понятный получателю.

Коммуникабельность черта характера личности, заключающаяся в умении общаться с людьми, вступать в контакт. Включает в себя способность быстро без лишних затрат умственной и физической энергии адаптироваться в новых условиях.

Коммуникант (реципиент) – тот, кто получает сообщение и определенным образом реагирует на него. Если коммуникатор кодирует информацию и передает сообщение по каналам связи, то коммуникант осуществляет обратный процесс: он получает сообщения и декодирует их, т.е. переводит символы в значения.

Коммуникативная / социальная ситуация совокупность условий, в которые включены субъект и объект социальной деятельности и которые оказывают влияние на эту деятельность.

Коммуникативная роль определенное поведение в определенной ситуации и сопряжена с категорией социального статуса, поэтому для обозначения иногда используется термин «социальная роль».

Коммуникативная сфера социально обусловленная область коммуникативной деятельности человека, имеющая свои функции, определяемые коммуникативными потребностями– необходимостью сообщить или получить некоторую информацию.

Коммуникативная установка воздействие на партнера с той или иной целью: убедить, посеять сомнения, заставить что-то сделать и т.п.

Коммуникативные потребности потребности личности, связанные с информационным обеспечением ее жизненно необходимых подструктур (опыт, знания; направленность и интересы; специфические формы отражения; биологически обусловленные свойства). К ним относятся потребности: ориентировки в окружении; в эмоциональном контакте; в познании окружения; удовлетворения смысла жизни. В массовой коммуникации определяют информационные ожидания аудитории, а отсюда – функции СМК.

Коммуникативные системы системы реализующие различные виды социальной коммуникации в определенной сфере деятельности общества. Основополагающими признаками такой системы являются объектность (наличие объекта, сущностей, элементов), структура (сеть отношений или связей между элементами) и целостность (обеспечивающая составляющая функционирования системы как единства). Различают естественные, искусственные и естественно-искусственные коммуникативные системы.

Коммуникативные системы апостериорные (лат. «a posteriori» -из последующего) – системы, которые создаются на базе естественных языков, из которых обычно заимствуются коммуникативные средства и структура.

Коммуникативные системы априорные (лат. «a priori» – изначально) – системы, которые создаются как независимые, без опоры на естественный язык.

Коммуникативные системы естественные системы, в которых используются коммуникативные средства естественного языка – слова, словосочетания, жесты, мимика, телодвижения. Они имеют национальную специфику. Такие системы характеризуются многофункциональностью, социальной дифференциацией, высокой степенью вариативности, динамикой развития и представляют различные уровни коммуникации.

Коммуникативные системы искусственные – системы, в которых используются сконструированные или заимствованные из разных областей знаний символы, формулы, графы, знаки для обозначения связей и отношений элементов. Искусственные системы ориентированы на задачи общения на международном уровне, поэтому национальная специфика для них не характерна. Такие коммуникативные системы подразделяются на априорные, апостериорные и смешанные.

Коммуникативные системы смешанные (естественно-искусственные) системы, в которых используются элементы естественного языка и искусственно созданные элементы и связи между ними. В смешанном виде довольно четко различаются неспециализированные и специализированные коммуникативные системы.

Коммуникативные структуры социальные структуры общества в части их социально значимых параметров стратификации общества (пол, возраст, род, занятия, образ жизни и другие) связанных с дифференциацией и варьированием нормативных характеристик коммуникации.

Коммуникативный акт поступок или действие направленное на получение или передачу информации в условиях различных видов общения, по различным каналам и с помощью различных средств.

Коммуникатор источник информации, создатель сообщения. В качестве коммуникатора может выступать индивид или группа.

Коммуникации в управлении (организации) общение, передача информации от органа к органу, от человека к человеку в процессе деятельности руководителя (органа) и связана с выполнением следующих процедур и операций: получение, проверка и обработка информации; разработка и реализация решений; контроль и корректирование их выполнения; систематизация и хранение данных по выполненным решениям. Основной способ реализации этой деятельности – коммуникации, которые рассматриваются как процесс и как явление. Как процесс они отражают принципы и закономерности обмена информацией между людьми, как явление – представляют установленные нормы (правила, инструкции, положения) взаимодействие между людьми в рамках организаций, соответствующих организационных форм. Типология коммуникации: между организацией и внешней средой; внутри организации (во внутренней среде) – вертикальные, горизонтальные, межличностные коммуникации, формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

Коммуникации вертикальные между руководством и остальной частью организации; перемещение информации в рамках вертикальной (межуровневой) коммуникации, связывающей все уровни управления организации в единое целое.

Коммуникации горизонтальные между подразделениями, внутри подразделений по уровням деятельности и управления; коммуникации между лицами, подразделениями организации с целью обмена информацией на каждом иерархическом уровне организации.

Коммуникационная сеть – система коммуникативных взаимоотношений (коммуникационных процессов) с помощью информационных потоков между группами или индивидами в ходе совместной деятельности. Различают сети: структурные – сеть полной системы (охватывающая всех индивидов в организации), сети групп (подсистем – от 2–5 до 25–30 человек) и личностные коммуникативные сети (между отдельными членами организации); системные – радиальные (открытые), взаимосвязанные (замкнутые) и комбинированные; конфигуративные – «круг» (децентрализованные), «штурвал» (сильно централизованные), «цепь» (слабо централизованные), «игрек» (имеющие ответвление), «тент» (имеющие разветвление), «палатка» (горизонтальные коммуникации верхнего уровня), «дом» (горизонтальные коммуникации на всех уровнях), «паутина» (большое количество беспорядочных коммуникационных связей); ролевые – «сети власти» (для передачи указаний), «сети обмена информацией» (для сообщения о состоянии дел), «сети экспертизы» (для передачи знаний).

Коммуникационный стиль способ, с помощью которого строятся коммуникационные связи и взаимодействие субъектов и объектов информации.

Коммуникация (лат. «communicatio» – сообщение, передача и «communicare» – делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать) – средство связи любых объектов материального и духовного мира, процесс общения как передача информации от человека к человеку, передача и обмен информацией в обществе в целях воздействия на него; социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и других).

Коммуникация «руководитель – подчиненный» коммуникация между руководителем и подчиненным непосредственно в ходе совместной деятельности в организации.

Коммуникация «руководитель –рабочая группа» коммуникация руководителя непосредственно с группой или в группе.

Коммуникация внутриличностная (интраперсональная) – коммуникация, которая возникает внутри самого индивида, непосредственная коммуникация между индивидом и персональным средством передачи информации (электронными средствами: компьютер – интернет, телевизор, телевизор – телетекст; электропроводными средствами: факс, телетайп; печатной продукцией: газета, журнал, книга, брошюра, буклет).

Коммуникация восходящая – коммуникативный поток в группе или организации перемещающийся от более низкого к более высокому уровню. Используется для получения руководителем сообщений, сведений, идущих к нему снизу вверх по служебной лестнице от подчиненных.

Коммуникация групповая (внутригрупповая) охватывает проблемы информационного взаимодействия в малых группах. Количество ее членов может быть от 2–3 до 20–30 человек. К таким группам относят семью, профессиональный коллектив, компанию друзей т.п. Оптимальный объем группы – 10–15 человек.

Коммуникация личностная случайный обмен информацией между людьми при встрече.

Коммуникация массовая (лат. «massa» – ком, кусок; лат. «communication – сообщать) – процесс сообщения социальной информации с помощью средств коммуникаций большому количеству пространственно рассредоточенных людей (массовой аудитории).

Коммуникация межгрупповая / межорганизационная коммуникационное взаимодействие, в процессе которого потоки информации циркулируют между двумя или большим количеством социальных групп и организаций в целях координации и осуществления совместной деятельности либо противодействия друг другу.

Коммуникация межличностная (интерперсональная) – коммуникация одного человека с другим, в процессе которой они регулируют речевое поведение друг друга для осуществления взаимодействия и воздействия в соответствии с их основной целью и мотивами в условиях совместной деятельности.

Коммуникация неофициальная коммуникация, представляющая собой сложившуюся систему неофициальных коммуникационных связей, возникающих в процессе официальной деятельности.

Коммуникация неформальная (социально-психологическая) - сложившаяся система коммуникационных связей межличностного и группового общения.

Коммуникация нисходящая коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню. Ориентирована на: сообщение руководителем подчиненным целей и задач деятельности; передачу им распоряжений, установок, требований, доведение до них критериев эффективности работы и ее оценки; достижение признания и вознаграждения с целью мотивации эффективности труда.

Коммуникация организационная коммуникация как внутри организации между ее группами, составляющими подразделениями (процесс распространения информации через общедоминирующий центр и межгрупповые связи), так и вне организационная коммуникация (коммуникация с внешней средой). Преимущественно представляет функциональные процессы в больших интегрированных сетях, возникающих в процессе формального и неформального взаимодействия индивидов и групп в организациях.

Коммуникация официальная узаконенная и признанная институциональная система, часть официальных отношений, т.е. отношений от «имени лица (организации)», но которые при этом могут и не быть предусмотрены программой.

Коммуникация социальная коммуникативная деятельность людей, обусловленная целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе.

Коммуникация формализованная коммуникация, в которой произошло закрепление объективных элементов социальной действительности в единых образцах, представляющая собой стандартизацию поведения или стандарты деятельности.

Коммуникация формальная способ организованности, построенный на формализации коммуникативных связей; система правил, регулирующих поведение и деятельность, закрепленных в нормативных документах и отраженных во взаимосвязанных формальных должностных и профессиональных требованиях и предписаниях, стандартах поведения и деятельности, задающих цели, направленность, сферу, границы, правила, способы поведения и деятельности работника организации (подразделения).

Контроль (фр. «controle» – проверка) – способ, механизм саморегуляции общественной жизнедеятельности, социальных систем (групп, коллективов, организаций, общества в целом), осуществляющийся посредством нормативного (морального, правового, административного и т.д.) регулирования поведения людей.

Культура (лат. «kultura» – возделывание, обработка, воспитание, образование, развитие, почитание) – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура массовая (англ, «mass culture») – термин, обозначающий ту часть культуры общества, которая связана с массовым производством единого механизма социальной ориентации на формирование духовно неразвитой личности; обобщенная характеристика господствующих в обществе стереотипов культуры, распространяемых через СМИ.

Мультимедиа совокупность различных типов информации – текста, речи, музыки, цветных и черно-белых диапозитивов, а также мультипликационных и видиофильмов.

Научно-технический прогресс единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, основа социального прогресса. Современный этап НТП выражается в научно-технической революции, резком ускорении прогресса на основе превращения науки в ведущий фактор развития общества.

Обратная связь реакция получателя на сообщения источника. Коммуникатор учитывает информацию о реакции коммуниканта, полученную по каналам обратной связи, и корректирует свою деятельность в соответствии с ней.

Общение социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом с помощью вербальных средств коммуникации.

Ответственность синоним обязанности что-либо сделать; последствие нарушения обязанности; принятие или возложение определенных обязательств; предъявление на этой основе требований к соответствующему лицу, группе, организации с последующим применением санкций в случае невыполнения подобных обязательств.

Передача сигнала процесс, с помощью которого сообщение в виде сигнала передается от источника к получателю; путь (канал) физической передачи сообщения (пресса, радио, телевидение, компьютер, телефонная связь и т.д.).

Процесс коммуникативный процесс становления, развития и функционирования всех социальных систем, обеспечивающий связь между людьми и их общностями, делающий возможной связь между поколениями, способствующий накоплению и передаче социального опыта, его обогащению, распределению труда и обмену его продуктами, организации совместной деятельности, трансляции культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.094 с.)