Черты коммуникативной системности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Черты коммуникативной системности



Общие: структурно-функциональные связи единиц по «горизонтали», социальная дифференциация и вариативность единиц, относительный характер целостности.

Отличительные: природа и номенклатура единиц, их структурно-функциональные связи по «вертикали», одновременная реализация факторов, обусловливающих вариативность коммуникативных единиц.

5.2

Критерии коммуникативных систем: 1. Целевое назначение системы (какая информация сообщается и кому предназначается). 2. Выбор коммуникативных средств (печать, радио, ТВ и т.д.). 3. Каналы передачи и восприятия информации (ауди-тивное, визуальное, аудитивно-визуальное, тактильное). 4. Способы обмена информацией (естественные и искусственные).

Естественные системы системы, в которых используются коммуникативные средства естественного языка – слова, словосочетания, жесты, мимика, телодвижения.

Характеризуются: многофункциональностью, социальной дифференциацией, вариативностью, динамикой развития

Искусственные системы системы, в которых используются сконструированные (часто на базе вербального языка) или заимствованные из разных областей знаний символы, формулы, графы, знаки для обозначения связей и отношений элементов.

 

Априорные – (от лат. a priori – изначально) системы, которые создаются как независимые, без опоры на естественный язык.

А. Философские языки – языки, основанные на логической классификации понятий. Б. Языки математики: язык дифференциального исчисления; язык интегрального исчисления; язык математической логики и др. В. Символический язык химии. Г. Символический язык лингвистики

Апостериорные – (от лат. a posteriori – из последующего) системы, которые создаются на базе естественных языков, из которых обычно заимствуются коммуникативные средства и структура.

А. Язык эсперанто. Б. Язык ИДО

Смешанные – системы, в которых используются элементы естественного языка и искусственно созданные элементы и связи между ними.

А. Неспециализированные (язык волапюк).

Б. Специализированные: языки программирования;

информационные языки

 

Глава 6

6.1

СЕМИОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

 

Семиотика (греч. semeion – знак, признак) – наука, которая изучает общие свойства знаков, строение и функционирование знаковых систем, способных хранить и передавать информацию; учение о природе и разновидностях знаковых процессов (Ч.С. Пирс).

Типы знаков (Ч.С. Пирс): икона, индекс, символ.

Аспекты характера соотнесенности знаков:

 

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

 

Слово основная единица языка, служащая для наименования предметов, лиц, процессов, свойств.

Речевой акт 1. Целенаправленное речевое поведение, совершаемое в соответствии с правилами речевого поведения, принятыми в обществе. 2. Единица нормативного социоречевого поведения в рамках определенной коммуникативной ситуации.

Высказывание вербализованный результат речевого акта, продукт речевого действия.

Дискурс в речи связный текст, рассматриваемый в событийном плане.

Типы дискурсов

 

6.2

МЕТАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

 

Метаязык язык «второго порядка», языковый подуровень

 

Особенности метаязыковой коммуникации, ограниченная вариативность по сравнению с естественным языком, стремление к однозначной интерпретации термина; доминирование информационной функции, адекватная передача информации; стереотипичность речевых актов, в которых реализуется общенаучная и терминологическая лексика; социальная ориентированнбсть на участников коммуникации с точки зрения их научной компетентности и профессиональной специализации; более последовательное соблюдение речевого этикета, принятого в научной сфере коммуникации.

ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Паралингвистическая коммуникация коммуникация невербальными средствами

Основа: невербальные средства коммуникации – жесты, мимика, телодвижения, свойства голоса, тон, паузы.

Истоки невербальной коммуникации:

а) биологический; б) социальный.

Типы невербальных средств: 1) поведенческие знаки; 2) ненамеренные знаки; 3) собственно-коммуникативные знаки.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

 

Синтетика коммуникации коммуникативные системы, актуализируемые по различным каналам передачи информации, т.е. образ в искусствах, созданный из совокупности разнородных коммуникативных и художественных средств и являющийся по своей природе как бы синтезированным

Общее: гетерогенность; сложная структура; относительная целостность; актуализация эстетической функции; односторонняя коммуникация с элементами обратной связи; сильное воздействие на чувства людей, их сознание и подсознание; тенденция к универсализации в информационной и прагматической функциях и к специализации в экспрессивных и эстетической функциях.

Различия: 1. Состав коммуникативных единиц /театр – кино/; 2. Структура отношения и взаимодействия разнородных коммуникативных средств и степень их доминирования /танец – музыка/; 3. Степень опосредованности коммуникации /театр – телевидение/; 4. Степень массовости коммуникации.

Глава 7

7.1

Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена социума

Структура личности:

 

ü общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);

ü социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации);

ü индивидуально-неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание).

Характерные черты личности:

 

Ø самосознание;

Ø ценностные ориентации;

Ø социальные отношения;

Ø ответственность за свои поступки;

Ø известная автономность в отношении к государству и обществу.

Языковая личность – совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются:

а) степенью структурно-языковой сложности;

б) глубиной и точностью отражения действительности;

в) целевой направленностью

Уровни языковой личности:

 

¡ вербально-семантический (складывается из запаса, слов и словосочетаний, которыми пользуется индивид в естественной вербальной коммуникации);

¡ лингво-когнитивный (связан с интеллектуальной сферой личности, познавательной деятельностью человека, предполагающей мыслительные процессы);

¡ мотивационный или прагматический (определяется целями и задачами коммуникации – намерением говорящего, его интересами, мотивами и конкретными коммуникативными установками).

7.2

Коммуникативная личность – одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией – умением выбрать коммуникативный код, обеспечивающий адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.012 с.)