Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Черты коммуникативной системности
Общие: структурно-функциональные связи единиц по «горизонтали», социальная дифференциация и вариативность единиц, относительный характер целостности. Отличительные: природа и номенклатура единиц, их структурно-функциональные связи по «вертикали», одновременная реализация факторов, обусловливающих вариативность коммуникативных единиц. 5.2 Критерии коммуникативных систем: 1. Целевое назначение системы (какая информация сообщается и кому предназначается). 2. Выбор коммуникативных средств (печать, радио, ТВ и т.д.). 3. Каналы передачи и восприятия информации (ауди-тивное, визуальное, аудитивно-визуальное, тактильное). 4. Способы обмена информацией (естественные и искусственные). Естественные системы – системы, в которых используются коммуникативные средства естественного языка – слова, словосочетания, жесты, мимика, телодвижения. Характеризуются: многофункциональностью, социальной дифференциацией, вариативностью, динамикой развития Искусственные системы – системы, в которых используются сконструированные (часто на базе вербального языка) или заимствованные из разных областей знаний символы, формулы, графы, знаки для обозначения связей и отношений элементов.
Априорные – (от лат. a priori – изначально) системы, которые создаются как независимые, без опоры на естественный язык. А. Философские языки – языки, основанные на логической классификации понятий. Б. Языки математики: язык дифференциального исчисления; язык интегрального исчисления; язык математической логики и др. В. Символический язык химии. Г. Символический язык лингвистики Апостериорные – (от лат. a posteriori – из последующего) системы, которые создаются на базе естественных языков, из которых обычно заимствуются коммуникативные средства и структура. А. Язык эсперанто. Б. Язык ИДО Смешанные – системы, в которых используются элементы естественного языка и искусственно созданные элементы и связи между ними. А. Неспециализированные (язык волапюк). Б. Специализированные: языки программирования; информационные языки
Глава 6 6.1 СЕМИОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Семиотика (греч. semeion – знак, признак) – наука, которая изучает общие свойства знаков, строение и функционирование знаковых систем, способных хранить и передавать информацию; учение о природе и разновидностях знаковых процессов (Ч.С. Пирс).
Типы знаков (Ч.С. Пирс): икона, индекс, символ. Аспекты характера соотнесенности знаков:
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Слово – основная единица языка, служащая для наименования предметов, лиц, процессов, свойств. Речевой акт – 1. Целенаправленное речевое поведение, совершаемое в соответствии с правилами речевого поведения, принятыми в обществе. 2. Единица нормативного социоречевого поведения в рамках определенной коммуникативной ситуации. Высказывание – вербализованный результат речевого акта, продукт речевого действия. Дискурс – в речи связный текст, рассматриваемый в событийном плане. Типы дискурсов
6.2 МЕТАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Метаязык – язык «второго порядка», языковый подуровень
Особенности метаязыковой коммуникации, ограниченная вариативность по сравнению с естественным языком, стремление к однозначной интерпретации термина; доминирование информационной функции, адекватная передача информации; стереотипичность речевых актов, в которых реализуется общенаучная и терминологическая лексика; социальная ориентированнбсть на участников коммуникации с точки зрения их научной компетентности и профессиональной специализации; более последовательное соблюдение речевого этикета, принятого в научной сфере коммуникации. ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Паралингвистическая коммуникация – коммуникация невербальными средствами Основа: невербальные средства коммуникации – жесты, мимика, телодвижения, свойства голоса, тон, паузы. Истоки невербальной коммуникации: а) биологический; б) социальный. Типы невербальных средств: 1) поведенческие знаки; 2) ненамеренные знаки; 3) собственно-коммуникативные знаки. СИНТЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Синтетика коммуникации – коммуникативные системы, актуализируемые по различным каналам передачи информации, т.е. образ в искусствах, созданный из совокупности разнородных коммуникативных и художественных средств и являющийся по своей природе как бы синтезированным
Общее: гетерогенность; сложная структура; относительная целостность; актуализация эстетической функции; односторонняя коммуникация с элементами обратной связи; сильное воздействие на чувства людей, их сознание и подсознание; тенденция к универсализации в информационной и прагматической функциях и к специализации в экспрессивных и эстетической функциях. Различия: 1. Состав коммуникативных единиц /театр – кино/; 2. Структура отношения и взаимодействия разнородных коммуникативных средств и степень их доминирования /танец – музыка/; 3. Степень опосредованности коммуникации /театр – телевидение/; 4. Степень массовости коммуникации. Глава 7 7.1 Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена социума Структура личности:
ü общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции); ü социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации); ü индивидуально-неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание). Характерные черты личности:
Ø самосознание; Ø ценностные ориентации; Ø социальные отношения; Ø ответственность за свои поступки; Ø известная автономность в отношении к государству и обществу. Языковая личность – совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности; в) целевой направленностью Уровни языковой личности:
¡ вербально-семантический (складывается из запаса, слов и словосочетаний, которыми пользуется индивид в естественной вербальной коммуникации); ¡ лингво-когнитивный (связан с интеллектуальной сферой личности, познавательной деятельностью человека, предполагающей мыслительные процессы); ¡ мотивационный или прагматический (определяется целями и задачами коммуникации – намерением говорящего, его интересами, мотивами и конкретными коммуникативными установками). 7.2 Коммуникативная личность – одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией – умением выбрать коммуникативный код, обеспечивающий адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.012 с.) |